Курсовая работа: Сказкотерапия как направление деятельности детской библиотеки

Актуальность. Сказки - это очень древний метод воспитания, с помощью которого взрослые знакомили ребенка с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром; старались продемонстрировать детям стиль поведения, морально-нравственные нормы, систему ценностей, способы преодоления проблем и многое другое.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Сказкотерапия как направление деятельности детской библиотеки':


Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы метода «сказкотерапии» в работе с детьми в деятельности детской библиотеки
1.1 Истоки и определение сказкотерапии. Классификация сказок
1.2 Сказкотерапия, как одно из направлений в работе детской библиотеки
1.3 Формы и методы сказкотерапевтической работы с детьми
Глава 2. Сказкотерапия в работе отдела обслуживания детского читателя Ново-Камалинской библиотеки
2.1 Деятельность отдела обслуживания детского читателя
2.2 Сказкотерапевтические методы в работе с детской аудиторией
2.3 Практические приемы метода сказкотерапии с родителями и педагогами
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Введение
Актуальность. Сказки - это очень древний метод воспитания, с помощью которого взрослые знакомили ребенка с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром; старались продемонстрировать детям стиль поведения, морально-нравственные нормы, систему ценностей, способы преодоления проблем и многое другое. Ученые-психологи, взяв на заметку опыт прошлых поколений, добавили современных научных знаний, и появился эффективный метод работы, ставший одним из популярных направлений при работе с детьми, - сказкотерапия. И хотя возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ, наиболее приемлем этот метод для работы детьми. Для ребенка сказочная история является проводником во «взрослую» жизнь, первой «школой жизни», мерой добра и зла, так как в сказочном сюжете зашифровано большинство основных проблем и жизненных ситуаций, которые переживает человек. Процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения [25, с. 42-45].
Разработанность темы. Обзор теоретических источников по теме исследования показал, что к сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, И.В. Вачков, М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. По их мнению, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность, ведь любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми, об основных законах, действующих в нашей жизни. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую, а предлагает ребенку образы, которые ему интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, ребенок приобретает новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, - сказки детям преподносят готовый пример поведения, пример решения сложных ситуативных задач, но оставляют при этом простор воображению, возможность осмыслить ситуацию самостоятельно. Даже самые простые сказки несут в себе воспитательный момент. Так, «Колобок» - это история о малыше, который не слушался родителей и за это поплатился. Сказка «Красная Шапочка» лучше родительских назиданий, втолкует ребенку, почему не стоит разговаривать с незнакомыми, а печальный пример семи козлят научит не открывать дверь кому попало [17, с. 33].
Технологию практического применения сказкотерапии раскрывали И.И Гришина, А.М. Дальхеева, Д. Соколов, Т. Зинкевич-Евстигнеева, А. Михайлова, Дрешер и др. Так, например, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева рассматривает влияние сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу ребенка, возникшие у него эмоциональные проблемы, развитие его личности, формирование созидательной системы ценностей [10, с. 35]. И.И. Гришина и А.М. Дальхеева рассматривали влияния сказкотерапии на формирование самодостаточной личности в детском возрасте. Мир сказок, по их мнению, наполнен разнообразными событиями и ситуациями, и когда ребенок сталкивается с подобными ситуациями в жизни, он способен найти решение возникшей проблемы [6, с. 165-167]. В библиотечной работе сказкотерапию использовали библиотечные психологи О. Кабачек, Е. Самохина, Т. Буслаева и др. Так, Т. Буслаева отмечает, что сказкотерапия адресована детскому началу в человеке, независимо от возраста, - всему живому, естественному, спонтанному, творческому, требующему самовыражения [1, с. 198-202].
Проблема. Несмотря на то, что в последнее десятилетие появилось достаточное количество работ по данной теме, в практическом плане потенциальные возможности сказкотерапии еще используются недостаточно. Что связано с недооценкой данного метода педагогами.
Объектом исследования является - сказкотерапия, предметом выступает - сказкотерапия в деятельности детской библиотеки.
Цель исследования: изучение сказкотерапии как направление деятельности детской библиотеки.
Гипотеза. Наиболее эффективным метод сказкотерапии с детьми - читателями библиотеки будут при условии включения в эту работу родителей и педагогов.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
раскрыть понятие, сущность и значение сказкотерапии;
рассмотреть типологию сказок;
изучить формы и методы сказкотерапевтической работы с детьми;
ознакомиться с особенностями применения сказкотерапии в работе детской библиотеки.
База исследования: отдел обслуживания детского читателя Ново-Камалинской сельской библиотеки - филиала №2 МБУК ЦБС Рыбинского района Красноярского края.
Для достижения поставленной цели и задач в работе были использованы труды вышеназванных, а также других авторов, проводивших исследования по данной теме.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников; анализ библиотечных документов: отчетов, статистических данных и др. материалов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что позволяет расширить и углубить имеющиеся знания об особенностях использования психотерапевтического потенциала сказок в условиях библиотеки.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы метода «сказкотерапии» в работе с детьми в деятельности детской библиотеки
.1 Истоки и определение сказкотерапии. Классификация сказок
Появление первых форм сказкотерапии обнаруживается уже в глубокой древности. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Об использовании волшебных историй для воспитания и обучения детей можно прочитать в «Диалогах» Платона [12, с. 9].
Научный интерес к этому жанру начинается с XVII века. Так, К.Г. Юнг Истоки зарождения сказкотерапии можно проследить в работах известного философа К. Юнга. Он изучил огромное количество сказаний различных народов мира, и обозначил факт о том, что на разных концах нашей планеты встречаются одинаковые сказки. Он заметил, что персонажи сказок, как и мифов, выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Э. Берн, указывал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека, который формируется еще в раннем детстве и влияющий на формирование судьбы человека независимо от его свободного выбора [33, с. 68].
В нашей стране, одним из первых, увидевших в сказках отражение истории и быта русского народа и заговоривших об их ценности, был историк В.Н. Татищев. Интерес к сказкам проявили и многие писатели XVIII и XIX вв., которые видели в них отражение «души русского народа». Они не только находили в сказке отголоски старины, но и понимали их жизненное значение.
Исследованию сказок и методу сказкотерапии посвятили себя Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.В. Гнездилов, И.В. Вачков, которые собрали и обработали огромное количество материала по данной проблеме. Так, А.В. Гнездилов определяет сказкотерапию как процесс воспитания Внутреннего ребенка, развитие души, приобретение знаний о законах жизни, а также повышение уровня осознанности в своих действиях [5, с. 144].
Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими [2, с. 144].
Сказкотерапия - один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь [33, с.16]
Наиболее известны в нашей стране исследования Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, которая говорит о сказкотерапии как о наборе способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как о воспитательной системе, сообразной духовной природе человека. Автор также отмечает, что сказкотерапия это и открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими, и процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, а также процесс объективации проблемных ситуаций. Кроме того, по мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия не подразумевает под собой использование только сказки, совсем наоборот, это могут быть разнообразные жанры: притча, басня, легенда, былина, миф и даже анекдот [11, с. 16].
В историческом контексте Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет 4 этапа в развитии сказкотерапии [11, с. 14]:
этап - устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного творчества продолжается по сей день. К нему относятся притчи, сказки, байки, метафоры, мифы, которые всегда передавались из поколения в поколение, неся многовековую мудрость народа.
этап - собирание и исследование сказок и мифов. (К.Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.);
этап - психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);
этап - интегративный, связанный с «формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.
Что касается классификации, то Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева в сказкотерапевтическом процессе выделяет 5 видов сказок: 1) художественные 2) дидактические 3) медитативные 4) психотерапевтические 5) психо-коррекционные [11, c. 27].
К художественным сказкам относят:
) Народные сказки - они формируют базовое мировоззрение ребенка. Наиболее древние из них называются мифами, основа которых - единство человека и природы. В них содержатся чрезвычайно важные для психолого-педагогической практики идеи:
. Окружающий нас мир - живой. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает.
. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно и имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования готовности к принятию другого.
. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для формирования оптимизма, развития стремления к лучшему.
. Самое ценное достается через испытания, а то, что досталось даром, может легко уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
. Вокруг нас много помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией сами. Эта идея важна для формирования ощущения самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.
С точки зрения использования в терапевтических целях народные сюжеты сказок можно классифицировать следующим образом:
бытовые сказки - истории о жизни, в которых рассказывается о превратностях повседневной жизни, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам;
сказки-загадки, истории на сообразительность, истории о хитрецах;
сказки-басни, поясняющие какую-то ситуацию или моральную норму;
притчи - истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях;
сказки о животных - передают маленьким детям жизненный опыт;
мифологические сюжеты, в том числе истории про героев;
сказки о преобразовании, трансформации, для работы с детьми, у которых низкая самооценка (например, сказка Андерсена «Гадкий утенок»);
страшные сказки (про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих).
волшебные сказки - наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6-7 лет («Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка»). Благодаря волшебным сказкам, в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
) Авторские художественные сказки - более трепетны, образны, чем народные. И, именно авторские истории рассказывают о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.
Дидактические сказки - содержание их сюжета носит обучающий характер. Предметы (игрушки), символы (цифры, буквы, звуки) одушевляются и живут в сказочном мире («А может, ноль не виноват» Ирины Токмаковой, «Ювентик в стране чисел и цифр» Константина Шевелева). Схема сюжета такова: в сказочной стране живет одушевленный символ (нолик, к примеру), там он попадает в беду и «только человек с пылким сердцем и знаниями может всех спасти!» Для этого нужно выполнить задание (решить примеры, вставить в слова пропущенные буквы и т.д.). В итоге обучающий материал становится понятным и запоминается быстрее.
Психотерапевтические сказки - сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они рассматривают темы жизни и смерти, любви и прощения, стимулируют процесс личностного роста. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки чаще применяются в работе со взрослыми, но полезны и с детьми. Мастер подобных сказок - Ганс-Христиан Андерсен («Гадкий утенок», «Дюймовочка»).
Медитативные сказки создаются для снятия психоэмоционального напряжения: они успокаивают и расслабляют. Характер этих сказок - путешествие. Достаточно вспомнить ситуацию, когда вы чувствовали себя счастливым, словесно «прожить» ее заново. Их особенность - отсутствие сюжета, конфликта и злых героев («Терапевтические сказки звездной страны Зоди-акалии» Зинкевич-Евстигнеевой).
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка и позволяют исправить такие черты характера, как стеснительность, капризность, хвастовство, учат детей вежливости. Данные сказки конструируются в соответствии с актуальной ситуацией, это могут быть: анализ, имидж-терапия, рисование, куклотерапия, постановка сказок в песочнице, инсценирование и др. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.
С этой классификацией перекликается и классификация И.В. Вачкова, который в зависимости от целей воздействия выделяет сказки: 1) фольклорные 2) авторские, выделяя в них: художественные, дидактические, психо-коррекционные, психотерапевтические, психологические.
Ткач Р.М. структурирует сказки по отдельно взятым проблемам:
. Сказки для детей, которые испытывают страхи, например, темноты.
. Сказки для гиперактивных детей.
. Сказки для агрессивных детей.
. Сказки для детей, страдающие физическими расстройствами.
. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (в случае развода родителей, появления нового члена семьи, когда дети считают, что в другой семье им будет лучше).
. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных [31, с. 18].
Таким образом, сказка и сказкотерапия - это способ объяснения окружающей действительности через выдуманных персонажей, метод коррекции поведения ребенка в кризисной ситуации. В основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных жизненных ситуаций.
1.2 Сказкотерапия, как одно из направлений в работе детской библиотеки
Известно, что чтение способно оказывать не только развивающее, но и терапевтическое воздействие на ребёнка. Поэтому метод сказкотерапии особенно уместен в стенах современной детской библиотеки, так как именно в библиотеке посредством книги дети могут получить навыки культуры общения со сверстниками, проявить свои творческие способности, заполнить свой досуг, заняться дополнительным образованием. Специалисты фиксируют работу со сказкой самым простым способом приобщения к национальной культуре [9, с.195].
Значение работы детской библиотеки увеличивается оттого, что сама по себе библиотека - это особый организм с атмосферой непринужденности и доверия, где прослеживается гуманистическая направленность в работе с детским читателем. Задача библиотеки - имеющимися средствами, и прежде всего книгой-сказкой, способствовать вхождению детей в социум. Чтение сказок стимулирует здоровое развитие детей и поэтому носит терапевтический характер, формируя ценностную структуру личности, более глубокое понимание смысла жизненных явлений и развитие аналитико-синтетических способностей. В некоторых случаях бывает достаточно вовремя прочесть или рассказать ребенку умело подобранную сказку, подходящую к случаю, чтобы помешать укоренению какой-нибудь дурной привычки. Как утверждал Чуковский К.И., цель сказки «воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою [3, с. 45]. В.А. Сухомлинский также отмечал, что духовная жизнь ребенка полноценна только тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества [20, с. 12]. При этом развлекательный характер сказки не противоречит её глубокой идейности. Так, 63% опрошенных респондентов на базе крупных библиотек краевого центра утверждают, что сказки определили формирование их личности (рис. 1) [4, с. 12].

Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос: произведения, определившие формирование личности, %
Опыт библиотерапевтов показывает, что профилактическая терапия сказкой для нормального эмоционального развития нужна всем детям, но более всего необходима детям, которые испытывает психологические трудности, а также дети, имеющие физические недостатки. Психотерапевтическая значимость сказок здесь заключается в том, что в них всегда обнаруживаются некие необычные средства, помогающие герою справиться с препятствиями, трудностями и преодолеть их. Ведущие психологи в данной области отмечают основные достоинства сказок:
отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий;
отсутствие заданности в имени героя и месте сказочного события;
образность и метафоричность языка;
победа добра, дающая психологическую защищенность;
наличие тайны и волшебства, раздвигающие границы возможного.
Посредством сказкотерапии можно решить такие проблемы, как:
. Трудности, связанные с общением (со сверстниками, учителями, родителями). Это естественные для каждого ребёнка конфликты, противоречия, обиды.
. Переживание ощущения себя...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Сущность игры как ведущей деятельности ребёнка

Реферат: Взаимосвязь свойств человека как индивида и как субъекта деятельности

Реферат: Внимание как условие сознательной деятельности

Контрольная работа: Диалогизм как системное качество деятельности

Курсовая работа: Сказкотерапия как метод в психологии