Курсовая работа: Семья как институт социализации личности

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 СЕМЬЯ И СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
1.2 СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ
1.3 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.4 ХАРАКТЕР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дата добавления на сайт: 01 августа 2024


Скачать работу 'Семья как институт социализации личности':


ФИЛИАЛ НОУ ВПО "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА"
В Г. КАЛИНИНГРАДЕ
Курсовая работа
по дисциплине "Общая психология"
на тему: "Семья как институт социализации личности"
Студентки 1 курса
Факультета психологии
Группы 81 ВПБ Марковой И.В.
Преподаватель
К. п. н. Баркаева И.Л.
Калининград 2014
Содержание
Введение
1. Проблема исследования семьи как социального института в научной литературе
1.1 Семья и семейная социализация
1.2 Становление социально-компетентной личности в семье
1.3 Основные характеристики детско-родительских отношений
1.4 Характер эмоциональных отношений в семье
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Семья всегда была институтом первичной социализации личности. Происходящие с семьей и в семье процессы, безусловно отражаются на процессе становления личности. Возникающие в семье конфликты между родителями и детьми, младшими и старшими, конфликты между "старым" поколением и "новым" усложняют процесс воспитания и социализации подрастающего поколения.
Актуальность курсовой работы состоит в том, что проблема формирования нравственной основы личности в семье в наши дни стала чрезвычайно остра. Эта тема широко рассматривается в сфере педагогики, психологии и других науках. И проблема эта заключается в том, что в настоящее время немало детей, независимо от степени благополучия и состава их семьи вырастают нравственно незрелыми и социально неприспособленными, а зачастую к сожалению жестокими. [14] В связи с этим, целью семейного воспитания наряду с прочими, является формирование в личности нравственной чистоты и правильной социальной адаптации.
Конфликт поколений - это проблема не новая, так как проблема "отцов и детей" существовала всегда. В прежние времена было проще, так как молодёжь, чаще всего, повторяла путь, пройденный своими родителями. Воспитание шло по определённой системе. Родители воспитывали детей так, как воспитывали их. Сейчас всё меняется. Меняется семья как институт социализации, меняются ценности общества и у современной молодёжи уже совсем другие ценности, другие моральные установки. В тоже время общество будет неспособно к жизнедеятельности и самовоспроизводству, если в нем исчезнет социализация, и особенно если семья утратит эту функцию.
Социализация - это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация длится всю жизнь. В узком смысле - ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны - как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Именно семья является первичным источником социализации, и именно семья, в первую очередь, дает возможность сформироваться индивиду, как социально-компетентной личности. [14]
Рассматриваемая в данной курсовой работе тема представляет большой интерес. С распадом старой политической, духовной, экономической системы в России сегодня, проблема семейной социализации актуализировалась. Появились новые явления, как в жизни общества, так и в жизни семьи. Нельзя отрицать, что развитие молодого поколения идёт по новому пути.
Цель курсовой работы: рассмотреть семейную социализацию как процесс формирования социально компетентной личности.
Объект исследования: семья в современном обществе.
Предмет исследования: процесс социализации личности в семье.
Задачи работы:
рассмотреть семью как главного агента социализации ребенка, основные признаки семейной социализации и ее характер;
рассмотреть социально-компетентную личность как итог семейной социализации.
Методологической основой работы послужили теории личности и социализации, принадлежащие западным выдающимся исследователям З. Фрейду, Ж. Пиаже, Д. Смелзеру, которые не утратили актуальности и сегодня, и позволяют рассматривать процесс семейной социализации и его результаты, как позитивные, так и негативные, а также работы отечественных ученых, исследовавших важнейшую проблему функции семьи как социального института, таких, как А.Г. Харчева, М.С. Мацковецкий, А.И. Антонова, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.
Данная проблема вызывала и вызывает интерес исследователей в разных областях общественного знания. По данным вопросам написано большое количество книг и статей.
социализация личность семья социальный
1. Проблема исследования семьи как социального института в научной литературе
1.1 Семья и семейная социализация
В современной социологии семья понимается в двух значениях - как социальный институт и как малая социальная группа. За каждым из них стоит своя реальность и совокупность понятий, отображающих эту реальность. Рассмотрение семьи как малой социальной группы является отдельной темой для исследования
Что же такое семья? Семья - это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. [2]
Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.
Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.
Функции семьи.
Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. "Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет" Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семьи в нашем обществе.
Функции семьи призваны реализовывать ее возможности в качестве как цели (создание оптимальных условий для формирования социальной идентичности и социализации детей), так и средства удовлетворения общественных, групповых и индивидуальных потребностей. При этом сами семейные функции являются формой реализации двухсторонней связи. Через них, с одной стороны, семья связана с обществом, а с другой с составляющими ее индивидами. Реализация основных семейных функций удовлетворяет потребности отдельных членов семьи и системы в целом, в том числе ее потребность в росте и изменении. Однако также как до сегодняшнего дня в науке не обозначилось единого определения семьи, так и в многочисленных публикациях указывается значительное количество ее функций, нередко различающихся между собой, а в некоторых случаях и противоречащих друг другу.
Поскольку в разных источниках функции семьи обозначены достаточно неоднородно и зачастую противоречат друг другу, и темой данной курсовой работы является все-таки социолизация личности, то в качестве обзорного материала я выделила наиболее на мой взгляд общие и чаще всего встречаемые в различных источниках функции семьи.
Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная (семейная социализация) и восстановительная.
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не менее чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2-детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это совместное ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, составление общих планов дальнейшего существования семьи, распределение трудовых функций каждого члена семьи и т.д.
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ и способам приобретения этих благ, накапливает опыт общения с другими членами семьи и, как следствие, со своими сверстниками коллегами и членами собственной семьи в дальнейшей жизни. Давно известно что лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. [16]
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прежде всего бережное, внимательное отношение и заботливое отношение членов семьи друг к другу. [1]
Организация досуга играет большую роль в восстановлении жизненных сил любого члена семьи, будь - то уставшие на работе родители или или их не менее уставший после учебной недели ребенок. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека и от того как этот досуг организован зависит насколько полно человек может восстановить свои силы. Конечно, каждая семья по своему организует свой досуг. Кто - то смотрит ТВ, слушает музыку, проводит много времени за компьютером и т.д., то есть отдых членов такой семьи носит пассивный характер. А между тем человек нуждается в активном отдыхе - путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов. К тому же совместные прогулки укрепляют не только физическое состояние человека, но и способствуют укреплению духовных связей членов семьи, проводящих вместе время в путешествиях и прогулках. [10] Очень важным восстановительным стимулом являются совместные игры, а также занятия спортом.
Структура семьи.
Типы семейных структур многообразны и складываются в зависимости от характера супружества, родства и родительства. Так, структура семьи - это состав семьи и число ее членов в совокупности их взаимоотношений.
Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопросы: как реализуются функции данной семьи? из скольких поколений состоит семья? как представлены брачные отношения? кто руководит жизнедеятельностью семьи? кто является исполнителем? как распределены обязанности и роли?
Социологи делят семьи на родительские, т.е. семьи старшего поколения, и прокреационные, созданные взрослыми детьми, отделившимися от родителей.
По количеству поколений, входящих в состав, семьи делятся на расширенные (три и более поколений) и нуклеарные (два поколения).
Деление по другому критерию - наличие родителей - дает типы полных (двое родителей) и неполных (один родитель) семей.
По количеству детей семьи различаются на три типа: бездетные (нет детей); однодетные (один ребенок) и многодетные (трое и более детей).
Критерий лидерства дифференцирует семьи на три группы: патернальную (доминирование мужчины), матернальную (доминирование женщины), эгалитарную (равенство ролей).
Самой демократической считается эгалитарная семья, контроль в которой разделен между мужем и женой, оба они на равных участвуют в принятии семейных решений. Это не отменяет прав мужа принимать принципиальные решения (после совместного обсуждения) в одной сфере, например экономической, а жене - в другой, скажем, бытовой. Дети могут тоже принимать участие в выработке семейных решений.
Деление семей на следующие категории необходимо учитывать социальному работнику в профессиональной деятельности: [21] [8]
по количеству детей: бездетная (или инфертильная), однодетная, малодетная, многодетная;
по составу: неполная семья, отдельная, простая (или нуклеарная), сложная (семья из нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;
по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и детьми;
по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;
по семейному быту, укладу: семья - "отдушина"; семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;
по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;
по семейному стажу: молодожены; молодая семья, семья, ждущая ребенка; семья среднего супружества; семья старшего супружеского возраста; пожилые супружеские пары;
по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;
по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);
по месту проживания: патрилокальная (молодожены поселяются в доме родителей мужа); матрилокальная (молодая семья живет в доме родителей жены); неолокальная (молодая пара отделяется и живет независимо от родителей и других родственников);
по типу потребительского поведения: семьи с физиологическим, или наивно-потребительским, типом (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с интеллектуальным типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, различные зрелищные мероприятия и т.д., семьи с промежуточным типом потребления;
по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, дистантная семья, внебрачная семья;
по характеру проведения какого-либо досуга: открытые или закрытые;
по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;
по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические;
по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья ("виктимо" - жертва, в переводе с латинского).
Кроме того, в социальной работе принято выделять неблагополучные семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения. К таким семьям относятся:
конфликтная семья - где преобладает конфронтация между членами семьи; семья в ситуации развода;
аморальная семья - криминальная группа, где нарушаются права ребенка: жестокое обращение, физическое и другие виды насилия, вовлечение в криминальную деятельность родителей, употребление алкоголя, наркотиков; невыполнение родителями обязанностей по жизнеобеспечению ребенка;
педагогически несостоятельная семья - с низким уровнем общей и психолого-педагогической культуры родителей; с нежеланием видеть и исправлять ошибки воспитания; с сознательной ориентацией ребенка на неприятие им социальных и нравственных норм;
асоциальная семья - где с рождения дети воспитываются в обстановке пренебрежения к общепринятым нормам, воспринимают навыки противоправного и девиантного поведения.
Каждая семья может относиться одновременно к нескольким типам по разным показателям.
Типы семейной организации и жизненный цикл семьи.
Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семей:
в зависимости от формы брака различают моно - и полигамию. Моногамная семья это семья в которой на одного мужчину приходится одна жена. Полигамная семья подарузмевает многоженство или многомужество.
в зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Расширенную (сложную) структуру семья приобретает в случае, когда кто-то из детей вступает в брак. Она включает в себя 3 и более поколения или же 2 и более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.
Для типологии семей, в частности нуклеарных, важно наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью с обоими супругами и неполную, с отсутствием одного из них.
В настоящее время в нашей стране преобладают простые семьи, имеющие детей или без них. Сложные же семьи, состоящие из 2-х или более супружеских пар, составляют 4,3 % от всех семей в странах СНГ.
Семья проходит ряд этапов, из которых складывается жизненный цикл семьи. Выделяется различное число фаз этого цикла. Строго говоря существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система "стадий", предложенная Е. Duvall (1957), где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. В нашей стране наибольшую "известность получила периодизация Э.К. Васильевой:
образование семьи - вступление в первый брак;
начало деторождения - рождение первого ребенка;
окончание деторождения - рождение последнего ребенка;
"пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.
Как видим, эти классификации хоть и отличаются друг от друга, но имеют общую основу.
Жизненный цикл также называют моделью развития семьи, которая исследуется по шкале возраста супругов (или одного из них).
Роль отца и матери в семье.
Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина - матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность - быть отцом, опорой в семье.
К сожалению, с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина - жена, мать. Авторитет отца значительно упал,...

Похожие материалы:

Реферат: Семья как источник психической травматизации личности

Курсовая работа: Влияние факторов дифференциальной социализации на формирование гендерной идентичности личности

Дипломная работа: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Курсовая работа: Семья - важнейший социальный институт

Курсовая работа: Завистливость личности как фактор межличностных конфликтов