Реферат: Содержание жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семье

Каждый родившийся ребенок по своему социальному и природному предназначению является продолжением человеческого рода. Ребенок в общении с взрослыми и под их постоянным руководством и влиянием постепенно овладевает разнообразными видами деятельности, отношений, способами поведения, приобретает жизненный опыт, учится быть человеком. Поэтому так важно, какие взрослые окружают ребенка в семье.

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Содержание жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семье':


Введение
Каждый родившийся ребенок по своему социальному и природному предназначению является продолжением человеческого рода. Ребенок в общении с взрослыми и под их постоянным руководством и влиянием постепенно овладевает разнообразными видами деятельности, отношений, способами поведения, приобретает жизненный опыт, учится быть человеком. Поэтому так важно, какие взрослые окружают ребенка в семье.
Жестокое обращение c детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно неблагополучная семья, например, где родители злоупотребляют спиртными напитками. Часто это семья с хорошим материальным достатком, благоустроенным жильем, но в семье происходит жестокое обращение в отношении ребенка.
Жестокость по отношению к ребенку оказывают разрушительное воздействие на формирующуюся личность. А жестокое отношение к детям в семье имеют большое психологическое значение, потому что создают в семье неблагоприятную атмосферу, которая сохраняется в течение длительного времени. Эта атмосфера создается теми людьми, которые должны защищать ребенка, поддерживать и заботиться о нем. Самое страшное состоит в том, что в будущем модель поведения родителей станет стандартом поведения ребенка.
Уязвимость детей к насилию объясняется тем, что они недостаточно развиты в физическом, психическом и социальном плане, а также находятся в зависимом положении по отношению к взрослым, родителям либо опекунам. Большую роль в проявлении жестокости к детям играет незнание родителей или лиц, их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребенку, зачастую родители не понимают, что не каждое наказание идет ему на пользу. Немаловажное значение имеет и низкая правовая культура населения, недостаточные знания законодательных норм, охраняющих права ребенка и гарантирующих наказание насильников, в том числе нарушение основных прав человека и ребенка.
Жестокое обращение с детьми практиковалось чуть ли не с создания самого общества, однако если раньше это было нормой, то сейчас предприняты все попытки обезопасить и оградить ребенка от насилия, понять причины жестокого обращения, определить последствия для развития личности ребенка.
Пугающим является то, что жестокое обращение с детьми со стороны близких им людей становятся широко распространенным феноменом (И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский и др.). Именно жестокое обращение, по мнению И.А. Алексеевой, И.Г. Новосельского, С.В. Ильиной и др., является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем могут оказывать влияние на различные сферы жизни человека, на формирование его личности. Проблему жестокости в детско-родительских отношениях рассматривают Н.Ю. Синягина, И.В. Челышева; проблеме насилия над детьми и пути их преодоления посвящены работы Г.Р. Ярской-Смирновой, Т.Я. Сафоновой, Е.И. Цымбал и др.
Проблема жестокого обращения с детьми на сегодняшний день рассматривается исходя из двух направлений: первое - изучение открытого и явного насилия против детей и возможности реабилитации, второе - анализ форм и причин насилия, его последствий для развития детей и формирования негативных явлений в социуме: преступности, девиантности, агрессии и жестокости.
Происходящие изменения с ребенком в подростковом возрасте вызывают много трудностей у родителей, которые порой не знают, что делать с разбунтовавшимся ребенком. В этом возрасте подростки начинают сопротивляться воспитанию родителей, говоря о том, что они уже взрослые и являются таким же авторитетом, с которым следует считаться. В этот момент родители не понимают, когда пропустили момент взросления их ребенка, ведь совсем недавно он хорошо учился и во всем слушался. Именно тогда родители начинают проявлять жестокость по отношению к подростку, пытаясь сохранить контроль над ним.
Ряд исследователей (Е.И. Цымбал, Н.Ю. Синягина, И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский, Е.А. Осипова) выделяют следующие формы жестокого обращения: физическое, психическое (эмоциональное), сексуальное или развращение и пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).
Е.А. Осипова говорит о том, что физическое насилие является одним из самых распространенных в семье. К сожалению, родители считают, что это самый действенный способ призвать ребенка к порядку, при этом, не обращая внимания на то, что наказание может навредить не только здоровью, но и жизни подростка.
К психическому (эмоциональному) насилию Н.Ю. Синягина [3] относит оскорбление, унижение достоинства ребенка, манипулирование и обман со стороны взрослых и другие проявления неуважения к ребенку как к личности. Однако проявление со стороны родителей равнодушия или демонстративного отвержения ребенка так же может навредить его развитию и эмоциональному состоянию. Ребенок, находясь в такой семье, будет считать, что безразличные и формальные отношения, пропитанные недоверием и отчужденностью, являются нормой.
Сексуальное насилие или развращение (Е.А. Осипова) из-за закрытости семьи зачастую невозможно узнать, что подросток подвергается сексуальному насилию. Ребенок, находясь в зависимом положении от взрослых, доверяя им, не может противостоять сексуальным нападкам с их стороны, при этом кроме сексуального насилия может быть использовано физическое и психическое (эмоциональное) насилие.
Пренебрежение основными нуждами ребенка (Н.Ю. Синягина) - постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или травме.
Нельзя сказать, что одна форма насилия безобиднее другой, каждая из них по своему опасна, но чаще всего в жизни дети переживают одновременно несколько форм жестокого обращения, что только усугубляет положения, вызывая серьезные нарушения в развитии личности подростка.
Актуальность данной темы заключается в том, что, не смотря на, казалось бы, достаточную изученность и предпринятые меры защиты подростков от жестокого обращения, все равно дети продолжают подвергаться насилию со стороны близких им людей. Чаще всего дети даже бояться признать, что над ними издеваются. В этой работе мы попытаемся объяснить, почему так происходит, каковы причины, побуждающие родителей или лиц их заменяющих проявлять жестокость по отношению к тем, кого должны любить, оберегать и защищать.
Объект исследования: социально-педагогические аспекты жестокого обращения.
Предмет исследования: социально-педагогические аспекты жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семье.
Цель данной работы: изучить и описать социально-педагогические аспекты жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семье.
Задачи:
. Проанализировать разработанность проблемы жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семье;
. Раскрыть сущность, структуру и содержание жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семье;
. Описать факторы и социально-педагогические аспекты жестокого обращения с подростками в семье.
1. Характеристика отношения к детям подросткового возраста в семье
Невозможно спорить с тем, что маленькие дети очень милые и славные, когда пускают слюни и бросают в нас кашей, но что же происходит потом, когда дети вырастают. Они меняются: многие становятся агрессивными, некоторые - замкнутыми, другие связываются с плохими компаниями, и перестают слушать своих родителей. Это происходит не по прихоти самих подростков, они просто пытаются найти свое место в обществе, пытаются понять - кто они есть на самом деле. Уже невозможно при неудаче или падении расплакаться и залезть к маме на колени, чтобы та его утешила, а все потому, что они уже не дети, но и не взрослые, как же сложно бывает определиться - какую нишу занимает подросток. Главное в это время учитывать все переживания «не совсем взрослого», и пытаться сгладить острые углы столь трудного периода. Но иногда родители не совсем верно понимают правильность тех или иных методов воспитания подростков.
Если еще недавно подзатыльники, шлепки, угроза выпороть ремнем была приемлемой формой воспитания в семье, то в настоящее время к недопустимым мерам воспитательного воздействия относятся и оскорбления, сказанные в адрес ребенка. Следует понимать, что жестокое обращение стало определяющей характеристикой общественной реальности, тема насилия становится центральной для средств массовой информации, для обыденного общения и обращения с детьми. Оно незаметно поселилось в наших семьях, проявляясь в самых разных формах (от угрожающих интонаций до бесконтрольных действий), оно прокралось в школы и детские сады, заполнило улицы.
Однако было бы несправедливо полагать, что жестокое обращение с детьми - современная проблема, характерная только для нашей страны. К сожалению, жестокое отношение к детям пронизывает всю историю развития человечества, а тенденция роста насильственных действий в отношении детей отмечается сегодня во всем мире.
Американский историк Ллойд Демоз в своей работе «Психоистория» приводит примеры того, что «история детства - это кошмар, от которого мы только теперь стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным» [9, с. 14]. Дети, если им удавалось вырасти, воспроизводили механизмы взаимоотношений взрослых и детей, повторяя ужасы собственного детства.
Вплоть до IV века н.э. детоубийство не считалось нарушением правовых и моральных норм. Первобытные родители приносили собственных детей в жертву, сами съедали их. Главнейшим «методом» воспитания была жестокость. За непослушание детей в античности швыряли в реку, в помойную яму, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на обочине дороги. Ребенка, который не был безупречен по форме или размерам своего тела, который слишком много или слишком мало кричал или просто был не нужен, как правило, убивали. Детей приносили в жертву, замуровывали в стены домов и городов.
Считается, что христианство принесло в историю человечества новое мировоззрение и новое отношение к детям. Умерщвление детей стало рассматриваться европейским законом как убийство в 374 году н.э. Церковь противодействовала детоубийству, считая недопустимой встречу их души с душами родителей - их убийц. Однако в христианской Европе в течение длительного времени сохранялось жестокое и пренебрежительное отношение к детям. Ребенка рассматривали как нежелательный результат половых связей: бремя греха и вины лежало на младенце. Детей избивали за малейшую провинность, чтобы изгнать дьявола, называя их «одержимыми». Заброшенность, телесные наказания детей и продажа их в рабство или крепостную зависимость широко известны.
В XVI веке сохранялась торговля детьми, использование их в качестве залога исполнения политических или долговых обязательств. Чтобы держать детей под контролем, чтобы «сделать их менее опрометчивыми и непослушными», часто прибегали к запугиванию. Перед детьми держали изображения ночных демонов и ведьм, всегда готовых их украсть или съесть [10, с. 14].
В XVIII-XIX веках в Европе бедных детей отдавали в зависимость в работные дома. В романах Чарльза Диккенса [11] описываются ужасные условия, в которых работали дети. Дети должны были работать наравне со взрослыми: 5-6-летние по 14-16 часов в день. Хозяин использовал длинные, острые колья, чтобы маленькие полусонные работники не заснули [10, с. 15].
Мнение, что младенцы и дети - всего лишь нечувствительная «движимость», которая не может реагировать на что-либо или помнить, сохранялась до начала XX века.
Попытки противостоять жестокому обращению с детьми были приняты еще в IV в. до н.э. Платоном [12], который выражал протест против того, чтобы учителя избивали детей. И больше всего в этом направлении сделала литература. Судьба детей, описанных В. Гюго [13], А.П. Чеховым [14], А.М. Горьким [15] и многими другими, вызывала сочувствие и сострадание не одного поколения. А герой Ч. Диккенса - Оливер Твист - заставил современников другими глазами посмотреть на то, как дети переживают насилие [11].
Считается, что в XX веке возникло иное отношение к детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны каждого государства. Однако действительность не оправдала этих надежд. Первая и Вторая мировые войны, социальные потрясения, голод, разруха - таковы главные вехи XX века, повлекшие за собой огромное количество детей-сирот, массовую беспризорность и безнадзорность, еще более жестокое обращение с детьми.
Именно в начале XX века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты детей от насилия и жестокого обращения. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры мирового сообщества, направленные на защиту прав ребенка, на полноценную жизнь.
В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного и физического развития [16, с. 16].
В 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства и что дети имеют право на особую заботу и помощь. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, где предусматриваются наиболее важные принципы [17]:
ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения;
равенство прав всех без исключения детей, без различия, или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи;
ребенок имеет права гражданские (право на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование), а также на первоочередную помощь и защиту - особенно от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;
ребенок «…для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности» [17, с. 10]. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью;
на обществе и органах публичной власти должна лежать обязанность осуществления особой заботы о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.
В 1989 году принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году [17, с. 11]. Конвенция занимает особое место в силу ряда причин: во-первых, ее основные положения касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей» или «Мировой Конституцией прав ребенка»; во-вторых, она имеет особое значение для России - позволяет возродить понимание семьи как непреходящей ценности, а также изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего в семье; в-третьих, принципиальные положения Конвенции явились основой для разработки норм Семейного, Уголовного и Гражданского кодексов некоторых государств - членов ООН; в-четвертых, юридическая техника составления норм Конвенции настолько гибка, что позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права каждого ребенка [10, c. 24].
Таким образом, жестокое обращение с детьми имеют далекие исторические корни, как и создание системы защиты детей. Однако и сегодня проблема жестокого обращения остается актуальной и полностью не изученной, а дети так и продолжают подвергаться насилию со стороны взрослых.
Если задать вопрос, какой возраст вызывает наиболее значительные трудности в воспитании, почти все родители ответят, что это подростковый период. Ведь именно с этим возрастом связаны наиболее существенные проблемы, касающиеся взросления, становления личных взаимоотношений, профессионального выбора и т.д. Кроме того, именно в этот период особенно возрастает опасность стать жертвой или свидетелем насилия в сфере межличностного общения со сверстниками и взрослыми.
В подростковом возрасте трудности возникают не только у ребенка, но и у взрослых, которые с ним общаются. Родители не всегда могут сладить с подростком, который становится неуравновешенным, раздражительным, вспыльчивым. Такие трудности могут возникать из-за того, что он стремиться приобрести собственный авторитет наряду с авторитетом взрослых, который до недавнего времени имел большое значение для подростка.
Многие родители, подчеркивает И.В. Челышева [4], пропускают момент, когда их ребенок начинает взрослеть, поэтому они пытаются сохранить контроль и прежние отношения со считающим себя «взрослым» ребенком. Взрослым очень трудно смириться с тем, что их ребенок совсем недавно был послушным и спокойным, хорошо учился в школе и посещал различные кружки-секции, теперь же раздражительный и агрессивный бунтарь, практически потерявший интерес к школе и забросивший ранее любимые занятия.
Подобные изменения, происходящие с ребенком, совсем не способствуют его душевному покою и эмоциональному равновесию. Он также как и взрослые, достаточно тяжело переживает перестройку старых взаимоотношений. Неслучайно для внутреннего мира подростка характерно обостренное эмоциональное восприятие, причем он одинаково бурно переживает как собственные удачи, так и ошибки, часто неадекватно оценивает себя и свои способности, проявляет повышенную критичность не только к своей внешности, но и поведению, характеру и т.д. В то же время, изменения, происходящие с ребенком в переходный период, являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости (преимущественно, на основе представления о своем внешнем сходстве с взрослыми).
Усвоение внешних признаков взрослости делает подростка «взрослым» не только в собственных глазах, но и, как ему кажется, в глазах окружающих. В связи с этим у него возникает потребность, чтобы окружающие считались с ним, как с равным. И.В. Челышева говорит о том, что у подростка проявляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Подросток уверен, что, догоняя в росте своих родителей, он приобретает равные права в мыслях, поступках и действиях [4, с. 8]. Более того, он начинает критиковать их, считая, что они живут не так, и он, когда вырастет, уж наверняка будет жить по-другому.
Стремление самостоятельно достичь своей вершины без помощи папы и мамы требует от подростка очень много сил и терпения. В процессе преодоления трудностей и смятений, сильных переживаний и страхов, у него нередко складывается впечатление, что никто не...

Похожие материалы:

Реферат: Психолого - педагогические аспекты профилактики употребления ПАВ детьми подросткового возраста

Курсовая работа: Изучение взаимоотношений между детьми в семье

Контрольная работа: Содержание психологической готовности к обучению в школе. Основные новообразования детей младшего школьного возраста

Реферат: Психология диагностики развития дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста

Реферат: Социокультурные и социально-психологические особенности подросткового возраста