Реферат: Роль средств массовой информации в культурном самоопределении подростка

Современный человек не может представить свою жизнь без газет, журналов, радио и телевидения, которые оперативно рассказывает о важнейших событиях в мире, стране. Все это оставляет отпечаток не только на взрослых, сколько на подростках так, как они более восприимчивы к тем фактам, которые предлагает нам информационный мир.

Дата добавления на сайт: 24 августа 2024


Скачать работу 'Роль средств массовой информации в культурном самоопределении подростка':


Содержание
Введение
. Теоретические аспекты проблемы. Роль средств массовой информации в культурном самоопределении подростка
.1 Средства массовой информации. Понятие. Функции. Исторический аспект
.2 Социально-педагогические возможности СМИ. Их влияние на культурное самоопределение подростка
.3 Культурное самоопределение подростка. Современные исследования
. Исследовательская работа
.1 Анализ деятельности педагогического коллектива муниципального общеобразовательного учреждения средней общей школы №2 г. Благовещенска и муниципального общеобразовательного учреждения средней общей школы №2 с. Пояркова
.2 Моделирование и апробирование программы "Я и СМИ"
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современный человек не может представить свою жизнь без газет, журналов, радио и телевидения, которые оперативно рассказывает о важнейших событиях в мире, стране. Все это оставляет отпечаток не только на взрослых, сколько на подростках так, как они более восприимчивы к тем фактам, которые предлагает нам информационный мир.
Процесс культурного самоопределения важнейшее, многоплановое явление в жизни человечества, в ходе которого происходит формирование поколения будущего.
Известно, что на самоопределение личности подростка, его неизменную позицию оказывают влияние многие социализирующие факторы, в том числе и средства массовой информации (СМИ) без которой современный мир не мыслим.
Во многих случаях СМИ становятся совоспитателями подрастающего поколения, важным фактором формирования мировоззрения, ценностей, которые не всегда отвечают нравственным нормам общества.
Особую тревогу вызывает состояние психического здоровья населения. Хронические депрессии, негативное мышление лишают человека адекватно мыслить, принимать верные решения. Психологи вынуждены констатировать тот факт, что наибольший урон психическому здоровью наносят телевидение, современные журналы и другие информационные носители.
СМИ ежедневно обрушивают на ребенка яркие описания агрессивных ситуаций, под воздействием которых формируется страх, установка, что "Я всё могу, мне все дозволено".
Самоопределение человека под воздействием СМИ имеет как положительный, так и отрицательный вектор, учеными и специалистами многих стран ставится вопрос необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде, помогающей создавать ориентиры воспитания для подростков. Так, международное право предусматривает возможность ограничения свободы слова в том, случае, когда деятельность СМИ угрожает правам и законным интересам детей.
Федеральный Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" предусматривает защиту прав ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной, аудио и видео продукции, пропагандирующей насилие и жесткость, порнографию, антиобщественное поведение.
Помимо отрицательного воздействия СМИ на подростка, возникает опасность оторванности его от реальной жизни, находящегося в компьютерной виртуальной реальности. СМИ создало, совершено новую ситуацию в процессе формирования потребностей. Кино и телевидение практически безгранично развивают перед каждым зрителем познание мира, показывают самые различные стандарты жизни. В результате могут развиться потребности, которые совершено, не соотносятся с реальными возможностями. Однако мониторинг социологических исследований, проведенный центром социологии образования Российской Академии образования, показал, что учащиеся, регулярно пользуются компьютером, имеют более высокие оценки по информатике, математике, предметам естественнонаучного и гуманного цикла, а также значительно чаще посещают выставки, музеи, театры.
Самоопределение ребенка формируется по образу подобию того, что они видят, слышат, осознают, погружаясь в информационный мир. Создаваемые фильмы, интернет - сайты, часто идут в разрез с принятой мировым сообществом Конвенцией о правах ребенка.
Исследования доктора социологических наук Д.Н. Унадзе показал, что 12-14% аудитории обладают навыками адекватного восприятия информации. Социологические опросы (2003 г.) отмечают, что для подростков в наибольшей степени интересна информация, имеющая отношение к их духовному миру (50%), а 29% считают важным фундаментальные знания.
Данные исследований раскрывают влияние СМИ на формирование ценностных ориентаций подростка и их самоопределение. В связи с этим перестраивается досуговая, информационная сфера, изменяется и характеристики учебного процесса.
Специфика восприятия и освоения школьником информации в огромной степени зависит от той среды, того круга общения и того социально - культурного и духовного контекста, в которых происходит его взаимодействие с информационным каналом. Сам акт восприятия нередко сопровождается интенсивным межличностным общением по поводу воспринимаемого материала, что в значительной мере определяет механизм его усвоения. Так, например, опрос, проводимый ЮНПЕРСС, показал, что 75% подростков, регулярно получают информацию через СМИ и обсуждают ее со сверстниками или в кругу семьи. При правильном опыте общения взрослого с ребенком с помощью СМИ, с одной стороны, можно уберечь подрастающее поколение от вредных влияний медиа, с другой стороны сформировать у него критическое мышление и способность к исследовательскому анализу получаемой информации.
Французские ученые выдвинули проблему научить школьников критически воспринимать информацию, полученную из СМИ, научиться с помощью СМИ заниматься самообразованием, самоопределением. Национальный французский эксперимент "Активный юный зритель" призвал все воспитательное сообщество (семья, педагогический коллектив, социальных педагогов) к тому, что бы в своей воспитательной работе они учли роль, которую играет телевидение в повседневной жизни подростка и стремились так организовать свою педагогическую деятельность, чтобы научить юного зрителя адекватно воспринимать поступающую информацию из СМИ.
Российскими психологами Г.Б. Ананьевым, И.С. Кон, В.А Ядовым, доказано, что самоопределение личности обусловлено тем, что она ценит и к чему реально стремится. На основе выводов социологов (С.Б. Цымбаленко, А.В. Шарикова, С.Н. Щеглова) данных детского фонда ООН, творческого объединения ЮНПРЕСС, можно ранжировать время препровождения подростков, так, например, смотреть телевизор в среднем предпочитают 76,6% учащихся старших классов, проводить время со своими друзьями 67,4%, читать книги - 45,1%, читать газеты и журналы - 37,1%, играть в компьютерные игры - 21,3%, слушать радио - 15,3%, ходить в театр, на концерты, в музеи - 8,2%, путешествовать по компьютерной сети - 3,1%.
Приоритеты в выборе той или иной формы досуга не совпадают у жителей мегаполиса, небольшого города или села, но телевидение у всех на первом месте.
Желание воздействовать сегодня остается присущим многим российским СМИ, воздействие чревато порождением такого варианта общения людей, при котором они часто не понимают друг друга. Предстоит осуществить переход к новому качеству общения, которому, безусловно, должны содействовать СМИ. Возможно, что это пока звучит нереалистично, но есть и некоторый позитивный побочный эффект от того, что происходит на телеэкране с нашим "желтым телевидением", как о нем недавно отозвался председатель Союза журналистов. Возрастает понимание людьми таких процессов как пропаганда, и когда ситуация выводится на уровень сознания, человек понемногу становится ее хозяином. Это все подчеркивает актуальность данной проблемы.
Учитывая актуальность проблемы, определили объект, предмет, цель, задачи, гипотезу.
Объект исследования - процесс становления культурного самоопределения подростков.
Предмет исследования - методы и формы по формированию культурного самоопределения подростка по средствам СМИ.
Цель исследования: определить, какую роль играет СМИ в культурном самоопределении подростка.
Задачи исследования:
. Изучить научную, педагогическую, психологическую литературу по проблеме.
. Проанализировать работу педагогического коллектива Поярковской МОУ СПОШ №2 по культурному самоопределению подростка.
. Разработать и опробировать программу "Я и СМИ".
Гипотеза исследования: СМИ окажет положительное влияние на культурное самоопределение подростков если:
Педагогический коллектив своевременно изучит отношение детей к СМИ, и определить методы по приобщению детей к СМИ.
Родители будут заинтересованы в создании условий для общения детей с СМИ.
1. Теоретические аспекты проблемы. Роль средств массовой информации в культурном самоопределении подростка
.1 Средства массовой информации. Понятие. Функции. Исторический аспект
Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в одну систему коммуникации благодаря общности функции и особой структуре коммуникационного процесса.
СМИ - это:
понятие, объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности (прессы, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.);
социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку, и распространение информации в массовом масштабе;
учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицом.
К основным видам СМИ относятся:
Радио - акустическое, словесно-звуковое воздействие;
Печать - словесное и графическое воздействие;
Кино - художественно - образное воздействие;
Телевидение - интегрированное акустическое и художественно - творческое воздействие;
Компьютерные технологии (интернет) - оперативное самостоятельно - творческое взаимодействие потребителя с информационными потоками с использованием возможностей словесного, акустического, художественно - творческого и другого воздействия.
В любом современном обществе в той или иной форме выполняется ряд общих функций.
Основные функции:
Информационная (сообщение о положении дел, разного рода фактов и событиях);
Комментарийно-оценочную (часто изложение сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);
Познавательно-просветительскую (передовая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствует пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей);
Функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью; их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в период так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально-политических акций, например, в ходе всеобщих выборов главы государства);
Гедоническую (речь здесь идет о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает потребностям адресата);
Художественно-продуктивная (распространение произведений особого рода искусства - рекламы, телешоу, радиодрамы, телефильмов), при этом имеет место доставка информации на дом в оригинале.
Историю СМИ можно пронаблюдать еще с самых древних лет. Некоторые рисунки свидетельствуют о появлении у человека потребности выразить себя графически и, это предшествует возникновению идеологического письма в собственном смысле слова.
Первые опыты книгопечатания были предприняты в Китае в середине 11 в. Би Шэном. Новый период в истории книги связан с И. Рутенбергом, изобретателем европейского способа книгопечатания (сер. 15 в.). В Московской Руси первая русская печатная датированная книга "Апостол" (1564 г.) была выпущена И. Федоровым и П. Мстиславцем.
Развитие периодической печати в России начиналось с издания рукописных известий под названием "Вестовые письма" (1621 г.). Начало XIX в. - оживление газетного дела.
Термин "журнал" произошел от французкого слова "jornal" - дневник, газета. Родоначальником журнала является "Журналь де саван" - первый номер, которого вышел во Франции 5 января 1665 г. Он содержал обозрение книг по литературе, философии, естествознании. В истории русской журналистики период 1702-1709 время становления и развития государственной печати.
Изобретение радио относится к 1886-1895 гг. У истоков радио стояли немецкий ученый Г. Герц, российский ученый А.С. Попов, английский ученый У. Крукс, итальянский изобретатель Г. Маркони. Регулярные передачи по радио звуковых программ началось в 1920г. в США, в России - в 1924 г. Широкое распространение в ряде стран получило многопрограммное проводное вещание.
Телевидение родилось в начале 20 в. Практическое освоение началось в 1930 г. после изобретения передающей телевизионной трубки телескопа. В начале 1950 г. в США и в России были изобретены системы цветного телевидения электрического типа. В конце 1980 разработана система телевидения высшей точности. СМИ существует с древнейших времен и выполняет важнейшие функции в нашей жизни, которые позволяют со всей полнотой овладевать новой и качественной (не во всех случаях) информацией. Выполняет досуговую деятельность, позволяет отдохнуть и с интересом провести свой досуг. На современном этапе развития СМИ претерпевают существенные изменения вследствие распространения кабельного телевидения и радио, а так же индивидуальных средств накопления и печатания информации (дискет, кассет, дисков).
1.2 Социально-педагогические возможности СМИ. Их влияние на культурное самоопределение подростка
Большую роль в формировании личности в молодые годы играет СМИ и особенно телевидение. В силу возрастных особенностей дети живо впитывают то, что им дается извне. Особо чувствительно, если это из достаточно авторитетного источника и из уст известных или узнаваемых фигур. Мы будем, говорит не о влиянии конкретного человека или программы, а о роли СМИ.
Исследование воздействия СМИ на личность и группу потребителей осуществляется психологией и педагогикой. Психология изучает в большей степени механизмы влияния на аудиторию, а педагогика способы достижения прогнозируемого влияния в том числе: пути, методы и средства информационного воздействия, а также условия, эффективность использования различных программ.
Существует выражение педагогика СМИ, под этим подразумевается теория и практика исследования и использование педагогических возможностей для обеспечения направленного влияния на человека, группу.
При воздействии СМИ на аудиторию применяются определенные концептуальные подходы. В основе их лежат соответствующие теории, позволяющие понять и объяснить механизмы влияния на личность, группу и их последствия. К таким теориям относятся:
Теория унифицированных последствий воздействия массовых коммуникаций. Согласно теории, люди в современном обществе воспринимают СМИ одинаково, то есть у них очень похожие реакции. Предрасположенность к агрессии, например, телевизионная программа с элементами насилия может усилить насильственные тенденции, уже существующие у соответствующей части зрителей.
Тот факт, что эффекты телевидения не являются единообразными, не снижает их значимости. К примеру, если какая то программа оказывает определенное воздействие всего на 0,1% зрителей, но при этом аудитория составляет 40 млн. человек, то это влияние распространяется на 4 тыс. человек.
Теория социального научения (Альфред Бандура и его коллеги). В его основе, лежит утверждение того, что усвоение модели поведение человека происходит по примеру поведения окружающих. В этом отношении СМИ, демонстрирует примеры, становятся источником научения. Для того чтобы происходило социальное научение человека, необходимо:
1. наличие примера;
. запоминание модели поведения;
. осмысление действий;
. мотивация;
. реализация модели поведения.
Теория культивирования (постепенное формирование образа жизни) (Джордж Гербнер и его коллеги). На протяжении продолжительного времени способствует постепенному изменению у потребителей об информируемом явлении, процессе реальности. Такое явление способствует формированию у аудитории определенных позиций, взглядов в соответствии с информацией созданной на телеэкране. Эта теория находит активное применение в процессе решения определенных политических задач, проведение предвыборных кампаний и пр.
Теория социализации (теория социального развития). При продолжительном воздействии СМИ на потребителей, они становятся источником знаний о мире. Современные дети нередко от 2-4 часов проводят около телевизора, что делает его важным элементом социального развития. С помощью телевидения ни узнают о мире взрослых их поведении, начинают исполнять социальные роли, присущие взрослым. Неслучайно именно на детях в большей степени видна позитивная и негативная роль СМИ.
Теория исполнения и удовлетворения. СМИ могут существовать только тогда, когда у них есть зритель. Одновременно психология пользователя СМИ такова, что человек в большей степени обращаются только к тем из них: которые удовлетворяют их интересы, потребности, желания; которые максимально захватывали бы зрителя сюжетом, информацией, содержанием, формой подачи; заставляли его переживать, вызывали потребность быть в более тесном взаимодействии и т.д.
Таким образом, формируется аудитория, на которую ориентируется канал.
В СМИ используются определенные методы подготовки и реализации программ воздействия на личность. При этом учитывается аудитория, на которую они рассчитаны, время реализации психологии потребителей предлагаемых программ. В зависимости от передачи, определяется наиболее целесообразные методы. К ним относятся:
Информационный метод активно используется при подготовке реклам. Направлен на информирование зрителей о том или ином событии, человеке, явлении;
Эмоциональный метод. Важность эмоциональной составляет при формировании установок личности, как правило, совместно с другими методами, усиливает их влияние на аудиторию;
Патриотический метод. В основе лежит воздействие на патриотические чувства аудитории. Применение в рекламных целях, при проведении политических акций, выполнение определенных социальных заказов для побуждения людей на определенные методы;
Метод пробуждения страха. Наиболее эффективный метод, основанный на интересе людей к своему здоровью, благополучию своему и своих близких. Воздействует на эмоции человека. Метод широко используется в рекламных целях, при проведении различных политических акций и кампаний.
Метод создания достижений, ситуаций успеха. Человек чувствует удовлетворение, когда он ощущает свою правоту, добивается каких - либо результатов в своей деятельности в настоящее время и в прошлом. Широко используется метод при организации различных игр, викторин, конкурсов.
Юмористический метод. Юмор достаточно легко и быстро захватывает аудиторию своей простотой, доступностью. Метод широко используется при подготовке различных программ, в том...