Реферат: Социальная роль как функциональная единица группы
Оглавление
Введение
1. Современные подходы в отечественной и зарубежной психологии к проблеме роли и ролевого поведения в социальной группе
2. Социальная роль как функциональная единица группы
2.1 Общее описание и классификация ролей в контексте понятия социальной группы
2.2 Характеристика социальной роли как функциональной единицы группы
.3 Концепция социального характера Э. Фромма как альтернатива выделения ролей в формате функциональных единиц социальных групп
3. Исследование социальных ролей с помощью качественных методов: общая характеристика и концептуальные особенности
Заключение
Список использованных источников
Дата добавления на сайт: 02 августа 2024
Скачать работу 'Социальная роль как функциональная единица группы':
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Забайкальский государственный университет
Факультет заочного образования
Кафедра электроэнергетики и электротехники
Реферат
По дисциплине: Социальная психология
на тему:
Социальная роль как функциональная единица группы
Выполнил: Шестаков А.С.
студент группы ЭЛСбз-12
Оглавление
Введение
1.Современные подходы в отечественной и зарубежной психологии к проблеме роли и ролевого поведения в социальной группе
2.Социальная роль как функциональная единица группы
2.1 Общее описание и классификация ролей в контексте понятия социальной группы
2.2 Характеристика социальной роли как функциональной единицы группы
.3 Концепция социального характера Э. Фромма как альтернатива выделения ролей в формате функциональных единиц социальных групп
3. Исследование социальных ролей с помощью качественных методов: общая характеристика и концептуальные особенности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Социальная группа на сегодняшний день является важной и актуальной средой для изучения. Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы, а именно структура группы. Так состав группы может быть описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. В связи с многообразием реальных групп можно предположить, что не существует единой вариации описания состава группы.
Обратим внимание, что отношения в группах описываются при помощи понятий «роль» и «статус» - это ее важнейшие характеристики. Актуальность нашей темы обуславливается тем, что социальная роль, применяемая главным образом, к тому, как ведет себя человек, то есть к его поведению в группе, выступает неким важным социально-психологическим феноменом, который запускает механизм движения и поддерживает динамику ролевого поведения человека в частности и группы в целом.
Кроме того, социальная роль является единицей анализа поведения в рамках того или иного взаимодействия в группе.
Следовательно, цель нашей работы - проанализировать и описать феноменологию социальной роли, а также более подробно рассмотреть социальную роль именно как функциональную единицу группы.
1. Современные подходы в отечественной и зарубежной психологии к проблеме роли и ролевого поведения в социальной группе
В системе социально-психологических теорий группы важное место принадлежит теории ролей. В настоящее время эта теория находится наряду с основными концепциями социальной психологии.
Теоретическую основу для создания ролевой концепции составили труды Э. Дюркгейма по вопросам разделения труда, У. Джемса по проблеме возникновения самосознания в процессе естественного взаимодействия людей, М. Болдуина с выделением идей о диалоге, Дж. Дьюи, В. Вуда о формировании системы «Я», а также первые работы Ж.Пиаже по проблеме системы правил и вопросов поведения. [1]
Основополагающие идеи теории ролей создаются в 30-е годы XX века в трудах Дж. Мида, Т. Сарбин, Я. Морено и Р. Линтона., Э. Гоффмана, Т. Ньюкома, Т. Парсонса, С. Сарджент, Р. Ромметвейта, Н. Гросса, и пр. Уже в 60-х годах этого же века данные идеи отображаются обще в работе «Ролевая теория концепции и исследования», редакция Р. Бидла и Е. Томаса. [1] Значение ролевой теории переоценено как инновационное пространство исследований с наличием объяснительных пробелов и спорных точек соприкосновения.
В базе научных работ отечественных имеют ценность следующие труды: И.С. Кона, А.Л. Гройсмана, С.И. Ериной, М.Г. Ярошевского и его научной команды, В.А. Якунина. [1, 2, 7]
Главные тезисы теории ролей сведены к нижеследующему.
Социологически сориентированные ученые отмечают предписывающий характер роли как компонента социального строения. В данном контексте раскрывается подчиненность роли и ролевого поведения системе ожиданий и одобрений социальной среды, обозначая при этом социальную важность этим феноменам. К примеру, Р. Линтон в своих исследованиях сделал вывод о том, что любая личность в обществе имеет множественную систему статусов, каждый из которых имеет во взаимосвязи с ними роль - динамический аспект статуса. В контексте данного понятии выделено два аспекта: статический - ожидания других, которые предоставляют права и требуют реализации обязанностей (речь идет о статусе), и динамический - поведение, соответствующее статусу, который занимается, реализации собственных прав и обязанностей, производных из этого статуса (ролевое поведение). Р. Линтон определил понятие роли как «сумму общих культурных образцов, ассоциируемых с частным статусом», также полагал, что она слагается из «аттитъюдов и ценностей, предписанных обществом для каждой личности, занимающей данный статус». [1,5,7]
С взглядами Р. Линтона были солидарны такие ученые как Ф. Знанецкий и Т. Ньюком. [1]
Ф. Знанецкий трактовал социальную роль как модели в культуре, характеризующиеся фундаментальностью, универсальностью, неотражаемостью в мышлении. Ученый утверждал, что соответственно таким культурным моделям организован каждый из видов долговременных взаимосвязей в отношениях «индивид - социальное окружение». Т. Ньюком утверждал, что роль состоит из узкого комплекта вариантов поведения, которые связаны между собой общностью понимания функций принципов.
Дж. Беннетт и М. Тьюмин, формулируя свои убеждения, установили роль как то, «что общество ожидает от индивида, занимающего данный статус». Такова же позиция И.С. Кона, поясняющего роль как «функцию, нормативно одобренный образ жизни, ожидаемый от каждого, занимающего определенную роль в социальном пространстве». [1, 2, 5, 7]
Таким образом, существует целая системообразующая база концепций и идей, как отечественных, так и зарубежных исследователей, по поводу проблемы роли и ролевого поведения. Современные подходы существующих исследований в вопросах роли и ролевого поведения в социальной группе несут в себе переосмысленные парадигмы основных идей с инновационными взглядами на существующий научный контекст.
2. Социальная роль как функциональная единица группы
2.1 Общее описание и классификация ролей в контексте понятия социальной группы
В психологической науке понятие социальной роли по своей сути отражает совокупность требований, которые общество предъявляет индивиду.
Рассмотрим для начала сущность понятия «роль». Термин «роль» происходит из раннего французского театра, в котором ролью обозначали рулон бумаги, который вмещал партию актера. Социальная психология, как правило, относит это понимание к какой-либо модели поведения, вмещающей отдельные права, обязательства и обязанности, ожидаемые от личности, которым ее учат и поощряют реализовывать в конкретной социальной обстановке. Роли имеют всяческие и всесторонние проявления. Они - кратковременны (статус победителя в игре), неопределенны временной конкретикой (статус ребенка, родителя, супруга), фактически постоянны (статус мужчины, женщины, чернокожего). Это понятие использовано отдельными особыми способами, употребление которых своеобразно в пересечении со значением понятия роль (понятия статуса, стереотипа). [3]
Исполнение роли - фактическое поведение лица, обладающего определенным статусом. Здесь актуально расхождение между предполагаемой нормой идеальных характеристик поступков и реальными действиями людей. Кроме того, по-разному реализуются права и обязанности, которые ассоциируются с их ролями.
Ролевой комплект. Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой комплект.
Роли осуществляют функцию норм, которые определяют обязанности - взаимные требования индивидов. Можно сказать, что права одной роли являют обязанности иной.
Ролевой конфликт появляется в случаях, когда люди сталкиваются с двойственными требованиями, обусловленными синхронным владением двумя или более статусами.
Ролевая напряженность означает ситуацию, в которой первая роль выставляет индивиду двойственные запросы, вследствие чего человеку стает тяжело осуществлять эту роль. Похожие трудности встречаются руководителям, врачам, родителям. Отчетливо выраженных или допустимых ответов на дилеммы, которые обусловлены данными противоречиями в ожиданиях, существует достаточно мало.
Теперь перейдем непосредственно к определению дефиниции понятия «социальная роль». Словарь психологических терминов трактует понятие социальной роли как «совокупность нормативно одобряемых форм поведения, которые ожидаются от человека, занимающего определенную позицию в системе общественных или межличностных отношений. В характеристику роли входят также цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему в обществе определенное положение (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т.п.)». [3]
Еще одно словарное определение трактует социальную роль - социально как поведение индивида, структурировано - нормой. Человек при этом занимает установленное групповое положение (организация, общество). Роли это также права и обязанности. Роль определяется как форма поведения, которая ожидается от индивида в различных обстановках в связи с его принадлежностью к группам и позициям в социуме. Роли также могут предписываться, осваиваться, исполняться, нарушаться, приниматься, отвергаться. Ролевые типы по принципам: гендера, возраста, семьи, службы, профессиональной среды, игровой сферы и т.п. Часто роли различных субъектов отличаются тесной взаимосвязью, а также скоординированностью (примером служат парные тандемы взаимодействий: отца-сына, учителя-ученика, продавца-покупателя, врача-пациента, священника-прихожанина); эти роли называются реципрокными». [3,7]
Понятие роли вмещает в себя конкретное содержание в изучениях этнографии (обычаи, обряды), эргономики, социологии, социологии и психологии, т.п. Однако в разнообразных областях жизни общества и деятельностных сферах, роли, как правило, эксплицитно сформулированы в инструкциях к должности, правилах использования чего-либо (например, заповеди религии) [9, С. 429]
Одна из первых попыток классификации ролей принадлежит классику психологической науки Т. Парсонсу. Он считал, что всякая роль подлежит описанию системой пяти стержневых характеристик:
эмоциональной (одни роли требуют эмоциональной сдержанности, иные - раскованности);
способом получения (одни роли предписываются, другие завоевываются);
масштабом (часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта);
формализацией (действие в строго установленных правилах либо спонтанное);
мотивацией (на личную прибыль, общее благо и т. д.).
Каждая роль характеризуется отдельным набором этих пяти свойств.
Существует деление на две основные группы направленности ролей, с целью создания адекватно работающей социальной группы:
целевые роли (позволяют отбирать групповые задачи и выполнять их);
поддерживающие роли (подразумевают поведение, способствующее поддержанию и активизации жизни и деятельности группы).
М. Мескон классифицирует следующие категории целевых и поддерживающих ролей:
Целевые роли:
Инициирование деятельности. Предложение решений, новых идей, новых постановок проблем, новых подходов к их решению или новую организацию материала.
Поиск информации. Поиск разъяснений выставленного предложения, дополнительной информации или фактов
Сбор мнений. Просьба, адресованная участникам группы, о выражении своего отношения к обговариваемым вопросам, прояснении своих ценностей или идей.
Предоставление информации. Предоставлять группе факты или обобщения, применять свой личный опыт в решении проблем группы или для иллюстрации каких-либо тезисов.
Высказывание мнений. Высказывать мнения или убеждения, относящихся к тому или иному событию, необходимо с его оценкой.
Проработка. Истолковывать, приводить примеры, формировать мысль, стараться предсказывать дальнейшую участь предложения, если оно будет принято.
Координирование. Пояснять идейные взаимосвязи, стремиться суммировать предложения, стараться интегрировать деятельность всех подгрупп или участников группы.
Обобщение. Вторично перечислять предложения после окончания дискуссии.
Поддерживающие роли:
Поощрение. Быть дружелюбным, душевным, отзывчивым по отношению к другим.
Обеспечение участия. Стремиться создать обстановку, в которой каждый участник группы имеет возможность внести предложение.
Установление критериев. Определять критерии, которыми должна руководствоваться группа, выбирая содержательные или процедурные моменты, или оценивая решение группы. Напоминать группе о надобности сторониться решений, нескоординированных с групповыми критериями.
Исполнительность. Следовать решениям группы, осмысленно относясь к идеям других участников, создающих аудиторию во время групповых дебатов.
Выражение чувств группы. Задача состоит в обобщении того, что формируется как ощущение группы. Описывать реакцию членов группы на идеи и варианты решения проблем.
У Р. Шиндлера мы видим следующее описание групповых ролей:
Альфа - лидер, который побуждает группу к действиям, составляет программу, направляет, придает ей уверенности и решительности;
Бета - эксперт, имеющий специальные знания, навыки или способности, которые группе всегда необходимы или которые она высоко оценивает. Эксперт анализирует, разбирает ситуацию с разных сторон. Его поведение отличается рациональностью, самокритичностью, нейтральностью и безучастностью.
Гамма - преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся участники группы, которые стремятся сохранить собственную анонимность. Большинство из них отождествляется с альфой.
Омега - самый отстающий участник группы ввиду неспособности, некого отличия от остальных членов или страха.
Пси - антагонист, оппозиционер, активно противодействующий лидеру.
Исследования М. Белбина указывают на то, что для создания реально эффективной группы необходимо наличие восьми ролей, таких как:
Председатель. Это человек, осуществляющий руководство командой и координирующий ее действия. У председатель может отсутствовать творческий потенциал и одаренность. Его главные черты - дисциплинированность, целеустремленность, уравновешенность. Это тот, кто умеет хорошо слушать и говорить, его суждения о людях и вещах отличаются особой правильностью, не лишен понимания потребностей других людей.
Организатор. Это инициативные, легковозбудимые, мобильные и наиболее влиятельные люди в группе. В отсутствие председателя они обычно берут на себя его роль, хотя и не являются идеальными претендентами для этого. Их сила заключается в стремлении и страстном желании достичь цели. При этом они могут обладать сверхчувствительностью, раздражительностью и отсутствием терпения. Главный отрезок территории ответственности в группе - побуждение других участников группы к действиям.
«Мозговой центр» - генератор идей. Данный тип отличается устремлением в себя, но в интеллектуальном плане имеют значительное влияние на иных участников. Это живой источник своеобразных идей и предложений, с уникальной силой воображения. Невнимательны к деталям, отмечается обидчивость на критику, молчаливость, сдержанность.
Контролер-критик. Умны, обладают аналитическим складом ума. Склонны к скрупулезности в анализе идеи и обладают способностью увидеть слабые места в аргументах. Не отличаются общительностью, скрытны касаемо информации, держатся в стороне от команды. Цель вхождения в группе - процесс проверки качества.
Исследователь резерва новых служащих. Такие люди являются популярными членами команды, экстраверты, общительны и рискованны. Они приносят в группу новые контакты, идеи, усовершенствования.
Трудоголик - является практическим организатором всей деятельности компании. Он превращает идеи в выполнимые задания.
Координатор команды. Сплачивают всю команду, поддерживают других, отменные слушатели, сходство с неким инструментом гармонизации атмосферы. Не стремятся к соперничеству. Данный тип людей - люди, которых не замечаешь, когда они есть, и которых не хватает, когда их нет рядом.
Детерминатор-завершитель. Без него маловероятно завершение работы в срок. Они проверяют детали, заботятся о графиках, досаждают другим необходимостью что-то безотлагательно сделать. Их упорная систематическая работа очень важна, но не всегда популярна.
Важно отметить, что чрезмерное количество сотрудников в одной роли говорит о нарушении баланса, а когда численность ролей слишком мала, не будут выполняться задания. В маленькой команде, следовательно, одному человеку придется выполнять более одной роли. Полный комплект ролей важен, когда происходят быстрые изменения в трудовых ресурсах, технологии, продукции или на рынке. Более стабильные группы могут обойтись и без полного набора ролей.
После общего определения понятия роли и ее статуса в социальной структуре, а также рассмотрения существующих классификаций социальных ролей целесообразно проанализировать социальную роль как функциональную единицу группы.
2.2 Характеристика социальной роли как функциональной единицы группы
Очевидно, что любая группа состоит из отдельных индивидов. Однако трудно найти такую группу, которая бы полностью вовлекала человека в свою орбиту. Мы как бы «путешествуем» из одной группы в другую, задерживаясь в одних из них надолго и быстро меняя другие. Например, проснувшись утром, вы сначала действуете как участник своей семейной группы, потом, по дороге на работу, вступаете в общность пассажиров муниципального транспорта, а ваш супруг обычно становится участником группы раздраженных автомобилистов, попавших в пробку. Затем вы действуете в качестве члена профессиональной группы, а в обеденный перерыв превращаетесь в члена группы посетителей кафе. Вечером вы можете стать частью группы зрителей театральной постановки или посетителей бассейна. Во время отпуска вы вливаетесь в туристическую группу, заболев, перемещаетесь в группу пациентов и т.д. Таким образом, каждая из групп охватывает только сегмент вашей жизнедеятельности. Сама же группа складывается из сегментов жизнедеятельности ее участников, каждый из которых можно назвать социальной ролью.
Социальная роль, которую играет индивид, являющийся участником той или иной группы, служит функциональной единицей анализа социального мира. Понятие социальной роли введено в оборот науки в начале XX в. социологами М. Вебером и Э. Дюркгеймом. Позднее оно начало функционировать как собственно психологический термин. [1, 2, 4, 5]
Как описывалось ранее социальная роль - это совокупность требований к поведению, общению и способу осмысления мира, которую общество предъявляет субъекту, занимающему определенную «ячейку» социальной жизни (социальную позицию).
Важно отметить, что роли могут быть определены как шаблон взаимных прав и обязанностей членов...
Похожие материалы:
Реферат: Бесплодие как социальная и медицинская проблемаКвалификационная работа: Тревожность как фактор дезадаптации детей младшего школьного возраста группы риска
Статья: Функциональная роль остеопонтина в развитии и реконструкции костной ткани
Статья: Курение, как социальная проблема в обществе
Реферат: ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА