Реферат: Содержание, развитие и особенности гендерной психологии
Содержание
Введение
. Общая характеристика гендерной психологии как научного направления
. Основные понятия гендерной психологии
. История развития гендерной психологии
Заключение
Список использованной литературы
Дата добавления на сайт: 01 августа 2024
Скачать работу 'Содержание, развитие и особенности гендерной психологии':
Содержание
гендерный психология научный социальный
Введение
. Общая характеристика гендерной психологии как научного направления
. Основные понятия гендерной психологии
. История развития гендерной психологии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время проблемы психологии мужчины и женщины активно обсуждаются в обществе. Обусловлено это многими причинами современной жизни - актуальными проблемами и тенденциями развития семьи, существенными изменениями ролей женщины и мужчины в обществе, с одной стороны, с другой стороны, - привлечением внимания к личности, человеку и изучением его субъективной реальности, индивидуальности - с другой.
Социальные изменения, растущий интерес к изучению различий в возможностях мужчины и женщины требуют ответов на многие важные вопросы. Чем психологически и физиологически различаются мужчина и женщина? Кто такой настоящий мужчина и женщина? Кто такой настоящий мужчина и как им стать? Как эффективно взаимодействовать с противоположным полом? Эти вопросы, как и многие другие, требуют ответа, но с учетом специфики современного общества.
В последнее время в науке и практике наряду с понятием "пол", "половая идентичность" можно встретить такие понятия как "гендер", "гендерная идентичность", рассматриваемые в большей степени как синонимы. Однако, понятие "гендер" весьма многозначное культурологическое понятие, обозначающее целый комплекс явлений. Это и распределение ролей и функций между мужчинами и женщинами в обществе, и соотношение их социальных статусов, а также существующие в культуре представления о сущности и признаках маскулинности и фемининности.
В отечественной психологии представление о гендере личности до настоящего времени разработано слабо, отмечается противоречивость трактовок, смешение дисциплинарных границ в определении содержания и сферы применимости слова "гендер", его отличие от привычного термина "пол". Да и в современном научном языке в целом имеется значительное многообразие трактовок термина "гендер", что связано с предметными различиями научных интересов ученых. При этом в науке и практике существует устойчивый интерес к познанию особенностей общения и взаимодействия личностей разного пола, что может связываться с биологической или социальной интерпретацией обнаруживаемых феноменов.
В наибольшей мере содержание понятия "гендер" раскрывается в смежных для социальной психологии отраслях знания: социологии и социальной антропологии. Социально-психологический же смысл нового термина до сих пор остается непроясненным. Исследователи и вслед за ними обыватели зачастую пользуются этим термином в качестве "модного" определения для имеющего давнюю научную традицию понятия "пол", что делает гендер избыточным новым словом в научном лексиконе психологов. В некоторых случаях психологи заимствуют социологическую трактовку термина "гендер", что затрудняет выделение в его содержании психологических аспектов. Развитие социальной психологии в качестве самостоятельной научной дисциплины, имеющей собственный предмет и границы исследования, неизбежно приводит ученых к мысли о том, что устоявшееся за последние 20 лет разделение пола на биологическую и социальную составляющие не может не быть осмыслено в самостоятельном социально-психологическом ракурсе.
Гендерная психология является сравнительно молодой отраслью социальной психологии. При этом в последние годы тематика, связанная с социальным и культурным осмыслением человеческого пола, гендерная тематика, в системе отечественного высшего образования приобретает всё большее распространение и популярность. Во многом это связано с теми социально-психологическими изменениями, которые происходят в современном обществе. Социальные, экономические и политические перемены естественным образом приводят к изменению общественного и индивидуального сознания, проявлениями которого являются гендерная идентичность личности и система представлений о той или иной гендерной позиции (роли). Это, в свою очередь, способствует более успешной адаптации личности в обществе, что является необходимым условием эффективного функционирования общества как единой социальной системы в целом.
Все вышеизложенное определило выбор темы исследования "Гендерная психология: содержание и структура".
Степень разработанности проблемы. Отметим, что в настоящее время гендерные исследования достаточно широко проводятся во всем мире. Так, вопросами гендерной психологии занимались Э. Юнгер, Дж. Бергер, Э. Игли, Н.П. Аникеева, И.С. Клецина, Т.В. Виноградова, В.В. Семенов, О.В. Терпугова, Е.И. Шех, О.Г. Лопухова, В.И. Румянцеваи др.
Проблемы развития полоролевой идентичности и взаимоотношений полов отмечены в работах Е.Т. Соколовой, Н.С. Бурлаковой, Ф. Лэонтиу, Н.К. Радиной, О.В. Митиной, В.Ф. Петренко, М. Арутюнян.
Р. Бейлс, М. Комаровски, Т. Парсонс разработана теория полоролевой социализации; С. Джаклин, Э. Маккоби положения теории новой психологии пола; концепция дифференциации полов разработана В.А. Геодакяном; концепция половой дифференциации В.Е. Каганом; культурно-историческая концепция развития личности рассматривают гендер как социальный конструкт (Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Е. Здравомыслов, А. Темкин). Идеи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста сформулированы Т.А. Репиной, И.С. Клециной, Е.А. Конышевой, Л.В. Штылевой, Л.П. Шустовой и др.; проблемы половой идентификации детей рассматриваются в работах A.M. Прихожан, И.И. Толстых, А.Ш. Шахмановой, Т.М. Юферова.
Цель исследования: изучить особенности гендерной психологии как науки и основных аспектов ее исследования.
Объект исследования: гендерная психология как отрасль научного знания.
Предмет исследования: содержание, развитие и особенности гендерной психологии.
Задачи:
. Дать общую характеристику гендерной психологии как научного направления.
. Изучить основные понятия гендерной психологии.
. Рассмотреть историю развития гендерной психологии.
Методы исследования основаны на анализе, систематизации теоретических данных, контент-анализе научной литературы по психологии, философии, культурологии, социологии, социально-культурной деятельности, диссертаций по теме исследования, материалов периодических изданий, научных исследований отечественных и зарубежных ученых, работающих над данной темой.
Структура работы. Работа состоит из введения, разделов, заключения, списка использованной литературы, который насчитывает 37 источников. Основной текст работы изложен на 33 страницах.
1. Общая характеристика гендерной психологии как научного направления
Гендерные исследования зародились под влиянием феминистского движения второй волны (60-е годы ХХ в.), который обнаружил проблему неравенства возможностей по признаку пола при формальном юридическом равенстве полов. Борьба за социальное равенство в начале XXI века заключается, помимо прочего, в том, чтобы возможности человека как можно меньше определялись фактором пола. Когда на законодательном уровне эта проблема была решена, оказалось, что фактическое неравенство по признаку пола, однако, сохранилась во всех сферах жизни. Именно это и стало причиной появления второй волны феминистского движения.
Гендерные исследования привели к пониманию того, что проблема неравенства гораздо глубже, чем это представлялось; что оно упирается в воспроизводство неравенства возможностей. Была переосмыслена роль культуры, популярных стереотипов, предвзятости науки в формировании представлений о женском и мужском, о мужестве и женственность и их роль в создании барьеров перед женщинами и мужчинами. Гендерные исследования изучают динамику изменений мужских и женских ролей в обществе и культуре, разрабатывают перспективную стратегию достижения фактического равенства возможностей женщин и мужчин.
Гендерная психология - область психологического знания, изучающая характеристики гендерной идентичности, детерминирующие социальное поведение людей в зависимости от их половой принадлежности. Акцент в психологических исследованиях этой области знания сделан на сравнительном изучении личностных характеристик людей мужского и женского пола.
Гендерная психология - это область научного знания, которая сформировалась с опорой и на пересечении таких психологических дисциплин, как дифференциальная психология и психология развития. Основу гендерной психологии составили: раздел дифференциальной психологии - психология пола и раздел психологии развития -психосоциальное развитие личности (тот аспект, который обусловлен половой принадлежностью индивида). Данные разделы психологической науки определили основную структуру гендерной психологии, которая представлена двумя основными блоками информации: психология половых различий (основная тематика раздела психология пола) и гендерная социализация. В разделе психологии половых различий рассматривается весь спектр психологических различий представителей мужского и женского пола, это различия в когнитивной, мотивационной, эмоциональной, поведенческой и других сферах личности. При этом используется традиционный для психологии понятийный аппарат, используются те психологические понятия, при помощи которых раскрывается структура личности.
В отечественной психологии в 70-90-е годы XX века обусловленность развития личности половой принадлежностью и половой ролью исследовали А.Г. Асмолов, А.И. Белкин, Д.Н. Исаев, И.С. Кон, В.Е. Каган, И.И. Лунин, Т.И. Юферева и др. В их исследованиях различных аспектов становления личности отмечалось, что органическое развитие само по себе еще не делает человека мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле и должно для этого дополниться "психологическим полом", который "проявляется в разных особенностях социального поведения, связанных с половым диморфизмом". Однако разработка проблем психологического пола личности в отечественной психологии была представлена единичными исследованиями, не развившимися в концептуальное направление по разработке данного феномена.
В начале 90-х годов в отечественные гуманитарные науки пришел термин "гендер" как калька с англоязычного термина "gender", в связи с чем в последующие два десятилетия исследования гендерных проблем в России приобрели устойчивую популярность. В то же время введение нового термина в психологии личности привело к определенным проблемам, связанным с соотнесением уже существовавшей и новой, "гендерной", терминологии. Большинство отечественных исследователей в этой ситуации встали на позицию простой замены применяемых ранее по отношению к социальным и личностным проявлениям терминов "половое" и "полоролевое" более модным термином "гендерное".
Вместе с тем можно наблюдать попытки перенесения и переосмысления зарубежной гендерной терминологии в русле отечественных методологических подходов в психологии личности. В результате, на наш взгляд, происходит вытеснение и утрата методологически продуктивных конструктов в понимании системных механизмов личностного развития, каковым является понятие "психологический пол личности", не имеющее точного аналога в зарубежной гендерной психологии. В связи с обозначенной ситуацией представляется немаловажным проанализировать и обобщить представления о сущности, механизмах и функциях отдельных составляющих психологического пола в развитии личности, соотнести понимание психологического пола личности с зарубежными теориями гендерных конструктов личности и определить его позиции в системе современных гендерных исследований.
Классиками гендерной психологии (С. Бем, М. Киммел, К. Уест и Д. Зимерман и мн. др.) "гендер" рассматривается как одно из базовых измерений социальной структуры общества, которое вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему, отражаясь на характере развития личности. Таким образом, "gender" может трактоваться как очень широко, обозначая разделение по признаку пола и культурных символов, социальных институтов, рынка труда, идентификационных моделей личности, так и узко, подчеркивая разницу между социальным и биологическим полом личности. В этом смысле психологический пол, если его определять как характеристику "...личности и поведения человека с точки зрения маскулинности-фемининности - совокупности признаков, отличающих мужчин и женщин, филогенетически заданных свойств психики, формирующихся под влиянием социальных факторов", является одним из компонентов более широкого понятия "гендер".
Однако на наш взгляд, существенной особенностью отечественных исследований являлась тенденция рассматривать психологический пол в свете системного подхода, подразумевая при этом взаимодействие биологических и социальных влияний на его развитие. В традициях отечественной психологии пол развивающейся личности рассматривают как "...сложную многоуровневую структуру, включающую генетический пол, гонадный пол, гормональный пол, морфологический (соматический) пол, гражданский пол, пол воспитания и психологический пол". В данном комплексе компонентов, разноуровневых составляющих пола, которые формируются на разных стадиях индивидуального развития и детерминированы иерархической системой механизмов, психологический пол представляет одну из составляющих. Он сам представляет собой сложную, иерархически организованную систему компонентов, взаимосвязанную как с составляющими системы пола, так и с системной организацией личности. В этой связи А.В. Алексеева выражает мнение, что для эффективного изучения психологический пол личности как сложного качества необходимо выработать единый подход к пониманию условий его формирования, который бы учитывал всю систему факторов - как биологических, так и социальных - их взаимовлияния в многоплановом процессе становления личности.
Понимание психологического пола личности отличается от понимания гендерной личности в теории гендерной схематизации С. Бем. Его также нельзя свести напрямую к пониманию маскулинности и фемининности как двух взаимодополняющих или независимых структур личности в концепциях андрогинии.
Согласно теории гендерной схемы, "гендерная личность" формируется как результат усвоения гендерной поляризации в культуре, так называемых "гендерных линз", и, "... как только эти линзы усвоены, они предрасполагают ребенка, а позднее взрослого, формировать свою идентичность в соответствии с линзами". Гендерная личность - это результат преобразования "культурного в естественное", "ендерного в природное", которое "...происходит благодаря неосознаваемому переносу линз культуры в психику личности, в ее сознание". При том, что "...гендерная личность - это нечто большее, чем индивидуальная совокупность фемининных или маскулинных черт; это одновременно и способ воспринимать реальность, которая снова и снова воспроизводит эти черты на протяжении всего цикла существования "я" конструкции", источником ее образования выступают исключительно социальные, культурные конструкты.
В свою очередь, психологический пол понимается как система иерархически организованных элементов (образований), детерминированных в разной степени биологическими, социально-культурными и психологическими (личностными) факторами. Абстрактное выделение этих разноуровневых элементов основывается на выявленных случаях нарушений психологического пола разной этиологии и глубины. При этом четко проявляется закономерность, что специфические нарушения более высоких иерархических уровней психологического пола предполагают нормальное развитие предыдущих уровней.
Гендер - довольно сложное понятие, поскольку раскрывает многообразное содержание явления. В научной литературе оно употребляется в нескольких значениях: гендер как социально-ролевая и культурная интерпретация черт личности и модели поведения мужчины и женщины, в отличие от биологической; гендер как обретение социальности индивидами, родившихся в биологических категориях женского или мужского пола; гендер как политика равных прав и возможностей мужчин и женщин, а также деятельность по созданию механизмов по ее реализации. Во всех этих значениях гендер изучается в системе научных "гендерных исследований".
Гендерные исследования - направление научной деятельности и ее социальной организации, направленное на изучение места, роли, активности, волеизъявления и самореализации мужчин и женщин в переменных исторических условиях социального бытия определенной эпохи.
Результатом гендерных исследований стало создание современной гендерной теории, т.е. системы научных взглядов на отношения и статус женщины и мужчины, их социальную жизнь и жизненный опыт, приобретение и реализацию ими социально-ролевых характеристик и особенностей.
Понятие "гендерные исследования" часто отождествляются в научной практике с "феминистскими" или "женскими" исследованиями. Часто используется и понятие "исследование женских проблем". На самом же деле, объект гендерных исследований - не женщина, а весь спектр социальных взаимодействий между полами, основанных на межполовой стратификации социума. Центральное место в сфере гендерных исследований занимает изучение различий и сходства в социальном поведении статей. Предметом гендерного анализа являются оба пола, их отношения между собой, их взаимосвязи и взаемодетерминации с социальными системами разных уровней. Исходя из этого, гендерный подход можно использовать в изучении как женских, так и мужских моделей половой идентификации и самореализации.
В истории развития проблематики половых психологических различий выделяется ряд этапов. Например, И. Кон, ссылаясь на периодизацию Кэрол Джеклин, выделяет четыре этапа:
. Первая четверть ХХ в. Немногочисленные исследования психологических особенностей мужчин и женщин подводятся под рубрику "психология пола", причем пол часто отождествляется с сексуальностью.
. Вторая четверть ХХ в. "Психологию пола" сменила "психология половых различий", которые уже не сводились к сексуальности, а большей частью считались заданными природой.
. Третья четверть ХХ в. Этот термин меняется на более мягкий - "различия, связанные с полом". Круг изучаемых психических явлений расширился, а влияние биологического детерминизма ослабело.
. Конец ХХ в. - начало XIII в. Их стали называть "гендерными различиями", которые могут вообще не иметь биологической основы.
Сам гендерный подход при наличии смысловой вариативности понятия "гендер" может включать в себя определенные специфические особенности теоретического ракурса, что свидетельствует о дискуссионности и многоплановость гендерных исследований, приводящие к неоднозначности решений. Так, гендерно-чувствительный подход (Гирдман, 1991) концентрирует внимание на индивидуальных различиях и на различии взглядов мужчин и женщин, при определении статусного равенства между ними. Гендерно-нейтральный подход настаивает на признании равенства полов при том, что различия признаются незначительными и не допускают ценностных определений. При гендерно-стереотипизированном подходе признаются различия, но...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Развитие проблемы творческого мышления в истории зарубежной психологииКурсовая работа: Особенности психологии русской нации
Контрольная работа: Основы гендерной психологии
Реферат: Особенности концепций ментальной репрезентации в когнитивной психологии
Реферат: Развитие и характерные особенности внимания