Контрольная работа: Сказка как метод психодиагностики
Сказка имеет большое значение для развития ребёнка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Она вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, сказка - это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Дата добавления на сайт: 01 августа 2024
Скачать работу 'Сказка как метод психодиагностики':
Контрольная работа
Сказка как метод психодиагностики
Введение
Сказка имеет большое значение для развития ребёнка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Она вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, сказка - это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Сказки - наиболее любимый детьми литературный жанр, способствующий повышению уверенности в себе и своём значение в развитии ребёнка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто герои даже не имеют имён. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Выдающийся психоаналитик и психиатр Б. Бетелльхейм считал, что причиной нарушений в развитии ребёнка является потеря смысла жизни и обрести его может помочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым будущем.
По мнению Л.С. Выготского, сказка для ребёнка - его философия, его наука, его искусство, его естественная эстетическая воспитательница.
Преимущественное значение сказки базируется на чрезвычайно понятных особенностях детского возраста. Процесс взаимодействия между организмом и миром, к которому сводятся, в конечном счёте, всё поведение и психика, находятся у ребёнка в самой нежной и неоформленной стадии и поэтому особенно остро ощущается потребность в каких-нибудь организующих эмоцию формах. Иначе огромные массы впечатлений, ложащиеся на ребёнка, с которыми он не в состоянии справиться, подавили бы и привели в смятение его психику. В этом смысле сказке принадлежит оздоровляющее и целебное значение в эмоциональной жизни ребёнка.
1.Влияние сказки на формирование личности
.1 Психологические особенности сказок
личностный сказкотерапия ребенок психологический
Сказки - прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Сказки нам дороги, как родина, как их творец - народ. Ученые по-разному толковали сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношения народных рассказчиков к окружающей действительности.
Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребёнке творческого мышления и воображения.
Существуют различные гипотезы происхождения сказки. Антропологический подход видит в сказке непосредственное отражение некогда живых представлений и обычаев, со времён забытых и сохранившихся в виде пережитков. Лингвистический подход анализирует эволюцию сказки как устной традиции народного творчества. Исходя из анализа формальной структуры сказки, универсальной для многих культур, лингвисты приходят к выводу о едином источнике возникновения сказки и её распространения в разных культурах. Психоаналитический подход, возводя сказку к древним мифам, магии и снам, приписывает ей выражение подавляемых желаний и комплексов человека.
Особенно велико значение народной сказки, которая передавалась из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая ненужные детали, что делает её сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Сказка является элементом культуры народа, отражая его жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. Авторская сказка в большей степени отражает индивидуально-психологические черты и проекции того, кто её писал.
По мнению Д. Соколова, народные сказки характерны тем, что:
время появления основных сюжетов сказки установить сложно. В масштабах человеческой культуры - очень давно;
сказки передаются от старшего поколения к младшему в виде «пакета» с основными зафиксированными сюжетами;
сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Сказки живут в культуре. В отличие от мифов, которые также являются сгустком человеческого опыта, сказка понятна ребёнку, её герои досягаемы для него. Мифы часто пессимистичны, несправедливы (миф об Эдипе заканчивается гибелью двух главных героев, миф о Ниобее - смертью ни в чём не повинных её детей);
сказки могут служить матрицами и источником информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев;
сказки влияют на человека, преимущественно, на бессознательном уровне.
Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником чувств и фантазии, а в свою очередь, развитие чувств и фантазии приобщает их к духовному богатству, накопленному человечеством. Сказки заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться.
Обсуждение с ребёнком сказочных историй, осмысление жизненных уроков, поиск параллелей с реальными явлениями, всё это способствует формированию способности осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями, помогают размышлять о своём предназначении, исследуя собственные способности и возможности.
Может быть, сказки это и «пустяки» и «несерьёзность», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека.
Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире.
1.2 Функции сказок
Выделяют несколько функциональных особенностей сказок.
1)Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню подсознания и сознания.
2)Сказка в символической форме содержит информацию:
- об устройстве мира и его создателе;
об изменениях, происходящих в жизни человека в разные периоды;
о прохождении этапов самореализации мужчиной и женщиной;
о том, какие препятствия и трудности встречаются на жизненном пути, и как с научиться с ними справляться;
о приобретении жизненных ценностей и способах руководства ими;
о способах построения отношений с детьми и родителями;
об умении прощать.
На протяжении исторического развития человечеством сформирована система ценностных ориентаций, отношений к явлениям и предметам, которая нашла отражение в языке, мифологии, и, в частности, в сказке [6, 10].
2.Основные подходы к психологическому анализу сказок
Бихевиоральный подход рассматривает сказку как описание возможных форм поведения. Чисто прагмастическая сказка может объяснить ребёнку «что будет, если…» Например, сказка «Колобок» объясняет ребёнку, как далеко можно уйти от родителей, а сказка «Золушка» - о значении труда на счастливую жизнь.
Трансактный анализ обращает внимание на ролевые взаимодействия и манипуляции в сказках. Каждый персонаж может описывать реального отдельного человека или отдельную роль, которую может играть человек, или даже брать в основу жизненного сценария. Американский психолог и психиатр Э. Берн описал, как может вести себя в жизни Красная Шапочка или Спящая Красавица. Сказка о хитрой лисе, глупом волке и удачливом зайце может стать описанием обычной семьи, состоящей из мамы, папы и сына. Психосинтез рассматривает героев сказки как субличности, части «Я» одного.
Важной чертой сказки является трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это история о повзрослении. К. Юнг - швейцарский психиатр и психолог - основным методом сказки называл процесс индивидуации, то есть, сказка движет ребёнка вперёд, а взрослого возвращает назад, в детство.
Экзистенциальный подход к сказке обращает внимание на такие стороны человеческого бытия, как выбор (стоит герой на распутье - по одной дороге пойдёшь - коня потеряешь, по второй - смерть свою найдёшь, по третьей пойдёшь - себя потеряешь); отношение к смерти, умение принимать решения, способность быть свободным и независимым.
Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. Сама атмосфера почти одна и та же: ребёнок, засыпая, слушает сказку от человека, которому он доверяет; речь ритмичная, в ней повторяются непонятные формулы (присказки). Соответственно сказка может не только предлагать, но и внушать модели поведения, ценности, убеждения, жизненные сценарии [9, 307].
3. Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребёнка
1. Механизм идентификации. По определению К. Юнга, идентификация - это бессознательная проекция какой-либо личностью себя на нечто иное, будь то другая личность, какое-либо дело, местоположение или что-нибудь другое, способное обеспечить или причину, или способ существования. В русских народных сказках главным героем, как правило, является младший из трёх братьев, дурак, падчерица, т.е. герой, чем-либо обделённый и вызывающий сочувствие и сопереживание читателя. Ребёнку легче отождествить себя с неумелым, внешне неприглядным персонажем, чем с сильным и уверенным в себе героем (как в мифах). Ребёнок может без труда занять позицию героя произведения, пытаться преодолеть стоящие на его пути препятствия. Малышу легче понимать смысл сказки, если он может опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Именно поэтому первые детские книжки должны быть с картинками. В возрасте 2-3 лет ребёнку читают первые сказки - «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», в которых обязательно присутствие маленького съедобного персонажа, героев, олицетворяющих родителей («Жили-были дед да баба…»), и отрицательных персонажей, основная задача которых: «съесть» главного героя. Сказки заканчиваются «не в пользу» главного героя - вытягивают «на свет» репку («Репка»), разбивают родители яйцо («Курочка Ряба»), съедает колобка отрицательный персонаж («Колобок»). Сюжеты этих сказок отражают определённую последовательность событий: рождение («Репка»), взаимоотношения с родителями («Курочка Ряба»), взаимоотношения с незнакомыми («Колобок»). Благодаря сказке ребенок проигрывает ситуацию рождения, разрыва с матерью, ухода от родителей.
Идентификация в форме сочувствия - самая типичная для ребёнка форма отождествления другого с собой и себя с другими [6, 170].
. Освоение морально-этических норм поведения. В русских народных сказках женский образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность, терпение («Рукодельница», «Марья-искусница»). Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребёнок понимает, что есть добро и что есть зло. Плохой герой совершает отрицательные поступки, хороший - добрые.
. Решение эмоционально-личностных проблем ребёнка через снятие их уникальности. Персонажи сказок подвергаются испытаниям, они не всегда успешны в своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ними.
. Получение нового опыта через сказку. Сказка предлагает ребёнку различные модели поведения. В результате прослушивания, прочтения или драматизации сказки ребёнок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он приобретает качества, необходимые для решения трудных ситуаций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от использования различных ресурсов.
. Катарсис и снятие психоэмоционального напряжения. Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребёнка, которые не поддаются эмоциональному выражению. Снятие эмоционального напряжения происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба, победа героя. Примерами таких сказок являются «Лягушка-царевна», «Кощей Бессмертный», «Змей-Горыныч».
. Решение задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. В 2-3 года (на оральной стадии развития) - стремление к аутоэротическому наслаждению на фоне страха деструктивных влечений отражается в особенностях сказочных сюжетов («Колобок»). В возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной героини («Маша и Медведь»), содействию помощников («Гуси-лебеди»), помощи со стороны родителей («Волк и семеро козлят»). Эти сказки формируют у ребёнка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации.
Возраст 5-7 лет связан с появлением Эдипова комплекса и комплекса Электры, с совершенствованием супер-Эго и расширением защитных механизмов Эго. На этой стадии появляются сказки для мальчиков и девочек. В сказках для мальчиков отсутствует мать. Как правило, это сказки об отце и трёх сыновьях. Для девочек - сказки о мачехе и падчерице. В этом возрасте детям обычно читают волшебные сказки. У ребёнка начинает формироваться нравственное сознание; он пытается разобраться в таких категориях, как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло». Именно среди детей 5-7 лет много ябед. Дети делают это не из вредности, а из желания поставить всё на свои места; если они замечают, что кто-то ведёт себя, с их точки зрения, «неправильно», то торопятся сообщить об этом факте родителям или педагогам. Тем самым они убеждаются в правильности своих моральных суждений. Возраст 5-7 лет также связан сформированием половой идентичности, понимания своей половой принадлежности, основанной не на случайных признаках («я ношу брюки, поэтому я - мальчик»), а на подражании взрослым. Отсюда сказки, адресованные мальчикам: «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк» и др., и девочкам: «Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка», сказки о мачехе и падчерице. В мачехе проецируется страх и нелюбовь к собственной матери. В сказках присутствует глубокая эмоциональная связь главной героини с отцом и ненавистное отношение к матери. Сказки дают возможность девочке выразить амбивалентные (противоречивые) чувства по отношению к матери.
Таким образом, механизм идентификации как отождествление позволяет ребёнку эмоционально, символически (или иначе) «присваивать» чувства другого, а также переносить свои чувства, ценности и мотивы на другого. Здесь соединяются интериоризационные и экстраризационные механизмы идентификации. Именно во взаимодействии эти механизмы идентификации дают человеку возможность развиваться, рефлексировать и соответствовать социальным ожиданиям общества [6,168].
4.Сказка как метод психологической диагностики
Сказки используются в качестве диагностического инструментария в проективном исследовании. Проективные методики (от латинского «рrojectio» - выбрасывание вперёд) представляют собой специальную технику экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Они отражают как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимосвязи и целостности функционирования [9, 310].
Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации и в этом своём качестве является едва ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область детской психики. Значащие переживания, личностные смыслы и другие образования, в которых проявляется пристрастность психического отражения, не будучи презентированы сознанию, могут не выявляться и при обращении к данным наблюдения поведения. Проективная методика позволяет опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать эти личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок [11, 295].
Сказку, как метод психодиагностики, можно использовать с детьми - дошкольниками, которые уже умеют говорить. Американским детским психологом и доктором Луизой Дюсс был создан эмоционально-личностный тест «Сказка». Детям предлагается незаконченная сказка, которую надо завершить. Ребенок идентифицирует себя с главным персонажем и проявляет свои эмоциональные реакции. При проведении теста создается спокойная, доброжелательная обстановка. Желательно, чтобы ребенок сам попросил рассказать ему сказку. Не следует комментировать ответы ребёнка и торопиться, говоря: «Слушай другую сказку». Если ребёнок проявляет тревогу, эмоциональную напряжённость, слушая сказку, необходимо прервать его и попробовать провести тест в другой раз. Следует обращать внимание на интонацию, темп речи, на поведение ребёнка. Этот тест не так просто поддается интерпретации. Взрослый должен хорошо знать ребёнка, его актуальное состояние, отношения с близкими. Ответы детей делятся на патологические и нормальные. Мы отказались от термина «патологические», так как он кажется нам в данном контексте не совсем правомерным. (Стимульный материал теста представлен в Приложении в чёрно-белом варианте).
Первая сказка: «Птенец».
Цель: выявить степень зависимости ребёнка от одного из родителей или от обоих вместе.
«В гнёздышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнёздышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что будет делать птенец?».
Правильные ответы Ответы, требующие внимания
«Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку», «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к папе, потому что он сильней», «Останется на земле, будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберёт его» и т.д. «Умрёт во время падения», «Умрёт от голода (холода, дождя…)», «О нём все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т.д.
Позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребёнок обладает определённой самостоятельностью, способен принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях.
Негативные ответы.
Ребёнок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях.
В первые месяцы жизни выживание ребенка...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Сказкотерапия как метод в психологииРеферат: Психодрама как метод терапии
Реферат: Путешествие как метод психологической коррекции и развития функционирования личности человека
Статья: Дельфинотерапия как метод психотерапии
Реферат: Гигиена полости рта как метод профилактики заболеваний пародонта