Курсовая работа: Самооценка: понятие, сущность, развитие
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ И САМООЦЕНКИ
1.2 ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
1.3 ВИДЫ И УРОВНИ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
2. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
2.1 ПРОБЛЕМА АДЕКВАТНОСТИ САМООЦЕНКИ
2.2 ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
2.3 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дата добавления на сайт: 24 августа 2024
Скачать работу 'Самооценка: понятие, сущность, развитие':
Курсовая работа
По общей психологии
Тема: Самооценка: понятие, сущность, развитие
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты самооценки личности
1.1 Понятие и сущность и самооценки
1.2 Значение и функции самооценки личности
1.3 Виды и уровни самооценки личности
2. Диагностика и коррекция самооценки личности
2.1 Проблема адекватности самооценки
2.2 Диагностика самооценки личности
2.3 Формирование и развитие самооценки
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Введение
Проблема и актуальность. Вопросы, связанные с развитием самосознания и самооценки человека являются одними из наиболее актуальных и значимых в современной психологии личности, поскольку именно проблеме самооценки личности в процессе исследования самосознания отводится ключевая роль. Самооценку личности можно назвать объединяющим началом и стержнем развития самосознания личности. Только при формирования определенной самооценки человек обретает свою личность. Если у индивида самооценка формируется правильно, то она предполагает не просто - знать самого себя, и не только как набор каких-либо характеристик и качеств. Самооценка - это, прежде всего определенное отношение к себе, подразумевающее осознание своей личности индивидом как некоторого устойчивого личностного образования. Она дает возможность сохранить устойчивость личности в самых различных ситуациях, позволяет человеку оставаться самим собой. Кроме этого самооценка есть центральное звено произвольной саморегуляции, обусловливающая уровень и направление активности человека, его отношение к окружающим и к самому себе.
Тема исследования: "Самооценка: понятие, сущность, развитие".
Практическая значимость. Только объективное знание всех психологических факторов развития самооценки даст возможность применять их в качестве методологической базы при разработке различных развивающих мероприятий, методик, моделей, программ; а также и наметить пути конструктивного устранения возникающих противоречий, препятствующих развитию адекватной самооценки личности. Это доказывает практическую значимость данного исследования.
Цель исследования. Анализ и изучение сущности феномена "самооценка" в психологии, его структуры, значения, факторов развития, а также круга проблем, связанных с ее формированием у человека.
Задачи исследования. Цель исследования будет достигнута при решении следующих задач:
)Дать определение и раскрыть психологическую сущность понятия "самооценка", его виды с точки зрения различных подходов.
2)Выявить психологические условия и факторы развития самооценки личности.
)Исследовать психологические факторы, определяющие развитие самооценки на различных этапах развития личности.
)Представить основные методики диагностики самооценки.
)Рассмотреть наиболее эффективные методы коррекции неадекватной самооценки личности.
)Сделать выводы.
Методологию и методику исследования составляют: теоретический анализ учебной, научной и специальной литературы в области психологии, социологии, педагогики, психодиагностики и других областях; сравнительный анализ различных взглядов и подходов к данной проблеме; а также другие общенаучные и частные методы исследования. Информационную базу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов, занимавшихся исследованием данного феномена и разработавших практические методики диагностики и коррекции самооценки, а именно: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, С.Л. Рубинштейн, С.Г. Якобсон, Б.Г. Ананьев, И.И. Чеснокова, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Л.В. Бороздина, B. C. Мерлин, Е.П. Ильин, К.А. Абульханова-Славская, А.Р. Лурия, А.А. Реан, И.С. Кон, П. Милнер, Р. Бернс, К. Роджерс и другие авторы.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из двух глав с приложениями. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты самосознания, сущность, виды, факторы развития с позиции различных подходов и точек зрения авторов. Вторая глава посвящена проблемам развития самооценки и путям решения данных проблем, практическим вопросам диагностики и коррекции развития самооценки.
1. Теоретические аспекты самооценки личности
1.1 Понятие и сущность и самооценки
Самооценка - это феномен, представляющий собой ценность, приписываемую себе как личности и собственным деяниям индивидами, которая выполняет три стрежневые функции: регуляцию, развитие и защиту. Функция регуляции отвечает за принятие решений личностной направленности, функция защиты обеспечивает личностную стабильность и независимость, а функции развития представляет собой своеобразный толчковый механизм, направляющий индивида к личностному развитию. Стрежневым критерием собственного оценивания выступают системы смыслов и не смыслов субъектов. Существенная роль в образовании адекватного или завышенного (заниженного) уровня самооценивания лежит в оценках окружающих личности индивида и его достижений.
В психологии первые серьезные попытки изучить природу самооценки и особенности ее формирования предпринял американский психолог и философ Уильям Джеймс, который посвятил многие свои работы разработке проблематики "Я".У. Джеймс считал, что самооценка человека может быть следующего рода:
самодовольство, которое находит свое проявление в гордости, высокомерии, заносчивости и тщеславии;
недовольство, проявляющееся в скромности, смущении, стыде, неуверенности, отчаянии, униженности и осознании своего позора.
У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний. Где уровень притязаний это уровень, к которому индивид стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние). Уровень притязаний служит идеальной целью для своих будущих действий. Успех - это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.
Следует отметить, что в психологической литературе самооценку связывают с уровнем притязания личности, а начало данный подход берет в работах одного из представителей гештальтпсихологии Курта Левина. Под уровнем притязаний в психологии понимают некое стремление человека к достижению цели, которая по его же мнению характеризуется тем уровнем сложности, с которым он способен совладать. Таким образом, уровень притязаний видеться как уровень трудностей тех целей и задач, которые человек выбирает для себя, а формируются они в первую очередь благодаря влиянию прошлых успехов или же неудачей в деятельности. Именно поэтому, успехи в прошлой деятельности (а конкретнее переживание самим субъектом деятельности и своих достижений как успешных или же неуспешных) способствуют росту уровню притязания и соответственно вызывают повышение самооценки человека.
Американский психолог К. Роджерс считал, что личность формируется в процессе развития, сущность которой составляет знание индивида о себе и самооценка. Последняя формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение подрастающего индивида и его дальнейшее развитие прежде всего согласуются с его самооценкой. По мнению Роджерса в индивидуальном развитии между представлением индивида о себе и действительным опытом, куда входят и оценки окружающих, и моральные ценности, возможно появление конфликта. Конфликт может возникнуть либо из-за дивергенции между самооценкой и оценками окружающих, либо из-за дивергенции между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, соответствовать которому стремится индивид. При этом не всегда данное расхождение является патогенным. Автор полагает, что выход в большей мере зависит от того, как сложилась самооценка в индивидуальном опыте человека. Одни индивиды не хотят перестраивать свою самооценку и извращенно интерпретируют свой реальный опыт. Другие люди могут перестраивать самооценку, приводя ее в соответствие со своим реальным опытом. Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условием безболезненной адаптации к условиям жизни.
Разделяя взгляды Роджерса и других психологов, главным образом психотерапевтов, психолог Р. Бернс указывает на особую роль в формировании самооценки сопоставления реального и идеального Я. При достижении в реальности характеристик "идеального Я" индивид формирует высокую самооценку, при разрыве - низкую. Следовательно, индикатором уровня индивидуальной оценки себя становится дистанция между названными позициями. однако интервал между реальной и идеальной самооценкой - это только относительная мера, отражающая их сближение или отдаление, но не абсолютную высоту.
По мнению некоторых отечественных авторов, самооценка представляет собой некое осознание человеком своих моральных личностных качеств. Такие авторы как М.И. Лисина, А.И. Силвестру и другие исследовали преимущественно условия развития когнитивной стороны самосознания, тем не менее, они также выделяли аффективную часть образа "Я" и полагали, что самооценка представляет собой механизм переработки данных представлений на уровне аффективного процесса.
Однако большинство авторов рассматривает самооценку как органическую и центральную составляющую самосознания личности. Так, по мнению B. C. Мерлина, структура самосознания включает в себя 4 основных составляющих, которые отождествляются автором с фазами развития самосознания: сознание "Я" как активного субъекта деятельности; сознание тождественности; осознание своих психических свойств; социально-нравственная самооценка. При этом социально-нравственная самооценка индивида обусловлена правильным пониманием социальных норм и критериев нравственной оценки. Автор говорил о зависимости самооценки от оценки индивида своей социальной группой, от его отношения к социальной группе.
В свою очередь С.Л. Рубинштейн самооценку рассматривает как некое стержневое образование личности, формирующееся посредством оценивание человека другими людьми и его оценок по отношению к ним. Он рассматривает самооценку личности в виде ее основной структуры. Ее ядро составляют ценности, которые личность принимает и на внутриличностном уровне обуславливают механизм саморегуляции его поведения. В теоретических исследованиях С.Л. Рубинштейна самосознание индивида представляет собой итог познания, требующей при этом осознания действительной обусловленности его переживаний. В свою очередь самосознание личности связано с ее самооценкой, в значительной степени обусловленной мировоззрением, которое определяет нормы оценки.
Российский психолог В.В. Столин рассматривая 3 уровня строения самосознания, а также выделяя при этом единицы самосознания - говорит о самооценке как о единицей индивидуального уровня самосознания. Согласно его концепции на уровне органического самосознания имеет сенсорно-перцептивную природу; на уровне индивидного - воспринимаемая оценка себя другими людьми и соответствующую самооценку, свою возрастную, половую и социальную идентичность; на уровне личностного - конфликтный смысл, проясняющий для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующий об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.
По мнению выдающегося советского психолога и педагога Леонтьева А.Н. - самооценка это одно из существенных условий, посредством которого человек становится личностью, поскольку самооценка вырабатывает у человека потребность соответствовать уровню требований общества и соответствовать уровню своих личностных оценок.
Психолог Л.В. Бороздина рассматривает самооценку как наличие критической позиции человека по отношению к тому, чем он владеет, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка, самооценка является самостоятельным элементом структуры самосознания.
В теоретических исследованиях А.В. Захаровой, самооценка представляет собой феномен, являющийся "центральным, ядерным образованием личности, через призму которого, преломляются и опосредуются все линии психического развития ребенка, в том числе становление его личности и индивидуальности". Другими словами в ее работах самооценка анализируется как системное образование, обусловленное факторами психического развития и являющееся главной составляющей самосознания.
Советский исследователь И.И. Чеснокова представляла самооценку как особое образование самосознания личности, которая включается в регуляцию поведения личности. Автор рассматривала ее как взаимодействия двух сфер: эмоционально-ценностного отношения индивида к себе и сферы самопознания. Посредством самооценки отражается уровень знания индивидом себя и отношения к себе, что есть, по мнению автора, необходимое внутреннее психологическое условие тождественности личности, ее константности.
Итак, в ходе анализа зарубежной и отечественной литературы было установлено, что в рамках изучения проблем самосознания самооценке отводится ведущая роль, где самооценка определяется как стержень самосознания, индикатор индивидного уровня его развития, его личностный аспект, интегрирующее начало, которое органично интегрировано в процесс самосознания. В принципе, все теоретические подходы к изучению самооценки можно условно объединить в три основные группы согласно аспекту или функции, которой отдавался приоритет (Приложение А). Самооценивание личности в своей структуре имеет два компонента: когнитивный и эмоциональный. Когнитивный отражает все, что человек узнал о себе из разных источников информации. Эмоциональный выражает собственное отношение к разным сторонам личности (поведению, чертам характера, привычкам). При этом анализ основных теоретических подходов к проблеме самооценки человека позволяет авторам выделять основные моменты, которые помогают в понимании сути этой психологической категории. Следует выделить следующие особенности самооценки:
самооценка, являясь одним из компонентов "Я-концепции" личности (самосознания) и находится в тесной связи с другими ее компонентами (самоотношение, самопознание и саморегуляция);
в основе понимания самооценки лежат оценки и эмоции;
самооценка неотделимо от мотивов личности, ее целей, убеждений, идеалов, ценностей и ценностных ориентаций;
самооценка также является механизмом саморегуляции поведения и деятельности человека;
самооценка может изучаться и как процесс, и как результат;
анализ самооценки в качестве процесса предполагает наличие внутреннего основания и сравнения с нормами общества, эталонами, принятыми в нем и с другими людьми.
1.2 Значение и функции самооценки личности
Оценивание поступков, качеств, действий происходит с самого раннего возрастного периода. В нем можно выделить две составные части: оценку собственных действий и качеств окружающими и сопоставление достигнутых персональных целей с результатами других. В процессе осознания собственных поступков, деятельности, целей, поведенческих реакций, потенциала (интеллектуального и физического), анализа отношения к своей персоне окружающих и личное отношение к ним, индивид учится производить оценивание собственным положительным качествам и отрицательным чертам, другими словами учится адекватному самооцениванию. Такой процесс может затянуться на долгие годы. Но повысить самооценку и ощутить уверенность в собственном потенциале и силах можно уже через довольно непродолжительное время, если поставить перед собой такую цель или существует необходимость освободиться от неуверенности.
Уверенность в личном потенциале и адекватная самооценка являются именно теми двумя главными составляющими успешности. Можно выделить характерные черты субъектов, чувствующих уверенность в собственных возможностях.
Такие индивиды:
рассматривают достигнутые цели, как успешность. В случаях, когда достичь желаемого не представляется возможным, они определяют для себя более реальные цели, извлекают урок из проделанной работы. Именно такое отношение к успешности и неудачам открывает новые возможности, дает силы для последующих действий с целью постановки новых целей;
признают собственные достижения;
относятся к выражению собственных мыслей, желаний серьезно также как и к чужим словам, желаниям, они ищут совместные пути для удовлетворения общих потребностей;
они положительно оценивают собственный личностный потенциал, определяют для себя труднодостижимые цели и добиваются их осуществления;
их легко понять;
всегда выражают от первого лица собственные желания и просьбы;
все действия воплощают в жизнь по мере необходимости, а не откладывают.
Адекватная самооценка делает индивида уверенной в себе личностью. Совпадение представлений относительно собственного потенциала и своих реальных возможностей называется адекватной самооценкой. Формирование адекватной степени самооценки не будет невозможным без совершения действий и последующего анализа плодов таких действий. Субъект, который обладает адекватной степенью самооценки, чувствует себя хорошим человеком, вследствие чего начинает верить в собственную успешность. Он определяет перед собой множество целей, а для их достижения выбирает адекватные средства. Вера в успех помогает не акцентировать внимание на преходящих неудачах и ошибках.
Изучение самооценивания личности психологами выявило, что оно выполняет целый ряд определенных функций. Представим их в следующей таблице (Таблица 1):
Таблица 1
Функции самооценки
Функции Характеристика
Эмоциональная позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими качествами и характеристиками
Терминальная заставляет человека остановиться (прекратить деятельность), если его действия и поступки способствуют появлению самокритики и недовольства собой
Ретроспективная обеспечивает возможность оценки человеком своего поведения и деятельности на заключительном этапе ее выполнения
Регуляторная обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. А.В. Захарова разделяет эту функцию на оценочную, контрольную, стимулирующую, блокирующую и защитную.
Развивающая (иди функция развития) стимулирует личность к развитию и совершенствованию
Прогностическая регулирует активность человека в начале выполнения деятельности
Отражающая (или сигнальная) отображает реальное отношение человека к себе, своим поступкам и действиям, а также позволяющая оценить адекватность своих действий
Мотивирующая побуждает человека действовать для получения одобрения и позитивных самооценочных реакций (удовлетворенности собой, развития самоуважения и гордости)
Корригирующая обеспечивает контроль в процессе выполнения деятельности
Защитная обеспечение относительной стабильности личности и ее независимости
Адаптационная помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру
Психологи советуют каждому человеку заглядывать в себя, поскольку внутри находятся решения многих текущих...
Похожие материалы:
Реферат: Понятие и сущность государстваКурсовая работа: Понятие, функции, сущность стресса
Курсовая работа: Самооценка и ее развитие в онтогенезе
Контрольная работа: Развитие психики ребёнка в возрасте 5-7 лет
Курсовая работа: Теория высших психических функций Л.С. Выготского и развитие воображения