Реферат: Семейные традиции, как средство нравственного воспитания учащихся

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся средствами семейных традиций 5
1.1 Особенности формирования нравственного воспитания учащихся 5
1.2. Роль семейных традиций в воспитании у учащихся нравственной культуры 13
Выводы по1 главе 19
Глава II. Опыт использования семейный традиций в нравственном воспитании учащихся 21
2.1 Опыт использования семейных традиций в нравственном воспитании учащихся в Шатковской общеобразовательной школе 21
2.2. Опыт использования семейных традиций в нравственном воспитании учащихся в школе № 24
Выводы по II главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Дата добавления на сайт: 15 июня 2024


Скачать работу 'Семейные традиции, как средство нравственного воспитания учащихся':


СОДЕРЖАНИЕ
TOC \f \o "1-9" \o "1-9" ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc483913765 \h 3
Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся средствами семейных традиций PAGEREF _Toc483913766 \h 5
1.1 Особенности формирования нравственного воспитания учащихся PAGEREF _Toc483913767 \h 5
1.2. Роль семейных традиций в воспитании у учащихся нравственной культуры PAGEREF _Toc483913768 \h 13
Выводы по1 главе PAGEREF _Toc483913769 \h 19
Глава II.Опыт использования семейный традиций в нравственном воспитании учащихся PAGEREF _Toc483913770 \h 21
2.1 Опыт использования семейных традиций в нравственном воспитании учащихся в Шатковской общеобразовательной школе PAGEREF _Toc483913771 \h 21
2.2. Опыт использования семейных традиций в нравственном воспитании учащихся в школе № PAGEREF _Toc483913772 \h 24
Выводы по II главе PAGEREF _Toc483913773 \h 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc483913774 \h 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ PAGEREF _Toc483913775 \h 43


ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.
Первоосновой воспитания в семье является духовно-нравственная составляющая. Именно в семье, через семейные ценности и традиции в ребёнке формируется понимание моральных норм, эмоциональное отношение к нравственной и безнравственной стороне поступков.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) [2]. Ориентация современных педагогов на деятельность в духе высокой нравственности, духовности и культуры, связь с наукой позволяют создавать новые технологии в этой области [7]. В условиях быстро развивающегося техногенного общества целью образования (обучения, воспитания и развития) подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой.
Проблема исследования – недостаточность использования семейных традиций.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей не относится к ребёнку лучше: любят его, понимают, заботятся о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы усилить положительное и снизить отрицательное воздействие семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо определить влияние внутрисемейных социально-психологических факторов, к которым относятся семейные традиции, имеющие воспитательное значение.
Цель исследования: определить роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – нравственное воспитание обучающихся.
Предмет исследования – влияние семейных традиций на процесс духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Задачи исследования:
1) изучить литературу по проблеме исследования семейных традиций и духовно-нравственного воспитания детей;
2) Выявить роль семейных традиций на нравственное воспитание обучающихся.
3) Изучить опыт работы по использованию семейных традиций в духовно-нравственном воспитании обучающихся некоторых школ.
Методы исследования. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников, приложениями.

Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся средствами семейных традиций1.1 Особенности формирования нравственного воспитания учащихся
В открытом обществе развитие личности выступает основой образования. Гуманизация образования предполагает наполнение его ценностными смыслами нравственной ответственности и гражданской активности, т. е. предполагает решение главной задачи формирование социально зрелой личности. В современных социокультурных условиях духовно-нравственное воспитание обучаемых является первостепенной задачей современной образовательной системы.
По словам В. А. Садовничего, важная двуединая задача, которую призвана решать система образования – «обучение и воспитание, подготовка специалистов, сочетающих глубокие знания с гражданской ответственностью и патриотизмом» [8, с. 49]. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Президентом Российской Федерации В. В. Путиным подчеркивается важность усиления духовно-нравственного, патриотического воспитания, «популяризации исторических знаний, воспитания молодежи на основе ценностей патриотизма, гражданственности, уважительного отношения ко всем страницам и эпохам национальной истории» [8, с. 37–38]. Говоря о проблеме гармоничного развития поликультурной общности, В. В. Путин подчеркивает: «гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. Необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме» [8, с. 16–17].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» обозначает образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а воспитание трактует как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [10].
Достаточно важным и сложным является вопрос о том, как личность готовить к тому, чтобы она умела управлять своим сознанием, формировать духовные ценности, сознательно отказываться от всяческих соблазнов, помогать ближним [5]. Успешность духовно-нравственного воспитания и, следовательно, всего процесса восстановления духовных сил человека зависит от деятельности социальных институтов, групп и организаций, ставящих учащихся в условия, содействующие духовно-нравственному воспитанию и самовоспитанию. Поэтому необходимо согласование действий всех социальных субъектов, влияющих на воспитание духовности личности. Теоретико-методологическая платформа духовно-нравственного воспитания обозначена в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».
Становление патриотизма граждан рассматривается как нравственная основа формирования их активной жизненной позиции. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания (проект), определены цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, система базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности [3; 4]. В рамках обсуждения проблемы «Единство истории, единство народа, единство России» на заседании XVIII Всемирного Русского Народного Собора было отмечено, что культурная политика в России должна учитывать нравственные и религиозные основы культуры многонационального народа нашей страны, необходима «соразмерная взаимная гармонизация гражданской, этнической и религиозной идентичностей, связанных с ними принципов и правил, при понимании важности каждой из них и их неотменимого места в будущем» [8, с. 4].
В докладе «Российская государственность и образовательные традиции: взгляд сквозь века» в рамках Международной конференции В. А. Садовничий отмечает, что государственность «прежде всего – это единое смысловое пространство, в котором живет и развивается народ, общие духовно-нравственные ценности, общий язык. Логика исторического развития неизбежно приводит к активизации образовательной политики, к новым образовательным инициативам» [8, с. 38–41].
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни человека и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося ныне эколого-информационного общества. Воспитание ответственного отношения к социокультурной среде, по мнению А. В. Афонина, должно явиться стерж- нем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Наиболее уникальный опыт использования в воспитательных целях природы и создания «открытой» педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей природной средой принадлежит В. А. Сухомлинскому. Воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему.
Развивая идею экологического подхода в педагогике, Б. Риордан предполагает использование особой системы понятий и в ряду самых важных из них называет понятие «равновесие», или «гармония в целостности». Экологическое воспитание, по мнению автора, сможет способствовать установлению на нашей планете социального порядка, основанного на справедливости во всем мире, а также обеспечить гармонизацию отношений между людьми, между человеком и природы. Экологическое воспитание, на наш взгляд, является одним из ключевых аспектов духовно-нравственного воспитания школьников и представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом [1].
В связи с этим мы предлагаем в обязательном порядке включать эколого-ориентированные мероприятия и проекты в систему воспитательной работы образовательной организации. Приоритеты воспитательно-образовательной политики определены в ряде нормативных документов федерального уровня.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в школе отводится больше учебного времени для изучения дисциплин гуманитарной, граждановедческой, этико-моральной направленности, в которых заключен значительный потенциал духовно-нравственного воспитания. Так, в ФГОС среднего (полного) общего образования отмечено, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать [9]:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, за прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
принятия ценностей семейной жизни и др.
Гуманитарная направленность раз вития университетского образования инициирует возрождение университетов как культурных центров, одной из функций которых является духовно- нравственное воспитание молодого поколения. Особо актуальна проблема воспитания нравственных ценностей для педагогических вузов, которые осуществляют не только изучение, анализ ценностных ориентации детей и молодежи, но и непосредственно разрабатывают методики и технологии воспитания нравственных ценностей будущих специалистов.
Эти положения убедительно подтверждают общественную восстребованность качественного развития государственной политики в области духовно-нравственного воспитания, необходимость придания ей новой динамики. Основными ценностно-смысловыми ориентирами эффективной модели воспитательной системы, предлагаемой авторами, являются общечеловеческие ценности: воспитание Землянина; Гражданина и Патриота своего Отечества; Семьянина; Профессионала; Человека образованного, культурного, цель жизнедеятельности которого – сохранение Мира на Земле (по В. А. Караковскому), базирующиеся на единой педагогической системе реализации данного процесса.
Повышение эффективности духовно-нравственного воспитания учащихся предполагает создание и функционирование единой педагогической системы реализации данного процесса. Идеальная цель предлагаемой воспитательной системы – личность учащегося с устойчиво сформированным позитивным отношением к общечеловеческим ценностям.
Процессуальными задачами воспитательной системы является:
– использовать возможности системы социального партнерства для формирования базовых и ключевых компетенций учащихся;
– использовать современные образовательные технологии, позволяющие обеспечивать не только высокое качество обученности учащихся, но и развитость их творческих способностей, художественного вкуса;
– регулярно проводить родительские конференции, кинолектории, творческие проекты учащихся «Экодом в Сибири», «Здоровье человека и окружающая среда», слет Мастеров- Умельцев, поисковую работу «Вклад моей семьи в летопись Великой Отечественной войны», месячники Добро- ты и др., позволяющие ориентировать семьи учащихся на отношение к семье как важнейшей ценности;
– приобщать учащихся к созданию предметно-эстетической среды общеобразовательной организации с целью формирования трудолюбия, самостоятельности, ответственности за порученное дело, развития творческих способностей и экологического мышления;
– через разнообразные формы и методы патриотического воспитания (деятельность музея, поисковая деятельность, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, военно-спортивные игры) сохранять преемственность поколений;
– формировать чувство национального достоинства: гордость за великое прошлое России, за принадлежность к данной стране;
– содействовать формированию опыта демократического поведения, развитию общественной активности учащихся, толерантности через организацию ученического самоуправления.
Авторы, опираясь на общепедагогические принципы, предлагают модель воспитательной системы и жизнедеятельности школы, основанную на следующих принципах: межсубъектный характер взаимодействия учащихся и педагогов; доверие подростку; отказ педагогов от такой требовательности и контроля за деятельностью и поведением учащихся, которые могут привести к ограничению самореализации и самосовершенствования личности; единство требований педагогического коллектива во взаимоотношениях с учащимися; поддержка стремлений личности учащегося к самореализации и самоутверждению; опора педагогов на индивидуальные особенности в ребенке при организации учебно-воспитательного процесса; обеспечение каждого учащегося в коллективной творческой деятельности: учебной и внеучебной, способствующей формированию позитивной «Я- концепции» личности и стимулирующая дальнейшее самосовершенствование подростка; соуправление учащихся и педагогов жизнедеятельностью школы как позитивный опыт формирования демократического и правового поведения, выработки активной гражданской позиции; интеграция воспитательных усилий педагогического коллектива, семей учащихся, государственных, общественных, частных организаций и лиц, активно участвующих в жизнедеятельности школы [6].
К основным функциям предлагаемой воспитательной системы относятся:
1. Образовательная функция направлена на формирование у учащихся целостного представления о мире и о своем месте в нем (изучение окружающего мира, осознание личной включенности в мировой экологический и социально-исторический процессы, воспитание потребности сохранения и совершенствования этого мира). 2. Воспитательная функция, предполагающая духовно-нравственное становление личности учащегося (познание самого себя, законопослушание, совестливость, стыдливость, стремление не допускать душевной пустоты, равнодушия, безответственности и невежества).
3. Защитная функция, подразумевает психологическую и социальную защищенность учащихся (умение владеть собой, не отчаиваться, не озлобляться, не впадать в беспредельный индивидуализм и не поддаваться вреднейшим соблазнам: сквернословию, табакокурению, алкоголю, наркомании; освоение не только профессии, но и профессиональной этики).
4. Компенсирующая функция предполагает создание специальных психолого-педагогических условий для максимальной реабилитации и самореализации социально неблагополучных подростков; формирование у обучающихся адекватного представления о себе и включенность их в учебно-воспитательный процесс на субъектной основе. 5. Корректирующая функция направлена на коррекцию негативных проявлений черт характера подростка (вовлечение учащихся в создание предметно-эстетической среды образовательного учреждения и развитие потребности и способности в ее совершенствовании).
Вышеперечисленные функции воспитательной системы реализуются через годовой цикл традиционных воспитательных дел, включающий: Месячник Знаний (сентябрь); Месячник Знаний под эгидой «Наши учителя – учителя нашей жизни» (октябрь); Месячник Доброты (ноябрь); Месячник «Страницы истории нашего Отечества» (декабрь); Месячник памяти «Ни- кто не забыт, ничто не забыто» (январь); Месячник «Наука на защите Отечества» (февраль); Месячник под эгидой «Женщина – очаг семьи, опора мира и дружбы» (март); Месячник «Человек. Земля. Вселенная» (апрель); Месячник Военно-патриотической работы (май); Месячник экологии (июнь); Месячник «СемьЯ» (июль); Месячник «Спорт для всех – общая забота» (август). Одним из подходов воспитательной системы является ежемесячное планирование и проведение мероприятий на основе знаменательных, памятных дат, традиционных событий нашей страны, например, «Месячник экологии», «Месячник «СемьЯ». Причем решение воспитательных задач, являющихся приоритетными в одном месячнике, не исключает их решения во всех остальных, что позволяет говорить о всестороннем развитии учащихся.
Осуществление различного рода воспитательных мероприятий пред- полагает не только активное участие в них учащихся, но и их родителей. При этом ведущая роль в подготовке и проведении мероприятий отводится учащимся. Особенностью предлагаемой...

Похожие материалы:

Реферат: Закаливание, как одно из средств физического воспитания

Реферат: Соблюдение противоэпидемического режима в стационарах как средство борьбы с госпитальной инфекцией

Курсовая работа: Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

Дипломная работа: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Курсовая работа: Сказкотерапия как средство коррекции детских страхов