Реферат: Роль педагога учреждения дошкольного образования в воспитании женственности у девочек старшего дошкольного возраста

На современном этапе развития общества одной из целей образовательных учреждений становится создание условий для становления личности ребенка с учетом будущей (или актуальной) полоролевой идентичности, реализации его внутренних сил и потребностей, приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.

Дата добавления на сайт: 31 июля 2024


Скачать работу 'Роль педагога учреждения дошкольного образования в воспитании женственности у девочек старшего дошкольного возраста':


Введение
На современном этапе развития общества одной из целей образовательных учреждений становится создание условий для становления личности ребенка с учетом будущей (или актуальной) полоролевой идентичности, реализации его внутренних сил и потребностей, приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, закрепленным в культурно-историческом опыте поколений. Многие традиционные ценности, включая ценности семьи, полоролевые, детско-родительские, супружеские отношения, претерпевают значительные изменения, подменяются образцами массовой субкультуры и становятся невостребованными образованием, обществом и личностью. Полоролевые модели сознания и поведения в современном обществе, отражающие стереотипы мужественности и женственности, характеризуются размытостью ценностных качеств, что осложняет выбор стратегий поведения детьми, актуализирует проблему возрождения ценностных ориентаций как основных нравственных регуляторов в сфере взаимоотношений между полами в научных исследованиях и в житейском опыте человека.
Актуальность исследования обусловлена значимостью пола и полоролевой идентичности в личностном становлении и развитии человека (развитие ориентаций, отношений, поведения). Известно, что первые 5-6 лет жизни − это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики, в которые самым интимным образом вплетена полоролевая дифференциация. Научные данные многих современных отечественных и зарубежных исследований доказывают, что процесс осознания своей половой принадлежности − единый биосоциальный процесс, соединяющий онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, В.С. Мухина, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина, А. Бандура, Дж. Уолтер, Дж. Мани и др.). По утверждению И.С. Кона, все или почти все онтогенетические характеристики являются не только возрастными, но и половозрастными, и в реальной жизни ребенок развивается, осознает себя как представитель определенного пола [21].
Современное общество характеризуется утратой нравственных критериев в оценке межполовых отношений, «размытостью» полоролевых стереотипов, недифференцированностью эталонов мужского и женского поведения, девальвацией традиционного для славянской культуры отношения к матери и материнству как святыне. Это отнюдь не полный перечень действующих факторов, обуславливающих необходимость разработки проблемы воспитания женственности у девочек дошкольного возраста, решение которой будет способствовать успешной социализации детей, совершенствованию «женской» индивидуальности, построению ими в будущем гармоничных семейных взаимоотношений.
Полоролевое воспитание, в отличие от психосексуального, где в центре стоит половое просвещение и половая гигиена, по существу, является важной частью нравственного воспитания (Д.В. Колесов, И.С. Кон, Т.А. Репина, В.А. Сухомлинский и др.). Оно включает в себя формирование у детей полоролевых представлений, полоролевого опыта, качеств мужественности и женственности (Л.А. Арутюнова, Н.К. Ледовских, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина и др.). Полоролевое воспитание в детском саду обеспечивает овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволяет сформировать адекватную полу модель поведения.
Содержательный анализ формирующей среды современных воспитанников дошкольных учреждений позволяет выделить некоторые ее особенности, не совсем соответствующие происходящим социальным изменениям:
в средствах массовой информации образы мужчины и женщины представляются как диаметрально противоположные: мужчина предстает личностью творческой, профессиональной, способной принимать решения и одерживать победы, для женщины достаточно иметь привлекательную внешность и уметь создавать домашний уют;
многие детские книги способствуют укреплению устаревших гендерных стереотипов, где мужчины предстают в качестве активного и творческого начала, а героини чаще всего бывают жертвами, объектами защиты и поклонения;
в группе сверстников наблюдается ярко выраженная половая консолидация между детьми одного пола: мальчики играют с мальчиками, девочки с девочками, между детьми разного пола отсутствует или очень ограничен опыт общения и сотрудничества.
Таким образом, возникает противоречие между научно обоснованными представлениями о психологически благополучном содержании моделей поведения и их реальным содержанием, с одной стороны, и объективными условиями воспитания − с другой. Если до недавнего времени проблема заключалась в основном в том, что фемининная педагогическая среда дезориентирует мальчиков, маскулинные качества которых не поощряются, а фемининные осуждаются, то сегодня можно говорить и о несоответствии педагогической среды требованиям к содержанию модели поведения современной женщины. Как результат, у детей дошкольного возраста формируются неадекватные представления о содержании будущих социальных ролей, нарушается процесс половозрастной идентификации, возникают проблемы в общении со сверстниками.
Среди современных отечественных исследований, посвященных начальным стадиям половой социализации, генезису гендерной идентичности, выделяются работы В.В. Абраменковой, А.И. Захарова, М.Н. Зыковой, Д.В. Ильченко, Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана, Д.В. Колесова, И.И. Лунина, В.С. Мухиной, Н.В. Плисенко, Т.А. Репиной, И.В. Романова, А.Г. Хрипковой, А.А. Чекалиной.
Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время ведутся исследования по проблемам гендерной социализации современной семьи; предпринимаются попытки разработки концепций гендерного образования детей дошкольного возраста (И.С. Клецина, Е.А. Конышева, Т.А. Репина, Л.В. Штылева), что предполагает актуальность на научно-теоретическом уровне.
На научно-методическом уровне актуальность обусловлена тем, что дошкольное образовательное учреждение как социальный институт продолжает воспроизводить стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, способствовать формированию стереотипов самовосприятия и самооценки личности ребенка дошкольного возраста по половому признаку, что, в свою очередь, нивелирует проявления индивидуальности воспитанников в выборе дальнейшего жизненного самоопределения. Это связано с отсутствием пособий, дидактического материала, методических рекомендаций как для гендерной социализации детей дошкольного возраста, так и для совершенствования профессиональной деятельности педагогов и родителей в вопросах гендерной социализации детей дошкольного возраста.
В возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что пол (гендер) не меняется: мальчики становятся мужчинами, девочки − женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Однако содержание работы с детьми дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению, исследователей (С.А. Марутян, Н.В. Плисенко, Т.А. Репиной, Л.Г. Таранниковой, С.В. Шаповаловой и др.) приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки − нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов (Т.А. Репина).
Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования - «Роль педагога учреждения дошкольного образования в воспитании женственности у девочек старшего дошкольного возраста».
На основе анализа психолого-педагогической литературы была определена и сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса гендерной социализации девочек старшего дошкольного возраста в условиях современного детского сада.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и апробации психолого-педагогических условий гендерной социализации (воспитания женственности) у девочек 5-6 лет в дошкольном учреждении.
Объект исследования - организация педагогом дошкольного учреждения процесса гендерной социализации девочек старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия, стратегии, формы и методы воспитания женственности у девочек старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Задачи исследования:
Изучить состояние проблемы гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста в научной литературе.
Рассмотреть понятия «гендерная социализация», «гендерная роль», «женственность», «мужественность» и т.д.
Осуществить подбор диагностического инструментария для изучения динамики гендерной социализации девочек старшего дошкольного возраста.
Выявить и обосновать психолого-педагогические условия гендерной социализации девочек дошкольного возраста в условиях детского сада.
Методы исследования: методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта работы, наблюдение, опрос, интервью, анкетирование КОГО, беседа, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов педагогического эксперимента. В процессе гендерной социализации мы применяли метод сравнения, метод моделирования жизненно значимой ситуации, метод проблемных ситуаций с элементами самооценки.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теории гендерной социализации личности (К. Гиллиган, К. Гэри, К. Джеклин, Ф.Л. Джес, Е. Маккоби, Дж. Мани, Л.В. Попова, М. Черноушек, Г. Хофстед, Н. Ходоров, К. Эрхард и др.); педагогические идеи гендерного воспитания мальчиков (Е.К. Барановская, В. Бездетных, А.А. Вахрушев, В.А. Караковский, Л.А. Коряшина, Л.А. Левшин) и девочек (В.П. Нишева, Л.Н. Тимощенко); педагогические идеи подготовки педагога к работе с мальчиками и девочками (В.Е. Каган, В.А. Караковский, Д.В. Колесов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.М. Чернов и т.д.); гендерный подход (О.А. Воронина, М. Гариен, Д. Еремеева, И.С. Кон, Д.В. Колесов, Л.В. Попова, Т.А. Репина, Л.Л. Рыбцова, А.Г. Хрипкова, Т.П. Хризман).
Исследование подразделялось на 3 этапа: 1) констатирующий этап исследования; 2) формирующий этап исследования;3) контрольный этап исследования.
Этапы исследования:
Первый этап - поисково-теоретический. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Определение цели, рабочей гипотезы и задач исследования. В проведение констатирующего этапа эксперимента.
Второй этап - опытно-поисковый. Проверка гипотезы, уточнение этапов и проведение формирующего эксперимента.
Третий этап - обобщающий. Систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, анализ интерпретации данных педагогического эксперимента, оформление работы.
Для исследования уровня сформированности качеств мужественности и женственности у детей нами использовались следующие методики:
диагностическая карта обследования детей «Гендерная идентичность»;
методика «Неоконченные ситуации» (О.И. Иванова).
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 20 человек, из них 9 девочек старшего дошкольного возраста (40%).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста
.1 Полоролевая социализация детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
Социальное назначение мужчин и женщин рассматривали еще Аристотель, Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо и др. В философии дифференциация маскулинного и фемининного отражена в трудах В.Г. Белинского, Н. Бердяева, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, И. Ильина, В. Розанова, В.Соловьева, П. Флоренского, А. Хомякова, Н.Г. Чернышевского и др., которые рассматривали различия мужского и женского начал на основе духовности.
Основное положение теории личности заключается в том, что индивид усваивает культурные образцы своего окружения, его нормы и ценности, представления и стереотипы в процессе социализации. Социализация продолжается в течение всей жизни. Вначале усвоение происходит скорее бессознательно и пассивно, а позже - гораздо более осознанно и творчески. Гендерная идентичность (сущность которой заключается в отождествлении ребенком себя с представителем определенного пола) создается на протяжении жизни человека в ходе усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, - в ходе гендерной социализации. Содержание гендерной социализации определяется уровнем социально-экономического развития общества, особенностями культуры и конкретным образом жизни индивида [18].
По данным психологов, гендерная идентичность, точнее, ее необходимая составляющая - понимание константности своего пола, - формируется у детей к возрасту 5-7 лет, в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет собственного опыта. Изучением процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте занимались Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Д.В. Колесов, А.Е. Ольшанникова, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина, Н.Б. Сельверова, Т.П. Хризман.
Гендерная социализация ребенка (как процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе [18] начинается с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать ею гендерной роли мальчика или девочки. Гендерная роль - это дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности [38].
И.С. Кон отмечает, что гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении [21].
В настоящее время проблемы, связанные с гендерной социализацией, являются актуальными. Помимо работ, которые всесторонне раскрывают проблемы гендерной социализации, существуют исследования, посвященные более узким проблемам. Так, изучена проблема усвоения и воспроизводства половых ролей, есть работы, посвященные гендерной социализации в системе образования, многие авторы обращаются к изучению вопроса СМИ как института гендерной социализации [18, С. 10].
В изучении проблемы гендерной социализации детей дошкольного возраста выделяются три направления исследований:
психологический подход, ориентирований на половое просвещение, рассмотрение проблемы с позиций сексологии и физиологии, психогигиены пола (С.И. Голод, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Д.В. Колесов, А.Г. Хрипкова и др.);
этический подход, сосредоточивающий внимание на нравственно-этических аспектах полевого воспитания, воспитания чувства чести и достоинства мальчиков и девочек (Л.А. Арутюнова, Л.А. Байкова, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, В.М. Гоголина, О.Р. Кунц, Т.А. Маркова, В.С. Мухина, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина и др.);
функциональный подход, посвященный формированию сексуальной культуры детей дошкольного возраста (Ю.В. Гаврилов, А.В. Меренное и др.).
В исследованиях, посвященных гендерному (половому) воспитанию детей дошкольного возраста (В.Б. Каган, Д.Н. Исаев, Д.В. Колесов, В.С. Мухина, Т.А. Репина, И.С. Кон, А.Г. Хрипкова и др.), изучались особенности развития личности девочки/мальчика дошкольного возраста, исследовались половозрастные, психосексуальные особенности детей до 6 лет, характер взаимоотношений между ними. Недостаточно внимания уделяется вопросам гендерной социализации в целостном педагогическом процессе. Социальные процессы, происходящие в обществе, требуют исследований по изучению позитивного и негативного влияния социума на становление индивидуальности мальчика/девочки, способов формирования культуры взаимоотношений полов, упорядочения процесса гендерной социализации детей дошкольного возраста.
Анализ литературы свидетельствует о том, что существует ряд теорий воспитания в процессе гендерной социализации (традиционная психоаналитическая, социального научения, когнитивного развития, новая теория пола, теория самоактуализации, теория полоролевого воспитания), которые раскрывают механизмы формирования полоролевых предпочтений, культуры взаимоотношений полов, становления женской/мужской индивидуальности, влияния на процесс полоролевого развития личности таких факторов, как семья, группа сверстников и средства информации.
В русскоязычной педагогической науке проблема воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста исследовалась в русле дифференцированного и гендерного воспитания (Т.Ю. Абаева, Л.А. Арутюнова, Л.В. Градусова, В.Е. Каган, Д.Н. Исаев, Д.В. Колесов).
Изменения, происходящие в обществе, потребовали поиска новых подходов к гендерному воспитанию детей дошкольного возраста, учитывающих половозрастные, индивидуальные особенности детей в социальном контексте, непреднамеренные социальные влияния на развитие детей до 7 лет, способствующие упорядочению процесса гендерной социализации.
Междисциплинарный подход дает возможность синтезировать сведения различных наук (биологических, физиологических, антропологических, психологических, философских, социологических, педагогических и др.) о закономерностях развития воспитанников дошкольного учреждения, современной социокультурной ситуации дошкольного детства, являющихся базовыми для целеполагания в воспитании, о подготовке студентов к решению инновационных для педагогики проблем.
Целостный и ролевой подходы позволяют организовать целенаправленное воспитание мальчика/девочки, в процессе которого осуществляется целостное развитие личности, индивидуальности ребенка, осуществляется формирование гендерной воспитанности.
В соответствии с этими подходами гендерная социализация детей дошкольного возраста − это процесс и результат общего и психосексуального развития мальчика/девочки, обусловленный конкретными социальными условиями. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе гендерной социализации рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность по развитию личности мальчика/девочки, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции) и гендерному воспитанию, направленному на овладение детьми гендерным репертуаром, навыками соответствующего гендерного поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующую позитивной гендерной социализации.
Анализ научной литературы по гендерной социализации показал, что содержание работы с детьми дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно. По мнению исследователей С.А. Марутян, Н.В. Плисенко, Т.А. Репиной, Л.Г....

Похожие материалы:

Курсовая работа: Роль художественной литературы и фильмов в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Курсовая работа: Роль игр с песком в эмоциональном развитии детей младшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Влияние родительского воспитания на развитие эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Влияние родительского отношения на самооценку детей старшего дошкольного возраста