Курсовая работа: Самооценка и ее развитие в онтогенезе

Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения.

Дата добавления на сайт: 24 августа 2024


Скачать работу 'Самооценка и ее развитие в онтогенезе':


Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения самооценки
.1 Разграничение понятий самосознание, «Я-концепция», самооценка
1.2 Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки
.3 Самооценка как важнейший компонент «Я-концепции»
Глава 2. Развитие самооценки в онтогенезе
.1 Поэтапное становление самооценки
.2 Основные факторы, влияющие на становление и развитие самооценки
Глава 3. Эмпирическое исследование уровня самооценки в подростковом возрасте
.1 Организация и методика проведения исследования
3.2 Результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
В психологической литературе как отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.
Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя.
Объект исследования: процесс самосознания и его структура.
Предмет исследования: самооценка и ее развитие.
Целью данной работы является изучение развития самооценки и ее становления в подростковом возрасте.
Из настоящей цели вытекают следующие задачи:
. Изучить основные подходы зарубежных и отечественных авторов определения самосознания, «Я-концепции», самооценки;
. Изучить основные факторы, влияющие на становление и формирование самооценки;
. Провести эмпирические исследования, направленные на изучение уровня самооценки в подростковом возрасте.
Гипотеза: Самооценка у большинства учеников, возможно, будет завышенной, так как подростковому возрасту (периоду становление самооценки) характерно чувство взрослости, мешающее реальной оценке своих возможностей.
Особое значение исследование проблем развития и становления самооценки приобретает в условиях современной реформы образования, направленной на формирование творческой, всесторонне развитой личности. Развитие у учащихся способности к саморегуляции имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.
Глава 1. Теоретические основы изучения самооценки
.1 Разграничение понятий самосознание, «Я-концепция», самооценка
В психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление формирование личности: деятельность, общение и самосознание.
В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний [16].
Самосознание (англ. self-consciousness) - осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека может быть направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть самосознание) - тело, поведение, потребности, чувства, характер, в том числе само сознание (интроспекция, рефлексия). [4]
Самосознание - самопознание, процессы, посредством которых индивид получает знание о самом себе (например, о том, каким образом он определяет свою самооценку, как получает знания о своих физических, умственных, эмоциональных, волевых, нравственных и иных качествах. Существует ряд гипотез относительно того, как осуществляются процессы самосознания, в частности, как человек распознаёт качество или модальность своих эмоций. В психоанализе самонаблюдение рассматривается как функция «супер-Эго». Синонимы: самоосознание, самопознание.
Результат самопознания, сумма знания самого себя; синоним: «Я-концепция». В психоанализе - осознавание себя как объекта собственного опыта; осознание возможности того, что кто-то другой тоже осознаёт себя [8].
С самосознанием иногда смешивают формы непосредственного самоотражения в виде самоощущений и самочувствия, которые, конечно, важны и необходимы для функционирования и возникновения самосознания, но не достаточны.
А.Н. Леонтьев указывал на необходимость различать:
) знание о себе (познание себя)
) осознание себя.
Так как знание о себе не может называться самосознанием, так как "представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в несознаваемых чувственных формах они, по-видимому, существуют и у животных" (Леонтьев). Чувственные формы и источники знания могут быть разными: ощущение, восприятие, эмоция, память, воображение, наглядно-действенное мышление. К осознанию ведет представление (выражение) знания в знаково-опосредствованной и социально-нормированной форме. Первоначально процесс осознания целиком включен в совокупную и совместную деятельности, в рамках которых с целью общения индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и т.п.) выражается в значениях, благодаря чему субъект и может осознать его. Таким образом, в строгом и узком смысле самосознание - это один из уровней (процессов и результатов) познания человеком самого себя как индивидуальности, в т.ч. своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.
Не следует также отождествлять самосознание и «Я-концепцию». «Я-концепция» - это восприятие человеком самого себя и его размышления по поводу своего «Я», собранные воедино и представляющие своеобразный центр управления внутри человека. Самосознание частично включает содержание «Я-концепции», которая в этом случае выступает как более или менее устойчивая (стабильная) часть самосознанием, но только в той степени, в какой «Я-концепция» потенциально осознается. Это разграничение имеет, прежде всего, чисто теоретический смысл, т.к. используемые методы выявления «Я-концепции» в большинстве своем как раз и ограничиваются самосознаваемой ее частью. Поэтому практически все, что известно о развитии и функциях «Я-концепции», в том числе о развитии и функциях самооценки, допустимо, без опасений ошибиться, переносить и на самосознание. Однако самосознание включает не только стабильное знание, но, кроме этого, процесс и результат непрерывного (перцептивного и умственного) мониторинга состояний и деятельности субъекта. [4]
В определении, принадлежащем Стейнсу, «Я-концепция» формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает: оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя (то есть его самооценку); представления о том, как он выглядит в глазах других людей, на основе которых формируются и представления о том, кем он хотел бы быть и как он должен себя вести.
По мнению Ф. Райса, «Я-концепция» - это сознательное когнитивное восприятие и оценка индивидом самого себя, мысли и мнения о себе. «Я-концепция - часть личности или характера человека, которая им осознается». [16]
В самосознании ряд авторов выделяет 3 компонента: самопознание, самооценку, саморегуляцию. В этом случае не проводится различие между разными уровнями самопознания, а также самооценки и саморегуляции. В частности, использование термина "саморегуляция" (в контексте самосознания) ведет к понятийной путанице, т.к. традиционно саморегуляцией называют процессы, происходящие независимо от сознания и воли человека: например, саморегуляция осуществляется в гомеостатической системе регуляции внутренней среды организма. В то же время несомненно, что самосознание составляет необходимое условие и управляющий компонент любой сознательной деятельности человека.
Еще И. Кант обозначил фундаментальную связь понятий личности и самосознание "То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем «Я», бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность..." На эту же связь косвенно указывает и тот факт, что в некоторых контекстах вполне допустима синонимия терминов "самосознание" и "личность". Близко подходит к такому представлению и почти общепринятое понимание генезиса самосознания у ребенка; операциональным признаком самосознания традиционно считается употребление личного местоимения "я" (и др. рефлексивных слов). Но это только начальная точка. Очевидно, самосознание и содержательно, и операционально проходит большой путь развития.
Согласно Л.С. Выготскому, развитие самосознание включает примерно те же стадии, что и развитие высших психических функций (как в онтогенетическом, так и историческом аспектах); к нему применяется та же логика: сначала другие люди познают и осознают свойства и состояния данного субъекта; ориентировка на внутренние свойства и состояния ребенка включается взрослыми в содержание совокупной и совместной деятельности; затем субъект в ответ на внешние вызовы пытается выразить себя на том языке, на котором с ним общаются; по мере усвоения знаковых средств самовыражения он становится способным обратить усвоенные средства самовыражения на себя и для себя; таким образом, прежде чем самосознание становится индивидуальным фактом, оно уже существует как факт для других; в свою очередь, диалогическая природа самосознание сохраняется и в его индивидуальной форме.
Кроме того, в работах Выготского намечена многоэтапная траектория содержательного развития самосознания и связанного с ним самоовладения: от (возможности) осознания воспринимаемых физических качеств, движений и предметных действий до (возможности) осознания процессов мышления, эмоционально-мотивационных процессов, личностных качеств. Очевидно, однако, что развитие С. не завершается даже с появлением в школьном возрасте рефлексии. Этот процесс вообще не имеет конца: потому, что развитие самосознания происходит вместе с непрекращающимся развитием его объекта и субъекта (личности), а также потому, что полное сознание и самосознание равносильно божественному всезнанию. [4]
«Я-концепция» как совокупность установок человека, направленных на самого себя, включает, по исследованиям Р. Бернса, следующие уровни:
) образ «Я» - представления человека о самом себе, рефлексивная когнитивная схема;
) самооценка - эмоциональная оценка этого представления, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;
3) потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
Предметом самовосприятия и самооценки человека могут стать и его тело, и его способности, и его социальные отношения, и множество других личностных проявлений. [16]
Самооценка - это оценка своих собственных качеств с позиций каких-то стандартов, посредством сравнения себя с другими людьми или собственными ожиданиями от самого себя либо своими представлениями идеальной личности (то есть самооценка может быть разной по своему психологическому генезису). Например, индивид может быть удовлетворён собой в повседневном плане, но ощущать недовольство собою в сравнении с тем, каким он должен или хотел бы быть.
Общая, интегральная оценка индивидом собственной личности, формирующаяся в раннем возрасте в результате принятия родительского к себе отношения или отношения замещающих родителей людей. В случаях снижения самооценка проявляется стойким комплексом неполноценности, который до известной степени может быть компенсирован жизненными успехами, либо комплексом превосходства, нарциссизмом, обычно значительно труднее поддающимся коррекции. [8]
1.2 Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки
Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику «Я-концепции». Глобальное, личностное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются «Я-сознающее» и «Я-как-объект». Это две стороны одной целостной личности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой опыт («Я-сознающее»), а другая - содержание этого опыта («Я-как-объект»). «Я-как-объект» - это то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет 4 составляющие: «духовное Я», «материальное Я», «социальное Я», «телесное, физическое Я». Самооценка человека зависит от того, кем он хотел бы стать, какое положение хотел бы занять в этом мире, именно это служит точкой отсчета в оценке им собственных успехов или неудач. Чтобы улучшить представление о себе, человеку надо либо добиваться успеха, либо снизить свой уровень притязаний. [16]
В теории 3игмунда Фрейда «Я» предстает как некое структурное единство, связанное со всеми другими аспектами личности. По его мнению, психика личности включает в себя три генетически и функционально различных компонента: «Оно», «Я» (Эго), «Сверх-Я» (Супер-эго). «Оно» представляет собой бессознательную сторону личности, является единственным источником психической энергии и руководствуется только «принципом удовольствия». Но преобладание этой сферы привело бы человека к гибели, поэтому, как считает 3. Фрейд, в процессе онтогенеза у индивида формируется «Эго» - сознательное начало, действующее на основе «принципа реальности» и выполняющее посреднические функции между иррациональными стремлениями «Оно», необходимостью физического мира и требованиями общества. Третий компонент, «Сверх-Я», возникает на основе «Эго» и воплощает в себе усвоенные индивидом моральные запреты и нормы, это интериоризованная, моральная цензура, совесть. Кроме «Супер-эго», истоки которого, по его мнению, лежат в негативных санкциях, он выделяет положительный «Эго-идеал» - особую часть «Эго», вырастающую из положительных идентификаций ребенка с заботливыми, любящими взрослыми. «Супер-эго» - чем человек должен быть, «Эго-идеал» - каким хочет стать. [14]
На представления человека о себе, на формирование его «Я-концепции» влияет и то, как его оценивают другие люди. В теории «зеркального Я» Ч. Кули подчеркивал, что мнения, оценки других людей качеств и способностей ребенка, человека являются главным источником данных о его собственном «Я». «Зеркальное Я» возникает на основе символического взаимодействия человека с разнообразными группами, членом которых он является. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют человеку обратную связь для самооценки. «Я-концепция» формируется в процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки, роли.
Джордж Мид также отмечал, что становление человеческого «Я» как целостного психического образования, в сущности, есть не что иное, как происходящий «внутри» индивида социальный процесс, в рамках которого возникают «Я-сознающее» и «Я-как-объект». Через усвоение культуры (как сложной совокупности символов, обладающих общими значениями для всех членов общества) человек способен предсказать как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Самоопределение человека как носителя той или иной социальной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека.
Э. Эриксон отмечает, что «Я-идентичность» возникает у ребенка, когда он общается со взрослыми. Ребенок стремится во всем походить на значимого для него взрослого, таким образом, происходит формирование его «Я-концепции». Но самооценки, «Я-образ» динамично могут меняться, поэтому идентичность никогда не достигает завершенности, не является чем-то неизменным. [16]
Выделение самооценки как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта). Всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д. Отсюда оба этих аспекта составляют целостную «Я-концепцию» которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую «Я-концепции» чаще всего называют образом «Я» или представлением о себе. В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическая определенность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе, и, просто, самоотношение.
За данными различиями в словоупотреблении чаше всего не стоит каких-либо более или менее определенных и общепризнанных концептуальных разграничений. Их понятийный смысл можно уловить лишь в рамках конкретных исследований или теоретических построений. Так что прочной терминологической традиции в этой сфере пока не существует.
Понимание «Я-концепции» как совокупности установок «на себя» отчетливо зафиксировано, как уже говорилось ранее, Р. Бернсом. [1].
Так, Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. [15]
По мнению Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я» Поэтому, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. [13]
Обобщая представления о самооценке, И.С. Кон пишет, что она «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок». [9]
Гораздо более распространенной точкой зрения является представление о том, что различные сферы и...

Похожие материалы:

Контрольная работа: Развитие общения в онтогенезе

Реферат: Самооценка младших школьников и пути ее формирования

Курсовая работа: Самооценка: понятие, сущность, развитие

Контрольная работа: Развитие психики ребёнка в возрасте 5-7 лет

Реферат: Ассоциативная психология и ее современное состояние