Курсовая работа: Соотношение самооценки и локуса контроля в младшем школьном и юношеском возрастах у лиц с различной сиблинговой позицией

Исследование посвящено изучению соотношения самооценки и локуса контроля в младшем школьном и юношеском возрастах у детей и юношей с различной сиблинговой позицией. Данное исследование основано на теоретических положениях зарубежных и отечественных ученых, раскрывающих возрастные особенности младшего школьного и юношеского возрастов, а так же описывающих понятия локуса контроля, сиблинговой позиции и самооценки (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, и др.).

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Соотношение самооценки и локуса контроля в младшем школьном и юношеском возрастах у лиц с различной сиблинговой позицией':


Курсовая работа
Соотношение самооценки и локуса контроля в младшем школьном и юношеском возрастах у лиц с различной сиблинговой позицией
по учебной дисциплине "Психология развития и возрастная психология"
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования
1.1 Возрастные периоды в психологии развития и возрастной психологии. Психологические особенности младшего школьного возраста и юношеского возраста
1.2 Определение понятия "сиблинговая позиция". Характеристики основных сиблинговых позиций в теоретических исследованиях различных авторов
1.3 Теоретические представления о локусе контроля и самооценке
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения самооценки и локуса контроля в младшем школьном и юношеском возрастах у лиц с различной сиблинговой позицией
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Обсуждение результатов исследования
Выводы по задачам исследования
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Научная проблема исследования и общая характеристика работы.
Исследование посвящено изучению соотношения самооценки и локуса контроля в младшем школьном и юношеском возрастах у детей и юношей с различной сиблинговой позицией. Данное исследование основано на теоретических положениях зарубежных и отечественных ученых, раскрывающих возрастные особенности младшего школьного и юношеского возрастов, а так же описывающих понятия локуса контроля, сиблинговой позиции и самооценки (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, и др.).
Актуальность исследования.
На современном этапе развития общества, в связи с изменяющимися ценностными и моральными установками юношей и девушек, а так же в связи с трансформирующимся влиянием семьи на формирование личности детей младшего школьного возраста, одними из актуальных становятся вопросы соотношения самооценки и локуса контроля в младшем школьном и в юношеском возрастах, - у людей с различной сиблинговой позицией.
Объект исследования: лица младшего школьного и юношеского возрастов, имеющие разнообразную сиблинговую позицию.
Предмет исследования: внутриличностное соотношение самооценки и локуса контроля в младшем школьном и юношеском возрастах у лиц с разной сиблинговой позицией.
Цель исследования: изучить психическое соотношение самооценки и локуса контроля у лиц младшего школьного и юношеского возрастов, имеющих различную сиблинговую позицию.
Гипотеза исследования:
Показатели самооценки и локуса контроля в младшем школьном возрасте достоверно не отличаются от тех же показателей в юношеском возрасте в том случае, если испытуемые имеют одну и ту же сиблинговую позицию.
Задачи исследования
Теоретические задачи:
1.Раскрыть основные психологические особенности младшего школьного и юношеского возрастов, с позиций психологии развития и возрастной психологии.
2.Теоретически изучить психологическую сущность сиблинговой позиции.
.Раскрыть теоретические представления о локусе контроля и самооценке.
Эмпирические задачи:
4.Эмпирически изучить самооценку и локус контроля у детей младшего школьного возраста и у лиц юношеского возраста.
5.Выявить психическое соотношение самооценки и локуса контроля в младшем школьном и юношеском возрастах у лиц с различной сиблинговой позицией.
Методы исследования:
I. Социологический метод.
. Авторская анкета О.Ю. Яшиной "Анкета на определение сиблинговой позиции младшего школьника".
II. Психодиагностический метод.
. Психодиагностическая тестовая методика М.В. Матюхиной, С.Г. Яриковой "Методика решения воображаемых экспериментальных ситуаций".
. Психодиагностическая тестовая методика Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, модифицированная А.М. Прихожан: "Методика исследования самооценки":
) вариант для младших школьников;
) вариант для подростков и старших школьников.
сиблинговая позиция контроль самооценка
3. Психодиагностическая тестовая методика Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинда "Методика УСК".
III. Метод сравнительного системного анализа.
IV. Метод математико-статистического анализа.
V. Интерпретационный метод.
Структура курсовой работы.
Курсовое исследование состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и библиографического списка. В работе имеется три таблицы и восемь рисунков.
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования
1.1 Возрастные периоды в психологии развития и возрастной психологии. Психологические особенности младшего школьного возраста и юношеского возраста
Младший школьный возраст.
6/7 - 10/11 лет.
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни по сравнению с дошкольным возрастом: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности - учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
С физиологической точки зрения - это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте:
. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
. Отчетливо виден социальный смысл учения (в отношении маленьких школьников к отметкам).
. Мотивация достижения становится доминирующей.
. Происходит смена референтной группы, по сравнению с дошкольным возрастом.
. Происходит смена распорядка дня.
. Укрепляется новая внутренняя позиция.
8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - учебная деятельность. Её характеристики: результативность, обязательность, произвольность. В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).
В.В. Давыдов сформулировал положение о том, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Если содержание обучения - эмпирические понятия, то результатом становится формирование эмпирического мышления. Если обучение направлено на усвоение системы научных понятий, то у ребенка формируется теоретическое отношение к действительности и на его основе теоретическое мышление и основы теоретического сознания.
Центральной линией развития выступает интеллектуализация и, соответственно, формирование опосредствованности и произвольности всех психических процессов. Восприятие преобразуется в наблюдение, память реализуется как произвольное запоминание и воспроизведение с опорой на мнемотехнические средства (например, план) и становится смысловой, речь становится произвольной, построение речевых высказываний осуществляется с учетом цели и условий речевой коммуникации, внимание становится произвольным. Центральными новообразованиями являются словесно-логическое мышление, вербальное дискурсивное мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь.
В младшем школьном возрасте дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.
Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.
7-8 лет - сенситивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил к их повседневному выполнению).
Развитие личности и самосознания в младшем школьном возрасте.
Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области - в занятиях спортом, музыкой.
Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему - по фамилии. Это обеспечивает ребёнку чувство собственного достоинства, уверенность в себе.
Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, и т.п.). Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оценки самого себя.
Юношеский возраст.
/16 - 20/21.
Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (следует заметить, что эти процессы весьма вариативны). Юность - это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей - служба в армии.
С усложнением жизнедеятельности у юноши происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности. В 16 лет он получает паспорт, в 18 лет - активное избирательное право и возможность вступать в брак. Юноша становится ответственным за уголовные преступления. Многие в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, все думают о выборе профессии и т.д.
Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Основной мотив познавательной деятельности - стремление приобрести профессию.
1.2 Определение понятия "сиблинговая позиция". Характеристики основных сиблинговых позиций в теоретических исследованиях различных авторов
"Сиблинговая позиция" (от англ. sibling - брат или сестра) - стратегии поведения индивида по отношению к его братьям и/или сестрам. Этот термин обозначает также позицию ребёнка среди братьев и сестер.
Одним из первых, кто начал изучать эффекты порядка рождения, был Альфред Адлер (20-е гг. XX в.).А. Адлер рассматривал этот вопрос в рамках созданной им системы индивидуальной психологии и утверждал, что порядок рождения - это важный фактор личностного развития, определяющий личностные характеристики человека в детстве и во взрослом возрасте [1].
А. Адлер считал, что понимание индивидуальных особенностей каждого человека возможно только на основе информации о его семейной позиции, определяемой порядком рождения. Даже если два ребёнка живут в одной и той же семье и имеют одних и тех же родителей, социальная ситуация их развития различна. Семья развивается, в ходе этого развития у нее возникают новые потребности, и удовлетворение этих потребностей распределяется между детьми в зависимости от порядка их рождения, поэтому внутри семьи существует особая атмосфера вокруг каждого ребенка.
На основании клинических наблюдений и теоретических размышлений А. Адлер пришел к следующим выводам.
.Дети в одной и той же семье рождаются в разных жизненных условиях. Рождённый вторым попадает в другую психологическую ситуацию по сравнению с первенцем.
2.Представление ребенка о себе и его аттитюды зависят от порядка рождения.
.Дети могут захватывать чужие семейные позиции. Так, если первый ребенок в семье страдает слабоумием, то следующий за ним может взять на себя роль перворожденного.
.Значимые различия в возрасте между сиблингами уменьшают соперничество между ними.
.Порядок рождения - не абсолютная детерминанта, это только тенденция. Стиль родительского поведения, их отношение к детям не менее значимы для личностного развития детей.
.При разнице в возрасте между детьми более трех лет могут формироваться подгруппы, оказывающие существенное влияние на порядковые позиции [21].
А. Адлер считал, что можно выделить некоторые общие психологические особенности, которые характерны для каждой конкретной позиции ребенка в семье. Он выделил четыре типичных позиции: первенец, второй ребенок, младший ребенок, единственный ребенок и описал их характеристики [1].
Взгляды А. Адлера вызвали огромный интерес у психологов и породили целую волну исследований влияния порядка рождения на жизнь человека. Одним из последователей А. Адлера был австрийский психолог Вальтер Томан.
Первые работы В. Томана, посвященные сиблинговым отношениям, появились в конце 1950-х годов. В. Томан анализировал влияние семейных позиций сиблингов на их личностные особенности и будущую супружескую жизнь. В своей книге "Созвездие семьи: его влияние на личность и социальное поведение" он рассматривал различные семейные конфигурации с учетом порядка рождения и пола детей. Согласно В. Томану, сиблинговые позиции характеризуются количеством детей в семье, их полом, очерёдностью рождения, промежутками между рождениями. Основные сиблинговые позиции, по Томану, таковы:
) Самый старший ребёнок: старший брат братьев, старший брат сестёр, старшая из сестёр и старшая сестра братьев;
) Самый младший ребёнок: младший брат братьев, младший брат сестёр, младшая из сестёр и младшая сестра братьев;
) Средний ребёнок;
) Единственный ребёнок;
) Близнецы: двое, трое, четверо и т.д.
Если разница в возрасте составляет больше чем пять или шесть лет, каждый из детей будет приближаться по своим характеристикам к единственному ребёнку, хотя к ним будут добавляться некоторые качества той позиции, к которой он ближе всего. Например, старшая сестра брата, которая на восемь лет старше его, будет скорее единственной дочерью (каковой она и была на протяжении восьми лет), но в её поведении будут заметны и черты старшей сестры братьев.
Основной тезис В. Томана состоит в том, что сиблинги учат друг друга тому, как осуществлять тесные взаимоотношения со сверстниками. Дружба у взрослых и выбор супруга или супруги, а также родительский стиль сильно зависят от опыта, полученного сиблингом в детстве [5].
Доминирование либо подчинение также во многом усваивается в процессе взаимодействия с братьями и сёстрами в детстве. Старшие дети, как правило, являются лидерами, а младшие подчиняются им. Соответствующие установки впоследствии реализуются в супружеских и родительско-детских отношениях.
Рональд У. Ричардсон, американский семейный психотерапевт, подробно охарактеризовал выделенные В. Томаном основные сиблинговые позиции [5].
В отечественной психологии наиболее обобщенное исследование сиблинговых позиций представлено в работе Гинтараса Теодоровича Хоментаускаса "Семья глазами ребенка". Проанализировав многие случаи из своей психотерапевтической практики, Г.Т. Хоментаускас описывает развитие и причины личностных характеристик основных сиблинговых позиций.
Первый ребёнок.
А. Адлер пишет о том, что первый ребёнок получает 200% родительского внимания и является центром семьи. Г.Т. Хоментаускас говорит, что подсознательно ребёнок занимает позицию "Я счастлив только тогда, когда другие обращают внимание на меня и заботятся обо мне", которая делает его зависимым от других людей, нуждающимся во внимании. Кроме того, ребёнок появляется в семье, ещё недостаточно готовой к детям, что является причиной неуверенности, тревожности и непоследовательности родителей в воспитании ребёнка. В дальнейшем старшие дети воспринимают родителей как людей непостоянных и поэтому менее склонны раскрывать свои чувства.
Родители нередко балуют первенца и излишне его опекают. Но после рождения следующего ребенка первенец теряет все преимущества и ту власть, которой обладал с момента рождения. Для описания этого явления А. Адлер использует понятие "быть свергнутым с пьедестала".В. Томан отмечает, что когда "захват" происходит до пяти лет, это становится крайне шокирующим переживанием для старшего ребёнка. После пяти лет старший уже имеет свое место вне семьи и хорошо сформированную идентичность, поэтому меньше ущемляется пришельцем.
Первенец почти всегда болезненно переживает свое ниспровержение, говорит А. Адлер. Он может потерять чувство безопасности, испытывать беспокойство, стремление защитить себя. Стараясь сохранить свою власть разными способами, он начинает конкурировать с младшим за внимание родителей и ревновать. Особенно ревнивыми становятся те дети, которые до появления младшего ребёнка пользовались особой любовью взрослых. В результате, как считает А. Адлер, первенцы становятся жесткими и авторитарными.
Г.Т. Хоментаускас соглашается с А. Адлером. Он пишет, что при появлении в семье второго ребёнка, даже те дети, которые с нетерпением его ждали, могут почувствовать себя забытыми, отверженными, появляется зависть, что ведет к поиску новых форм поведения в семье. Первенцы могут приобщиться к миру взрослых, преодолеть эгоизм, утвердить себя в более зрелых способах общения с родителями. По этому поводу А. Адлер находит, что первые дети часто усваивают "взрослый" язык и предпочитают компании сверстников компанию взрослых.
В. Томан предполагает, что если второй ребёнок - того же пола, его воздействие на первого очень сильно. Это воздействие стимулирует один из общих стереотипов поведения старшего ребёнка: он очень старается быть хорошим, чтобы родители продолжали любить его больше, чем новорожденного. В результате старший обычно приобретает многие родительские качества: он умеет быть воспитателем, способен принимать на себя ответственность и выполнять роль лидера. Больше половины президентов США были старшими сыновьями; 21 из 23 первых американских астронавтов были старшими или единственными в семье [5].
Однако, это чувство ответственности, отмечает В. Томан, может превратить старшего ребёнка в тревожного субъекта, стремящегося к совершенству, который не смеет ошибиться. Упор на высокие достижения делает старшего ребёнка более чувствительным, более серьезным, менее склонным к играм, чем другие. Он обычно упорно трудится и добросовестен во всем, за что берется, хотя и не принимает критики.
Когда старший ребёнок достигает школьного возраста, пишет Г.Т. Хоментаускас, на него чаще начинают обращать внимание и родители, и младший. Первенец начинает реально воспринимать свое превосходство над малышом, а родители придают большое значение его достижениям, что часто становится толчком к тому, что старший ребёнок ставит пред собой социально значимые цели, стремится к достижениям.
Старшие дети, как правило, показывают превосходство во всех сферах...