Курсовая работа: Систематизация характеристик религиозности современной студенческой молодежи
Между психологией и религией пролегает пропасть различий и противоречий. Психология является всемирно признанной наукой, направленной на выработку и систематизацию знаний о развитии и функционировании психики, и психической деятельности индивидов, и, выделенных по тому, или иному признаку, социально-психологических групп людей.
Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024
Скачать работу 'Систематизация характеристик религиозности современной студенческой молодежи':
Введение
Между психологией и религией пролегает пропасть различий и противоречий. Психология является всемирно признанной наукой, направленной на выработку и систематизацию знаний о развитии и функционировании психики, и психической деятельности индивидов, и, выделенных по тому, или иному признаку, социально-психологических групп людей. Религия же является формой общественного сознания, основывающейся на иррациональной вере в высшие, сверхъестественные силы, отвергающей критический анализ, наделенной целым рядом моральных и поведенческих норм, и традиций и обрядов. Религиозность, как отмечал У. Джеймс: «выражается, как убеждённость в существовании некоего незримого порядка и в том, что высшее благо - гармонично вписаться в этот порядок». Психология может быт экзистенциально-духовно ориентирована, но так же, может и стремиться к тому, что с точки зрения религии, будет воспринято, как эго-центрированный распад души, и стремление к греховным удовольствиям. Религия же подготавливает человека к загробному миру, а всю прожитую им жизнь рассматривает как испытание души перед переходом в вечность.
Обладая разной историей, предпосылками возникновения, значительно отличающимися методами и целями, они, тем не менее, имеют гораздо больше точек соприкосновения, чем может показаться на первый взгляд. Окончательное формирование психологии, как самостоятельной науки произошло лишь в 19 веке, однако, до этого времени, многие ее вопросы, в том числе вопросы, связанные с душой и религиозностью, рассматривались в рамках философии, имеющей тысячелетнюю историю.
Эта преемственность научного знания, дающая возможность объективно оценит динамику изменения отношений между психологией и религией, оказалась особенно важна в новом времени, когда по мере возрастания важности психологии, религия подвергалась все большей критике со стороны научного сообщества, и стала восприниматься многими исследователями как символ косности, антинаучности, безграмотности и непросвещенности. В настоящий момент, такая категорическая позиция подвергается критике, поскольку объективный факт остающегося высоким уровня религиозности населения, влечет за собой проблематику, которая должна быть рассмотрена с точки зрения многих наук, в том числе психологии, для решений психосоциальных проблем.
Актуальность данного исследования во многом связана с процессом религиозного возрождения протекающего в современной России, который начался еще в 90-х годах, после распада СССР, и стал своего рода духовным ренессансом после долгого периода принудительной атеизации общества. В настоящий момент мы отмечаем новый виток в популяризации религии на всех уровнях жизни общества, как правовой (принятие нормативно-правовых актов регулирующих вопросы связанные с религиозностью), политический (взаимодействие религиозных и политических организаций), социальный (увеличение числа верующих, и степени открытости их взглядов), и повышении степени научной разработки вопросов связанных с религиозностью личности в психологии религии и социальной психологии. Вопросы связанные социо-психологическими аспектами религиозности индивида, все чаще становятся предметом изучения и дискуссий. Широкий спектр мнений на данную тему демонстрирует недостаток эмпирически установленных фактов. Степень научной и общественной значимости вопросов связанных с религиозностью личности и религиозностью социальных групп, их особенностях, динамике развития внутри социальных систем, и взаимодействия с ними, требует большей степени научной разработки, получения эмпирических данных о положении религиозности в структуре личности отдельного индивида, и социальной группы, ее взаимосвязи с социальным взаимодействием.
Студенческая молодёжь была выбрана в качестве экспериментальной группы исследования из-за уникального комплекса характеристик, включающих возраст, социальную роль, степень гражданской активности, уровень образования, общность мировоззрения, целей и смысложизненных ориентаций. Студенчество от нижней возрастной границы - характеризующейся окончанием подросткового возраста, переходом на качественно новый уровень жизни с вовлечением во все большее новое число ее сфер, проходит путь до верхней, характеризующейся завершением процесса формирования относительно устойчивой шкалы ценностей и мировоззренческих ориентаций. Психосоциальные особенности студенческой молодежи приводят к результату, когда максимализм, активно формирующиеся политические, культурные, социальные мировоззренческие позиции сталкиваются с множеством препятствий, социальной незащищённостью, невозможностью активно повлиять на большинство сфер жизни общества. Такое положение вкупе с потребностью в ресурсах, которые могли бы обеспечить психологическую безопасность, подталкивает к активному мировоззренческому поиску, результатом которого зачастую становится обращение к религии. Такая религиозность, по мнению многих исследователей является поверхностной и незрелой. В данном исследовании будет предпринята попытка дать психологические характеристики религиозности и изучить их проявление у студенческой молодежи.
Объект исследования: психологические характеристики религиозности. Предмет исследования: психологические характеристики религиозности студенческой молодежи.
Целью исследования является исследование, описание и систематизация характеристик религиозности современной студенческой молодежи.
Задачами исследования является:
1)Анализ отношений психологии и религии, формирования психологии религии, как самостоятельной дисциплины.
2)Изучение позиций российских и зарубежных исследователей осветивших вопросы религиозности личности и социальных групп.
3)Дать характеристику динамики и особенностей религиозности в возрастном аспекте.
4)Изучить элементы мировоззрения и религиозности студенческой молодежи.
Гипотезы исследования:
1)В сознании студентов преобладает мировоззренческая неопределённость, влияние на которую оказывают не духовные, а земные ценности и удовольствия.
2)Религиозность студентов как форма проявления нравственных взглядов формируется под влиянием внешних условий, поверхностна и не подкреплена теоретической основой.
Проблема исследования: противоречия сочетания научного образования студентов и их религиозности.
Теоретической основой исследования выступили: исследования религиозности как феномена психической жизни человека (У. Джеймса, З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, Э. Эриксона, А. Г. Маслоу., С. Московичи, Д. М. Угриновича, В. Д. Шадрикова, Е. А. Степановой и др.). Социально- психологические характеристики студенческой молодежи как особой социальной группы, выделенные в исследованиях (А. И. Донцова, Т.В. Ищенко, А.С. Власенко, Б.Г. Ананьева, Б.А. Бараша, К. Штарке и др.). Значимыми для исследования оказались исследования религиозности в рамках экспериментальных исследований современных отечественных и зарубежных психологов (И.Н. Яблокова, Г. Олпорта, Д. Батсона, Н.А. Мельниковой, Е.В Звоновой, Д. Фаулера, Ю. В. Щербатых, Д. А. Леонтьева, А. В. Леоновой)
Методы исследования. На этапе теоретической проработки выбранной темы был произведён анализ научной литературы российских и зарубежных исследователей, применялись методы теоретического анализа, сравнения и обобщения различных методологических и теоретических исследований.
В качестве методов сбора эмпирических данных использовались методики психологического тестирования. Была произведена систематизация и обобщение данных, полученных в ходе проведения эмпирического исследования, сравнение и сопоставление с результатами аналогичных эмпирических исследований.
Методики исследования. Для диагностики различных параметров религиозности студенческой молодежи использованы ряд методик. Это следующие методики: тест-опросник уровня религиозности Ю. В. Щербатых, тест «смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева, «шкала дифференциальных эмоций» А. В. Леоновой.
Теоретическое значение работы. Проведен всесторонний теоретический анализ зарубежных и отечественных подходов к рассмотрению феномена религиозности, выработаны опорные критерии для изучения религиозности индивидов. В данной работе, религиозность представлена, как сложный феномен, включенный в систему психической организации индивида. Были исследованы психологические и социальные аспекты религиозной студенческой молодежи, как социальной группы. В рамках данной работы был сформирован комплекс методик, позволяющих определить основные характеристики религиозности индивидов.
Практическое значение работы. Собранный материал станет основой для продолжения разработки темы в рамках научной работы в магистратуре.
Глава 1. Психологическое содержание религиозности и её проявлений у студенческой молодёжи
1.1 Исследование религиозности в трудах отечественных и зарубежных психологов
Религиозность, как социокультурный и психологический феномен является объектом изучения ряда отраслей науки, таких как антропология, история, теология, философия, психология, и др. Религия, существовавшая еще на заре человечества, сыграла значительную роль в формировании общества, государственности, экономики, права, повлияла на сознание индивидов, и нравственных ориентирах, которым они следовали, - и значительно опередила психологию, ставшую отдельной отраслью науки лишь в конце 19в. Однако пробелы в определении сущности религиозности поможет восполнить философия, в рамках которой долгое время рассматривались вопросы пихологии, в том числе: веры и Бога.
К теме религиозности в разные времена обращались такие философы, как Платон, Ф. Аквинский, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Ф.В. Гегель, С. Кьеркегор, Д. Юм, и многие другие. На протяжении веков, философское осмысление феномена религии, восприятия человеком мира через ее призму, бытия верующего, атрибутов Бога, и вытекающих проблем свободы воли, соотношения необходимости и случайности, существования и сущности, жизни и смерти - занимало центральное место в мировой философии.
Важной особенностью проблематики философии религиозности является позиция исследователя относительно религии, как объекта изучения. Философ и культуролог Н. П. Копцева отмечает1: Сложность состоит в том, что религия рассматривается как объективный предмет, не имеющий отношения к самому исследованию. Здесь складываются несколько принципиальных позиций:
1)Религия выступает только как объект изучения. Её сущность может понять только критический разум, а имеющийся субъективный интерес к религии не учитывается. Примером такого подхода может выступать теория религии И. Канта и возникшее в более позднее время научное изучение религии.
2)Религия непосредственно связана с познающим её. В этом случае лишь человек сам являющийся верующим и обладающий религиозным опытом способен постичь сущность религии. Примером такого похода является теория религии Ф. Шлейермахера.
3)Религия рассматривается через непосредственное отношение к ней при посредничестве критического разума. В этом случае пересматриваются существовавшие до этого формы религии, и делается вывод о неизбежном появлении «новых, более современных форм»
Несмотря на разницу подходов и трактовок религии, в философии были выработаны некоторые общие положения определяющие религию, и религиозность. Новейший философский словарь дает следующее определение: религия (лат. religio - благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах религии в качестве Бога, божественного существа. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе, отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, субстанцией - безусловным средоточием всего существующего, главной святыней).
Религия на уровне сознания отдельного индивида проявляется в качестве религиозности личности. В процессе социализации индивида происходит интериоризация постулатов религии, результатом которых становится религиозность личности. Философский анализ вопросов религии и религиозности впоследствии стал основой для разработки данной темы в трудах российских и зарубежных психологов, и формирования целого ряда подходов к пониманию природы религиозности.
Важнейший вклад в понимание психологии религиозности внес американский психолог и философ, один из основателей и ведущих представителей прагматизма и функционализма У. Джеймс, в чьих трудах психология религии оформлялась в самостоятельное научное направление.
«Многообразие религиозного опыта» - одно из самых значимых произведений в его карьере, заложило основы психологии религии. Данная работа представляла собой собрание из двадцати Джиффордских лекций, прочитанных в Эдинбургском университете в 1901-1902 гг., раскрывающих представления У. Джеймса о сущности религии, и его взглядов на научную методологию, используемую при академических исследованиях вопросов религиозности. Одной из ключевых особенностей книги стал уход У. Джеймса от вопросов онтологии религиозных переживаний и перенос внимания к психологическим вопросам этих переживаний. Джеймс писал: «Психологическая природа религиозного опыта и его философское значение - это, с логической точки зрения, вопросы совершенно разных порядков». Ссылаясь на два пути исследования предмета существующие в логике: исследования истории, природы, организации с одной стороны; и его смысла, значения, ценности - с другой, У. Джеймс руководствуясь идеей прагматического критерия истинности, утверждал истинность религии исходя из ее полезности. Исследователь утверждал, что религиозность способна сделать легким и радостным для человека то, что в других условиях стало бы для него тяжелым испытанием, и, исходя уже из этого положения, стоит признать ее ценность, как проявления силы человеческого духа. Он выступал с критикой медицинского материализма, сводящего все религиозные переживания к физиологическим причинам, и называющего религиозных гениев больными людьми, а результаты их работы - плодами психической болезни. Он признавал, что психические расстройства действительно часто встречаются среди гениев, но полагал, что это не только не должно быть причиной для умаления их заслуг, но, порой и является ключом к пониманию их духовного величия: «Если действительно существует нечто, дающее сверхчувственное знание о некой высшей реальности, то нет ничего невозможного в том, чтобы именно невропатический темперамент был одним из основных условий для восприятия такого знания». Джеймс так же проанализировал и структурировал пути вхождения человека в религиозный мир, содержания и положения религиозности в его психической структуре.
Ярко выраженный эмпиризм исследователя привел его к идее, что все религиозные системы исходят из духовных переживаний конкретных индивидов. Согласно его позиции, истоки любой религии базируются на личном чувственном опыте, и в дальнейшем превращается в систему теолого-философских идей, что дает возможность иначе взглянут на связь между религией и религиозностью. Новаторский подход У. Джеймса так же проявился в анализе отношений между наукой и религией, призывая не отвергать как предрассудок все, что хоть немного выходит за пределы современной науки, которая, так же может ошибаться.
Анализируя характерные черты религиозности личности, исследователь развил тезис о единой духовной сущности всех религий, указал на значимость эстетического чувства, как компонента религиозности на стыке духовного и интеллектуального переживания, и представил три важнейших компонента репрезентации религиозности: исповедь, жертвоприношение и молитву - не как обряды, но столпы закладывающие основу психологии религиозного человека. Получаемые через этот многообразный мистический опыт чувства и эмоциональные переживания человека формируют отношение индивида к окружающему его миру в форме духовной веры в существование высших, божественных сил, что, по мнению Джеймса есть суть религиозности.
Анализируя вопросы религии и религиозности У. Джеймс использовал идеографический подход, и опирался на опыт известных современников, что в дальнейшем стало одним из оснований критики его работы, указывавшей на неполноту анализа сосредоточенного вокруг опыта выдающихся людей. Кроме того, Джеймс рассматривал религиозный опыт вне исторического и социального контекста, и отошел от позитивизма, как метода проверки гипотез, склонившись в сторону философских отступлений и биографических описаний. Однако эти недостатки были устранены последователями У. Джеймса, доказавшими состоятельность ряда его гипотез, и продолжившими развивать психологию религии.
Заложенные У. Джеймсом основы научного анализа религиозности вне конфессиональной принадлежности развил Т. Флурнуа, значительно продвинувшийся в академическом развитии психологии религии, в ходе своей работы сформулировавший методологические принципы новой науки:
1)Принцип применения методов научной психологии. Все явления религиозности необходимо изучать с помощью научных методов психологии.
2)Принцип исключения трансцендентности. При рассмотрении вопросов религии и религиозности, исследователи должны держать дистанцию от вопросов теологии, попыток отстоять религиозную или антирелигиозную доктрину. Данные вопросы находятся вне компетенции психолога, и ему следует придерживаться нейтральной позиции.
3)Принцип биологического объяснения религиозных феноменов. Религиозность рассматривается как результат функционирования человеческого организма, проявление жизненного процесса, а феномены религиозности изучаются в динамике сознательного и бессознательного, в нормальном состоянии и патологии, в отношении к прочим процессам, протекающим в психике индивида, жизни общества.
Разработанные Т.Флурнуа принципы сохраняют актуальность и по сей день, и были использованы автором при написании данной работы.
Принципиально новый подход к изучению религиозности был предложен психоанализом и воплощен его пионерами З. Фрейдом, К. Юнгом, Э. Фроммом и др.
В 1913г. Вышла работа австрийского психолога, психиатра и невролога З. Фрейда «Тотем и табу», оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие психологии религии. Ученый исследовал зарождение и развитие религиозных представлений в первобытном обществе, используя данные психоанализа. Религиозность личности, по его мнению, была основана на «отцовском комплексе», а истоки религии содержались в табу на убийство тотемных животных, воплощавших идеализированный образ отца, который затем запечалился в образе отца-Бога.
Так же в работе «Навязчивые действия и религиозные обряды» 1907г. он провел параллель между навязчивыми действиями невротиков и отправлениями религиозных культов (обряд, молитва, исповедь, пост, заклинание, жертвоприношение), которые, по его мнению имели не только внешнее но и внутреннее сходство с ритуалами больных обсессивно-...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Социально-психологические представления о материнстве у современной молодежиКурсовая работа: Ценностно-смысловая структура личности современной молодежи