Курсовая работа: Синхронизация планирования жизненного пути супругами

Актуальность исследования. Семейная проблематика в современной психологической науке занимает заметное место. Из года в год растёт число выполняемых исследований и публикаций, посвященных проблемам семьи [9, 10, 13, 15, 32 и др.]. Научная и практическая значимость семьи как объекта психологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме.

Дата добавления на сайт: 01 августа 2024


Скачать работу 'Синхронизация планирования жизненного пути супругами':


Содержание
Введение
1. Теоретико-методологическое исследование понятия семья
1.1 Психологические проблемы внутрисемейных отношений
1.2 Типы семей в зависимости от их функционирования
1.3 Социально-психологическая модель семейных отношений
1.4 Социально-функциональные механизмы синхронизации жизненных планов семьи
2. Опытно-экспериментальное изучение синхронизации планирования жизненного пути супругами
2.1 Организация и задачи экспериментального исследования
2.2 Результаты диагностического исследования
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. Семейная проблематика в современной психологической науке занимает заметное место. Из года в год растёт число выполняемых исследований и публикаций, посвященных проблемам семьи [9, 10, 13, 15, 32 и др.]. Научная и практическая значимость семьи как объекта психологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме.
Повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Социально-психологический климат в семье определяет устойчивость этих отношений, оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых. Большинство современных ученых пришли к выводу, что борьба с негативными социальными явлениями (мужская и женская апатия или агрессивность, алкоголизм и наркомания, растущая преступность, психические расстройства) не может быть эффективной, если не учитывать роль супружеских отношений в возникновении этих явлений.
Современное общество характеризуется высокой динамичностью происходящих в нём изменений, разрушением прежде устойчивых структур и нестабильностью состояния. Современные сдвиги в отношениях между индивидуумом и социумом идут в направлении большей эластичности, многосторонности, меньшей жёсткости социальных связей человека и создают больший простор проявления его индивидуальности [43]. В сложившихся условиях обостряется вопрос о субъектности человека как реального субъекта действия и его объективном соотнесении как "уникального индивида с другими субъектами действующими с ним рядом" [18, с.3]. Вопросы общности супругов рассматривались в исследованиях, посвящённых содержательно близким темам (совместимость) и смежным понятиям (психологическая близость, сопринадлежность, психологическая дистанция, соучаствование, интимность) (Ю.Н. Олейник, H. H. Обозов, А.Н. Обозова, A. A. Кроник, Е.А. Кроник, Ю.В. Курбаткина, К. Витакер, A. B. Петровский, Э. Эриксон, С.И. Голод).
Несмотря на все многообразие исследований внутрисемейных отношений в них практически не затрагиваются вопросы посвященные организации времени супругами, проблема планирования и саглосования времени супругами. Идея о нерасторжимости брачных уз проистекает из предположения о статичной модели человеческой психики. Однако доказано, что психика является динамической структурой и подвержена изменениям. Для продолжительных, удовлетворяющих взаимоотношений требуется синхронизация планирования жизненного пути супругами. Данная проблема является крайне мало изученной областью научного знания, что подтверждает актуальность выбранной проблемы исследования.
Проблема исследования - каковы условия синхронизации планирования жизненного пути супругами.
Решение проблемы и составило цель исследования.
Объект исследования: супружеские отношения.
Предмет исследования: синхронизация планирования жизненного пути супругами.
Гипотеза исследования: наличие детей в семье оказывает значительное влияние на синхронизацию планирования жизненного пути супругами.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезами были поставлены следующие задачи:
Провести теоретико-методологический анализ проблемы психологии внутрисемейных взаимоотношений;
Провести психодиагностику аспектов синхронизации планирования жизненного пути супругами;
Сравнить результаты бездетных семей с результатами семей с детьми.
Проанализировать полученные результаты исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования взаимосвязи жизненного пути и возрастных особенностей личности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Альбуханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Е.И. Головаха, А.А. Кронник, Т.Н. Березина и др.). Исследования жизненных планов личности под воздействием объективных факторов окружающего мира (Л.А. Аза, Е.И. Головаха, М.Н. Руткевич, А.А. Ручка, М.Х. Титма, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин, Ф.Р. Филиппов и др.). Общенаучную методологию определили следующие принципы современной психологической науки: единства сознания и деятельности, деятельностного опосредования психических явлений и процессов, детерминизма, развития, диалектического и системного подходов к исследованию социальных явлений.
Методы исследования. При проведении исследования был использован комплекс методов, взаимодополняющих друг друга: структурированное наблюдение, в том числе включенное, неформализованное интервью, анкетирование, тестирование, анализ литературных источников, сравнительный метод.
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
Методика В.С. Торохтий "Семейные ценности";
Методика В.С. Торохтий "Функционально-ролевая согласованность;
Диагностика семейной адаптации и сплоченности - тест Олсона (FASES-3).
Эмпирическая база исследования. В экспериментальном исследовании принимали участие 20 супружеских пар, т.е. 40 человек.10 супружеских пар - родителей учеников МОУ СОШ №16 г. Пятигорска, 10 пар - отдыхающих санатория "Лесная поляна".
Исследование состояло из трех этапов.
На первом этапе - изучалась и анализировалась специальная литература по проблеме внутрисемейных взаимоотношений, анализировалась специфика семейных конфликтов
На втором этапе - формировалась выборка участников исследования. Определялся психологический инструментарий, уточнялась гипотеза исследования, ставились задачи исследования. С супружескими парами было проведено психодиагностическое исследование, направленное на диагностику ценностного единства семьи, ее функционально-ролевой согласованности и сплоченности.
На третьем этапе - полученные психодиагностические данные обрабатывались при помощи методов первичной и вторичной обработки данных. Обобщались полученные выводы, оформлялись результаты исследования. Работа, проведенная на данном этапе исследования, позволила описать основные результаты исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены выраженность синхронизации планирования жизненного пути супругами в зависимости от наличия или отсутствия детей в браке.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении представлений семейной психологии о влиянии наличия или отсутсвия детей в семье на синхронизацию планирования жизненного пути супругами.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящей из 43 источников и приложений.
синхронизация жизненный путь брак
1. Теоретико-методологическое исследование понятия семья
1.1 Психологические проблемы внутрисемейных отношений
Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Как необходимый компонент социальной структуры, выполняющий многие социальные функции, семья играет роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является также основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей [24].
На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, биологических, социальных и психологических. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт [26].
Существенные изменения социально-политических, экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразование современной семьи. Семейное воспитание рассматривается или как первейшая обязанность родителей или понимается как всесторонне развитие самодеятельной творческой личности. В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей. Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье [32]
Проблема стабильности семьи является комплексной, междисциплинарной, и поэтому её источниковедческая база представлена общефилософскими исследованиями, социологическими, социально-психологическими и психолого-педагогическими работами. Библиография по теме диссертации весьма обширна, так как институт семьи в течение столетий является одним из важнейших объектов научного анализа. Проблема семьи в самой общей своей постановке рассматривалась ещё античными философами (Платон, Аристотель, Демокрит). Зародившееся в древнюю эпоху стремление познать сущность феномена семьи способствовало осмыслению характера ее развития в философских системах более позднего времени.
В Средние века ведущим направлением философского анализа сущности семьи становится религиозная трактовка. В работах мыслителей европейского Средневековья господствовали представления о божественном происхождении семьи.
Литература по проблематике семьи в Новое время представлена такими именами, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Мандевиль, М. Монтень и др. Тема семьи также нашла свое отражение в трудах французских просветителей XVIII в. (Ж-Ж. Руссо) и представителей немецкой классической философии (Г. Гегель, И. Кант). Однако, несмотря на яркие произведения и высказывания великих мыслителей о семье, последняя не рассматривалась в "нововременной" философии как самостоятельный предмет исследования, не говоря уже о досемейных отношениях.
Семья оказывается в центре научной и философской мысли со второй половины XIX в. В это время усиливается рационализация взглядов на семью, появляются концепции, отвергающие божественность и неизменность форм семьи. Начало исследований семьи в рамках теории эволюционирования связано с именами И.Я. Бахофена, М.М. Ковалевского, Дж.Ф. Мак-Леннана, Л. Моргана, Г. Спенсера, П. Сорокина, Ф. Энгельса.
В конце XIX - начале XX в. происходит становление основных школ и направлений, которые занимались исследованием семьи. Существенный вклад в разработку теоретико-методологических принципов анализа семьи как социального института внесли А.И. Антонов, И.В. Бестужев-Лада, В.И. Бойко, А.Г. Вишневский, У. Гуд, Т.А. Гурко, СВ. Дармодехин, М.С. Мацковский, Т. Парсонс, В.М. Розин, Н.Я. Соловьев, А.Г. Харчев, Н.Д. Шимин и др.
Теоретическое осмысление развития семьи как малой социальной группы связано с именами Г.М. Андреевой, Э. Берджесса, В.Б. Голофаста, Ч. Кули, Дж.Г. Мида, Д. Хоманса,
. Янковой.
Комплексное рассмотрение семьи в единстве ее институциональной и групповой сущности представлено в работах Ю.В. Бромлея, О.А. Ганцкой, М.С. Мацковского.
Большое значение в области исследования развития семьи имеют работы историко-социологического плана. Среди них выделяются труды С.Я. Вольфсона, СИ. Голода, Ю.И. Семенова и др.
Значительный вклад в развитие исследований посвященных семье и в понимание теоретических проблем развития семьи вносят работы Ю.П. Азарова, И.В. Гребенникова, И.С. Кона о семейной социализации.
Так как семья не изолирована от общества и отражает все происходящие в нем изменения, многие ученые склонны рассматривать кризис семьи, а также других социальных институтов как следствие глобального общественного кризиса. Среди них А.И. Антонов, В.А. Борисов, А.Г. Вишневский, В.М. Медков, Л.И. Савинов, А. Дж. Тойнби, О. Тоффлер, О. Шпенглер.
Примерно в то же время в рамках исследования семьи происходит обращение к проблеме досемейных отношений, в частности в работах русских философов, таких как Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Розанов, B. C. Соловьев и др. Среди современных отечественных философов и социологов, освещающих данный период в становлении семьи, следует выделить СИ. Голода, В.Т. Колокольникова, М. С Мацковского, Н.Я. Соловьева, В.А. Сысенко, А.Г. Харчева, Л.В. Чуйко, Н.Г. Юркевича, З.А. Янкову и др. Однако до сих пор у отечественных авторов данная тема является второстепенной, необходимой только для объяснения особенностей сложившейся семьи.
В зарубежной литературе досемейный период освещен более полно в трудах Р. Винча, К. Дэвиса, В. Комминса, Р. Льюиса, Б. Мурштейна, И. Рейса,
. Фрейда, Г. Юнга и др.
Каждая семья формирует свой образ жизни, свою микрокультуру. В контексте психологического анализа наиболее полно функции современной семьи представлены финским педагогом Ю. Хямяляйненом [29].
Семья является первичной малой социальной группой, ближайшей средой формирования личности, семья влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость семьи определяется устремлениями каждого ее члена. Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Таким образом, семья как референтная группа имеет две основные социальные функции - нормативную и сравнительную.
Можно выделить несколько основных признаков семьи как малой социальной группы: наличие интегральных психологических характеристик (общественное мнение, психологический климат, семейные интересы и т.д.), которые формируются с возникновением и развитием семьи; существование основных параметров семьи (группы) как единого целого. Параметр в данном случае - это показатель, характеризующий определенное свойство.
Социальная группа имеет следующие параметры: композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции.
Композиция представляет собой совокупность характеристик членов семьи, важных с точки зрения ее анализа как целого. Например, численность семьи, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение ее членов. Любая социально-психологическая характеристика группы начинается, как правило, с описания композиции. Тогда группа может быть изучена в социальном контексте своей среды.
Структура семьи (группы) рассматривается с точки зрения функций, которые выполняют ее члены, а также межличностных отношений в ней. Как правило, неформальные отношения определяются чувствами, которые члены семьи испытывают друг к другу, а формальные - обязанностями и нравами ее членов, обусловленными совместным делом и целью жизнедеятельности. Описывая структуру семьи, как правило, характеризуют социальные роли (формальные и неформальные) и статус конкретных ее членов, социометрические позиции, характеризующие межличностные отношения. Иными словами, дается характеристика актуального состояния формальных и неформальных отношений между членами семьи.
К групповым процессам относятся динамические, т.е. меняющиеся показатели социального процесса отношений в семье. Анализ групповых процессов может дать только человек, который наблюдал семью в течение определенного периода. Особое значение придается психологическим и организационным процессам сплочения (лидерству), уровню развития семьи как социального единства (стадии развития коллективизма), процессу группового давления, процессам изменения отношений и т.д. Любые изменения жизнедеятельности семьи (деятельность, общение, отношения ее членов) могут рассматриваться как групповые процессы:
способность членов семьи к согласованным действиям. Этот признак - ключевой, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных к достижению цели. Степень согласованности действий зависит от уровня сплоченности семьи, общих интересов у ее членов, социальной ситуации, деятельности главы семьи (лидера). В то же время способность действовать независимо от семьи и влиять на ее решения характеризует социальную силу каждого ее члена как личности. Благополучие личности в семье обеспечивает необходимые социальные условия для ее продуктивной жизнедеятельности, самореализации и саморазвития;
действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с ожиданиями окружающих. Осознание принадлежности к семье - один из немногих общих признаков субъектов. Индивидуальным результатом группового давления является конформность. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении человека, обусловленных особенностями конкретной семьи;
установление определенных отношений между членами семьи. Социальные отношения могут быть конвенциональными (формальные)
и межличностными (неформальные). Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе.
Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак - легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация - жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения.
Выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья состоит из брачной...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Исследование вариантов жизненного пути в поздней юности

Реферат: Индивидуальне пути преодоления неуспешности в обучении младших дошкольников

Методический материал: РОДОВЫЕ ПУТИ (ЖЕНСКИЙ ТАЗ, МЫШЦЫ И ФАСЦИИ ТАЗОВОГО ДНА). ПЛОД С АКУШЕРСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. ДИАГНОСТИКА БЕРЕМЕННОСТИ. АКУШЕРСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Курсовая работа: Конфликты типа учитель-ученик и пути их урегулирования

Курсовая работа: Семейные кризисы и пути их преодоления