Курсовая работа: Сказкотерапия как средство коррекции детских страхов

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования детских страхов
.1 Понятие страх в психологии
.2 Причины возникновения детских страхов
Глава 2. Возможности сказкотерапии в коррекционной работе с детьми
.1 Понятие и сущность сказкотерапии
.2 Формы и методы организации занятий с детьми с использованием сказкотерапии
Заключение
Список литературы

Дата добавления на сайт: 01 августа 2024


Скачать работу 'Сказкотерапия как средство коррекции детских страхов':


Министерство культуры Новосибирской области
ГАОУ СПО НСО «Новосибирский областной колледж культуры и искусств»
Курсовая работа
Сказкотерапия как средство коррекции детских страхов
Выполнила:
Студентка 3курса группы ГБТ-3
Сарычева Элеонора Юрьевна
Проверила:
Тихомирова Татьяна Александровна
Новосибирск 2013
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования детских страхов
.1 Понятие страх в психологии
.2 Причины возникновения детских страхов
Глава 2. Возможности сказкотерапии в коррекционной работе с детьми
.1 Понятие и сущность сказкотерапии
.2 Формы и методы организации занятий с детьми с использованием сказкотерапии
Заключение
Список литературы
Введение
Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.
Сказка входит в жизнь человека с младенческого возраста и сопровождает всю жизнь: сначала дети слушают, затем сами читают сказки, а когда становятся взрослыми - сами рассказывают и читают их своим детям.
Сказка выполняет важные функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.
Ведущими идеями сказкотерапии являются:
осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;
понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
познание разных стилей мироощущения;
осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
внутреннее ощущение силы и гармонии.
Как и в любом направлении, возможности комплексной сказкотерапия изучены не достаточно полно, открываются новые перспективы, появляются новые методы, дорабатываются уже имеющиеся приемы.
В различных источниках понятие сказкотерапии трактуется по-разному. Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.
Актуальность данной темы подтверждается практической значимостью сказкотерапии для коррекции различных сторон психики детей, для передачи жизненного опыта от старшего поколения к младшему, как инструмент развития фантазии и творчества, как нарратив.
Сказка сопровождает жизнь ребенка с самого рождения, ею можно отвлечь ребенка, дать ему задуматься над своим поведением, заинтересовать, дать повод сделать хороший поступок, разрядить напраяженную обстановку.
В младшем дошкольном возрасте, а иногда и в раннем у детей начинают появляться первые страхи.
По мировой статистике в России - 60-75% людей страдают фобиями. В Германии по данным городской статистики около 15% страдают эпизодическими страхами и 50% фобией вообще.
Психиатры насчитывают 367 различных фобий, им подвержены 4% взрослого населения нашей планеты ту или иную фобию испытывает каждый четвертый ребенок.
На основании этих данных можно с уверенностью утверждать, что фобии - это такая же актуальная проблема современности, как наркомания, алкоголизм или социальное сиротство. Именно поэтому значимой становится поиск средств и методов для лечения страхов и фобий. За последние годы их разработано немало: НЛП, гипноз, психоанализ и др. В коррекции детских страхов эффективно применяется сказкотерапия.
Многие авторы затрагивали проблему применения сказкотерапии в коррекции детских страхов: Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Ю. Соколов, Д.Б. Кудзилов и др.
Объект исследования: сказкотерапия.
Предмет исследования: особенности применения сказкотерапии как метода коррекции детских страхов.
Цель исследования: выявить специфику сказкотерапии и ее возможности при коррекции детских страхов.
Задачи: 1. изучить понятие и сущность сказкотерапи;
. выявить причины возникновения детских страхов;
. исследовать возможности сказкотерапии в коррекции детских страхов;
.разработать практические рекомендации для родителей детей, страдающих фобиями и страхами.
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, в котором описываются цели и задачи; первой главы, акцентирующей внимание на сущности понятия «страх», причин возникновения детских страхов; второй главы, которая рассматривает возможности сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, понятие и сущность сказкотерапии, а также формы и методы организации занятий с детьми с использованием сказкотерапии; заключения, в котором сделаны основные выводы и списка литературы, состоящего из учебных изданий, материалов научных книг по указанной проблематике, справочной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования детских страхов
.1 Понятие страх в психологии
Ещё в 1871году, врач Карл-Фридрих Вестфаль описал агорафобию как боязнь открытых пространств, указав, что фобии вообще всплывают в сознании человека помимо его воли и не могут быть произвольно "изгнаны". Их можно определить как интенсивные навязчивые страхи с чёткой фабулой, которая вызывается определённым стимулом.
Страх - не просто одна из эмоций, не просто психическое состояние, но архетип - древнейший первообраз мира в психике человека. Биологически и психологически страх бывает и полезным, и вредным. Как и боль, он сигнализирует об опасности.
Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула.
Страх - это неприятное чувство, которое у тебя возникает, когда ты думаешь, что находишься в опасности.
По Ж.П. Сартру, страх - это боязнь самого себя вследствие свободы недетерминированного характера, которую нельзя предвидеть.
В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой. Если страх связывается с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, он может стать фобией (навязчиво возникающие состояния страха). Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия.
Психологи отмечают, что в основном все страхи возникают в детстве:
Е. А. Савина утверждает, что «Отвержение, неприятие матерью ребенка, вызывают у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите» (Савина Е. А. 2003). Детская тревожность может быть следствием личностной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком. Мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей. Тем самым она «привязывает» к себе ребенка, предохраняя от несуществующих, но воображаемых и тревожащих ее опасностей. В результате ребенок может испытывать беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится.
Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справится или справляется с трудом, также отмечается как одна из причин возникновения тревожности.
К. Хорни отмечает (2008), что возникновение и закрепление тревоги связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер.
Причиной развития тревожности может стать смена социальных отношений, часто представляющая для ребенка значительные трудности. По мнению Л. М. Костиной, при посещении ребенком детских учреждений тревожность провоцируется особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком при превалировании авторитарного стиля общения и непоследовательности предъявляемых требований и оценок (Костина Л. М. 2006). Непоследовательность воспитателя вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможность прогнозировать собственное поведение.
Ребенок очень сильно реагирует на события, которые происходят в его жизни, а так же на всё, что его окружает. Для него всё достаточно ново и непредсказуемо. Поэтому в дети мы боимся сильнее, чем в более взрослом возрасте.
Ведь некоторые страхи пропадают, когда человек переступает ту или иную ступень взросления, осознавая свой страх.
Однако, не редкими являются случаи, когда детские страхи растут вместе с ребенком, эволюционируя и набирая все большую силу. Фобии взрослых - примеры страхов
Таким образом, эмоция страха может носить как обоснованный характер и в этом случае служить биологическому выживанию индивида, так и принимать патологические формы, требующие вмешательства психолога или психотерапевта.
Современная психология делит 29 страхов на следующие виды: навязчивые страхи, бредовые страхи, сверхценные страхи.
Навязчивые страхи к ним относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.
Бредовые страхи - это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма.
Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с «идеями фикс»), называются сверхценными. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь окружающих людей, боязнь отвечать у доски, заикание.
Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% всех случаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах дети часто «застревают», и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх смерти. В чистом виде этот страх проявляется у 6-7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь. Ведь тогда может случиться нечто неожиданное и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть.
К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.
.2 Причины возникновения детских страхов
Страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, т.к. всегда предотвращал слишком опасные для жизни действия. По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний. Ребенок с первых лет жизни, как и человек на ранних ступенях своего социального развития, боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, верит в бессмертие себя и мамы с папой. И только со временем складывается объективный характер представлений, когда формируется абстрактно-логическое мышление и умение различать ощущения. Но вместе с этим усложняется и психологическая структура, детские страхи становятся социально-опосредованными (затрагивают жизнь и благополучие других людей).
Грэй разделил все причины страха на 4 категории: интенсивность, новизна, эволюционно-выработанные сигналы опасности, причины, возникающие в социальном воздействии. Боль и громкий звук являются примерами слишком интенсивных стимулов, а незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх из-за своей новизны. Грей рассматривал недостаток стимуляции или отсутствия стимула в ожидаемом месте и во времени, как определённый вид нового стимула. Любые ситуации, угрожающие значительной части членов вида в течение длительного времени, являются эволюционно-выработанными сигналами опасности. В целом причины страха детей можно разделить на 4 класса: внешние события или процессы, влечения и потребности, эмоции, когнитивные процессы субъекта. Причины, относящиеся к каждому из этих классов, могут быть как врожденные (природные), так и приобретенные (культурные).
.Конкретный случай, который напугал ребенка. Психологи-практики отмечают, что такие страхи легче всего поддаются коррекции. Из практики работы с детьми видно, что не у всех детей, укушенных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.).
. Внушенные страхи. Их источник - взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: "Не ходи - упадешь", "Не бери - обожжешься". Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
.Детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Это боязнь темноты, монстров и призраков и т.п.
.Внутрисемейные конфликты. Часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.
.Негармоничные взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и ребенок не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также помимо этого причиной страха может быть распространение страхов среди детей: старшие дети запугивают младших страшными историями и рассказами, чтобы повеселиться.
. Наличие более серьезного расстройства - невроза, которое должны диагностировать и лечить психологи и медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.
П.П. Петрова отмечает, что способствовать появлению разнообразных страхов могут:
.Отсутствие разнообразных игр (подвижных, ролевых и др.) особенно среди сверстников. Т.к. игра всегда была и остается естественным способом изживания страхов.
.Гиперсоциализированная материнская забота. Это излишняя строгость матери, запреты и ограничения которой диктуются по большому счету ее тревогой, стремлением предопределить образ жизни ребенка по заранее составленному плану. Упорядочивая жизнь ребенка, ставя его в строжайшие рамки, мама тем самым понижает свою тревогу.
. Состав семьи. Статистика подтверждает, что в неполных семьях число страхов у детей дошкольного возраста выше, чем у детей из полных семей. В этом возрасте дети особенно чувствительны к разрыву отношений между родителями.
Именно в 5-7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола, то есть мальчики хотят быть во всем похожими на наиболее авторитетного для них. В эти годы отца как представителя мужского пола, а девочки - на свою мать, что придает им уверенность в общении со сверстниками своего пола.
Если у мальчиков отсутствие отца и защиты с его стороны, как и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери, ведет к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов зависит, скорее, от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью.
.Наличие страхов у родителей, семейных страхов, которые могут «передаваться по наследству» в прямом смысле слова. Особенно при общих конституциональных особенностях у родителей и ребенка. Например, мама частенько говорит, тяжко вздыхая, что у нас в роду у многих наблюдается заболевание раком. Детям слышать такое крайне нежелательно, это негативно сказывается на их психике.
. Единственный ребенок в семье - это так же эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребенок находится, как правило, в более тесном эмоциональном контакте с родителями легко перенимает их беспокойство.
Родители, нередко охваченные тревогой не успеть что-либо сделать для развития ребенка, стремятся максимально интенсифицировать и интеллектуализировать воспитание, опасаясь, что их чадо не будет соответствовать непомерно высоким в их представлении социальным стандартам. В результате у детей возникают внушенные, зачастую необоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанным кем-либо.
Нередко, как отмечает А.И. Захаров, это не столько страх самой школы, сколько страх расставания с родителями, к которым привязан тревожный, к тому же часто болеющий и потому гиперопекаемый ребенок. Другой причиной «школьных страхов» ребенка могут быть его конфликтные отношения с учителями, равно как и со сверстниками, боязнь их агрессивного поведения. Нередко сами родители провоцируют возникновение этого страха, когда в своем стремлении иметь ребенка-отличника, постоянно «давят ему на психику» во время приготовления им уроков, или давая наставления по поводу правильных ответов в классе и т.п. И вот, наконец, долгожданный день наступил - ребёнок в классе, среди сверстников, перед ними учитель. Новая, очень значимая фигура в его жизни. Поступление в школу - серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а сколько всего нужно уметь делать - внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы преподавателя. Зато желание побегать, поиграть, повеселиться, надо подавлять. Если со всем этим ребёнок справляется, и всё у него идёт хорошо - он радостен, увлечён, он верит в свои силы. Если же нет - интерес к учёбе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться как ребёнку, так и родителям.
Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни.
Контрольные работы, домашние задания. Отметки. Давление родителей. Давление ровесников. Давление учителей. Проблемы в обучении. Школа может стать...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Рецептивная музыкотерапия как средство коррекции агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

Курсовая работа: Использование рисуночных тестов как средство преодоления страхов у дошкольников с нарушением зрения

Курсовая работа: Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений у детей младшего школьного возраста со сложной структурой дефекта

Курсовая работа: Сказкотерапия как метод в психологии