Курсовая работа: Сказкотерапия как метод в психологии

Актуальность работы. За последние двадцать лет в нашей стране значительно изменились приоритеты жизненных ценностей. Отсюда отдельное молодое родительское поколение стремится развивать в своих малышах "бойцовские" качества характера, "забывая" прививать доброту, взаимовыручку, заботу.

Дата добавления на сайт: 01 августа 2024


Скачать работу 'Сказкотерапия как метод в психологии':


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты понятия «сказка» в психологии
Глава 2. Сказкотерапия как метод в психологии
.1 Исторический аспект развития сказкотерапии
.2 Сущность сказкотерапии как метода в психологии
.3 Психологические предпосылки сказкотерапии
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. За последние двадцать лет в нашей стране значительно изменились приоритеты жизненных ценностей. Отсюда отдельное молодое родительское поколение стремится развивать в своих малышах "бойцовские" качества характера, "забывая" прививать доброту, взаимовыручку, заботу.
Сейчас многие дошколята умеют включать телевизор и играть в "стрелялки" на компьютере. Бесконтрольное увлечение "странными" играми воспитывает в детских неокрепших душах агрессию, вседозволенность, эгоизм. К 5-6 годам родители замечают свои проблемы в воспитании и начинают бегать со своими чадами по психологам. Благо, сейчас в психологии наработано немало методов лечения психики детей. [20]
Один из современных методов "Сказкотерапия". Существенную лепту в её развитие вложили отечественные психологи и педагоги: М. В. Осорина, Е.Н. Лисина, Е.А. Петрова, А.Н.Азовцев, И.В. Вачков, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, А.И. Константинова, Т.М. Грабенко, Д.В. Соколов, А.В. Гнездилов, а также зарубежные психотерапевты: Э. Фромм, Э. Берн, Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, А. Менечетти. Их "разработкам" предлагают различные варианты сказкотерапевтического процесса работы с детьми.
Сегодня слово «сказкотерапия» уже не вызывает недоуменных взглядов и уточняющих вопросов у практических психологов. Слово знакомое, часто используемое в обиходе. Сказкотерапевтов можно встретить в образовательных учреждениях и психологических центрах, хосписах и больницах.
Однако до сих пор это чарующее слово «сказкотерапия» понимается психологами очень по-разному, и смыслы, которые в него вкладываются, отличаются порой не меньше, чем, скажем, бытовые сказки и волшебные.
Одной из причин этого является, по-видимому, буквальная расшифровка слова «сказкотерапия» - «лечение сказками». Вообще понятия, имеющие в своем составе слово «терапия» (гештальттерапия, телесная терапия и подобные), не получили полной легитимности в системе образования (в том числе, дошкольного). Ведь в функциональных обязанностях детского психолога не предусмотрены психотерапевтические процедуры. Более того: медики периодически напоминают психологам о запрете «внедряться на чужую территорию». Психотерапия, по их мнению, - сугубо медицинская область. Им, правда, невдомек, что психологи и не претендуют на то, чтобы кого-нибудь лечить. И психотерапевтические методы (лукаво называя их психокоррекционными) используют не для работы с психопатологиями, а - чаще всего - в развивающих целях. Потому-то, чтобы как-то оправдать и объяснить применение психотерапевтических методов психологами, в последние годы все чаще говорят о психологической модели психотерапии. Впрочем, в дошкольном образовании использование даже такой модели пока не признано. [11]
Психология в нашей стране из "заморской диковины" превращается в необходимую науку и повседневную услугу. Особенно психологическая помощь направлена детям в детских садах и школах индивидуально с ребятами работают грамотные специалисты. Поэтому моя тема актуальна, как будущего психолога. Постараюсь затем все методы применять на практике, читать детям сказки, воспитывать тем самым "доброе и вечное".
Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии выступает метафора как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми. [3]
Таким образом, можно дать следующее определение: сказкотерапия - это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности.
Цель курсовой работы: определить сказкотерапию, как метод психологического воздействия на воспитание ребенка.
Объектом изучения являются опытные наработки с детьми старшего дошкольного возраста по методу применения сказкотерапии.
Предметом работы является изучение сказкотерапии как метода в психологии.
Задачи работы:
. Изучить теоретические аспекты понятия «сказка» в психологии.
. Рассмотреть исторический аспект развития сказкотерапии.
. Выявить сущность сказкотерапии как метода в психологии.
. Анализировать психологические предпосылки сказкотерапии.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, абстрагирование.
Теоретической базой исследования послужили работы таких исследователей как, М. В. Осорина, Е.Н. Лисина, Е.А. Петрова, А.Н.Азовцев, И.В. Вачков, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, А.И. Константинова, Т.М. Грабенко, Д.В. Соколов, А.В. Гнездилов, а также зарубежные психотерапевты: Э. Фромм, Э. Берн, Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, А. Менечетти и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «СКАЗКА» В ПСИХОЛОГИИ
Неповторимыми памятниками народной педагогики являются сказки, в которых запечатлена национальная культура и мудрость предшествующих поколений.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что «первый воспитатель - это народ, а сказки - первые и блестящие попытки создания народной педагогики».
Народная педагогика - это наши истоки, это стремление использовать жизнь с её трудовыми буднями, праздниками, природой, живым миром, песнями, сказками, былинами, легендами.
В преданиях, легендах, передававшихся из поколения в поколение, освещается история народа, его быт, нравственные обычаи, характер образного мышления. Именно фольклор является основным средством для воспитания молодого поколения в духе лучших народных традиций. Нельзя не согласиться со словами А. И. Шорова, который считает, что «сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания и песни являются выдающимися памятниками народной культуры».
Ребёнок получает жизненный опыт на примере сказочных персонажей. Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным в течение столетий проверенным народом. По мнению Г. Н. Волкова «дети и сказка не разделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого народа» [3].
Создателями и хранителями сказок и других жанров устного народного творчества является народ. Основным материалом для народных сказок служила жизнь народа. В них отражены лучшие черты народа - трудолюбие, преданность Родине, отвага, доброта. Именно поэтому Г. Н. Волков считает, что «сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок» [3].
Старшее поколение всегда стремилось передать детям свой жизненный опыт, воспитывать их в духе народных идеалов и понятий о добре и зле, прививать им нравственные качества, составляющие кодекс норм и правил поведения. В преобладающем большинстве сказок воплощены присущие народу нравственные черты: любовь к Родине и её защита, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство, справедливость, верность в дружбе.
Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту предков, в частности, их представлениям и понятиям о нравственном и безнравственном, к нормам морали, признаваемым в цивилизованном мире и в наши дни. Актуальным является воспитание молодого поколения в духе гуманных отношений между людьми. Моральные нормы и опыт нравственного воспитания детей легли в основу многочисленных народных сказок. Эти сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Они в доступной детскому пониманию форме повествуют о героизме и мужестве, правдивости, честности, утверждают идеи победы добра над злом. Исключительна сила миротворчества, добротворчества сказок.
Великий педагог-гуманист XX в. В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Сказка для маленьких детей - не просто рассказ о фантастических событиях. Это - целый мир, в котором ребенок живет, борется, противопоставляет злу свою добрую волю. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. Ребенок прекрасно знает, что в мире нет ни Бабы-Яги, ни Царевны-Лягушки, ни Кащея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и зло и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое личное отношение к плохому и хорошему».
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, состраданию; что благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем; и что он не просто познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу.
Сказка - это история, содержащая невозможные и неправдоподобные с точки зрения читателя события и явления. Сказку невозможно объяснить с помощью научного - технического прогресса, а зачастую даже житейского здравого смысла. Авторы сказок часто обозначают в конце повествования сюжет, как сон героя. Из глубины веков до нас дошли мифы, одна из разновидностей сказок, где трудно отличить вымысел и реальность.
Реалистическая история иногда может показаться сказкой для людей с различными культурными восприятиями. Для определенных читателей сказки являются реальными событиями.
Сказка имеет древнейшие корни в человеческой истории и культуре. В ее сюжетах обычно собиралась вся мудрость и опыт того или иного народа, в мифах или притчах можно увидеть не только фиксирование какой-то проблемы, но и ее решение. Само слово «сказка», «чудо», «волшебство» обладают особым значением для людей и раздвигают рамки действительности. Сказку, как отражение глубинной психики человека, исследовали такие психологи, как Фромм, Берн, Беттельхейн, Юнг и др. Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и детскими психологами Выготским Л.С., Элькониным Д.Б., Осориной М.В., Проппом В.Я., Гнездиловым А.В. и др. В последнее время появились сказкотерапевтические программы, которые успешно применяются в ДОУ, школах, центрах реабилитации, в работе с проблемными детьми, трудными подростками, онкологическими больными. [17]
Актуальность использования и новизна комплексной сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, лингвистических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст и адаптации их к психике детей для формирования самодостаточной личности, то есть личности, которая уверена в себе, полагается на свои силы и не зависима от других в своих суждениях и принятии решений.
В этнографическом очерке «Особа» основоположник осетинской литературы К. Хетагуров писал: «Сказки составляют достояние обоих полов и всех возрастов, они многочисленны, разнообразны и художественны: они всегда служили одним из самых приятных времяпрепровождений» .
Почему именно сказка обладает таким мощным психотерапевтическим воздействием? В сказочном сюжете зашифровано большинство основных проблем и жизненных ситуаций, которые переживает каждый человек. Человек часто замыкается на какой-то своей проблеме и не способен выйти за ее пределы, осмыслить ситуацию под другим, более общим углом. [6]
Сказка в силу своей многовековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует потенциальные части нашей личности, которые помогают найти свой собственный выход из проблемного состояния; сказка позволяет не директивно, а мягко, подойти к оценке ситуации, оказывая воспитательное и терапевтическое воздействие, как на поведенческом, так и на глубинном нравственно-ценностном уровне.
В рамках общих ценностей, свойственных культуре, где живет человек, только он сам осуществляет выбор той или иной ценности. Он все время делает и переделывает себя сам, то есть сам определяет свои поступки, изменяя или конкретизируя свою систему ценностных ориентаций. Человек свободен в отношении к миру, выборе ценностей.
Сказочная среда (неопределенность места действия, имен героев, собирательность образов) с одной стороны уводит от конкретной, тупиковой на данном этапе проблемы, выраженной физической и психологической зависимостью и неуверенностью в себе. Недостаток веры в свои силы влечет за собой чувство недооцененности и сопровождается состоянием опустошенности и одиночества. Вера в свои силы является необходимым компонентом самодостаточной личности, и именно сказочная среда усиливает потенциальные возможности человека в преодолении того, что на данном этапе тормозит его развитие, например, страх, беззащитность, слабость и предрасположенность к болезням. [22]
Человек не рождается независимым, автономным или ответственным, так же, как он не рождается личностью. Он становится личностью в процессе роста и развития в социуме, или, как утверждают психологи, «психологическое рождение в полном смысле происходит намного позже биологического рождения».
Рост и развитие - это естественное движение от зависимости к независимости, самостоятельности, ответственности, и это движение состоит из нескольких стадий. Использование сказки воспитателем, учителем и психологом на какой-то определенной стадии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок смог избежать стрессовой ситуации, разочарования.
Для ребенка сказочная история является проводником во «взрослую» жизнь с ее порой жесткими нравственными законами; сказочные события становятся первой «школой жизни», а поступки героев - мерой добра и зла и путеводной нитью, выводящей на самостоятельность принятия решений. В этих сложных процессах формирования личности форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка.
Сказка учит ребенка не только понимать ситуацию, но и поступать определенным образом, благодаря решению сказочных ситуаций ребенок получает интуитивные критерии выбора и свободу действия. Дети рано или поздно все равно сталкиваются с различного рода проблемами, и чем раньше они познают трудности, научатся противостоять, бороться с ними и находить выход, тем легче и продуктивнее они будут решать социальные и личные проблемы во взрослой жизни.
Символический язык сказок постоянно изучается психоаналитиками. Сказки тесно связаны с шаманской и колдовской медициной. Психоаналитик К. Леви-Стросс тесно связывал психоанализ со сказками индейского колдуна, который своими историями помогал выздоровлению больных восприятие сказки может инициировать появление воспоминаний, становится психоанализом. [26]
Личные проблемы ребенка оказывают влияние на предпочтение сказок. Итальянский коммунист сказочник Джанни Родари в своей книге "Грамматика фантазий" рассказал, как нужно использовать сказки в теоретической и практической психологии.
Сочинения новых или реконстркирования старых сказок помогают развитию внутреннего мира ребенка. Сказки вырабатывают в характере умение противостоять конфронтации, примирение. В работе со сказками психологи определи несколько психотерапевтических направлений это поведенческая психотерапия, экзистенциональная гуманистическая психология, психодинамистическая психология. [10]
В настоящее время существует несколько классификаций сказок.
В соответствии с классификацией Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой сказки подразделяются на художественные, дидактические, медитативные, психотерапевтические, психокоррекционные.
И.В. Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия сказки и выделяет фольклорные и авторские сказки, при этом в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю. Соколова, А.В. Гнездилова). Именно рассмотренный новый вид сказки (психосказка), по мнению И.В. Вачкова, призвана раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути становления его личности.
Также сказки подразделяются по следующим видам:
. Живой мир: животные, растения, птицы, вещи, которые в сказках говорят. Такие сказки формируют бережную заботу окружающего мира.
. Что есть добро и зло. В сказках добро побеждает зло, такие сказки воспитывают оптимизм.
. Все ценности должны доставаться через труд и испытания. Только при помощи усилия и терпения можно добиться успеха, так учит народная сказка.
. Вера в волшебство усиливает развитие защищенности и самостоятельности.
Так же для обучения ребенка существуют дидактические сказки. Многие ведь из нас в детстве учились читать по кубикам, на которых изображены сказочные персонажи. [15]
Психологи используют терапевтические и психокорекционные сказки.
Выделяются типы возрастных сказок. Дети до пяти лет любят сказки о взаимоотношениях людей и животных. Это, например, такие сказки, как "Лиса и Журавль", "Теремок", "Коза-дереза".
Для маленьких детей, сказка должна быть короткой, с повторениями ("катится, катится колобок, «тянут - потянут - вытянуть не могут»).
Для подростков полезны бытовые сказки. Они говорят о мирном сосуществование в семье. Это, например, такие сказки, как ("Золотая рыбка", "Курочка ряба", "Кривая уточка").
Первоклассники часто в библиотеке берут волшебные сказки («Спящая красавица», «Золушка», «Кот в сапогах»). В средних классах ребята увлекаются сказками-страшилками ("Синяя борода", "Вий"). Но и они полезны, помогают преодолеть реальные страхи.
Сказка учит детей, как нужно вести себя в экстремальных условиях. На примере сказки "Мальчик с пальчик", герой спасает братьев с помощью хитрости. Русские богатыри постоянно борются со змеем Горынычем и побеждают, имея силу и смелость.
Волшебные сказки помогают восстанавливать душевные силы, пережить эмоции. Нужно читать сказки ребенку перед сном, так он расслаблен и внушаем, но они должны быть позитивны.
На сказочном примере простак Емеля становится красавцем, а Дюймовочка из игрушечной Барби превращается во взрослую девушку.
С ребенком нужно обсуждать прочитанную сказку. Вот примерный перечень вопросов, который нужно использовать при обсуждении с детьми сказок: О чем сказка? Кто в сказке главные герои? Какие совершают они поступки? Что они приносят людям? Какова мораль сказки? и т.д.
Сказка - язык детства, а также самый верный и короткий путь к детскому сознанию и сердцу. Как сказал известный педагог В.А. Сухомлинский: «Духовная жизнь ребенка полноценна только тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества». [24]
Сказка развивает воображение ребенка. В отличие от реалистичных рассказов, она насыщена более красочными, фантастическими образами. В сказках дети находят героев, на которых им хочется быть похожими. Сказка дает четко выраженное представление о добре и зле, доступное для детского...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Сказкотерапия как средство коррекции детских страхов

Реферат: Беседа как психологический метод

Контрольная работа: Сказка как метод психодиагностики

Реферат: Гигиена полости рта как метод профилактики заболеваний пародонта

Реферат: Гирудотерапия как нелекарственный метод регуляции гомеостаза