Курсовая работа: Социализация подростка

Очень важную роль в жизни любого человека, играет процесс развития в подростковом возрасте. Именно на этом этапе у человека формируются основные личностные качества, принципы нравственности, систематизируется поведение в социуме.

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Социализация подростка':


Содержание
Введение
Глава 1. Особенности подросткового возраста
.1 Младший подростковый возраст
.2 Старший подростковый возраст
Глава 2. Социализация подростка
.1 Что такое социализация
.2 Особенности социализации современного подростка
Заключение
Список литературы
Введение
Очень важную роль в жизни любого человека, играет процесс развития в подростковом возрасте. Именно на этом этапе у человека формируются основные личностные качества, принципы нравственности, систематизируется поведение в социуме.
Процесс, при котором человек включается в систему отношений в среде, в которой он живет, сложный, неоднозначный и часто противоречивый, и главное - очень индивидуален.
Люди, которые становятся членами коллектива, как микросреды, имеют разное состояние здоровья, черты характера, внешность, знания и умения, обладают разной степенью общительность и другими качествами и чертами. Поэтому они по-разному вступают в коллектив, вызывают разную реакцию товарищей и оказывают обратное влияние.
То, на каком месте в системе окажется личность, наиболее зависит от индивидуального социального опыта.
Своеобразные, различные подходы к личности и роли в обществе ведут к формированию индивидуальной социализации.
Опыт определяет характер личности, линию поведения и систему ценностных ориентаций. Опыт может или соответствовать, или не соответствовать сложившимся в коллективе суждениям, традициям поведения и ценностям.
Когда налицо совпадение, то личность намного легче включается в систему уже сложившихся коллективных отношений. Когда человек имеет другой опыт (меньший, больший, уже), то установить взаимоотношения с коллективом ему немного труднее.
Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми.
Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.
Цель данной работы - рассмотреть процесс психологического развития подростков.
Задачи работы:
изучить психолого-педагогическое развитие подросткового периода.
показать процесс психологического становления подростков;
описать процесс вхождение в социализацию подростков.
Предметом рассмотрения является исследование подростков как объекта и субъекта социальных отношений.
Как объект социальных отношений подросток характеризуется с помощью таких понятий:
ролевая идентификация - осознание подростком социальных норм, функций, моделей поведения, соответствующих определенным социальным ролям;
социальная идентификация - осознание подростком своей принадлежности к определенной социальной общности;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Особенности подросткового возраста
.1 Младший подростковый возраст
Из психологического словаря замечаем: «Подростковый возраст - ступень онтогенетического формирования между детством и взрослостью (с 11-12 вплоть до 16-17 лет), что характеризуется качественными переменами, соединенными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Переход к подростковому возрасту характеризуется фундаментальными изменениями обстоятельств, воздействующих на личностное формирование ребенка.
Они затрагивают физиологию организма, взаимоотношения, складывающихся у школьников с взрослыми людьми и ровесниками, степени формирования познавательных процессов, интеллекта и возможностей.
Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду ровесников и взрослых.
Время подросткового возраста - это самый ответственный этап, потому как тут формируются основные принципы нравственности, создаются общественные конструкции, взаимоотношения к себе, к людям, к сообществу. Помимо этого, в этом возрасте стабилизируются черты характера и основополагающие формы межличностного поведения.
Главные направления потребностей данного возрастного этапа, сопряженные с интенсивным рвением к личному самосовершенствованию,- это самопознание, самовыражение и утверждение.
В начале подросткового возраста у ребенка возникает и увеличивается потребность быть похожим в старших детей и взрослых. Приобрести свойства взрослости стремятся все без исключения дети.
Видя проявления данных потребностей у старших людей, подросток часто слепо копирует им.
В подростковом возрасте не прекращается процесс развития и формирования самосознания ребенка.
В отличие от прошлых возрастных этапов он, таким образом, как и подражание, изменяет собственную ориентацию и становится направленным на сознание человеком собственных личных особенностей.
Развитие самосознания в подростковом возрасте характеризуется особым интересом ребенка к своим минусам.
Необходимый образ «Я» у школьников, как правило, формируется из оцениваемых ими качеств других людей.
Многие мальчики и девочки в подростковом возрасте сами стремятся к потребностям в овладении разными профессиональными умениями, к тому же профессионально ориентированное увлеченность ребят этого возраста может приобрести направленность настоящего увлечения, когда все прочее для ребенка уходит в 2-ой план и любимому процессу он отдает все свое незанятое время.
В подростковом возрасте исключительно высокого значения формирования достигают все без исключения познавательные процессы: механическая память, образуя вместе с довольно развитым мышлением предпосылки с целью дальнейшего формирования и улучшения логической памяти.
Культурной, всевозможной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным в абсолютно всех его главных типах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом.
У подростков они работают сейчас в основе сформировавшейся внутренней речи. Делается вероятным научение подростка самым разным типам практической и интеллектуальной (умственной) работы, к тому же с применением большого количества приемов и средств изучения.
Отрочество, как порой именуют подростковый возраст - это время развития настоящей индивидуальности, самодостаточности в учении и в труде. Дети замечают веру в способность предопределять и регулировать личное поведение, собственные мысли и чувства.
Подростковый возраст - это время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я».
Таким образом, можно выделить следующие общие характерные черты подросткового возраста:
. Подражание взрослым.
. Подчеркнутая независимость
. Развитие познавательных процессов.
. Противоречивое поведение.
. Повышенная агрессивность
Также можно выделить и гендерные отличия:
. В среднем, психологическое и физиологическое развитие девочек проходит быстрее, чем у мальчиков.
. Для девочек в подростковом возрасте существует потребность обращать внимание на внешние атрибуты взрослой жизни, мальчики уделяют внимание внутреннему и физическому совершенствованию.
. Девочки подростки более свободно общаются с мальчиками, чем юноши с девушками.
. В центре потребностей девочек стоит человек - взаимоотношения между людьми, окружающие предметы. Внимание мальчиков привлекают отдаленные предметы и явления
. У мальчиков наблюдаются перепады настроения, связанные с потерей уверенности в себе чаще, чем у девочек.
Можно сказать, что мальчики в подростковом возрасте направлены на реализацию потребностей в познание себя, приобретение «взрослых» знаний, желание стать настоящим мужчиной.
Эти факторы способствуют активному вовлечению в компьютерные игры. Девочек в подростковом возрасте больше всего интересует общение (как с подругами, так и с мальчиками), поэтому они являются активными пользователями социальных сетей, а увлечение компьютерными играми не носит систематический характер.
1.2 Старший подростковый возраст
Старший подростковый возраст ставит свои задачи перед формирующейся личностью подростка. Данный возраст - время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются в младшем подростковом возрасте.
В возрасте 14-17 лет подростковый опыт уже недостаточен для взаимодействия с окружающим миром, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности старших подростков: повышенная, по сравнению с другими возрастами, значимость тесных эмоциональных контактов и интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу.
Подросток активно ищет друзей, единомышленников, посвящает много времени доверительному и эмоциональному общению, в котором склонен к крайностям и быстрой смене симпатий.
Например, как отмечают психологи, «сегодня он клянется, что Дима из соседнего двора - его друг на всю жизнь и понимает его, как никто другой , а завтра Дима объявлен врагом номер один, предателем и подлым лицемером.
При этом причиной конфликта вполне может служить негативное высказывание Димы в адрес любимой музыкальной группы своего вчерашнего закадычного друга».
Конфликты, разрывы и примирения, частая смена настроений и так называемое полярное (черно- белое) мышление очень характерны для старших подростков.
«Я - не такой, как вы!» - заявляет старшеклассник дома, противопоставляя себя миру взрослых в целом и родителям в частности. Психологи называют этот возраст порой «крестовых походов».
Подросток верит, что он - лучше, он не совершит тех ошибок, которые сплошь и рядом совершают взрослые, он может сделать мир лучше, потому что он честнее, искреннее, а зачастую и мудрее окружающих его взрослых людей. Подросток всем своим поведением как бы заявляет, что все знает лучше взрослых, и отныне будет жить «своей головой», а значит, в воспитательных мероприятиях он не нуждается.
Таково его мироощущение, и именно поэтому любое замечание, любой совет воспринимаются в штыки, не говоря уже о нотациях и нравоучениях. Такая позиция подростка, в свою очередь, приводит к попыткам усилить контроль со стороны его родителей, что вызывает новую бурю протеста и получается замкнутый круг.
А ведь понимание проблем подростка и способность к диалогу особенно важны на этом этапе, потому что старший подростковый возраст является сенситивным (особо чувствительным) для формирования нравственных убеждений, ценностных категорий и отношения к миру в целом.
Л.С. Выготский считает, что центральным и специфическим новообразованием является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости). Внешняя сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Подросток требует, чтобы к нему относились «как к равному».
Конфликт несовпадения внешних условий и внутреннего самоощущения подростка приводит к непониманию и охлаждению отношений.
Родителям не всегда понятно, что это вдруг случилось с их ребенком, таким покладистым и бесконфликтным. Ведь с внешней стороны ситуации ничего не изменилось: ребенок учится в той же школе, живет в той же семье, никто его не обижал, и не было никакой непереносимой психологической травмы. Однако он требует иного к себе отношения, становится агрессивным, а заботу воспринимает как контроль и ограничение свободы. Отношения в семье внешне не изменились - по-прежнему к подростку относятся как к «маленькому», многое он не делает сам, многое - не разрешают родители.
Да, подросток по-прежнему не самостоятелен, родители зарабатывают деньги, кормят, одевают, принимают важные решения - до реальной взрослости подростку еще далеко.
Но «чувство взрослости», буквально, не дает ему покоя, он - другой, он - новый, он - взрослый!
Здесь процитируем слова одного подростка из его разговора с психологом относительно проблем с родителями. «Их проблема в том», - пояснил психологу мальчик, - «что они меня раньше знали».
В этих словах заключен весь комплекс подростковых проблем. «Они», эта взрослая оппозиция, знали когда-то другого мальчика, маленького и послушного, а сейчас перед ними совершенно другой человек, хотя зовут его так же и он очень похож на того, прежнего.
Вот поэтому, по мнению мальчика, родители и путаются, продолжая по привычке относиться к нему - новому как к тому «послушному сыночку».
Это «чувство взрослости» является новообразованием самосознания - стержневой особенностью личности, её структурным центром, поскольку выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к другим людям и к миру.
Оно определяет особое направление и содержание его активности, систему его новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций.
Глава 2. Социализация подростка
.1 Что такое социализация
Понятие «социализация», ориентированное на такие фундаментальные категории, как «общество» и «индивид», непосредственно связано с рядом проблем как практического, так и общетеоретического характера, что обусловливает внимание к нему не только в рамках педагогики, но и других наук, прежде всего в философии и психологии. Остановимся на философских и психологических основаниях построения теории социализации, что необходимо для осмысления ее педагогических аспектов.
Философия, исследуя противоречивое единство индивида и общества, решая вопросы возможного преобразования социальной среды и личности, характеризует формы социальности личности, их конкретные исторические воплощения, рассматривая процессы воспитания в качестве возможного агента социализации. Однако, обращаясь к данной проблеме, представители различных направлений, в качестве определяющих, выделяют различные понятия.
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.
На развитие личности человека оказывает влияние природно-географический социум, макросоциум - общество, в совокупности всех его проявлений, микро - социум - ближайшее окружение человека. Абстрактной среды не бывает.
Есть государство, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, что человек достигает более высокого уровня развития, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.
Огромное влияние на развитие человека в детстве оказывает домашний социум.
К внешним факторам относятся прежде всего окружающий человека естественный и социальный социум, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности (воспитание); к внутренним - биологические, наследственные факторы. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его из биологического индивида в социальное существо- личность.
Человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность, это содействует приобретению им особого социального опыта.
Для нормального развития ребенка с самого его рождения, огромное значение имеет общение.
Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира.
Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.
Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. Таким свойствам и качествам можно отнести речь, сознание, социальные функции (родителей, учителей, управленцев), позиции личности (отношение к материальным и духовным ценностям, к обществу, к людям, к себе, к обязанностям и степени их осознания), нравственный облик личности, ее социальные установки. Качества личности формируются в конкретных видах деятельности, в складывающихся отношениях с окружающим миром и людьми, в мышлении и сознании, в познавательных процессах.
Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.
На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальные и наследственные задатки.
Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.
Социум имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности.
Социальное и биологическое в человеке - не две параллельные независимые друг от друга составляющие.
Развитие социального поведения ребенка раннего возраста осуществляется не только с помощью целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происходит на основе наблюдения ребенка за поведением взрослых людей и более старших детей. В связи с этим важная роль принадлежит окружающим условиям.
Для формирования личностных качеств ребенка значима та семейная атмосфера, в которой живет ребенок: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию или разную, проявляют ли они к нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и предупредительность, носят ли в семье теплый, дружественный характер или в них преобладают официальность холодность и т.п.
Замечено, что в тех семьях, где родители, не проявляя достаточного тепла к ребенку, часто подменяют его навязчивым контролированием, назидательностью и морализаторством, допускают оскорбления и унижения, высмеивание и физические наказания за промахи и неудачи, дети вырастают неуверенными в себе, малоинициативными, с заниженной самооценкой и притязаниями.
.2 Особенности социализации современного подростка
Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет
В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них - наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, за частую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.
Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость - с другой, порождают особое явление, которое называется молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными чертами, явлениями-символами:...

Похожие материалы:

Реферат: Влияние музыки Э. Грига на психо-эмоциональное развитие личности подростка

Курсовая работа: Самооценка подростка и его самокритичность

Реферат: Влияние алкоголя на организм подростка

Эссе: Социализация студентов в период обучения в вузе

Дипломная работа: Интернет литература и ее место в чтении современного подростка