Курсовая работа: Смысловая теория памяти
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПАМЯТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1 ПОНЯТИЕ ПАМЯТИ: ВИДЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ
1.2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, МЕХАНИЗМЫ И ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ
2. СМЫСЛОВАЯ ТЕОРИЯ ПАМЯТИ
2.1 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.2 СМЫСЛОВАЯ ТЕОРИЯ ПАМЯТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024
Скачать работу 'Смысловая теория памяти':
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Московский психолого-социальный университет"
Брянский филиал
Факультет психологии
Заочное отделение
Специальность: 030301.65 "Психология"
Курсовая работа
Предмет: Общая психология
Тема: Смысловая теория памяти
Выполнила: студентка Виктория
Проверил: к. псх. н., доцент
Артамошина Ю.В.
Брянск, 2014 г.
Содержание
Введение
1. Память как психологический феномен
1.1 Понятие памяти: виды, закономерности
1.2 Основные характеристики, механизмы и процессы памяти
2. Смысловая теория памяти
2.1 Основные теории памяти в современной психологии
2.2 Смысловая теория памяти
Заключение
Список использованных источников
Введение
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Этим вопросом в различное время занимались такие ученые как А.Р. Лурия [12,13], С.Л. Рубинштейн [24], И. Хофман [30], П.Д. Шабанов [32] и другие зарубежные и отечественные психологи.
Наличие у человека представлений говорит о том, что восприятия окружающего мира оставляют в коре мозга какие - то следы, которые сохраняются некоторое время. То же надо сказать и о мыслях и чувствах человека. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в прошлом опыте, называется памятью.
Иными словами память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не могли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющемся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти, что и определило актуальность нашего исследования. Все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.
Цель исследования - изучить особенности смысловой теории памяти человека.
Объект исследования - память как психологический феномен.
Предмет исследования - особенности смысловой теории памяти.
Задачи исследования:
.Рассмотреть понятие памяти, ее основные виды и закономерности.
2.Изучить механизмы и процессы памяти.
.Ознакомиться с основными теориями памяти в современной психологии.
.Раскрыть содержание смысловой теории памяти.
1. Память как психологический феномен
1.1 Понятие памяти: виды, закономерности
То, что воспринимается человеком в течение его жизни, не исчезает бесследно: в коре больших полушарий мозга сохраняются следы от процесса возбуждения. Эти следы создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызывавший, отсутствует.
На основе этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или воспроизвести усвоенные ранее знания. Как и восприятие, память является процессом отражения, но отражается не только то, что действует непосредственно, в данный момент, а и то, что имело место в прошлом.
Таким образом, память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения [4].
Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его [13].
И.П. Павлов со своими сотрудниками экспериментально показали, что память есть результат рефлекторной работы мозга.". Временная нервная связь, - писал Павлов, - есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое - то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или букв, слов и мыслей" [22].
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Человек может, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то - значит связать запоминаемое с уже известным, образовать ассоциацию [30].
С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.
Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющих сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое. Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления. Так, особенности зоны пустынь запоминаются по контрасту с зоной лесов.
Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации - смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.
Для образования ассоциации требуются повторения. Иногда связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций. Более важным условием для образования ассоциации является подкрепление на практике, т.е. применение того, что требуется запомнить, в самом процессе усвоения [30].
Если говорить о механизме памяти с точки зрения онтогенеза, то память - это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось [17].
В процессе онтогенеза каждый организм получает из внешней среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении.
Для работы мозга необходимы не только поступление информации, переработка, но и хранение определенного запаса ее. В нервной системе хранится два вида информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах, или инстинктах, и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существует и два рода памяти; память видовая и память индивидуальная [17].
В современной науке успехи биологии и генетики позволили узнать о памяти видовой, о механизмах наследования значительно больше, чем о внутренних механизмах индивидуальной памяти. В последние десятилетия механизм индивидуальной памяти подвергался интенсивному изучению, и по этому вопросу был выдвинут ряд гипотез [29].
Были сделаны попытки объяснить механизмы памяти данными электрофизиологии. Достижения электронной техники позволили записывать биотоки мозга (возникающие при возбуждении мозга электрические разряды). По электроэнцефалограмме (запись биотоков мозга) можно обнаружить процесс образования временных связей, их Торможение и растормаживание, т.е. механизмы забывания, узнавания, припоминания.
Нейрофизиологическая гипотеза о механизмах памяти состоит в том, что мозговые нейроны образуют замкнутые цепи, по которым совершается движение нервных импульсов. Там сохраняется информация, поступившая в мозг и переработанная в нем. Повторное прохождение нервных импульсов изменяет структуру синапсов, (место стыка двух нервных клеток или их отростков). При повторении потока нервных импульсов процесс проходит гораздо легче. При длительном функционировании деятельность синапсов усиливается, и это сказывается на их структуре. Процесс обучения влияет на физическое и химическое состояние коры, что приводит к консолидации (закреплению) следов в коре головного мозга.
Другая группа гипотез объясняет механизмы памяти биохимическими изменениями, происходящими в мозге, в частности изменениями белка мозга. Усиление синтеза белка облегчает процессы образования сложных навыков у животных. Если синтез белка тормозится, условно-рефлекторная деятельность угнетается [29].
Проливают свет на механизмы памяти данные нейрохирургии и связанной с ней нейропсихологии. Операции различных участков мозга и клинические исследования больных с ранениями, кровоизлияниями, опухолями мозга показали, что при повреждении различных корковых проекционных областей (анализаторов) нарушаются отдельные виды памяти (зрительная, слуховая, двигательная и т.д.), но не наблюдается общее расстройство памяти. При поражении же лобных или височных долей коры ухудшается хранение информации в любом анализаторе, нарушается память в целом [29].
Таким образом, все попытки объяснить механизмы памяти пока являются только более или менее обоснованными гипотезами. Требуется дальнейшее углубленное изучение механизмов деятельности мозга по восприятию, переработке и хранению информации. Только целый ряд наук с применением новейших достижений техники эксперимента и его математической обработки в состоянии построить убедительную теорию физико-химического объяснения механизмов памяти [25].
Наиболее распространенной классификацией процессов памяти является предложенное П.П. Блонским разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения:
двигательная память - это память на различные движения и их системы, позволяющая формировать практические и трудовые навыки;
эмоциональная (аффективная) память - это память на чувства;
образная память - это память на образы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые);
словесно-логическая (вербальная) память - память на мысли и речь [16].
В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспроизведение, память можно разделить на:
непроизвольную память, которая осуществляется без участия воли и во многом определяется особенностями раздражителей и их значимостью для личности;
произвольную память, характеризующуюся заранее поставленной целью и специальными (мнемическими) приемами запоминания.
По способу запоминания А.А. Смирнов выделяет:
механическую память, не опирающуюся на понимание,
смысловую память, основанную на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов [6].
По продолжительности запоминания и сохранения материала память делится на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, обслуживающую непосредственно осуществляемые человеком действия [18].
Таким образом, в психологии существуют различные взгляды о понятии памяти и её основных видах. Исходя из изложенного материала, можно сделать вывод о том, что память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
1.2 Основные характеристики, механизмы и процессы памяти
Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации [21].
Объем памяти - это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.
Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.
Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию [21].
Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания:
непреднамеренное (или непроизвольное);
преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.
В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить некую информацию - и использует специальные приемы запоминания [24].
Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. Главная особенность преднамеренного запоминания - это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой - запомнить соответствующий материал, с тем, чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью [24].
По другому признаку - по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти, - запоминание делится на механическое и осмысленное. Механическое запоминание - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.
Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана [3].
Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения. Повторение - важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. При повторении наученного материала его прочность и длительность сохранения возрастают многократно [3].
Очень важно также правильно распределить повторение во времени. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. Выучить материал можно двумя способами:
а) ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не возникнет
уверенность, что он выучен;
б) прочитать материал один-два раза, затем попытаться его произнести, после чего снова прочитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести и т.д. [1].
Эксперименты показывают, что второй вариант намного продуктивнее и целесообразнее. Заучивание идет быстрее, а сохранение становится более прочным. Успех запоминания во многом зависит от уровня самоконтроля. Проявлением самоконтроля являются попытки воспроизвести материал при его заучивании. Такие попытки помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем чтении. Кроме того, продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения [23].
Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше.
Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.
Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том, что воспроизведение, отсроченное на 2-3 дня, оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное воспроизведение не было достаточно осмысленным [20].
Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое - в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.
Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т.е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопоставлять, их надо приводить в систему. При однообразном повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к заучиванию, а поэтому и не создается условий для прочного сохранения. Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроизвольно [20].
Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же - в отсутствие объекта.
Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное - это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение - целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием [13].
Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение - не простое механическое повторение запечатленного....
Похожие материалы:
Курсовая работа: Развитие памяти, мышления у детей раннего возрастаКурсовая работа: Теория высших психических функций Л.С. Выготского и развитие воображения
Курсовая работа: Развитие памяти старших дошкольников
Контрольная работа: Ценностно-смысловая сфера подростков малого города и сельской местности
Реферат: Ценностно-смысловая сфера личности подростков