Реферат: Роль семьи в психосоматическом развитии ребенка

Семья - основополагающая ячейка, где осуществляется социализация ребенка. Отклонения в поведении несовершеннолетних в большинстве случаев обусловлено семейной дезадаптацией. Особое значение семьи в том, что именно здесь человек приобретает свой первый опыт общественного существования, в семье закладываются основы его сознания и характера, моральные качества и волевые свойства.

Дата добавления на сайт: 24 августа 2024


Скачать работу 'Роль семьи в психосоматическом развитии ребенка':


Введение
семья психосоматический воспитательный эмоциональный
Семья - основополагающая ячейка, где осуществляется социализация ребенка. Отклонения в поведении несовершеннолетних в большинстве случаев обусловлено семейной дезадаптацией. Особое значение семьи в том, что именно здесь человек приобретает свой первый опыт общественного существования, в семье закладываются основы его сознания и характера, моральные качества и волевые свойства. Она создает безопасную психологическую атмосферу, привычную среду обитания и душевный комфорт. Поэтому от обстановки в семье, от личного примера родителей, от правильности их поведения по отношению к окружающему миру, к детям во многом зависит какими вырастут сами дети.
Сам психосоматический подход в клинике внутренних болезней можно охарактеризовать как совокупность множества факторов, некоторые из них мы хотели обозначить.
Многие исследования в области психосоматики посвящено изучению его роли в развитии восприимчивости к заболеваниям. Исходя из исследований на животных, ранний жизненный опыт, в частности опыт сепарации с матерью, последовательно вызывает патофизиологические изменения, такие как повышение активации гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой активации, может развить индивидуальную склонность к определенным заболеваниям у человека во взрослой жизни. Важными представляются события, имеющие отношение к физическому или сексуальному насилию в детстве, особенно в свете взаимодействия этого фактора с хроническими болями неясной этиологии, синдромом раздраженного кишечника.
Общеизвестные данные о влиянии значимых жизненных событий любого возраста появления, развитие или рецидив заболевания. Введение структурированных методов сбора данных и их контроль позволило установить связь между значимыми событиями и определенными заболеваниями, включающих эндокринные, сердечно-сосудистые, респираторные, желудочно-кишечные, аутоиммунные, кожные, опухолевые.
Влияние событий жизни на склонность к различным заболеваниям исследуется также в рамках изучения влияния стрессовых факторов на здоровье индивида. Роль жизненных изменений и стресса с упрощенной линейно описывает их взаимодействие теории превратилась в настоящий момент в комплексную многофакторную концепцию: теорию аллостатической нагрузки.
Цель работы - изучение роли семьи в психосоматическом развитие ребенка.
Глава 1. Особенности психосоматических расстройств
1.1 Понятие психосоматических расстройств
Очень часто врачи сталкиваются ситуациями, когда нет возможности точно установить причины возникновения того или иного заболевания. Довольно часто встречаются ситуации, когда никаких физиологических предпосылок для развития заболевания нет, но болезнь прогрессирует. Тогда и начинают говорить о психосоматических заболеваниях.
Идея о возможности влияния психического состояния на физическое здоровье не нова, об этом говорил еще древнегреческий философ Платон, который утверждал, что душа и тело являются единым целым. Позже его идеи поддержали многие ученые, и сегодня все чаще становится понятно, что наши эмоции часто руководят нашим физическим состоянием.
Традиционно под психосоматическими расстройствами понимают такие заболевания, этиологию и патогенез которых в значительной степени влияют психологические, психосоциальные и культурные факторы [11]. Существуют семь психосоматических расстройств, которые считают классическими ("Чикагская Семерка"): язва, бронхиальная астма, ревматоидный артрит, язвенные колиты, повышенное давление, тиротоксикозы и мигрень.
Срок психосоматика используется больше в методологическом смысле для того, чтобы подчеркнуть тип подхода к изучению и лечению определенных расстройств телесных функций. Кроме этого термин часто используется в нозологическом смысле, чтобы указать на ряд заболеваний, этиология которых, как полагают, в значительной степени зависит от индивидуальной эмоциональной динамики.
Истинные причины возникновения психосоматических заболеваний до сих пор остаются невыясненными, методы их лечения в предпочтительности имеют симптомоориентований характер. Этиология этих расстройств не укладывается в традиционные медицинские модели понимания болезней, поскольку требует учета не только телесных изменений, но и индивидуальной психологической динамики. Для объяснения психосоматических расстройств необходимо выйти за рамки сугубо медицинского подхода. Однако именно эта необходимость вызывает наибольшие трудности, поскольку психологические факторы этих заболеваний являются чрезвычайно сложными для изучения [11].
Существуют два больших класса теорий психосоматических расстройств: специфические и общие. Первые считают, что каждому заболеванию соответствует специфический психологический фактор, который проявляется в особенностях эмоциональной динамики, в констелляции личностных черт, фиксациях на определенных стадиях психосексуального развития и т. Д. Второй подход основывается на том, что для всех психосоматических расстройств существуют общие факторы, которые влияют на их этиологию. Именно эти теории находятся в фокусе нашего внимания.
Наиболее известен объяснения психосоматозов с помощью механизмов общего адаптационного синдрома. В русле этой теории возникновения соматических симптомов связывают со степенью интенсивности или продолжительности стрессовых жизненных событий. Данные многочисленных опытов с животными, обследование людей, переживших экстремальные условия существования, свидетельствуют о том, что длительная интенсивная угроза жизни может стать стимулом для психосоматических реакций [3]. Однако концепция стресса не может объяснить причины возникновения этих реакций, когда нет непосредственной опасности для жизни, в условиях, которые большинству людей могут казаться вполне нормальными.
Попытка ответа на эти ключевые вопросы мы находим в психоаналитических концепциях психосоматозов, которые основное внимание уделяют факторам развития и функционирования его.
Две ключевые особенности позволили постфрейдианському психоанализа приблизиться к аналитическому дослидженняпсихосоматичних заболеваний. Первая заключается в том особом внимании, которое было уделено доедиповим стадиям онтогенеза, когда ребенок впервые начинает выделять себя из окружающего мира, чувствует свою индивидуальность. Вторая особенность заключается в перемещении исследовательского фокуса динамики инстинктов на механизмы и этапы развития его.
Как теоретическое знание и как терапевтический инструмент психоанализ имеет значительные ограничения при применении к психосоматическим расстройствам. Психоаналитические методы направлены прежде всего на обработку символического, содержательного материала, из которого состоит структура невротических симптомов. Свободная ассоциация облегчает доступ к подавленным переживаний, которые сопровождают невротический симптом. В случае психосоматической реакции психоаналитика может встретить "молчание" соматического симптома. Свободная ассоциация не дает в таких случаях ощутимых результатов. Считается, что психосоматические симптомы не несут символической нагрузки [4]. Именно это приводит к их "молчания". Психосоматические реакции имеют своим источником те стадии психического развития, на которых ребенок еще не владела языком. Некоторые авторы акцентируют внимание на том, что психотерапевтическое обработки соматических симптомов может спровоцировать психотические реакции [10]. Поэтому терапия психосоматозов значительно отличается от классических моделей психотерапевтической интервенции.
Несмотря на строгие ограничения псхоаналитикам все же удавалось с успехом работать с психосоматическими пациентами. По мнению Д. Мак-Дауголл терапевтический эффект достигается за счет медленного, постепенного освобождения примитивных, архаичных импульсов, которые лежат в основе психосоматозов. Дальнейшая работа ведется уже с теми чувствами, которые возникают у пациента ассоциативно [9]. Г.Аммон предлагает использовать терапевтические процедуры, направленные на укрепление функций его, увеличения его силы и способности противостоять архаичным импульсам [11].
Историческое развитие психосоматики как науки претерпело много взлетов и падений, часто оказываясь на шатких и жестко критикуемый позициях.
Предполагая, что причины болезней совершенно естественны, Гиппократ предлагал врачам целостный подход к диагностике, основанный на получении информации "... из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, обычаев, молчание, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, которые они и когда появляются, с подергиваний, с зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, с рвота ». Медицина XIX - XX веков бурно развивалась в экспериментальном плане, и внимание ученых было приковано к отдельным наукам: цитологии, микробиологии, то есть от целостного подхода к больному взгляд ученых двигался по пути дивергенции.
Психосоматический подход, однако, не остановился в развитии, и определенным образом прогрессировал в рамках психоаналитической теории. С конца XIX века З. Фрейд в сотрудничестве с Брёйером изучал пациентов, которые демонстрируют истерическую симптоматику.
Позже было описано, что в основе таких нарушений лежит механизм конверсии: трансформации неприемлемого внутрипсихических конфликта в соматический эквивалент. Развитие теории «символического языка органов» связано с попытками объяснения тех или иных симптомов проявлением мыслей, стремлений, фантазий, вытесненных в бессознательное. Основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг заметил в процессе своих исследований направленных ассоциаций, определенные слова вызвали явное соматическую реакцию. Одна из важнейших личностей в психосоматической медицины, Г. Гроддек, считал соматическую симптоматику проявлением всей личности, определенным способом самовыражения, недоступного для реализации другими путями. При лечении пациентов Гроддек интерпретировал симптоматику как трансформированный язык такой психической структуры, как «Оно». Американский психоаналитик Ф. Александер в своей работе «Психосоматическая медицина» отразил свои взгляды на связь эмоциональной сферы и телесной симптоматики. Подавлена эмоциональная реакция имеет свой соматический эквивалент как нормальное физиологическое сопровождение хронизированного эмоционального состояния. Глубина вытесненного специфического эмоционального конфликта определяет форму психогенного заболевания: истерическая конверсия, вегетативный невроз, психосоматическое заболевание, причем каждому, по мнению Ф. Александера, характерен свой интрапсихический конфликт [13].
В совместной работе с Ш. Селесник Ф. Александер подчеркивал всеобъемлющую связь эмоциональных факторов (в том числе и стрессовых) с органическими функциями человека. Именно отношение к пациенту как к личности определяет психосоматический подход в медицине. Важны все факторы, которые каким-либо образом вступают во взаимодействие с соматическим состоянием человека, независимо от характера этого взаимодействия, рассматривая его как двустороннюю связь [1, 13].
Еще в то время, когда медицина основывалась исключительно на клиническом опыте, многие врачи отмечали распространенность некоторых болезней у лиц с определенным физическим или психическим складом.
Например, Альварес разработал концепцию о пептические-язвенной личности. Д. Дрейпер обнаружил, что у многих пациентов, страдающих язвенной болезнью, стоят зависимые и, как он назвал, женские черты личности. Ф. Данбар применила к опыту врачей методы психодинамической диагностики. Она исследовала профили личности и связывала их с определенными заболеваниями [13].
Зарубежный психосоматический подход качественно исследуется, связывается с экономически выгодными являются перспективными тенденциями в оказании медицинской помощи. В них подчеркивается мультидисциплинарный характер психосоматической медицины [19, 36, 23].
В Японии и Германии психосоматическая медицина самостоятельный и независимый статус в тесной связи с предоставлением помощи в клинике внутренних болезней. В США семейная медицина признает психосоциальный подход и внедряет его уже на стадии обучения врача-специалиста [22].
Обобщая выводы отечественных и зарубежных исследователей, мы можем говорить о том, что, уделяя больше внимания психологическим факторам в оказании медицинской помощи, мы имеем возможность значительно улучшить его качество. Психосоматический подход может реализовываться посредством учета механизмов стрессового воздействия [22, 23], преморбидные черт личности, способствующие развитию заболевания (модель алекситимии и др.) Или, наоборот, профилактически значимых, а также важно описание психосоматического статуса больного, внутренней картины болезни.
.2 Взгляды на природу психосоматических расстройств
Постепенное и систематическое изложение психоаналитических взглядов на природу психосоматических расстройств представлено в работах французского аналитика Джойс Мак-Дауголл. На основе 25-летней аналитической практики Д.Мак-Дауголл формулирует такие гипотезы о сущности и особенностей психосоматозов:
. Определенные аллергические, гастрични и другие реакции могут быть соматическим проявлением попытки защитить себя от вполне архаических страхов, которые переживаются как угроза жизни или как угроза потери идентичности.
. Для достижения этой цели психическое в момент опасности направляет примитивные психические сигналы тревоги, не используя язык. Поэтому переживания опасности не может осмысливаться.
. Сигнал может привести психосоматической дисфункцию, такую, например, как гиперсекреции желудочного сока, повышенное кровяное давление и др.
. Такие реакции имеют тенденцию к повторению, компульсивное характер.
. Эмоции, возникающие не могут узнаваться субъектом обычным символическим путем. Они непосредственно передаются телу по примитивным невербальным каналам, при этом вызывают психосоматические симптомы.
. психосоматические расстройства имеют "вторичную пользу". Физические страдания, которые они вызывают, компенсируются бессознательного убеждением, что болезнь выполняет защитную функцию, такую как определение границ тела. Таким образом уменьшаются страхи быть поглощенным, слитым, которые сопровождают архаичные импульсы. Анализ соматических симптомов предоставляет доступ к ассоциированным с ними фантазий, которые открывают, что физическая атака против собственного тела является в то же время атакой против Интернализованная тела матери.
. Примитивные страхи тесно связанные с расстроенными отношениями мать-младенец, бессознательного страхами быть брошенным или отвергнутым матерью.
. В некоторых случаях физическая болезнь переживается как убедительное доказательство того, что тело является живым. Индивидуальное (self) таким образом борется с ощущением "внутренней смерти", которое вытекает из переживаний того времени, когда человек был еще младенцем [10; 28].
Д.Мак-Дауголл считает, что психосоматики воспринимают и переживают психологические события на уровне тела. Там, где "нормальная" человек реагирует с помощью психических переживаний, психосоматик соответствует телесными сдвигами. Любая стрессогенных событие будет переживаться психосоматика без обращения к эмоциям и чувствам. Нечеткие границы его, дефицит чувства идентичности спутанность и неопределенность в различении психической и физической сфер жизнедеятельности, поэтому психическая или психологическая угроза воспринимается психосоматика как физическое, то есть как угроза целостности тела.
Определение границ собственного тела (телесное эго) и чувство идентичности происходят в период, когда человек был еще младенцем. Если в этот, ключевой для формирования его, период ребенок не получает достаточной поддержки, понимания со стороны матери, то его страхи за свою жизнь в дальнейшем будут определять возможность появления психосоматических симптомов.
На бессознательном уровне психосоматик не отделяет психическую область от физической, так стимулы психологического уровня могут автоматически вызвать телесные реакции. Фактически границы тела психосоматика находятся там же, где лежат границы его психической и психологической активности. Поэтому, угрозы, опасности психологического сорта воспринимаются как угрозы телу, опасность для жизни. Дефицит чувство идентичности, континуальности жизни, ее уникальности и беззупиности заставляет психосоматика на психологическом уровне искать компенсации в компульсивному соблюдении социальных стандартов. Выполнение стандартов на бессознательном уровне восполняет недостаток идентичности, подтверждающим право на существование. Соответственно, нарушение правил переживается как угроза целостности, страх потери самого себя.
Подтверждение положением, выдвинутым Д.Мак-Дауголл, можно найти в целом ряде работ психоаналитического образцу. Джеймс (1979) утверждает, что психосоматические расстройства имеют несимволические природу и ассоциируются с нарциссической синдромом [4]. Кушенхоф (1995), анализируя клинические случаи, подчеркивает важность рассмотрения границ тела и его для образования общей теории и психосоматических расстройств [7]. Ковенским (1991) считает, что "психосоматические манифестации связанные с нарциссической взаимодействием его-другие" и не несут символической нагрузки [6]. Шовель (1994) рассматривает психосоматозов как следствие недостаточно чиитких границ его, что приводит к глубокому расстройству процессов мышления, "которые трудно отделить от телесных репрезентаций" [2]. Нарушение связей между ментальными и соматическими процессами в качестве основной причины психосоматических реакций рассматривает Йенсен (1995), по его мнению терапия психосоматозов имеет восстанавливать же связи [5].
К сожалению авторы упомянутых работ оперирующие эмпирическими данными, а анализом клинических случаев для подтверждения своих гипотез. Это в определенной степени снижает доказательную ценность работ, но все же дает основание для более тщательного исследования основных положений концепции Д. Мак-Дауголл.
Не менее интересны взгляды на природу психосоматических расстройств, которые развил Гюнтер Аммон, немецкий психоаналитик, один из основателей так называемой динамической Психиатрии. На основании анализа клинических интервью более 1200 пациентов, построения их личностных профилей, он развил структурную модель динамического психиатрического лечения. Согласно этой модели критическим для психического здоровья является развитие первичных, центральных и вторичных эго-функций, которые зависят от взаимодии его и первичной семейной группы.
Аммон (1979) считал, что психосоматические расстройства выражают структурный дефицит его, который имеет свое начало в раннем симбиозе ребенок-мать. Взаимоотношения ребенка с матерью могут быть построены таким образом, что болезнь является для ребенка единственным средством эмоционального контакта. Ребенок воспринимается матерью как вещь и служит для нее компенсацией собственных структурных...

Похожие материалы:

Реферат: Роль семьи в формировании и развитии личности. Особенности личности ребенка

Курсовая работа: Роль взрослого в психологическом развитии ребёнка

Реферат: Роль общения в психическом развитии ребёнка

Курсовая работа: Роль игр с песком в эмоциональном развитии детей младшего дошкольного возраста

Курсовая работа: РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ