Курсовая работа: Содержание психолого-педагогичеcкой работы по педагогическому просвещению родителей первоклассников
Актуальность исследования. В современном обществе основы нравственных ценностей закладываются в семье. Развитие личности ребенка основано на единстве, согласованноcти в воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка, а роль семьи в системе невозможно переоценить.
Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024
Скачать работу 'Содержание психолого-педагогичеcкой работы по педагогическому просвещению родителей первоклассников':
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы педагогического просвещения родителей первоклассников
.1 Особенности процесса становления и развития личности первоклассника
.2 Понятие и принципы педагогического просвещения родителей первоклассников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по педагогическому просвещению родителей первоклассника
.1 Диагностика начального уровня сформированности педагогического просвещения у родителей первоклассников
.2 Цикл занятий психолого - педагогической деятельности по развитию педагогического просвещения родителей первоклассников
.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность исследования. В современном обществе основы нравственных ценностей закладываются в семье. Развитие личности ребенка основано на единстве, согласованноcти в воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка, а роль семьи в системе невозможно переоценить. Недостаточное знание социальных и психологических сторон ребенка приводит к разрушению психологического комфорта семьи, мешает эмоциональному единению ребенка и родителей, ведет к росту у детей отклонений в эмоционально-волевой сфере развития, где проблемы возникают, как правило, с нарушением внутрисемейных детско-родительских отношений. Нарушаются семейные связи между поколениями: заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов. Низок авторитет родителей из - за их недостаточной просвещенности. Педагоги могут помочь родителям, они научат их анализировать воспитывающую деятельность, изменять ее в соответствии со степенью важности результата.
Проблема педагогического просвещения родителей рассматривалась в работах: Э.А. Александровской, Л.М. Божович, А.А. Венгера, Г.М. Водневой, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Т.Д. Марцинковской, А.К. Марковой, Р.В. Овчаровой, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др.
Однако, до конца не установлены методы и формы психолого- педагогической работы по педагогическому просвещению родителей, что и определило проблему нашего исследования.
Объект исследования - педагогическое просвещение родителей первоклассников.
Предмет исследования - методы и формы психолого - педагогической работы по педагогическому просвещению родителей первоклассников.
Цель исследования - теоретическое обоснование и опытная проверка раскрытие актуальных форм и методов психолого- педагогической работы по педагогическому просвещению родителей первоклассников в образовательных учреждениях.
Задачи:
1. Изучить особенности процесса становления и развития личности первоклассника.
2.Рассмотреть понятие и принципы педагогического просвещения родителей первоклассников.
3.Исследовать начальный уровень сформированности педагогического просвещения родителей первоклассников.
.Разработать и реализовать цикл занятий психолого - педагогической деятельности по педагогическому просвещению родителей первоклассников.
.Провести анализ результатов исследования.
Методы исследования: при исследовании использовались анализы психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования; эмпирические методы (анкетирование, тестирование, эксперимент).
База исследования: проводилась в МБОУ Гимназия №1 г.о. Самара
Выборка исследования: родители 1 «А» класса, в составе 22 чел. (экспериментальная группа), родители 1 «В» класса, в составе 23 чел. (контрольная группа).
Практическая значимость: Разработанный цикл занятий по педагогическому просвещению родителей первоклассников показал свою эффективность. Данные занятия целесообразно применять для повышения педагогической компетентности родителей в психолого- педагогической деятельности образовательных учреждений.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников.
просвещение родитель первоклассник
Глава 1. Теоретические основы проблемы педагогического просвещения родителей первоклассников
1.1 Особенности процесса становления и развития личности первоклассника
Первый класс - переломный момент у каждого ребенка. Начало школьной жизни меняет весь его образ жизни. Принятые у дошкольников беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной обязанностями и ограничениями: теперь ученик должен каждый день ходить в школу, систематически трудиться, подчиняться нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке, выполнять домашние задания, добиваться хороших оценок в учебной работе и т.д.
В этом периоде жизни, в 6-7 лет, преобразуется и весь психологический мир ребенка, меняется его личность, познавательные и умственные способности, а так же эмоции и переживания. Новое место в жизни не всегда осознается, но ребенок обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему нравится это положение. Переживание первоклассником своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» [14,67].
Наличие «для школьника внутренней позиции » очень важно для него. Эта позиция помогает маленькому ученику преодолевать сложности школьной жизни, выполнять новые обязательства. Это важно на первой ступени школьного обучения. Многие из первоклассников являются весьма подготовленными в учебных занятиях еще до школы. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных занятий и т.д. часто приводит к тому, что приход в школу утрачивает для ребенка элементы новизны, он не понимает значимость этого события.
В становлении у детей «внутренней позиции школьника» важная роль принадлежит его родителям. Они должны серьезно относиться к школьной жизни ребенка, интересоваться его успехами, поощрять старания и усилия, поддерживать и помогать почувствовать важность события для ребенка.
Однако, начало школьного обучения для ребенка это сильный стресс. Все первоклассники, наряду с переполняющими их чувствами радости и восторга, испытывают тревогу, боязнь, напряжение. У школьников в первые дни прихода в школу снижается иммунитет, иногда исчезает сон, аппетит, может повышаться температура. Они капризничают, раздражаются, казалось бы совершенно без повода. Время адаптации к школе - это приспособление к ее основным требованиям, бывает у всех детей. Хотя у одного он длится один месяц, у другого - неделя, у третьих - весь первый учебный год. Многое зависит от особенностей ребенка, от его способностей овладения учебой [9,103].
Приход в новую социальную среду, занятия учебной деятельностью требуют от ребенка нового уровня развития всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), способностей к управлению поведением. Хотя возможности детей в этом плане пока ограничены. Это напрямую зависит от особенностей психофизиологического развития детей 7 лет [29, 231].
По данным ученых к 6-7 годам кора мозга у ребенка является почти созревшей, что обозначает его готовность к обучению. Но, однако, специфические отделы головного мозга, которые отвечают за регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности еще не завершили до конца своего формирования [29, 48]. Несовершенная регулирующая функция головной коры проявляется в эмоциональной сфере и организационной деятельности ребенка. Первоклассники быстро отвлекаются и утомляются, легко возбудимы, очень впечатлительные и эмоциональные. Моторные навыки рук еще несовершенны и поэтому могут возникнуть трудности с письмом.
Возьмем психологическую готовность первоклассников к школьному обучению. От готовности к обучению зависит сформирован ли уровень психического развития детей, который нужен для освоения учебной программы.
Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе - это социально-личностная, интеллектуальная, мотивационная и эмоционально-волевая готовность [29,59].
Наш анализ свидетельствует, что период 7-8 лет - один из самых сложных периодов жизни детей. Здесь явно происходит возникновение сознания в системе отношений с другими, стремление к осуществлению общественно-значимой и общественно - оцениваемой деятельности. Период начального обучения является одним из главных периодов формирования личности.
В школьном возрасте первоклассник переживает, «кризис 7 лет», когда происходит изменение поведения с приходом новой ситуации. Кризис 7 лет связан с принятием своего «Я» в социуме [5,47].
Эмоциональное поведение в 7 лет переключается на его потребности и их удовлетворение. Это мотивация хорошей учебы, престижная, мотивация ухода от неудач, компенсаторная мотивация [5,48].
Идет формирование личности. Происходит закладка основ многих психических качеств, формируется его характер. Первоклассник очень импульсивен, сдержанность появляется только к третьему классу.
Особенности семилетнего возраста - это доверие, восприимчивость, игровое принятие мира.
Самосознание. Приходит принятие себя как ученика. В этом возрасте ребенок понимает, что он является индивидуальностью, которая, подвержена социальным воздействиям окружения. Ребенок понимает, что он обязан учиться и меняться, обретая коллективные черты (речь, цифры и др.), знания. Он понимает, что у каждого своя уникальность, стремится утвердиться себя среди детей и взрослых [5,48].
Появляется принятие моральных правил и норм. Детям показывают нормы, правила поведения, которые они должны понять в отношениях с учителем и взрослыми, со сверстниками. Полученные детьми в этом возрасте, качества становятся внутренним достоянием личности ребенка.
Самооценка. Самооценка не всегда адекватна, она напрямую зависит от учебы и отношения к нему учителя. К самооценке относится когнитивные (знания о себе) и эмоциональные компоненты (отношение к себе). Оценка учебной деятельности определяет его мотивационную сферу эмоционально-ценностного поведения первоклассника, то есть служит источником для возникновения адекватных и неадекватных реакций.
В межличностных отношениях появляется чувство ответственности, доверия, гнева, стыда и недовольства. Выраженное стремление не подвести ожидания взрослых.
Мотивационная сфера. Мотив напрямую влияет на учебу, на отношение к учителю, школе, приобретаются позитивные и негативные стороны. Если ребенок все делает, чтобы избежать наказания со стороны требовательных родителей, то учеба будет протекать напряженно, тревожно. И напротив, учение во имя познания происходит с легкостью и радостью.
Главные новообразования 7 - летних детей: личностная и интеллектуальная рефлексия [14,85].
Младший школьный возраст принято называть пиком детства. Дети сохраняют много хороших детских качеств - легкомыслие, наивность. Но дети уже утрачивают детскую непосредственность в поведении, у них приходит новая логика мышления [24,87].
Возраст 7 лет является ответственным и трудным этапом школьного периода. Главные достижения первоклассников - это учебная деятельность и она является во многом главной для следующих лет обучения: в конце младшего школьного возраста дети должны хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Основная цель взрослых в работе с первоклассниками - создание оптимальных условий для возможностей и развитие детей с учетом их индивидуальных особенностей [23,89].
1.2 Понятие и принципы педагогического просвещения родителей первоклассников
Признание приоритета семьи и семейного воспитания детей, требует разработки новых взаимоотношений между семьей и школой, которые основываются на понятиях «взаимодействие» и «сотрудничество».
Сотрудничество подразумевает общение «на равных», без привилегий, с какой либо стороны контролировать, указывать, оценивать.
Взаимодействие - это способ организации деятельности на основе социального восприятия с помощью коммуникаций.
Для выявления внутренней структуры целого сложного, которым в нашем исследовании является психолого-педагогическая работа, воспользуемся такими философскими категориями, как «содержание» и «форма».
Под «содержанием» понимается совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Содержание психолого-педагогической работы определяется ее функциями [4,92].
Психолого-педагогическая работа в школе направлена на создание условий для успешной социализации и реализации человека в обществе, на предупреждение и коррекцию социального неблагополучия у детей и их родителей. Для этого существуют различные подходы [7,64].
. Системный подход. Формирование личности ребёнка протекает под влиянием социального окружения: внешкольной среды, школы и семьи. С позиции системного подхода это будут элементы сложной системы, взаимодействующие между собой и влияющие на ребёнка. В поисках причин педагогической запущенности ребёнка важно исследовать все возможные факторы влияния.
. Деятельностный подход. Деятельностныйый подход применяется тогда, когда возникает потребность объяснить через объектированную форму результата действия системы её импульсивно-двигательную сторону, обеспечивающую процесс перехода системы из одного состояния в другое, что позволяет считать его важнейшей движущей силой процесса, влияющей на развитие социального объекта. Организация социально-педагогической деятельности в этом случае придает системе динамичность, что дает возможность учитывать новые условия и соответствующим образом перестраивать её структуру, чтобы получить результаты, соответствующие новым возникающим потребностям.
. Синергетический подход. Синергетический подход социальную систему представляет как открытую и самоорганизующуюся, он отражает существующие реальные жизненные процессы в максимальной степени. В самом общем случае такого рода систему можно представлять как сложную динамическую систему, способную организационно сохранять себя и совершенствовать в соответствии с изменениями внешних условий и внутренней реорганизации.
. Рефлексивный подход. Считается, что рефлексия - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Но рефлексия не просто осознание того, что есть в себе, а одновременно «переделка» самого себя, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут [7,65].
Семья и школа стремятся воспитать для жизни в обществе всесторонне развитого человека, образованного, физически крепкого, умеющего трудиться.
С этих позиций А.С. Удалова выделяет главные задачи работы педагогов-психологов школ с родителями [38, 21]:
увеличение педагогической грамотности родителей, т.е. ознакомление их с основными теоретическими знаниями и подключение родителей к практической работе с учащимися;
привлечение родителей активно участвовать в учебном и воспитательном процессе в школе;
формирование потребности самообразования;
ознакомление учителей-предметников с разнообразными стилями семейного воспитания.
Индивидуальная работа с родителями учащегося разнообразна и сложна.
Необходимо четко спланировать работу, разрабатывать индивидуальный подход к каждой семье для привлечения к активному участию в жизни школы и класса. При оформлении ребенка в школу родителям можно предложить заполнить «Родительскую анкету» с примерным содержанием:. Данные родителей (И.Ф.О.)
. Возраст родителей
. Образование
. Телефон и место работы
. Адрес проживания
. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать.Ф.И.О ребенка.
. Чем занимается в свободное время?
. Какие игры играет ваш ребенок?
. Какими видами спорта увлекается?
. Где чаще играет дома или на улице? (с девочками или мальчиками)?
. Как общается в детском коллективе? (пассивен, активен, застенчив.)
. Какие имеет домашние обязанности?
. Какими индивидуальными особенностями обладает ваш ребенок..
. Кто в семье больше занимается воспитанием ребенка?
. Где и как совместно с ребенком вы проводите досуг?
. Знакомы вы с друзьями ребенка и с их родителями?
. Приходят в гости к ребенку его друзья?
. Что вызывает затруднения в воспитании?
. Какие методы в воспитании вы чаще всего используете? (уговоры, строгие требования, разъяснения, наказания, дружеские контакты, поощрения и т.д.).
Под педагогическим просвещением родителей понимается работа с информацией об особенностях развития личности своего ребенка и способах взаимодействия с ним. Главное отличие педагогического просвещения от других (медицинского, экологического) - содержание и методы. Прежде всего, это обмен психолого-педагогическим опытом [11, 6].
Н.Ф. Талызина под родительским просвещением понимает - умения, знания, способы и навыки выполнения педагогической деятельности [37,102].
Необходимо отметить, что педагогическое просвещение родителей обусловлено индивидуальностью и возрастными особенностями детей и взрослых. Отличительной чертой является и то, что в процессе принятия психологических и педагогических знаний развивается и личность родителей.
Школа, заинтересованная в родителях как в компетентных и активных партнерах, именно с помощью педагогического просвещения родителей повышает их педагогическую компетентность.
Отличие информирования от просвещения предполагает обратную связь, выявление позиций родителей в ходе возникновения и решения тех или иных вопросов - в данном случае участники (слушатели) более активны. То есть, если в информировании необходимо донести до каждого родителя (это обязанность школы), то заниматься просвещением - это право. Не в каждой школе это делается, и не всем родителям это нужно [18,170].
Обучение родителей предполагает не только передачу знаний, но и формирование умений и навыков.
Просвещение, в отличие от поддержки и консультирования, относится к коллективным методам сотрудничества с родителями. Поэтому, нужно внимательно отнестись к формированию учительского сообщества, которое участвует в просветительской деятельности. Учителя должны выработать тенденцию психолого-педагогического просвещения [18,170].
Рассмотрим основные принципы педагогического просвещения родителей [37,175].
. Гуманистический характер взаимосвязи педагога-психолога, ребёнка и родителя: все участники являются активными участниками совместной деятельности.
. Максимальный взгляд на индивидуальные особенности людей помогает организовать педагогическое просвещение по группам проблем: все вместе взятое дает возможность повысить актуальность педагогического просвещения родителей в глазах .
. Образование строится, следуя логике развития личности ребенка. Систему просвещения родителей необходимо создавать с учетом всего обучения ребенка: оно должно носить актуальный и опережающий характер.
. Принцип индивидуального продвижения детей в освоении учебного процесса. Разные родители имеют разный темперамент, характер, разную способность усваивать знания. Дифференциация взрослых обязательна, иначе взаимодействие в педагогическом просвещении родителей не будет результативным [11, 40].
. Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала. Цель педагогов заключается не в том, чтобы родители усвоили чужие знания,...