Курсовая работа: Самооценка подростка и его самокритичность
Оглавление
Введение
. Самооценка как предмет изучения психологии
. Психологические особенности подросткового возраста
. Особенности развития самооценки и самокритичности в подростковом возрасте
Заключение
Список литературы
Дата добавления на сайт: 01 августа 2024
Скачать работу 'Самооценка подростка и его самокритичность':
Курсовая работа
Самооценка подростка и его самокритичность
Оглавление
Введение
. Самооценка как предмет изучения психологии
. Психологические особенности подросткового возраста
. Особенности развития самооценки и самокритичности в подростковом возрасте
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время проблема самооценки в подростковом возрасте становится одной из самых популярных в психологии личности. Особое внимание уделяется изучению механизмов формирования и функционирования неадекватной самооценки и ее связь с умением общаться.
Относительно устойчивая самооценка формируется у подростка под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего - ближайших взрослых и сверстников, семьи, а также в процессе собственной деятельности подростка и самостоятельной оценки ее результатов.
В нашей жизни самооценка влияет на эффективность деятельности и на развитие личности. Умея адекватно оценивать себя, человек легче найдет свое место в жизни, зная свои реальные возможности и способности - добьется поставленных целей и задач, а также сможет выстроить межличностные отношения.
Таким образом, мы считаем, что для современного общества вопрос о влиянии уровня коммуникативных навыков и умений на развитие самооценки личности подростка является актуальным.
Рассмотрев актуальность выбранной нами темы, целью работы является исследование самооценки и самокритичности подростка.
Объектом исследования является самооценка как феномен.
В качестве предмета выступает особенность самооценки и самокритичности подростка.
В данном исследовании поставлены следующие задачи:
. Рассмотреть особенности подросткового возраста
. Дать характеристику самооценки.
3. Изучить особенности формирования самооценки в подростковом возрасте
Методы исследования: анализ литературы.
Методологическая основа: Исследование было основано на теоретических концепциях общей и возрастной психологии таких отечественных ученых: Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, И. С. Кон, М. И. Лисина, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.
1. Самооценка как предмет изучения психологии
Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения, наряду с самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п. [1]. Так, И.С.Кон говорит о самоуважении, определяя его как итоговое измерение "Я", выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя [6. - С. 109]. Чеснокова И.И. использует термин "эмоционально-ценностное отношение личности к себе", определяя его как "вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, открывает относительно самой себя, т.е. разнообразные ее самоотношения". Леонтьев А.Н. предлагает осмыслить самооценку через категорию "чувство" как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее "выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций"[21].
Основные методы изучения и исследования самоотношения разработаны в отечественной психологии Сталиным В.В. и Пантелеевым С.Р. В их исследованиях выделены три измерения самоотношения: симпатия, уважение, близость, и оно понимается как устойчивое чувство-переживание. Такое определение как и предыдущие является мало информативным, потому что чувства, в свою очередь, определяются как устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами [22].
Для преодоления этого недостатка мы исходили из представления о том, что отношение является предельно абстрактной, исходной категорией для определения таких понятий как: эмоции, чувства, оценки. Основываясь на введенных Анисимовым О.С. различениях, можно определить понятие отношения как вообще выражение небезразличности существования одного объекта, вещи относительно другого [14]. Тогда самоотношением в психологическом предмете будет являться выражение небезразличности существования человека относительно самого себя. Понятие "самоотношение" фиксирует саму важность, заинтересованность значимость человека для самого себя, этот конструкт раскрывается в ряде терминов типа: самоуважение, самосимпатия, самопринятие, любовь к себе и т.д. Самооценка же понятие более строгое, оно обязательно требует некоторого эталона сравнения, но это не безразличное сравнение (не экспертиза, где производится бесстрастный анализ).
В процессе самооценки сопоставление производится для выработки последующего отношения к результату этого сопоставления. Различие этих процессов достаточно очевидное. Например, при научном анализе исследователь стремится максимально уйти от своей системы значимости, он хочет сделать так, чтобы результат его познания зависел бы только от структуры самого объекта изучения, он сознательно отвлекается от момента последующего использования результатов этого познания. Совсем иное, когда исследование проводится под определенную задачу. В этом случае на результатах познания сказывается уже не только структура самого объекта изучения, но и структура самой задачи, направленность на познание. Для самооценки более специфичны процессы второго типа. Только на достаточно высоком уровне развития самооценки возникает способность к совмещению объективного характера самопознавательных процессов и субъективной акцентировке на требуемом содержании.
В рамках анализа самооценки большой интерес представляет исследование ее в контексте мотивации достижения и уровня притязаний личности. Многие исследователи указывают, что анализ уровня притязаний позволяет выявить то, как индивид оценивает себя (Липкина А.И., Мерлин B.C., Серебрякова Е.А., Савонько Е.И., Хекхаузен X. и др.). Например, по данным Серебряковой Е.А., неясные представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи [21].
Подобная проблема возникает и в различении понятий самооценки и мотивации достижения (мотива достижений). Например, Хекхаузен X. утверждает, что "мотив достижения выступает как система самооценки" [21]. Самооценка связывается с мотивом достижения через процесс самоопределения. И мотив достижения, как результирующая процесса самоопределения, и самооценка, как один из критериев (средств) этого процесса, участвуют в принятии личностью решения. Хотя в структуре результата отражается структура средства, с помощью которого этот результат достигается, их все же нельзя отождествлять. Мотив достижения ориентирован на внешнее проявление личности в деятельности и лишь опосредованно отражает состояние субъекта этой деятельности. "Слепка" этих понятий происходит тогда, когда мотивацией достижения становятся процессы самосовершенствования, для отделения мотива достижения от самооценки в этом процессе требуется более подробный анализ. Но эти феномены не меняют сути указанных различий между мотивацией достижения и самооценкой.
В процессе исследования содержательный анализ самосознания и самооценки выявил ряд важных атрибутов самооценки, таких как: образ "Я", эталон (Я- идеальное), критическое сопоставление, самоотношение, но это не позволяет нам дать самооценке исчерпывающую характеристику. Стремление более точно определить место самооценки и ее роль в жизни человека заставило исследователей обратить внимание на способ и характер ее проявления в деятельности субъекта.
Здесь мы выходим на деятельностный характер анализа самооценки. На этом этапе и сама самооценка стала трактоваться в деятельностных терминах, появились представления о мотивах и целях самооценки, ее средствах и т.п.
Например, исследования в педагогике показывают, что наиболее содержательно особенности самооценки личности проявляются и могут быть изучены в контексте ведущей деятельности, центральным звеном которой применительно к педагогической деятельности являются учебная задача и учебные действия. Маркова А.К. определила, что процесс саморегуляции личности, выступающей в качестве субъекта учебной деятельности, должен основываться на специальном формировании самооценочной деятельности учащихся, которая выступает условием активизации интеллектуальной деятельности личности [21].
Именно в процессе деятельности личность познает, анализирует, осознает и оценивает себя, выступая в качестве субъекта деятельности и самосознания одновременно. Это участие делает необходимым для личности и осуществление рефлексии своего пребывания в деятельности. Именно в рефлексии, по мнению Захаровой А.В., человек оценивает в себе проявившиеся качества и соотносит их с целями, способами действия и результатами. В ходе осуществления деятельности самооценка выступает как важнейший регулятор, своего рода "пусковой механизм'" активности личности, средство саморегуляции [22].
В этом же плане анализ самооценки проводит М.И.Боришевский. Он подчеркивает, что самооценка, самокритичность в значительной мере определяют способность человека к быстрому и точному реагированию в конкретных ситуациях, а также прогнозированию результатов собственных поступков в будущем [21].
Основным результатом этого этапа, который интегрировал и развил достижения функциональной и содержательной линий анализа, на наш взгляд, является выявление рефлексивной природы самооценки. Изучая развитие самосознания в ходе творческой деятельности, ряд авторов (Анисимов О.С., Зак А.З., Иванченко Б.Г., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др.) особое внимание уделяют рефлексивной компоненте личности и ее связи с самооценкой. Сущность рефлексии выражается в способности человека чувствовать, переживать, осознавать и анализировать аспекты собственного "Я". Именно поэтому правомерно охарактеризовать рефлексию как механизм самооценки и самооценочной деятельности [14].
И.Н.Семенов отмечает, что продуктивность мышления зависит от его осознанности, поскольку анализирует и оценивает свои действия личность, а именно рефлексивно-личностный план мышления выполняет регулирующую роль по отношению к его предметно-операциональному плану. Б.Г.Иванченко в своей работе показывает, что люди с адекватным уровнем притязаний (который хорошо коррелирует с самооценкой) характеризуются наличием стабильности механизмов "социального самосознания". А это обеспечивает им высокий уровень саморегуляции [14].
В процессе самооценки предполагается наличие некоторого стандарта, критерия. Этот критерий (критерии) формируются под влиянием истории жизни человека, т.е. на основе сообщенных ему стандартов выполнения заданий, социальных норм, опыта. Эти стандарты не остаются постоянными, несмотря на свою относительную устойчивость, они постоянно дополняются, изменяются в ходе непрерывного взаимооценивания и самооценивания: личность испытывает воздействие оценок окружающих, по-разному относится к ним - принимает или не принимает, соотнося эти оценки с уже сложившимся мнением о себе самой.
В качестве таких критериев самооценки называются совершенно различные характеристики. Возникло даже ощущение, что "индивидуальные параметры оценок и самооценок у разных людей могут быть настолько различны, что возникает проблема обоснования универсальных фиксированных измерений, полученных на разнородных выборках испытуемых" [21]. Безусловно, такая проблема существует и содержание этих критериев у разных людей будет отличаться, но тип используемого для самооценки параметра всегда можно достаточно надежно унифицировать.
В качестве средств или стандартов самооценки применяются такие параметры как: ценностные ориентации и идеалы личности (Иванова З.В., Петровский А.В. и др.), мировоззрение (Рубинштейн С.Л.); уровень притязаний (Божович Л.И., Хекхаузен X., и др.); концепция "Я" (Соколова Е.Т., Столин В.В. и др.); требования, которые предъявляются коллективом (Савонько Е.И. и др.). Итак, в функции средств самооценки могут выступать два типа представлений: когнитивные (концепция "Я" или ее отдельные стороны) и аффективные (ценности, идеалы, уровень притязаний, требования). Каждое из этих представлений имеет как дифференциальные так и интегральные характеристики. Так, например, Образ "Я", как интегральное когнитивное образование, складывается из "образов" отдельных качеств личности, а ценностная ориентация, как интегральное аффективное образование, создается из отдельных ценностей и идеалов. Поэтому, в дальнейшем, употребляя термин образ "Я", мы будем иметь как его интегральное, так и дифференциальное значение.
В деятельностном анализе важно рассмотреть и что именно самооценивается личностью, так называемый "исходный материал" самооценки. В качестве того, что оценивает личность сама в себе называют: поступок (Столин В. В.); возможности, результаты деятельности, свои личностные качества (Липкина А.И., Шафажинская Н.Е.); опыт своей реальной деятельности и реальные трудности (Савонько Е.И.) и т.д. [14].
Подводя итоги, можно заключить, что практически любой феномен бытия человека (в том числе и сама самооценка) может быть им самооценен, т.е. содержательное поле самооценки бесконечно, хотя может быть типологизировано и сведено к некоторому конечному числу факторов.
2. Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст - это условное определение. Чаще всего к нему причисляют возраст от 12 до 15 лет. Подростковый возраст условно классифицируют на ранний (от 12 до 14 лет) и поздний (от 16 до 18 лет), 15-летний возраст причисляют к переходному [8].
До подросткового возраста ребёнок совершенно не критичен - ни по отношению к своим близким, ни по отношению к себе. У него нет определённого мнения об окружающем. Это мнение он копирует у взрослых. В младшем подростковом возрасте человек впервые стремится отделить оценки родителей от того, что он думает сам по тому или иному поводу. В первую очередь он начинает вырабатывать самооценку. Это оказывается очень сложно.
Чтобы поставить себе "оценку", причём в самых разных проявлениях своего "Я", подросток вырабатывает некий эталон. Для этого он должен несколько отодвинуть привычную систему ценностей своих родителей, чтобы она не мешала его самоопределению. Подросток начинает с того, что он раздвигает границы и начинает исследовать новые территории более решительно, чем делал это в детстве.
Часто это приводит к нарушению любых правил, установленных в социальном окружении, вплоть до правонарушений. Такое поведение иногда называют "подростковым бунтом". Но не всегда оно действительно является бунтом. Часто подросток просто не задумывается о последствиях своих действий. Вообще, будущее для него выглядит весьма размыто - подросток живёт настоящим. С одной стороны, это позволяет ему смело расширять свои возможности, с другой - ведёт к чрезвычайно рискованным, необдуманным поступкам. Такому безоглядному риску способствует ещё и неразвитое чувство ответственности: до сих пор все проблемы и жизненные затруднения разрешали за него взрослые. Отвоёвывая самостоятельность, подросток редко задумывается над тем, что его смелость основана на чувстве хорошо прикрытого "тыла", который обеспечивают родители [18].
Осваивая новые "территории", подросток внимательно присматривается к окружающим "чужим" людям, то есть тем, кто значительно отличается от привычных "домашних". "Чужие" вызывают у подростка глубокий интерес: внешность, привычки, поведение, система ценностей - всё это не просто изучается, но и "пробуется на вкус". особенно если какие-то проявления человека кажутся привлекательными, нравятся. Он прислушивается, приглядывается, исследует, как оцениваются люди или какие-то жизненные события другими. Чем больше это отличается от привычных оценок. тем привлекательнее для подростка. Главный вопрос: что особенно ценится окружающими, что вызывает их восхищение, что высмеивается, осуждается. При этом подросток ещё не владеет полноценной гаммой тонкого восприятия. Всё, что он видит, отпечатывается в его сознании в контрастных тонах, всё, что слышит, звучит как идеальная гармония либо как полный диссонанс, всё, что ощущает и переживает, воспринимается восторженно либо с отвращением.
Постепенно вырабатывается некий идеальный образ того, каким должен быть человек. Этот образ тоже лишён полутонов. Он всегда "супер". Этот идеальный образец человека получил название "Идеальное Я". "Идеальное Я" подростка весьма неустойчиво и может меняться под влиянием нового интересного "объекта", попавшего в поле видимости. Это может быть модный киногерой, популярный артист, пользующийся успехом у окружающих сверстник или необычный, чем-то по-особенному привлекательный и интересный взрослый [25].
Подростковому возрасту свойственны не только быстрая смена идеалов, но и резкие перепады настроения - от радости и веселья к депрессии. Объективных причин для таких перепадов может и не быть, или же они кажутся взрослым незначительными. Попытки "поправить" настроение словами "Что ты расстраиваешься из-за такой ерунды?" вызывают крайнее раздражение. Прыщик на лице, обидное слово, небрежно сказанное прохожим, - всё это способно повергнуть подростка в мрачное уныние. И в эти моменты, несмотря на внешнюю замкнутость и отчуждённость, он особенно остро нуждается в тёплом сочувствии без критики и нравоучений.
Несмотря на внешнее противодействие взрослым, подросток испытывает потребность в поддержке. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение [13].
Внешность чрезвычайно важна для подростка. Малейший "изъян" в фигуре, лице, одежде - всё это повергает его в отчаяние. Разница между тем, как выглядит идеальный образ, и реальным отражением в зеркале, как правило, велика. С этого начинается так называемый "подростковый комплекс".
Интерес к другому полу проявляется весьма своеобразно. Мальчики дразнят понравившуюся девочку, их насмешки порой принимают оскорбительную форму, они могут щипать, толкать, дёргать за волосы и т.д. В своей "мужской" компании отзываются о "девчонках" презрительно-насмешливо. Девочки, наоборот, делают вид, что мальчики им неинтересны, игнорируют их попытки привлечь к себе внимание. хотя проливают немало слёз из-за обидных выходок сверстников. В своей компании разговоры ведутся в основном о мальчиках. Мысли о любви волнуют и тех и других. Начинает развиваться половая Я-концепция [16].
Параллельно идёт поиск ответа на вопрос: что я за личность? Подростка привлекает всё необычное. Поэтому он считает, что может быть интересен себе и другим, только если он будет оригинальным. Подросток понимается, что пока ему не хватает опыта, знаний, каких-то качеств, которые позволят ему действительно самостоятельно мыслить, он ещё не научился самостоятельно творчески создавать нечто новое. Пока он умеет только копировать - это естественный способ обучаться. Тогда подросток компенсирует недостатки внутренней зрелости внешним копированием. Отсюда гипердемонстрация каких-либо качеств, провозглашение оригинальных идей и системы ценностей. Так он презентирует свою взрослость, независимость, самостоятельность [14].
Именно в подростковом возрасте тенденция к развитию наиболее сильна. Подросток с...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Самооценка в структуре личности делинквентного подросткаКурсовая работа: Психологические особенности взаимоотношения подростка с родителями
Курсовая работа: Самооценка младших подростков с разными типами привязанности
Реферат: Серебро (коллоидное серебро, ионы серебра, серебряная вода) и его влияние на организм человека и животных
Реферат: Аборт и его последствия