Курсовая работа: Социализация личности: сущность, этапы, содержание
Проблема. Все мы после своего рождения вступили в этот мир как новый биологический организм, и нашим главным желанием при этом было лишь наличие физического комфорта. Но по мере роста и взросления мы все становились «социальными существами» с присущей человеку системой ценностей и установок, шаблонов поведения и ответственностью, ориентирами и намерениями, - на фоне своего индивидуального мировоззрения. Каждый из нас достигает этого состояния посредством процесса, который принято называть «социализацией».
Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024
Скачать работу 'Социализация личности: сущность, этапы, содержание':
Введение
Проблема. Все мы после своего рождения вступили в этот мир как новый биологический организм, и нашим главным желанием при этом было лишь наличие физического комфорта. Но по мере роста и взросления мы все становились «социальными существами» с присущей человеку системой ценностей и установок, шаблонов поведения и ответственностью, ориентирами и намерениями, - на фоне своего индивидуального мировоззрения. Каждый из нас достигает этого состояния посредством процесса, который принято называть «социализацией».
Социализация личности является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Именно этот процесс и трансформирует каждого из нас в человеческую личность. В процессе социализации каждый из нас усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который и позволяет нам играть определенные, жизненно важные социальные роли.
Тема данной работы: «Социализация личности: сущность, этапы, содержание».
Актуальность выбранной темы обусловлена непрерывным процессом усложнения социальной жизни в современном обществе, проблема социализации и интеграции нового человека в социальную систему современного общества остается всегда животрепещущей и со временем становится лишь более значительной. Данная проблема сегодня особенно нуждается в изучении и решении на фоне заметного роста девиантного поведения среди подрастающего поколения, половой распущенности, злоупотребления алкоголем и наркотиками. Это все мы видим и сталкиваемся с этим ежедневно, что обуславливает практическую значимость изучения и поиска решения данной проблемы.
Цель данного исследования - определение и характеристика процесса социализации, раскрытие его содержания и основных сторон, выявление проблем социализации и поиск путей их решения. Исходя из намеченной цели исследования, автор ставит перед собой следующие задачи:
определить понятие социализации личности;
раскрыть содержание процесса социализации;
подробно рассмотреть этапы этого процесса;
охарактеризовать сферы и закономерности социализации;
определить основные институты социализации личности и их значение;
выявить основные проблемы в процессе социализации и наметить пути их решения;
сделать выводы.
Методологической базой при написании работы будут общенаучные и специальные методы исследования, анализ и синтез, сравнение, психологическое моделирование, а также исследование научной, учебной и специальной литературы, диссертаций, научных публикации и статей, материалов Интернет-ресурсов.
1. Сущность и содержание процесса социализации личности
.1 Определение понятия «социализация»
социализация психологический личность
Социализация представляет собой социально-психологический процесс вхождения подрастающего человека в социальную систему, его включение и интеграцию в социальную среду посредством овладения им социальными нормами, установками, ценностями, отношениями. Само понятие «социализация» соответствует концепции, в соответствии с которой подросток изначально асоциален, а его социализация представляет собой некий процесс трансформации прежде асоциального индивида в социальную личность, которая оперирует общепринятыми в социуме моделями поведения, с его нормами и социальными ролями. Такой специфический взгляд на формирование социальности личности в особенности характерен, например, для психоаналитического направления психологии.
Если заглянуть в прошлое проблемы личности и ее развития, то можно выделить три основных направления - это биологическое, социологическое и биосоциальное.
Представители первого направления - биологического, определяют личность как исключительно природное существо, у которого все его поведение обусловлено влиянием свойственных ему при рождении влечений, нужд и инстинктов (согласно З. Фрейду, Э. Фрому и другим.). В процессе развития индивид принужден подчиниться общественным требованиям и вместе с тем всегда подавлять свои естественные позывы и инстинкты. Для того, чтобы завуалировать эту постоянную борьбу с самим собой, он либо как бы «надевает маску», либо делает замещение своих неудовлетворенных природных влечений и потребностей какими либо видом деятельности и различными занятиями, увлечениями, хобби.
Представители другого направления полагают, что хотя индивид и рождается как чисто биологический организм, тем не менее в течении своей жизни он мало-помалу социализируется посредством воздействия на него тех социальных групп, с которыми происходит его общение. Причем наблюдается, что чем ниже уровень развития конкретной личности, тем более резко и отчетливо у данного индивида выражаются различные биологические свойства, в первую очередь деструктивный инстинкт, а также обладания, половые и прочие.
Сторонники третьего направления - биосоциального полагают, что всевозможные психические процессы являются по своей природе чисто биологическими, но интересы, ориентированность, личностные способности складываются как явления, имеющие социальную природу. Подобное «раздвоение» личности при этом не способно объяснить ни развитие, ни поведение личности. Определение социализации как процесса формирования социальных установок и убеждений, постижения социальных норм и стереотипов, принятия общественных норм поведения и общения, особенностям стиля жизни, включения в социальные группы, - вполне оправдано. В особенности, если изначально человек рассматривается как несоциальное существо, который в процессе воспитания в обществе постепенно преодолевает свою несоциальность, являющуюся серьезным препятствием. Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности.
Современная социальная психология рассматривает человеческую личность как единое целое, где биологическая и социальная составляющая неразделимы. Различные модификации в биологической природе человека воздействуют не только на особенности его деятельности, но и на образе жизни. Тем не менее решающую роль играют те интересы, цели, мотивы, т.е. результаты социальной жизнедеятельности, которые, обусловливая полный облик личности, наделяют ее силой для преодоления своих природных изъянов и особенностей характера (запальчивость, стыдливость и т.п.), включая его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.
Одним из ключевых понятий биологии является - адаптация. Адаптация представляет собой приспособление биологического организма к условиям среды обитания. Данный термин был экстраполирован в область обществознания и стал означать процесс приспособления человека к социальной среде. Так появились понятия психической и социальной адаптации. Эти понятия означают способность личности адаптироваться к всевозможным социальным ситуациям, микро-группам и макро-группам. Так вот, посредством адаптации социализация характеризуется как процесс вхождения личности в социальную среду и процесс ее приспособления к психологическим, культурным и социологическим обстоятельствам данной среды.
Совершенно в ином свете понимается сущность социализации А. Маслоу, Г. Олпортом, К. Роджерсом и прочими представителями гуманистической психологии. Они рассматривают социализация как течение самоактуализации «Я-концепции». Под этим понимается самореализация человеком собственных задатков и творческих способностей, а также как некое преодоление негативных воздействий внешней среды, препятствующих его самоутверждению и развитию. В данном случае субъект характеризуется как самостоятельно становящаяся и развивающаяся система, как результат самовоспитания. Наряду с этим, нередко встречаются люди настолько социализированные, фактически растворенные в социуме, что оказываются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении конструктивных жизненных принципов. Определяющее значение здесь имеет тип воспитания.
Тем не менее, категория «социализация» применительно к социальному формированию личности является избыточным. Термин «социальность» не может заменить собой известных в социальной и педагогической психологии понятий воспитания и обучения. Процессы воспитания и обучения реализуются в первую очередь в семье, школе, студенческих, трудовых и прочих коллективах. При этом, социальное воспитание следует характеризовать как процесс в некоторой степени социально контролируемой социализации, помогающий человека развить свои потенции и способности, и реализовываемый в специально организованных воспитательных учреждениях.
1.2 Воспитание и формирование личности
Как уже было отмечено, воспитание отличается от социализации, протекающей в условиях стихийного взаимодействия индивида с внешней средой, характеризуется как процесс целеустремленной и контролируемой его сознанием социализации. Рассмотренные виды социализации имеют некоторые принципиальные различия на различных этапах развития индивида. Наиболее существенным различием на всех этапах возрастного развития является то, что воспитание играет роль своеобразного механизма управления процессами социализации.
Учитывая все это, воспитанию свойственны две ключевые функции: систематизация всего комплекса влияний (физических, социальных, психологических и др.) на индивида и создание необходимых условий для форсирования процессов социализации для развития личности. Согласно данным двум функциям воспитание дает возможность перебороть или смягчить отрицательные результаты социализации, придать этому процессу гуманистическую направленность, использовать научный потенциал при планировании и конструировании воспитательной стратегии и тактики.
Воспитание как инструмент форсирования и управления социализации зиждется на базе общих принципов, а именно:
принцип целостности определяет неделимость социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития индивида, направляет на самобытность, творчество, индивидуальность каждой личности и в основе своей имеет интеграцию деятельности всех социальных институтов;
принцип природной сообразности предполагает относиться к человеку как части природы и формирование для его развития надлежащею биологической, психологической и экологической среды;
принцип непрерывности гарантирует последовательность и преемственность в развитии индивида и основан на вариативности, динамичности изменений в социально-воспитательной согласно требованиям сегодняшнего дня и прогноза на будущее;
принцип культурной сообразности, призывающий к формированию такой социокультурной среды для развития индивида, где выражалось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, религии, искусства, быта и т.д.) и достижений мировой цивилизации;
принцип гуманизма, провозглашающий признание высшей ценности человека, формирование условий для его гармоничного саморазвития, для воплощения в жизнь его внутренней и внешней свободы.
Различные модели воспитания определены степенью созревания обществ, их социально-политическими ориентациями и социальной стратификацией. Вследствие этого процесс воспитание существенно различается в демократических и тоталитарных обществах. Каждая из этих систем культивирует свой личностный тип, свою система взаимодействий, степень личной свободы и ответственности. При этом в любой общественной системе воспитания ключевую роль играет воспитатель-педагог. Именно он выступает как активное начало по отношению к ребенку. Учитывая это, возникает вопрос о том, какие же задачи должна решать целевая социализация, осуществляемая воспитателем. Социализация - это понятие широкое, включающее в себя разные аспекты, в том числе и обучение, которое основано исключительно на отношениях двух сторон: педагога и ребенка, а социализация - это отношения человека и общества.
Известный эксперт в области отечественной педагогики - А.В. Мудрик предложил условное выделение трех групп основных задач, которые решаются на каждой стадии социализации: социально-культурные, естественно-культурные и социально-психологические. Согласно его мнению, спектр решаемых социально-культурных задач представляет собой нравственные, познавательные и ценностно-смысловые задачи, которые характерны для каждого возрастного периода в определенном историческом обществе. Эти задачи обусловливаются обществом в целом, географическим и ближним окружением индивида. Естественно-культурные задачи имеют отношение к достижению в определенный возрастной период обусловленного уровня физического и сексуального развития, обуславливаемого отдельными нормативными различиями в различных географических и культурных условиях (периоды полового созревания, образцы мужественности и женственности у разных народов и климатических условиях и прочее). В отличие от этих социально-психологические задачи обусловлены формированием самосознания индивида, самоопределением и самоутверждением личности, которые в различные периоды жизни человека обладают характерным содержанием и методами их достижения.
Решение перечисленных задач является необходимым условием для нормального развития личности, которые и решаются при помощи воспитания. Возможен вариант, что какие-то задачи или самые важные из них не были решены на какой-либо стадии социализации. В данном случае, это неминуемо приведет к запозданию в развитии личности, и как результат общество получит неполноценного индивида.
Итак, можно подытожить. Воспитание представляется как процесс, реализуемый как правило в детстве, и нужный для того, чтобы привить малышу правила, нормы поведения, принятые в обществе. Социализация же представляет собой долгосрочную цель педагога, она воплощаться в жизнь на протяжении всей жизни индивида, и необходима для того, чтобы человек смог приспособиться и нормально жить в обществе. Социализация и социальное воспитание являются стихийным и практически неуправляемым процессом. На индивида оказывают влияние разные группы людей, часто совсем не так, как хотелось бы педагогу. Нередко они даже не знают человека и не задаются целью оказать на него влияние. Обучение же реализуется конкретными людьми, специально подготовленными для этого и настроенными на передачу знаний и навыков.
1.3 Механизмы социализации
Механизмы социализации являются помощниками для социализации личности при взаимодействии с различными агентами и факторами. Механизмы социализации указывают на то, в результате каких процессов, действий происходит социализация человека. Имеются разные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, например, Габриель Тард рассматривал в качестве основного механизма социализации - подражание. Наш советский и российский психолог, педагог и основатель научной школы «феноменология развития и бытия личности» - Мухина В.С. выделяет в качестве механизмов социализации - идентификацию и обособление личности, а другой не менее известный отечественный психолог Петровский А.В. - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации, и интеграции в процессе развития личности. Взгляды разных авторов на то, как рассматривать данные механизмы, весьма разносторонни и зачастую сильно расходятся. Однако если их все подытожить, то тем не менее можно обозначить единые для всех психологические и социально-психологические механизмы социализации индивида.
Итак, к чисто психологическим механизмам относятся:
Идентификация - во взаимодействии с влиятельными лицами или группами индивид отождествляет их модель поведения, нормы, ценности со своей моделью. В процессе идентификации человек осуществляет, в основном подсознательно, психическое уподобление себя другому человеку. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям других людей, присвоению их ценностей и установок. С идентификацией тесно связан такой механизм, как интроекция. При интроекции качества и установки другого как бы «встраиваются» в структуру личности субъекта без специальной переработки, в неизмененном виде. Механизм интроекции - это путь построения собственной личности, а не просто приобретения знаний. Часто этот механизм действует подсознательно, но при самоанализе результаты интроекции становятся осознанными.
Интеллектуализация - проявляется ситуациях, когда индивид переживает страх и тревогу, «включается» и механизм интеллектуализации. Интенсивная интеллектуализация наблюдается в периоды подросткового и юношеского развития, когда возникают сильные сексуальные желания и сопровождающие их эмоции. Вместо того, чтобы предпринять какие-либо конкретные действия по разрешению конфликта индивид начинает абстрактно рассуждать о ней. Данный механизм обычно включается в тех случаях, когда человек сталкивается с жизненно важными проблемами. Чересчур интеллектуализирующий человек утрачивает полноценную эмоциональную жизнь, и видятся окружающим холодными и равнодушными.
Импринтинг - фиксация индивидом на уровне подсознания и рецепторов образов, объектов, ощущений, имеющих для него жизненную важность. Зачастую такая фиксация случается еще в младенчестве, но не обязательно, импринтинг возможен и в более позднем возрасте. Образование чрезвычайно устойчивых следов в психике после однократного переживания. Представляет собой форму очень быстрого и стойкого научения человека в некоторых ситуациях связанных с выраженным нервно-эмоциональным напряжением. Границы личного «Я» в импринтинге размыты, т.е. важны не только личностные проявления, но и система отношений со Значимыми Другими, втянутыми в ситуацию. Данный механизм может быть и благоприятным и неблагоприятным для социализации личности. Все зависит от характера реакции на возникающие характерные обстоятельства.
Подражание - имитирование стиля, поведения, манер на примере субъектов из реальной жизни или тем, которые предлагают телевидение, интернет и прочее, воспроизведение индивидами и социальными группами воспринимаемого ими поведения других индивидов и групп. Ещё Аристотель приписывал этому механизму важнейшую роль в формировании человека. За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.
Рефлексия - когда внутри индивида ведется некий диалог, где он что-то анализирует, отрицает или соглашается. Подобное общение может проводиться человеком с другими людьми, реально существующими или вымышленными, или же с разными его «Я». Это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
Сублимация - механизм, впервые изученный З. Фрейдом, подразумевающий перевод...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Концепция развития личности: сущность и спецификаКурсовая работа: Возрастные кризисы: психологическая сущность, структура и содержание
Реферат: Социализация личности. Социальный конфликт. Возрастная структура общества
Реферат: Концепции развития личности сущность и специфика
Реферат: Характер: понятие, типология, этапы формирования характера личности