Курсовая работа: Самооценка в младшем школьном возрасте: сравнительный анализ мальчиков и девочек

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы особенностей проявления самооценки личности в младшем школьном возрасте
.1 Самооценка и ее особенности в младшем школьном возрасте
1.2 Основные факторы, влияющие на формирование самооценки младшего школьника
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки личности мальчиков и девочек младшего школьного возраста
.1 Описание выборки и процедуры исследования
.2 Результаты и анализ результатов исследования самооценки личности мальчиков и девочек младшего школьного возраста
.3 Рекомендации педагогам и родителям для коррекции самооценки личности у младших школьников
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения

Дата добавления на сайт: 01 августа 2024


Скачать работу 'Самооценка в младшем школьном возрасте: сравнительный анализ мальчиков и девочек':


Самооценка в младшем школьном возрасте: сравнительный анализ мальчиков и девочек
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы особенностей проявления самооценки личности в младшем школьном возрасте
.1 Самооценка и ее особенности в младшем школьном возрасте
1.2 Основные факторы, влияющие на формирование самооценки младшего школьника
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки личности мальчиков и девочек младшего школьного возраста
.1 Описание выборки и процедуры исследования
.2 Результаты и анализ результатов исследования самооценки личности мальчиков и девочек младшего школьного возраста
.3 Рекомендации педагогам и родителям для коррекции самооценки личности у младших школьников
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность. В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования. Современная школа призвана разрешить противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и низким уровнем ее сформированности в младшем школьном возрасте.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
В психологической литературе как отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Вопросы ее структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Т.Ю. Андрущенко [2], И.В Дубровина [7], Л.Ю. Фоминой [20], И.И. Чесноковой [21], Л.П. Фридман [23], И. Шванцара [24] и других психологов. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира. Младший школьный возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. Поэтому изучение особенностей самооценки личности на данном возрастном рубеже является важным направлением психолого-педагогических исследований.
Цель работы: эмпирическим путем выявить особенности проявления самооценки личности мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Объект исследования: мальчики и девочки младшего школьного возраста.
Предмет исследования: самооценка личности.
Гипотеза исследования: существуют различия в самооценки личности мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Мальчикам младшего школьного возраста более свойственна неадекватная самооценка личности.
Задачи исследования:
) провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
) выявить особенности самооценки личности мальчиков и девочек младшего школьного возраста;
) сравнить самооценку личности между мальчиками и девочками младшего школьного возраста.
Методы исследования: для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и др.); изучение научной литературы; специальные психологические методы сбора информации (тест на самооценку Дембо-Рубинштейн); методы математической обработки данных (Хи-квадрат).
Глава 1. Теоретический анализ литературы особенностей проявления самооценки личности в младшем школьном возрасте
.1 Самооценка и ее особенности в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст - период интенсивного становления учащегося как субъекта деятельности. Превращение ученика в подлинного субъекта учебной деятельности предполагает умение всесторонне объективно оценивать особенности своей личности, результаты своей деятельности, свои потенциальные возможности, осознание которых выражается в самооценке, являющейся важнейшим компонентом учебной деятельности [12].
«Результаты интегративной работы в сфере самопознания, с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностного самоотношения - с другой, объединяются в особое образование самосознания личности - в ее самооценку».
В психологических исследованиях самооценка рассматривается в двух планах: как компонент самосознания и как один из важнейших механизмов саморегуляции. В структуре самосознания самооценка, являясь важным личностным образованием, занимает одно из ведущих мест.
Самосознание, самопознание, самокритика, самоутверждение и самооценка - важнейшие фундаментальные образования личности [7].
«Самосознание - высшая форма психики, свойственная только человеку» - это осознание и оценка человеком своих знаний, нравственного облика и мотивов поведения, идеалов и интересов, целостная оценка самого себя, как чувствующего, мыслящего и деятельного субъекта, то есть понимание, что человек собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем определяются эти взаимоотношения.
В структуру самосознания входят следующие компоненты: осознание собственного Я и своих психических свойств, определенная система социально-нравственных самооценок. Наиболее ясно самосознание проявляется в самооценке, которая рассматривается как важный компонент самосознания, оценка личности самой себя, своих качеств, физических и психических возможностей, отношение к своим способностям, достижениям и неудачам, отражение мотивов, притязаний и стремлений и, наконец, определение своего положения среди других людей [7].
«Самооценка, самоконтроль и коррекция поведения - неразрывно связанные процессы».
Саморегулирование поведения личности - один из компонентов самосознания, которое включает так же и самокритичность. Самооценка в этом случае рассматривается как оценка самим индивидом тех действий, которые он совершает, и тех его психических свойств, которые в этих действиях проявляются, и является особым психологическим аппаратом, необходимым механизмом саморегуляции, то есть без самооценки поведение не может быть саморегулирующимся.
Оценка себя как субъекта деятельности по своему содержанию выступает как определение человеком своих реальных возможностей и имеющихся способностей при включении в тот или иной вид деятельности, в соответствии с требованиями этой деятельности.
Хорошо сформированная система саморегуляции деятельности является психологической основой самостоятельности личности [18].
Самооценка - «ценность, значимость, который индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения». Самооценка выступает как отрицательно устойчивое структурное образование, компонент Я - концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я - концепции.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, её взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой, уровень самоуважения, самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определённого уровня, т.е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивает относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.
Самооценка развитого индивида, отмечает И. Я. Зимняя [5], образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности.
Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщённости.
Самооценка характеризуется по следующим параметрам [4]:
. Уровню (величине) - высокая, средняя и низкая самооценка;
. Реалистичности - адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) самооценка;
. Особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная самооценка;
. Временной отнесенности - прогностическая, актуальная, ретроспективная самооценка;
. Устойчивость;
Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценка разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т.п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности.
Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая.
Конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.
Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает системаличностных смысловиндивида [4].
По мнению Л.И. Божовича [2], познание другого не только опережает познание самого себя, но и служит для него источником и опорой. Сравнение, сопоставление себя с другими является общепризнанным критерием самооценки. Сравнивая себя с другими людьми в процессе деятельности, человек замечает у себя то, что сначала замечает у других, и в результате приходит к осознанию своих поступков и действий, свойств и качеств собственной личности. Происходит своеобразный перенос различных свойств личности. Подмеченных у другого человека, на самого себя.
По мнению Д.Б. Эльконина, у детей младшего школьного возраста управление своим поведением приобретает «внутренний механизм». Ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе, к своим возможностям. Е.И. Савонько полагает, функция самооценки как регулятора поведения развивается на ряду с развитием других психических особенностей ребенка и на каждой возрастной ступени приобретает качественное своеобразие. Развитие этой функции самооценки ученые связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение.
У детей младшего школьного возраста наблюдаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения - от класса к классу растет умение правильной оценки себя, своих возможностей и снижается возможность переоценивания себя. Устойчивая заниженная самооценка наблюдается крайне. Отсюда следует, что самооценка учеников начальных классов динамична и имеет склонность к устойчивости, постепенно переходит во внутреннюю позицию личности, становится мотивацией к поведению и влияет на некоторые качества личности [10].
Ребенок, имеющий адекватную самооценку активен, бодр, общителен, обладает чувством юмора. Зачастую с интересом и самостоятельно находит в своих работах ошибки, выбирает задачи в соответствии со своими возможностями. После успешно решенной задачи берется за такую же или повышенной сложности, после неудачи в решении начинает проверять себя или берет менее трудную. В конце младшего школьного возраста он все более объективно оценивает свои возможности.
Дети, у которых наблюдается высокая адекватная самооценка, отличаются повышенной активностью, стремлением к достижению успеха во всех видах деятельности. Их можно охарактеризовать максимальной самостоятельностью. Они уверены в своих силах, причем их уверенность и оптимизм основываются на правильной самооценке себя [6].
Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников в значительной мере влияет на их поведении и черты личности. К примеру, если таким детям предложить сдать свою работу на проверку или же найти в ней ошибки самостоятельно, они, молча, перечитывают работу, ничего не изменяя, или же вовсе отказываются ее проверять, объясняя это тем, что вряд ли смогут найти в ней ошибки. Дети, поощряемые и подбадриваемые учителем, постепенно включаются в работу и нередко сами исправляют ошибки. Таким детям свойственно выбирать легкие задачи. Они как бы берегут свой успех и, боясь его потерять, нередко не проявляют инициативу. Сравнивая себя с другими занижают себя (нередко преувеличивают возможности других). Неуверенность у таких детей можно наглядно увидеть, если спросить у них о планах на будущее. [16]
Неуверенность, застенчивость и воплощение своих возможностей в «своем» мире - все это характерно для детей с заниженной самооценкой. Вышеперечисленные факторы в той или иной мере оказывают влияние на развитие детей. Во многих своих начинаниях и делах они видят только неудачи. Зачастую эти дети очень ранимые, повышено - тревожны, стеснительны, робки, сосредоточены на себе, неуспехи затрудняют их общение с взрослыми и детьми. Такие дети обращают особое внимание на всякого рода поощрения, которые могли повысить их самооценку.
Дети, переоценивающие свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, склонны иметь завышенную самооценку. Они выбирают задачи, которые в действительности вызывают большие затруднения. После неуспеха дети продолжают настаивать на своей правоте или тут же переключаются на примитивную задачу, ради достижения заветной похвалы учителя. Совсем необязательно, что они будут себя расхвалить, но вряд ли упустят возможность упрекнуть кого-нибудь в его неправоте. Высокомерие, бестактность, чрезмерная самоуверенность - все это характерные черты, имеющиеся у ребенка с завышенной самооценкой.
Таким образом, самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.
1.2 Основные факторы, влияющие на формирование самооценки младшего школьника
Рассмотрим понятие «самооценка» с учетом факторов, влияющих на ее формирование, и определим психолого-педагогические условия построения образовательного процесса, способствующие становлению объективной и содержательной самооценки [22].
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте [22].
Рассмотрим основные факторы, непосредственно влияющие на формирование самооценки младшего школьника [15].
1. Мнение родителей, стиль домашнего воспитания.
На становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности.
Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения.
Дети с заниженной самооценкой не имеют с родителями доверительных отношений, не чувствуют их эмоционального участия. Они либо пользуются большой свободой, которая, по сути, является результатом бесконтрольности, следствием равнодушия родителей к детям, либо испытывают чрезмерное ущемление собственной свободы со стороны родителей, подвергаясь их жесткому ежедневному контролю, негативной критике.
В семьях, где дети имеют адекватную высокую или адекватную устойчивую самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает [1].
Родители задают исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний ребенка в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Уровень притязаний ребенка, родителей по отношению к ребенку и его потенциальные возможности зачастую не совпадают, порождая переживания, снижение уровня мотивации, что может нанести ущерб личности школьника.
Таким образом, для формирования объективной и содержательной самооценки младшего школьника учителю необходимо осуществлять целенаправленную работу с родителями.
2. Наличие (отсутствие) навыков учебной деятельности, оценка учителя.
Формирование учебной самостоятельности младшего школьника невозможно без сформированности у него навыков учебной деятельности, важным и непременным условием которой являются контроль и оценка.
Человек оценивает свои особенности (качества личности, способности, возможности) по отношению к определенному предмету деятельности. Оценка себя как субъекта деятельности есть по существу определение человеком своих возможностей реального (или планируемого) включения в тот или иной вид деятельности - общение, игру, учение, труд. Согласно разработанной в советской психологии теории деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), развитие психики в онтогенезе связано с организацией определенных форм предметной деятельности. «При изучении самооценки необходимо выделять особенности предметной деятельности ребенка как на «первичном», так и на «вторичном» уровне, т.е. на уровне оперирования с «образом» предмета» [3].
Структура деятельности включает ряд компонентов: мотивы, цели, условия, действия, операции. Опора при самооценке на каждый из этих компонентов способствует ее объективности.
Становление содержательной и объективной самооценки должно быть связано с обращением к анализу существенных свойств предмета и способов его преобразования, т.е. выделению четких критериев для оценивания. Поскольку в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, необходимо, по мнению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, формировать самооценку ребенка, используя возможности этой деятельности. Самооценка представляет собой движение к выполнению учебной задачи в...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Самооценка личности в младшем школьном возрасте

Курсовая работа: Развитие личности в младшем школьном возрасте

Курсовая работа: Исследование внимания в младшем школьном возрасте

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Особенности влияния родителей на успешность детей в школе в младшем школьном возрасте

Курсовая работа: Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте. по дисциплине психологии