Курсовая работа: САМООЦЕНКА У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ И У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Содержание

Введение
Глава I. основные теоретические подходы к изучению самооценки личности
.1 Подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки
.2 Понятие и виды самооценки. Механизмы и этапы формирования самооценки личности
.3 Факторы, воздействующие на развитие и становление самооценки
.4 Особенности самооценки в подростковом возрасте
Глава II. Эмпирическое исследование самооценки подростка
.1 Организация и методы исследования
.2 Результаты описания первичных данных
.3 Результаты сравнительного анализа
Заключение
Список используемых источников

Дата добавления на сайт: 01 августа 2024


Скачать работу 'САМООЦЕНКА У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ И У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ':


Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Психологический факультет
Кафедра практической психологии
Курсовая работа по психологии развития и возрастной психологии
САМООЦЕНКА У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ И У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Выполнила студентка
курса группы ПД - 31
Сухарева Елена Витальевна
Научный руководитель:
Андронникова О. О.
Новосибирск 2013

Содержание
Введение
Глава I. основные теоретические подходы к изучению самооценки личности
.1 Подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки
.2 Понятие и виды самооценки. Механизмы и этапы формирования самооценки личности
.3 Факторы, воздействующие на развитие и становление самооценки
.4 Особенности самооценки в подростковом возрасте
Глава II. Эмпирическое исследование самооценки подростка
.1 Организация и методы исследования
.2 Результаты описания первичных данных
.3 Результаты сравнительного анализа
Заключение
Список используемых источников

Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время исследованиям, на тему самооценки личности, уделяется большое внимание. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки, какие качества осознаются более подробно, как с возрастом, меняются критерии и уровни самооценки личности, какое значение приписывается внешности, а какое моральным, духовным и умственным качествам.
Самооценка начинает формироваться с самого детства. И для становления самооценки, немало важным является, условия воспитания ребенка в семье: отношения между родителями, отношения между ребенком и родителями, взаимоотношения со сверстниками, одноклассниками, учителем в школе и т. д. А так же важны условия воспитания ребенка и вне семьи, в таких учреждениях, как детский дом.
Актуальность данной темы состоит в том, что процесс развития самооценки в сравнении с другими психологическими образованиями изучен, очень, мало. Особенно, как происходит становление, развитие самооценки личности в условиях воспитания детского дома, по сравнению с условиями воспитания ребенка в семье.
Самооценка играет, достаточно, большую роль в эффективности деятельности и становлении личности, на всех уровнях развития. Не менее важным, по отношению к другим возрастным категориям, является формирование и развитие самооценки в подростковом возрасте. Это именно тот возраст, который характеризуется некоторыми физическими изменениями. В этот период происходит усиленное развитие личности. Этот возраст является переходом от стадии детства к стадии взрослости. В связи с этим у ребенка меняются жизненные ценности, устои, мораль и, соответственно, происходит пересмотр собственных взглядов, собственного «Я». И самооценка так же изменяется, либо в положительную ( адекватная), либо в отрицательную (неадекватная) сторону. На эти изменения оказывает, немало важное, влияние окружение, отношения со сверстниками, родителями, а так же условия проживания.
Цель исследования: выявить, влияют ли условия жизни в детском доме и в домашних условиях на становление и развитие самооценки подростков.
Объект исследования: самооценка подростка.
Предмет исследования: уровень самооценки подростка в условиях проживания детского дома и с родителями.
Гипотеза: уровень самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме, ниже уровня самооценки уровня самооценки подростков, воспитывающихся в домашних условиях.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
.Проанализировать литературу, посвященную теме: «Становление и развитие самооценки подростка»;
.Осуществить теоретическое исследование уровня самооценки у подростков, воспитывающихся в детском доме и в домашних условиях;
.Провести эмпирическое исследование по данной теме и выявить уровень самооценки.
Теоретической базой исследования явились концепции и теории:
А. И. Липкиной, И. С. Кона, К. Роджерса, А. И. Кравченко, П. И. Ушакова, Л. И. Божович, М. Розенберга, М. Куперсмита и др.
В состав методов, обеспечивающих проведение данной работы, входили:
.Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме, обобщение, сравнение и систематизация экспериментальных и теоретических данных.
. Эмпирический метод: Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина; методика самооценки личности С. А. Будасси.
3. Методы математической обработки: Непараметрический критерий U-Манна-Уитни для сравнения 2-х независимых групп.
.Экспериментальная база исследования: подростки, воспитывающиеся в детском доме № 1 и подростки, воспитывающиеся в домашних условиях. ( Количество испытуемых составляет 30 человек, из них: 15 подростков, которые воспитываются в детском доме и 15 подростков, которые воспитываются в домашних условиях).
Структура работы: включает в себя следующие разделы: титульный лист, содержание, введение, главы, заключение, список использованной литературы. Общее число страниц - 28.

Глава I. Основные теоретические подходы к изучению самооценки
1.1Подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. [13]
Предметом восприятия и самооценки личности может служить его тело, способности, социальные отношения. Согласно этому выделяется система отдельных самооценок. Также подразумевается, что эти частные (отдельные) самооценки переносятся в некое, обобщенное, пережившее, связанное с целостным образом «Я». Именно эта обобщенная и условно устойчивая самооценка и является предметом психологического анализа, в большинстве исследовании.
С. Куперсмит определяет самооценку, как отношение индивида к самому себе, которое формируется постепенно и приобретает обычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, уровень которого определяется убежденностью индивида в своей самоценности, значимости. [17]
По мнению М. Розенберга, благодаря самооценке отражается степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». А низкая самооценка говорит о непринятии себя, самоотрицании, негативном отношение к самому себе. [12]
Обобщая представления о самооценке, И. С. Кон пишет, что она «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок». [6]
В основе лежит система самоотношения. Система самоотношения является неким собранием, сочетанием отдельных самооценок.
У. Джемс считал, что неудачи в менее значимых сферах жизни, мало влияют на общую самооценку.[4] Такого же мнения придерживались многие другие исследователи. Так, С. Куперсмит говорит о том, что обобщенная самооценка является суммой отдельных (частных) самооценок, «взвешенных» по субъективной значимости, однако, при этом отмечает, что данных, которые могли бы подтвердить эту гипотезу, очень мало. [17]
М. Розенбергом была предложена интерактивная гипотеза, согласно которой воздействие особенного (специфического) аспекта «Я» на самооценку, изменяется в зависимости от уровня самооценки по этому аспекту и его важности для значимых аспектов: их высокие уровни сильно поднимают общую самооценку, а низкие уровни отдельных важных самооценок, сильно уменьшают итоговое самоотношение. [17]
Следовательно, посредством этих представлений, можно представить строение самоотношения следующим образом:
Существует два уровня самоотношения:
уровень отдельных (частных) самооценок;
уровень обобщенной самооценки
Основной принцип организации этих уровней в одну целостную систему, состоит в интеграции отдельных самооценок с учетом их субъективной значимости.
Ходжа и Маккарти в своих исследованиях, проделали попытку прямой проверки положения об интегральном характере обобщенной самооценки.
Они изучали связь между отдельными (частными) самооценками, их личной значимостью и общим самоуважением. На основе этого, они пришли к выводу, что аспекты отдельной самооценки и общее самоуважение - это два разных объекта. В которых необходимо искать, для каждого свое психологическое объяснение. [17]
На основе вышесказанного, можно сказать о том, что исследователи говорили о двух уровнях самооценки: о частных самооценках, т. е это то, как человек оценивает, характеризует сам себя в различных сферах своей жизни и о обобщенной самооценке, т. е о самоуважении. Говорили и о том, что неудачи, неуспех в маловажных областях жизни человека, не могут повлиять на его уровень самооценки. Так же считали, что уровень самооценки проявляется через то, как человек относится к себе, как ощущает собственную ценность в обществе, и как относится ко всему, что в ходит в его пространство.
1.2Понятие и виды самооценки. Механизмы и этапы формирования самооценки личности
Что такое самооценка? Самооценка - это оценка человеком самого
себя, своих качеств, достоинств, недостатков, возможностей и места среди других людей. [13] Самооценка является важным регулятором поведения человека и определяет социальную адаптацию личности. От самооценки зависит: взаимоотношения с окружающими, отношение к своим успехам или неудачам, требовательности и самокритичность. Так же самооценка влияет на результативность деятельности человека и на его дальнейшее развитие, как личности, какие он может преодолеть трудности для достижения собственной цели.
Выделяют адекватную и неадекватную самооценку.
Адекватная самооценка - это самооценка, которая соответствует реальным, действительным результатам и ожиданиям, не завышенное и не заниженное оценивание своих возможностей, достоинств, недостатков, места в социуме.
Неадекватная самооценка делится на:
завышенную самооценку;
заниженную самооценку;
Человек с завышенной самооценкой, расположен к переоцениванию своих возможностей, а человек с заниженной самооценкой, наоборот, недооценивает себя.
Оба вида самооценки нежелательны, потому что при завышенной самооценке, есть вероятность формирования, а затем и сохранения, многих отрицательных качеств, например, эгоизм по отношению к окружающим, высокомерие, а при заниженной самооценке может проявиться трудность в общении с другими, безынициативность, не уверенность в себе и т. д.
И мы уже знаем, что самооценка начинает свое формирование с детства, в процессе воспитания. Если ребенком постоянно восхищались, переоценивали его возможности и способности, то ребенок может вырасти и с завышенной самооценкой. А при упреках, обвинениях, преувеличении недостатков ребенка, может быть заниженная самооценка. Но так же, самооценка может измениться и во взрослой жизни, в зависимости от внешних факторов.
Выделяют основные механизмы формирования самооценки:
1)Усвоение оценок других.
Чтобы получить информацию, знание о себе, человек обращается за помощью к своему социальному окружению. Он узнает о себе новое, по тому, как ведут с ним себя окружающие и как он ведет себя с окружающими.
)Социальное сравнение.
Сравнение себя, своих качеств, с теми качествами, что и у других и тем самым, человек приходит к пониманию себя при сравнении с другими людьми.
)Смысловая интерпретация собственных жизненных переживаний.
)Теория самосознания.
Человек сосредотачивает внимание на самом себе, сравнивает и оценивает свое «Я-реальное», со своими внутренними «шаблонами» и ценностями.
Этапы формирования самооценки
Формирование самооценки начинается тогда, когда возникает сознание и мышление. Возникает наглядно-действенное мышление, которое начинает формироваться в младенчестве и преобладает до полутора, двух лет. Это база, на которой начинается формирование самооценки. Суть формирования заключается в том, как взаимодействует внешний мир с единым существом, т. е. с ребенком и мамой (в этот возрастной период для малыша внешним миром являются папа, бабушка, дедушка, все близкие, кроме мамы, ребенок и мама - пока еще единое целое). Формирование самооценки происходит посредством эмоционально-чувственного реагирования на внешний, окружающий мир.
Комплексное представление о том, какой этот внешний мир - добрый, открытый или же угрожающий по отношению к ребенку и маме, формирует первичную самооценку малыша. Эта первичная самооценка в дальнейшей жизни, если и будет меняться, то только с помощью коррекции, при этом оставаясь на индивидуальном уровне, который был заложен именно в этом возрасте.
В полтора, два года начинает проявляться конкретно-образное мышление, которое преобладает, примерно, до подросткового возраста. Все так же связано с эмоциональным восприятием. Только на этом этапе воспринимаются уже не люди, а их образы. Начинает, понемногу, возникать отделение себя от других. В этот период жизни самооценка четко закрепляется.
Абстрактное мышление, появляется в предподростковый период и становится доминирующим в юности. Человек уже может смотреть на себя со стороны и оценивать заново. Происходит умственная переоценка, а чувства уже не переоцениваются. Тогда происходит подстройка самооценки к эмоционально-чувственным реакциям на окружающий мир. Самооценка адаптируется к раздражителям, и вырабатываются новые стратегии поведения.
Базовая самооценка, которая была заложена в младенчестве, остается на всю оставшуюся жизнь. [11]
Этапы:
1.Ранний возраст.
Некоторые дети уже в этом возрастном периоде, замечают свои достижения и неуспех, в деятельности, которая вызывает эмоциональные реакции у ребенка. В этом же возрасте, можно и заметить первые отдельные проявления самооценки, и в основном, только после достижения успеха в какой-либо деятельности.
Самооценка малыша, проявляется примерно к трем-четырем годам, когда он начинает сравнивать себя с другими.
.Ранний дошкольный возраст
У многих детей развивается способность и умение, в игре, общении, труде, правильно оценивать самого себя, свои удачи и неудачи, свои индивидуальные качества.
.Старший дошкольный возраст.
В этом возрасте, ребенку очень важна оценка со стороны окружающих. И причем, ребенок не ждет этой оценки, а пытается ее добиться, ждет похвалы, которую усердно старается заслужить. И посредством этого, у ребенка формируется и закрепляется мотивация достижения успеха, которая в дальнейшем будет ему необходима в жизни.
.Младший школьный возраст.
В этот возрастной период у ребенка, существует огромное доверие по отношению к взрослым, особенно родителям, учителям, стараясь подчиняться и подражать им. В этом возрасте они полностью признают авторитет взрослого и принимают его оценки, какими бы они не были. Даже тогда, когда ребенок характеризует себя как личность, он повторяет слова взрослого, который характеризовал его.
Именно здесь закрепляется самооценка, которая зависит, какой она будет: адекватной, завышенной или заниженной, от характеристик и оценок, даваемых взрослыми по поводу успехов или неудач в деятельности ребенка.
.Подростковый возраст.
В этом возрасте появляется более высокий уровень самосознания, чем в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте появляется потребность четко формировать и использовать свои возможности и способности, на таком же уровне, что и взрослые. Так же дети в этот период более внимательно относятся к мнению сверстников и взрослых.
Некоторые подростки приписывают сами себе отрицательные личностные качества. [1], [11]
самооценка личность подросток домашний
1.3Факторы, воздействующие на развитие и становление самооценки
Существует множество факторов, которые влияют на формирование и становление самооценки человека. И самыми главными из них, являются:
семейный фактор;
социальный фактор;
Итак, для начала рассмотрим семейный фактор, его значение в формировании самооценки ребенка.
С самого рождения, ребенок только в семье получает ощущение любви, заботы, ласки, принимают ли его таким, какой он есть и т. д.
Самооценка ребенка связана с размерами семьи и старшинством среди братьев и сестер. В исследования Куперсмита было показано, что больший процент детей с низкой и средней самооценкой, являлись не первенцами. В то же время, в группе с высокой самооценкой, меньше половины процента детей, не являлись первенцами. У первых или единственных детей в семье, по-видимому, есть какие-то определенные условия для воспитания и отношение родителей. [17]
Самооценка не связана с порядком рождения детей в семье, она связана с наличием у него братьев и сестер.
Розенбергом была сделана попытка разделить влияние на самооценку ребенка, наличия старших и младших братьев и сестер. Выяснилось, что у мальчиков, если в семье большая часть мальчиков, то самооценка у него в среднем ниже, чем у мальчика, в семье которого, больше девочек. На уровень самооценки девочки, такие факторы не оказывают большего воздействия. [12]
Если родители внутренне принимают ребенка и отношения являются для них очень важными и ценными в семье, то значимость ребенка для родителей является не наградой, заслугой для ребенка, а как само разумеющееся. Родители принимают его таким, какой он есть, несмотря на его достоинства и недостатки.
Снисходительность и требовательность в воспитании
Ясно и четко представленные требования и правила в семье, способствую развитию и формированию высокой самооценки у детей. Дети с высокой самооценкой, более согласны с взглядами, которые преобладают в семье.
Если ребенку дается полная свобода, никто его не ограничивает в действиях и не направляет его деятельность в нужную сторону, то результатом может быть то, что ребенок будет тревожен, будут сомнения в собственной ценности. Это может привести к тому, что ребенок не сможет строить прочные взаимоотношения с людьми, которые основываются на уважении.
Возможно, что секрет становления самооценки ребенка зависит от того, как будут к нему относиться родители, принимать его таким, какой он есть, но так же устанавливая при этом необходимые границы.
Если произошел распад семьи, т. е развод родителей, то это тоже влияет на самооценку ребенка. В некоторых случаях, ребенок начинает винить себя, считает, что это по его вине родители развелись, потому что он плохо учился в школе, неправильно себя вел, не слушался их и т. д. Все это вызывает у ребенка эмоциональные расстройства и различного рода правонарушения, особенно в подростковом возрасте. Дети из разведенных семей более склонны к низкой самооценки, нежели дети из полных семей. Дети, у которых умер кто-то из родителей, нет серьезных отклонений в самооценке.
Социальный фактор.
Ребенок обращает внимание и на оценочные суждения окружающих, от учителей, взрослых, сверстников. Считается, что социальное окружение неполноценно удовлетворяет потребности ребенка, не учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка, придерживаясь эталонов и стереотипов, заданных обществом. Так же ребенок, формирует самооценку посредством сравнивания себя с другими, а других сравнивает с собой.
Так...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме

Реферат: Изготовление препаратов прополиса в домашних условиях

Курсовая работа: Самооценка и особенности общения подростков в группе сверстников

Реферат: Воспитание лидерских качеств у детей и подростков в условиях хореографического коллектива