Контрольная работа: Семья и подростковая делинквентность

План
1. Подросток как объект домашнего насилия
2. Подростковая делинкветность в современном российском обществе
3. Влияние семьи на делинквентное поведение подростков
Литература

Дата добавления на сайт: 27 августа 2024


Скачать работу 'Семья и подростковая делинквентность':


Контрольная работа
Семья и подростковая делинквентность
План
1. Подросток как объект домашнего насилия
. Подростковая делинкветность в современном российском обществе
. Влияние семьи на делинквентное поведение подростков
Литература
1. Подросток как объект домашнего насилия
Какое место самое главное и безопасное для ребенка на земле? Большинство людей наверняка ответят - родительский дом. Но так ли это? Слишком много фактов ставят это утверждение под сомнение. Неумолимая статистика утверждает: около 2 млн. детей в России ежегодно подвергается избиению в семье. Две тысячи детей, ставших жертвами семейного насилия, ежегодно заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тысяч несовершеннолетних, спасаясь от родителей, уходят из дома, пополняя ряды социальных сирот, наркоманов, преступников.
Эти данные страшны сами по себе. Но есть и другой аспект проблемы. Подростковый возраст - это время, когда у становящихся взрослыми детей закладываются главные принципы, из которых в будущем станет складываться их собственная практика социальных, в том числе и семейных отношений. Свои первые уроки социализации дети получают в семье. Взаимоотношения между взрослыми членами семейного круга становятся для них наглядным примером, из которого они выделяют, зачастую неосознанно, основные принципы организации собственной жизни. Какими будут эти принципы, зависит во многом от тех знаний, которые подросток вычленил из окружающего его взрослого мира, усвоил в процессе социализации, проверил практически на собственном опыте и - как результат - закрепил в строгие формы определенных стереотипов, аппелировать к которым он будет в дальнейшем. Та же статистика фиксирует постоянный рост преступности несовершеннолетних. 70% преступников, содержащихся сегодня в местах лишения свободы, первое преступление совершили в возрасте до 16 лет. По данным различных исследований от 60 до 75% подростков, находящихся в исправительно-трудовых учреждениях, выросли в семьях, где нормой выступала аморальность, жестокость и культ насилия в межличностных отношениях. Подростковая преступность была и остается острейшей социальной проблемой, и не решена в полной мере ни в одном обществе. Насилие - это усвоенная в процессе социализации модель поведения, что превращает его в настоящую эпидемию, распространяющуюся от одного поколения к другому.
Проблема семейного насилия в российском обществе имеет свои специфические особенности. В традиционной русской культуре понятия семейного насилия не существовало. Если муж бьет жену, значит...(!) он ее любит. Та же самая психологическая участь постигла и российских детей. Ведь испокон веков на Руси «за одного битого двух небитых дают». Вот и посейчас отцовский ремень считается во многих семьях лучшим "педагогом", и никто не возьмется определить ту грань, за которой наказание превращается в истязание. Жестокое обращение с детьми как социальная проблема осознается далеко не всегда. С одной стороны, россияне в большинстве своем негативно относятся к жестокому обращению с детьми. По данным опросов, почти 70% взрослых, ставших свидетелями физического насилия над ребенком, готовы вмешаться и остановить насилие (1.с.58). С другой стороны, представления о физическом насилии родителей по отношению к детям противоречивы. Опросы свидетельствуют о толерантности общественного мнения в отношении к телесному наказанию. В 2006 году в трех городах России (Ижевск, Самара, Саратов) группой российских исследователей был проведен уличный экспресс-опрос горожан (1783 человека, в том числе 842 родителя несовершеннолетних). Практически все (!) опрошенные родители полагают, что применение физических наказаний - это воспитательная мера. Почти половина родителей (45%) наказывают своих детей. Свыше 30% применяют телесные наказания, причем большинство используют достаточно жестокие меры: порку ремнем, избиение. Тех, кто воздействует на ребенка только вербальными способами, оказалось всего 14% (1. с.58). Реально картины насилия над детьми никто не знает, и статистики такой никто не ведет. Безусловно, органы внутренних дел фиксируют факты насилия над детьми, по вопиющим случаям работает прокуратура, но равнодушие людей, проходящих безучастно мимо детских слез, порой поражает.
При этом не следует забывать о том, что способы воспитания устойчиво транслируются из поколения в поколение. Усвоенные в детстве образцы родительского поведения в большинстве воспроизводятся по отношению к собственным детям. Опросы школьников в возрасте от 8 до 14 лет в различных городах России (Саратов, Ижевск, Самара, Казань) показывают, что 57% детей знают о том, что в семьях практикуется практика физического насилия. При этом каждый второй опрошенный школьник оправдывает (!) такое поведение взрослых. И даже сами жертвы - дети не воспринимают насилие в семье должным образом, особенно если речь идет не о побоях, а о ставших привычными родительских скандалах и унижениях. Только 16% юных респондентов готовы обратиться с жалобой в органы опеки и попечительства (1. с.59).
А ведь физическое насилие далеко не единственная форма жестокого обращения родителей с детьми. В руководстве по предотвращению насилия над детьми (1997) под редакцией М. Д. Асановой выделяется четыре основных типа насилия (2. с.123):
1.физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет;
2.сексуальное насилие - использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения;
.пренебрежение - хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности несовершеннолетнего ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре;
.психологическое насилие - хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.
Ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия. Например, жертвы изнасилования часто переживают и физическое насилие (избиение), и эмоциональное (угрозы убить или покалечить). Последствия таких ситуаций страшны и не всегда прогнозируемы. Данные российской статистики говорят сами за себя. От 2 до 2,5 тысяч детей ежегодно погибают от домашнего насилия, около 2 млн несовершеннолетних в возрасте до 14 лет регулярно подвергаются избиению. Почти 2 тысячи - ежегодно кончают жизнь самоубийством. Число беспризорных детей растет в нашей стране, и уже достигло 3-4 млн. (3)
Не менее страшной по своим последствиям является и ситуация с детьми-свидетелями семейного насилия. Дети, ставшие свидетелями такового, например, ситуация с отцом, избивающим мать, переживают «вторичную виктимизацию». Реакции детей на насилие различаются в зависимости от возраста, пола и социальной поддержки, которая им оказывается. Но практически все они имеют склонность к агрессивному поведению. Эти дети испытывают серьезные поведенческие проблемы во взаимоотношениях как со взрослыми, так и со сверстниками. Как следствие, именно подростки - жертвы и свидетели домашнего насилия в первую очередь пополняют ряды несовершеннолетних преступников. А если принять во внимание тот факт, что более 50% преступлений в быту совершается в присутствии детей, а в 30 - 60% семей дети из свидетелей превращаются в объекты семейного насилия, становится очевидно, что насилие представляет собой настоящую эпидемию, распространяющуюся как внутри поколений (во взаимоотношениях между сверстниками), так и на межпоколенном уровне, транслируясь как определенная модель социальных отношений, в том числе и семейных, воспринимаясь подростками как своего рода поведенческая норма.
Опираясь на материалы проведенного нами в 2007-2008гг исследование феномена семейного насилия по отношению к детям, мы провели интервью с 3 психологами, 5 социальными педагогами, 3 медицинскими работниками (врач и 2 медсестры) и 2 инспекторами комиссии по делам несовершеннолетних с целью выявления «болевых точек» в функционировании структур по профилактике и предотвращению семейного насилия. Полученные данные мы попытались классифицировать по типам объяснения причин жестокости по отношению к детям. Результаты можно представить следующим образом.
Практически все участники исследования продемонстрировали крайне негативное отношение к насилию. Объясняют же они жестокость по отношению к детям, во-первых, отклонением от нормы в личностном развитии самих родителей и негативными межличностными отношениями родителей. Второе объяснение - специфика культуры родительства (неготовность к выполнению родительских функций, собственное бессилие и несостоятельность в роли родителей). Третий тип объяснения заключается в самих детях (неуправляемость, сложности переходного возраста, провинности, школьная неуспеваемость и т.д.). Наконец, четвертая группа объяснений связана с объективными социальными причинами (низкая материальная обеспеченность, физическая перегруженность родителей, монородительская семья).
Все объяснительные схемы, предлагаемые специалистами, можно представить в виде своеобразных стереотипов.
Дети - источники проблем. Дети сами провоцируют насилие: если бы подросток вел себя «достойно», его не нужно было бы наказывать. Эта позиция оправдывает насильственные действия взрослых, перекладывая вину на жертву. Однако многочисленные исследования конкретных случаев семейного насилия доказывают, что дети зачастую всякими способами стремятся угодить родителю, отчаянно стремясь предотвратить конфликтную ситуацию. Тем не менее, обидчик все равно найдет повод для агрессии.
Нетипичная семья. Жестокое обращение с детьми объясняется демографическими характеристиками и социальным статусом семей. К таковым традиционно относят неполные семьи (как правило - материнские), в которых довольно высокое эмоциональное напряжение и, как следствие, частые случаи физического наказания. Культурные практики воспитания, транслирующиеся из поколения в поколение. Однако домашнее насилие нередко случается и в «благополучных» семьях. Дело в том, что данные о насилии, происходящем в асоциальных семьях, чаще попадают в официальную статистку, выявляются при бракоразводных процессах, в ходе лишения супругов родительских прав и т.д. Но то, что происходит за стенами просторных квартир и элитных особняков, как правило, остается скрытым от посторонних глаз. Однако, оглядитесь по сторонам, разве вам не приходилось быть свидетелем того, как модная мамаша зло отчитывает свою маленькую дочь, за то, что та нечаянно ступила в грязь новенькими туфлями. Мать снимает обнову и ведет девочку через лужи босиком. А на замечания сердобольных старушек грубо парирует: «Моя дочь, как хочу, так и воспитываю. В следующий раз будет думать». Приходится признать, что от семейного насилия не застрахован никто, независимо от материального состояния, состава семьи и т.д.
Алкоголизм как источник агрессии. Весьма часто корни семейного насилия усматриваются в алкоголизации родителей, т.к. употребление алкоголя снижает способность контролировать поведение. С данным утверждением трудно не согласиться. Но многочисленные исследования, проведенные специалистами за рубежом, ставят и его под сомнение (4. с.220). Во-первых, известны случаи, когда родители, пройдя курс лечения от алкоголизма, продолжали быть жестокими и агрессивными по отношению к детям. А во-вторых, среди семейных агрессоров немало мужчин и женщин, ведущих абсолютно здоровый образ жизни, не употребляющих ни алкоголь, ни наркотики. Это позволяет утверждать, что сам по себе алкоголь не является причиной насильственного поведения, но используется насильниками в качестве оправдания такового.
Неизбежность зла. Сущность данного представления заключается в утверждении мысли о том, что бороться с домашним насилием бесполезно, поскольку оно существовало всегда и везде. Известны типы обществ, где данная форма социальных взаимоотношений даже легитимизирована. Что уж говорить о социальных стереотипах, закрепленных в таких элементах культуры как пословицы, поговорки и т.д. Однако данные криминальной статистики свидетельствуют об обратном. По данным Всемирной организации здравоохранения, в Европейском регионе от физического насилия ежегодно погибают более 1300 детей. В странах СНГ этот показатель почти в 3 раза выше (5. с.113). А Россия, к сожалению, пока еще находится в числе «лидеров». Это доказывает то, что с проблемой семейного насилия можно и нужно бороться. Проблема не в неизбежности данного феномена, а в низкой эффективности механизмов, в том числе и законодательных по борьбе и профилактики семейного насилия.
Дела семейные… На основе данных, полученных нами из интервью, мы можем сделать вывод о том, что случаи семейного насилия, становящиеся известными обществу, как правило связаны с чрезмерной жестокостью, имеющей ярко выраженные последствия, иногда, связанные с наличием угрозы жизни потерпевшего. Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходит даже до милиции. Сотрудники школы не хотят портить репутацию своего учебного заведения. Врачи и психологи молчат, поясняя свою позицию предельно просто: я оказываю помощь ребенку как медик или как педагог. Родители просто отказываются от своих показаний. Дети терпят физические наказания, полагая, что сопротивляться не имеют права, а, также надеясь заслужить расположение жестокосердного родителя. Социальная ответственность соседей, родственников крайне низкая. Выходит, нет посторонним никакого дела, кто и за что истязает ребенка дома! В ответах наших собеседников четко прослеживается мысль: пока сам ребенок не прибежит, случай жестокости не будет выявлен. Но ведь произойдет это в случае крайней жестокости, да и то, если будет у несчастного ребенка такая возможность. Поэтому самой страшной проблемой, становится уже неоднократно упоминавшееся нами отношение общества к проблеме семейного насилия над детьми. И проблему эту можно обозначить одним словом - БЕЗРАЗЛИЧИЕ. Таким образом, косвенными виновниками того, что семейное насилие в нашем обществе существует и поныне, являются те, кто своей пассивностью, безразличием, нежеланием вмешиваться в «святая святых», в частную жизнь, гарантируют насильникам, если не открытую поддержку, то, по крайней мере, возможность чувствовать себя в относительной безопасности и безнаказанности. И переломить эту терпимость к насилию в общественном сознании, пожалуй, самая сложная задача.
Вывод: проблему семейного насилия следует рассматривать в социальном контексте, включающем культурные, экономические и психологические факторы. При этом к насилию над детьми приводит не один из факторов, а, как правило, их совокупность, т.е. к насилию всегда ведет комплексное влияние неблагоприятных факторов окружающей среды, семьи и индивидуального уровня. Но все попытки оправдать насильственные действия родителей по отношению к детям, есть не что иное, как способ подвести рациональное обоснование под девиантное поведение взрослых.
2. Подростковая делинкветность в современном российском обществе
Эта проблема существует столько, сколько существует сама преступность и остается одной из острейших и трудно разрешимых. Однако прежде, чем мы приступим к анализу ситуации в сфере подростковой преступности, рассмотрим, что собой представляет само понятие «делинкветное поведение» вообще и «подростковая делинквентность», в частности.
Под делинквентным поведением подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений (от лат delinquo- совершить проступок, провиниться), отличающихся от криминала, т е. наказуемых согласно Уголовному Кодексу серьезных правонарушений и преступлений. Термин «делинквентность» охватывает множество различных нарушений правовых и социальных норм от простого озорства до криминальных действий, таких как, например, кражи. В криминологии обычно используют термин «подростковая делинквентность», обозначающий высокий уровень правонарушений, влекущих за собой предъявление обвинения, которые совершаются подростками в возрасте от 12 до 20 лет. Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следуют мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей (на сленге делинквентных подростков обозначается выражением «трясти деньги»: малыша заставляют прыгать, чтобы услышать, не зазвенят ли у него монеты), угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов, которые потом бросают где попало. Реже встречаются мошенничество, мелкие противозаконные спекулятивные сделки («фарцовка»), вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединяться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с Уголовным Кодексом РФ, да и у взрослых подобное поведение чаще служит предметом разбирательства товарищеских судов и причиной административных взысканий.
Типичными преступлениями для подростков в указанных возрастных пределах являются воровство и кражи со взломом, тогда как насильственные преступления более характерны для тех, кто старше 17 лет (6. с.114).
Иногда все эти нарушения поведения называют «девиантным поведением», что не совсем точно отражает суть дела. Девиантность - отклонение от принятых норм - понятие более широкое, оно включает не только делинквентность, но и другие нарушения поведения - от ранней алкоголизации до суицидных попыток.
В свою очередь делинквентное поведение - понятие гораздо более широкое, чем преступность или правонарушение. Д.Шумэйкер следующим образом характеризует делинквентное поведение: «В собирательном значении, незаконные деяния, независимо от того, криминальные они или статусные, совершенные молодежью до 18 лет, обозначаются как «делинквентное поведение», а молодежь, совершающая эти поступки, относится к «несовершеннолетним делинквентам». Эта терминология официально была определена в 1899 году в Чикаго, когда был принят первый Кодекс подростковой делинквентности (7.с. 96).
О том, что подростковая делинквентность в России представляет реальную социальную проблему, свидетельствуют данные статистики. За последние 15 лет в 4 раза увеличилась доля убийств и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, совершенных несовершеннолетними. Количество разбоев выросло более, чем в 3 раза. Грабежей и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков - в 2, 5 раза (9. с.87).
Интересные данные приводит Судебный Департамент в Ростовской области. В 2008 количество преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних, составило 3081 (рост за год на 14,6%). Всего в Ростовской области в 2008 г. осуждено 2092 подростка, что составило 11,1 % от общего числа всех осужденных лиц. Рост преступности зарегистрирован в 49 районах области (68,1%).
В целом за последние 2 года преступность среди несовершеннолетних в Ростовской области возросла на 20 процентов. Самыми распространенными преступлениями несовершеннолетних остаются кражи. Вообще состав преступлений, совершенных подростками, отличается ярко выраженной корыстной направленностью. Более 90% преступлений совершается против собственности, а не против личности. Интересно также то, что сотрудники комиссий по делам...

Похожие материалы:

Реферат: Семья - среда, определяющая развитие защиты у детей

Курсовая работа: Актуальность. В новых социально-экономических и политических условиях семья и супружеские отношения оказались в эпицентре социальных изменений, что повлекло за собой значительные преобразовани

Реферат: Семья как источник психической травматизации личности

Курсовая работа: Семья как институт социализации личности

Курсовая работа: Конфликт 'работа-семья' и субъективное благополучие женщины