Реферат: Соотношение понятий 'пол' и 'гендер'

Оглавление

Введение
Глава 1. Соотношение понятий «пол» и "гендер"
.1 Факторы, обусловившие возникновение разграничения понятий "Пол" и "гендер"
.2 Взаимосвязь понятий "пол" и "гендер"
Глава 2. Становление гендерной идентичности
.1 Факторы и механизмы становления гендерной идентичности
.2 Особенности становления гендерной идентичности на разных этапах онтогенетического развития
.3 Механизмы усвоения половых ролей в семье
Заключение
Список литературы

Дата добавления на сайт: 01 августа 2024


Скачать работу 'Соотношение понятий 'пол' и 'гендер'':


Оглавление
Введение
Глава 1. Соотношение понятий «пол» и "гендер"
.1 Факторы, обусловившие возникновение разграничения понятий "Пол" и "гендер"
.2 Взаимосвязь понятий "пол" и "гендер"
Глава 2. Становление гендерной идентичности
.1 Факторы и механизмы становления гендерной идентичности
.2 Особенности становления гендерной идентичности на разных этапах онтогенетического развития
.3 Механизмы усвоения половых ролей в семье
Заключение
Список литературы

Введение
В последнее время в мире происходит множество разнообразных изменений: сменяются строи, режимы, взгляды. Особую силу стало набирать постепенное смещение акцентов в сторону равенства полов. Набравшая силу в конце 19-го - начале 20-го веков волна феминизма подтолкнула демократические режимы признать избирательные права женщин. В этот период женщины получили права на получение высшего образования. Не сразу, но постепенно. Уже ни одна отрасль ,ни один вид деятельности будь то: экономика, политика, образование -не мыслятся без представительства и участия женщин.
Остро встал вопрос о свойствах и различиях индивидов как носителей своеобразной и неповторимой информации. Ее понимании и использовании во благо обществу и человечеству. Отдельно взятые особи мужского и женского пола бывают разными. Они различаются и по своим психическим свойствам, и по своему физическому облику .Отличаются и их интересы и занятия, а принятые в обществе нормативные представления о "мужественности" (маскулинности) и "женственности" (фемининности), в основной своей массе являются не чем иным, как стереотипами общественного сознания. Хоть и отражают некие реалии.
В 1930-х годы появились специальные психологические тесты для измерения маскулинности и фемининности. В след за этим "психология половых различий" пришла на смену "Психологии пола". Различия уже не сводили к сексуальности, но большей частью считали врожденными, данными природой. В конце 1970-х годов, термин «психология половых различий» сменился более мягким - различия , связанные с полом. В следствии чего менялись представления о мужских и женских качествах. Менялись способы их измерения.
Американский антрополог, Маргарет Мид, в 1931-1933 годах прошлого века выяснила, что модели поведения мужчин и женщин существенно различаются. О природной предопределенности речи не идет, а лишь о культурной детерминированности мужских и женских поведенческих стереотипов. [16, c. 416.] На основании этого возникают теории о том, что культура концептуализирует тело, а не наоборот. Вслед за тем осознается факт, что гендерная идентичность строиться и конструируется не наряду с расовой, классовой, этнической или национальной идентичностью, а он формируется внутри и через эти и другие отличия. Все это заставило исследователей усомниться, что гендерная идентичность формируется на основе исключительно сексуального различия. Нетрадиционное распределение мужских и женских ролей было выявлено и в культурах североамериканских индейцев. Это натолкнуло на вопрос и дало ответ в мире существуют общества с нетрадиционной системой гендерных ролей. Выяснилось и подтвердилось эмпирическим путем , что в конструировании гендера участвует целый ряд факторов. Взаимодействие между которыми достаточно сложно .И не всегда просто и легко объяснимо. На основании этого и появилась идея множественности гендеров. Эту идею развивает Линда Николсон в своей книге "Игра разума: от модерна к постмодерну". Выявление множественности гендеров происходило через выявление, аномалий - фактов, которые не могли быть объяснены научным сообществом. Главенствующей в это время системой знаний (парадигмой). Средствами разделяемыми ей. А раз уж мужские и женские способы самореализации и поведения предопределены природой, то почему в разные исторические эпохи, в разных социумах и культурах мужские и женские стереотипы часто не совпадают? [24. c. 15-46.]
Вопросы формирования структуры и содержания гендерной идентичности в психологии рассматривались в различных теоретических подходах: З. Фрейд, Р. Столлер, Р. Тайсон, Ф. Тайсон в психоанализе (психоаналитический подход); К.Г. Юнг и его последователи А.Г. Крейг, Дж. Уайли, О.В. Лаврова (аналитическая психология); А. Бандура (теория социального научения); Л. Колберг (когнитивное направление), С. Бем (теория половых схем) , И.С. Кон, И.С. Клецина, Е.Р. Ярская-Смирнова, (социально-психологический подход). Эссенциалистские подходы (к ним относятся первые два из нашего перечня) подразумевали, что важнейшие свойства, которые отличают мужчин от женщин, являются объективной данностью, а культура затем только оформляет и регламентирует их проявления. Остальные подходы относятся к конструктивистским. Конструктивисты считают гендерную идентичность продуктом культуры и общественных отношений. Эти отношения и их продукты навязывают индивидам соответствующие представления и стереотипы поведения.
В современном обществе происходят размывания границ между женскими и мужскими социальными ролями. Общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентации в сфере отношений между полами. В нем отмечается негативное влияние информационного фона. Который провоцирует агрессию у девочек и повышает тревожность у мальчиков. Во все времена(в нынешнее особенно остро) профессиональное самоопределение относилось к числу наиболее важных жизненных решений. Определяющее дальнейшее развитие индивида. Принятие такого решения требует личностной зрелости и социальной осведомленности человека. В современных социально-экономических условиях, на фоне сложившейся ситуации, возникает необходимость изучения гендерной идентичности индивидов. Необходимости выявления особенностей ее формирования.
Итак, цель этой работы:
Проследить динамику формирования гендерных и половых отношений в современном обществе в рамках социально-психологического знания нашего времени.
Задачи курсовой работы:
разграничить и обобщить понятия гендер и пол.
установить факторы и механизмы гендерной идентичности.
выявить особенности влияния среды и общества на становление гендерной идентичности.
исследовать влияния воспитания на становление гендерной идентичности.
Объект гендерная идентичность как социальная характеристика личности.
Предмет становление гендерной идентичности в связи с особенностями воспитания.
Методологическим основанием работы является концепция социального научения, созданная А. Бандурой и развитая в трудах отечественных и зарубежных психологов: Микляева А. В., Румянцева П. В., Чекалина А.А., Perry D. G., Bussey K.

Глава 1. Соотношение понятий «пол» и «гендер»
.1 Факторы, обусловившие возникновение разграничения понятий «пол» и «гендер»
гендер пол идентичность семья
Долгий промежуток времени половая принадлежность человека казалась однозначной и унитарной. Но в начале двадцатого века выяснилось, что пол - является сложной многоуровневой системой, части которой формируются в разное время, на разных стадиях пренатального и постнатального развития. После рождения ребенка биологические факторы половых различий дополняются социальными: на основании генитальной внешности новорожденного определяется его гражданский пол, в соответствии с которым ребенка воспитывают, и подготавливают к жизни в социуме. Все это складывается, обобщается, корректируется, дополняется и видоизменяется, накладываются на жизненный опыт ребенка и его представления о себе (Я образ), на основании чего формируется окончательная половая и сексуальная идентичность взрослого человека. Одни ее аспекты заданы биологически, а другие зависят от общества и времени в котором живет индивид, от культуры и воспитания. А различия в социальном поведении мужчин и женщин вообще не могут быть сведены только к биологическим факторам. Для того чтобы обособить эти явления назрела необходимость разграничения понятий: «пол» и «гендер». Эти слова часто употребляются как синонимы, но в действительности, между этими терминами существует различие, тонкие, но весьма существенные.
Употребление терминов "пол" и "гендер" часто зависит от времени и места, в котором эти понятия употребляются. Главная проблема заключается в том, чтобы точно разграничивать эти понятия.
Пол - это демографическая категория, подчеркивающая биологические отличия.
Гендер - это социальная и психологическая категория, отражающая природу женского и мужского.
Долгое время социальные аспекты взаимоотношений между мужчинами и женщинами описывались в таких понятиях как «половая роль», «полоролевые ожидания», «половая идентичность». Эти термины говорили, что речь идет не о природных, а о социальных отношениях, нормах и т.д. Но данное определение и высказывания с ним несет за собой ряд нежелательный и устарелых значений. Во-первых, эта терминология вольно или невольно предполагает социокультурные различия между мужчинами и женщинами. Во-вторых, «пол» и его производные ассоциируется с сексуальностью, хотя многие, даже явно биологические, процессы и отношения с ней не связаны. Во избежание нежелательных ассоциаций учеными было введено понятие гендер.
Различие между двумя терминами "sex" (биологический пол) и "gender" (социокультурный пол) ввели психолог Роберт Столлер и эндокринолог Джон Мони.
То, что понятие гендера было введено в оборот психологом, отнюдь не случайно. Отто Вейнингера в своей книге "Пол и характер", напечатанной в 1903 году, писал "главное - бисексуальность каждого человеческого существа, наличность в нём в разных пропорциях и мужских, и женских черт характера", это ставит Вейнингера в ряд виднейших исследователей человеческой природы" [13, с. 69].Непрямая зависимость мужских или женских черт характера от биологического пола уже выводила исследователей на размышления о "природе" маскулинности (мужественности) и фемининности (женственности).
Уже во времена Платона существовала легенда которая рассказывала о людях-андрогинах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и они даже замышляли посягнуть на власть богов. Прознав про это, Зевс, наказал их. Разделил их на две половинки - мужскую и женскую.
Из выше сказанного следует, андрогиния - характеристика целостной личности, совмещение эмоционально-экспрессивного женского стиля и инструментального мужского.
Наличиствовало только два различных, не совпадающих по своим природным характеристикам пола. Именно для их социально- культурного бытия базовыми мыслились природные особенности мужчин и женщин.
В сознании большинства современных людей до сих пор царит укоренившаяся установка, о том, что именно морфологический уровень, а конкретно гениталии являются основным определяющим моментом и начальной точкой отсчёта для оценки всех составляющих биологического пола. На сегодняшний день более уместным выглядит мнение сторонников социального конструктивизма, которые утверждают, что биологический пол на самом деле является социальным конструктом, в котором разные уровни сексуальной организации тела произвольно выстроены в виде некоей иерархии. В основании этой иерархии лежит функционально-морфологическая противоположность мужского и женского полового органа.
Как теперь принимается в исследованиях, данное противопоставление мужского и женского, удачно отражает иерархическую структуру общества. Общества, в котором мужчины и женщины обладают различными социальными статусами, выполняют взаимодополняющие социальные роли и направляет общество к принудительной гетеросексуальности. В дополнение ко всему, в сочетании с различными характеристиками каждого уровня сексуальной организации человека определяет множество и разнообразие конституциональных особенностей каждого человека, что заставляет с сомнением взглянуть на традиционное деление людей только на мужской и женский пол. Говорить о "природной заданности" пола в общепринятом и привычном понимании уже не приходится.
Наша цивилизация исторически и теоретически достигла такого уровня своего развития, что остро встал вопрос о необходимости гендерных изменений и гендерного анализа.

.2 Взаимосвязь понятий «пол» и «гендер»
"Пол" - одна из самых многозначных и сложных научных категорий. Описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, детородными функциями, анатомо-физиологическими характеристиками[8, с. 58] . Пол прежде всего отображает, физиологические, физические, биологические различия между мужчинами и женщинами. В общем виде «пол» обозначает совокупность взаимно контрастирующих генеративных (рождение) и связанных с ними признаков. Но у разных видов эти признаки не одинаковы и в зависимости от пола подразумевают не только репродуктивные свойства, но и весь спектр полового диморфизма, то есть расхождение физиологических, психических ,анатомических и поведенческих черт особей данного вида. При этом одни половые различия являются взаимоисключающими, контрастирующими, а другие - допускающими многочисленные индивидуальные вариации ,количественными.
Пол (sex) - системная совокупность биологических свойств, отличающих мужчину от женщины. Гендер (английское gender, от лат. gens - род)- социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной роли. Отсюда - категориальное разделение пола на ряд более мелких, раздробленных понятий: генетический пол, гормональный пол, морфологический пол, гражданский пол, и т.д.
Гормональный пол не всегда соответствует фенотипу, например, при синдроме тестикулярной феминизации. При препубертатном или пубертатном патологическом состоянии, обусловленном недостаточной секрецией андрогенов или недостаточностью гаметогенеза (гипогонадизм) ведет к недоразвитию вторичных половых признаков и половых органов, мешает нормальному формированию скелета и провоцирует развитие евнухоидных признаков проявляющихся в виде изменения скелета и голоса. Проявления гормонально обусловленной патологии развития пола могут быть самые различные. И в следствии этого. при проведении экспертизы необходимо обследование у разных специалистов. Таких как: эндокринолог, уролог или гинеколог.
Соматический (морфологический) пол - развития вторичных половых признаков и совокупность строения половых органов, характерных для представителей данного биологического пола.
Гражданский пол определяется при рождении ребенка по первичным половым признакам. Иногда случаются ошибки. Он, как правило, подтверждается паспортным полом, отражен в паспорте гражданина.
Социальный пол - статус, закрепленный в обществе, социуме, характеризующий разнообразие культурных различий, отражающий всю полноту отношений, характерную в данной местности и закрепленную на данной территории. В странах, где развито документарное подтверждение личности, социальный пол обычно совпадает с закреплённым в документах полом, то есть с паспортным полом, исключая случаи трансгендерности.
Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.
Гендер - это не природная данность, а социальный конструкт, что предполагает самосознание и самоопределение.
«Гендер» как понятие грамматической категории подразумевало то, что видимое разнообразие в поведении, личностные и поведенческие характеристики мужчин и женщин не связаны напрямую с действием биологических факторов, а также зависят и определяются спецификой социального взаимодействия.
Определение пола включает в себя только те черты, которые обусловлены полом, а гендера - те аспекты мужского и женского, причины возникновения которых еще не известны и мало изучены. Зависимость и причинно-следственная связь не всегда ярко выражена и может быть вызвана как биологическими так и социальными факторами и их комбинациями при взаимодействии.
При употреблении понятия гендер (и его производных) речь идет о социальных, культурных, психологических особенностях позиций женщин и мужчин.
"гендер" рассматривает мужчину и женщину не в "природном", "естественном" качестве, не как биологическое существо, судьба которого предопределена его физиологическими особенностями, но как человека, то есть существо социальное, со своим особым статусом, особыми социальными интересами, запросами, потребностями, стратегией социального поведения.
По образному выражению американского антрополога Кэтрин Марч, пол относится к гендеру как свет к цвету. Пол и свет - естественные физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет - исторические, культурно обусловленные категории, с помощью которых люди группируют определенные свойства, придавая им символическое значение[3].
Общепринято в обществе различить два гендера - мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо шире, например, в Таиланде принято и распознаётся пять гендеров. Сюда включен катой и два гендера лесбиянок, имеющих разную степень выраженности маскулинности и феминности. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды могло означать и выполнение соответствующих социальных функций.
На сегодняшний день принято выделять 3 типа гендерных ролей или 3 типа психологического пола личности- маскулинный, феминный, андрогинный.
Маскулинность и феминность - представляют собой нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.
Для маскулинной роли характерны характеристики активного, доминантного, инструментального поведения (самостоятельность, независимость, напористость, способность руководить, готовность рисковать, сила, агрессивность и т.д.). Для феминной роли характерна зависимость от окружающих, экспрессивные, необходимые для установления близких межличностных отношений характеристики - верность, мягкость, нежность, уступчивость, способность к эмпатии и т.д.
В понятие андрогинной (от лат. andros - мужской, gynes - женский) роли входят сочетания характеристик как феминной так и маскулинной ролей, а также способность гибкого и быстрого перехода от одной к другой роли в зависимости от того что на данный момент требует та или иная ситуация [7, c. 408 ].
Понятие биологического пола всегда считалось неизменным от природы, формирующим и определяющим социально-культурное содержание пола. Понятие гендера определялось как социально и культурно формируемое обществом, надстраиваемое вслед за биологическим полом.
Гендер формируется на базе биологического. В такой интерпретации поло-гендерной системы, с одной стороны, прослеживается тенденция снизить роль биологического, сексуального в пользу культурного, но, в тоже время, сохранить роль биологического, существование и наличие которого не только не отрицается, но предполагается.
Со временем понятие «гендера» претерпевало изменения. Новое определение гендера принадлежащее Энн Оукли. Оно относиться к раннему периоду второй...