Реферат: Социальная терпимость. Толерантность

В настоящее время проблема толерантности и терпимости очень актуальна. Люди в современном обществе зачастую даже не замечают свое неуважительное отношение к другим его членам, не осознают важности сдержанного, доброжелательного общения. Многие не способны поддерживать диалог, не способны найти компромисс, добиться взаимопонимания, проявить терпимость к собеседнику и его позиции.


Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024


Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
\"Ивановская государственная медицинская академия\"
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра психологии и педагогики

Реферат
Социальная терпимость. Толерантность

Выполнил(ла):
студентка 1 курса 10 гр.
лечебного факультета
Шлякова Н.М.
Проверил(ла):
к.пс.н., ассистент Курылева Н.В.

Иваново, 2014

Содержание

Введение
Глава I. Сущность понятий социальной толерантности и терпимости
.1 Зарождение и развитие категорий \"толерантность\" и \"терпимость\" как социальных явлений
.2 Различные подходы к пониманию толерантности и терпимости
Вывод по главе
Глава II. Анализ межличностных конфликтов. Роль толерантности и терпимости в их разрешении
.1 Понятие межличностного конфликта
.2 Толерантность и терпимость как средства предупреждения и разрешения межличностного конфликта
Вывод по главе
Заключение
Список используемых источников

Введение

В настоящее время проблема толерантности и терпимости очень актуальна. Люди в современном обществе зачастую даже не замечают свое неуважительное отношение к другим его членам, не осознают важности сдержанного, доброжелательного общения. Многие не способны поддерживать диалог, не способны найти компромисс, добиться взаимопонимания, проявить терпимость к собеседнику и его позиции.
Такая ситуация конечно же требует изменения в межчеловеческих отношениях. Необходимо понимать и принимать индивидуальность другого человека, уважать его права, соблюдать этику. Мы должны понимать, что все люди разные по характеру, мировоззрению и многим другим критериям, но одновременно и похожи тем, что каждый хочет жить в комфортных условиях. А одно из условий комфорта - благоприятное языковое общение.
Умение сосуществовать с людьми, имеющими другие взгляды, вести себя корректно, миролюбиво, принимать права и свободы другого человека, терпимость - все это может помочь каждому из нас чувствовать себя более уверенно в неустойчивом мире, все это входит в понятие толерантности.
Терпимость - один из основных компонентов толерантности, и увы мы далеко не всегда ее проявляем. Нередко приходится слышать обвинения, оскорбления, упреки и насмешки, терпеть подравнивание под чужой идеал или общепринятый стереотип. Это конкретные примеры нетерпимости, имеющие место в повседневной жизни людей. Жертва подобных действий, вероятно, будет искать пути отмщения, которые могут повлечь совершение правонарушения. Поэтому нужно осознавать связь между своим поведением и последствиями, к которым оно может привести.
В свою очередь, становление открытого гражданского общества, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностями, этническими, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.
Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, ростом социального насилия, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, являющейся прямой угрозой безопасности общества.
Цель настоящей работы - сформировать представление о понятиях социальной толерантности и терпимости общества в современных условиях. Для достижения данной цели автором были поставлены следующие задачи: анализ происхождения данных категорий, выявление многообразия взглядов ученых на указанные социальные явления, проследить взаимодействие понятий толерантности и терпимости в повседневной жизни.
Изучением этого вопроса занимались такие ученые как Л.Г. Почебут, М.С. Мацковский, Н.В. Недорезова, Г.У. Солдатова, Е.Ю. Клепцовой и многие другие.
Структура настоящей работы представляет собой две главы, содержащие каждая по два параграфа, в которых раскрываются вопросы понятия социальной толерантности и терпимости, а так же их роль в разрешении межличностных конфликтов.
толерантность терпимость социальный конфликт

Глава I. Сущность понятий социальной толерантности и терпимости

.1 Зарождение и развитие категорий \"толерантность\" и \"терпимость\" как социальных явлений

Толерантность, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые каким-либо образом отличаются от преобладающего типа или не придерживаются общепринятых правил. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к \"другим\" - тем, кто от нас отличается.
Все современные нации в культурном, религиозном и политическом отношении более плюралистичны, чем давно существовавшие, которые сохраняли свое единство за счет фундаментальных традиций в культуре или религии. Подобные государства из-за своего политического строя и внутреннего устройства не могли далее прогрессивно развиваться, и появилась потребность в возможности проявляться другим мнениям, взглядам и различным общественным позициям. А так как возникает множество общественных групп, имеющих каждая свое мнение, то появляется и толерантность. Согласно определению Философского энциклопедического словаря \"толерантность - терпимость киного рода взглядам, нравам, привычкам\"
Решающей главой в истории толерантности явился кромвелевский период английской истории 17 в. В то время среди различных пуританских сект, входивших в армию Кромвеля, только индепенденты были заинтересованы в свободе и терпимости. Согласно их взглядам: \"ни одно убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения, существующие в сообществе\". Джон Солтмарш, один из видных защитников толерантности в эпоху Кромвеля, говорил: \"Твои доводы будут столь же темны для меня, как мои доводы для тебя, пока Господь не откроет нам глаза\".
В целом толерантность была установлена как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости - когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозного единства.
В эпоху Просвещения 18 в. единственным видным представителем толерантности в ту эпоху был Вольтер. Ему приписывают изречение: \"Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение\", - афоризм, в котором выражена классическая теория толерантности. Взгляды Вольтера сложились, когда он наблюдал за событиями в Англии, где в 17 в. в условиях религиозного плюрализма и религиозной толерантности был достигнут гражданский мир и установилась общая атмосфера милосердия.
Фактически любое убеждение - религиозное, политическое или культурное - может привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются.
Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями, привычками, взглядами, национальностью и пр. требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону.
Хотя толерантность, или способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении, должна считаться добродетелью, столь же редкой, сколь высока ее ценность, она все же не совершенна.
\"Толерантность - это добродетель людей, которые ни во что не верят\", - говорил по этому поводу Г.К. Честертон.

.2 Различные подходы к пониманию толерантности и терпимости

В разных языках в зависимости от исторического опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет различную семантику:
в английском языке толерантность - \"готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь\";
во французском - \"уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов\";
в китайском - быть толерантным значит \"позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других\";
в арабском толерантность - это \"прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим\";
в персидском - \"терпение, терпимость, выносливость\" [2, с. 5-6].
С точки зрения социальной психологии, толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - это, прежде всего некое особое, идущее от самого человека, отношение, ценность, норма, взгляд или убеждение; вместе с тем, это некая морально-нравственная категория, которая формируется обществом (долг, обязанность).Начало появления и проявления толерантности - это обнаружение различий между людьми, группами, государствами, культурами и способ реагирования на них (война или мир).
Наиболее часто в литературе встречается позиция рассмотрения толерантности как социального отношения или социальной установки. Вот формулировки понятия толерантности некоторых ученых:
\"Толерантность ... подчеркивает способ отношения к неприятным или чуждым объектам - снисходительное их допущение или принужденное терпение без применения насилия\" (Л.Г. Почебут) [3, с. 4].
\"Толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.\" (М.С. Мацковский) [4, с. 143].
\"... Толерантность рассматривается как социальная установка в аспекте трех компонентов ее структуры (поведенческого, эмоционального, когнитивного)\" (Н.В. Недорезова) [5, с. 5].
\"Толерантность... характеризует отношения личности, группы, общества друг к другу и может проявляться в смирении или принятии\" (О.Ю.Харламова) [6, с. 9].
Г.У. Солдатова предлагает выделять четыре основных ракурса толерантности: как психологической устойчивости, как системы позитивных установок, как совокупности индивидуальных качеств, как системы личностных и групповых ценностей [7, с. 4].
Существует также самостоятельный подход, трактующий толерантность как устойчивость. Например, в англо-русском психологическом словаре психологический смысл толерантности выражается так: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям [2, с. 5].
Многие авторы для определения толерантности пользуются категорией \"свое-чужое\", обозначающей, с одной стороны, факт существования различий между людьми (социальными группами), с другой - факт существования процессов самоидентификации. Предполагается, что толерантность позволяет человеку принимать \"чужое\" (иное, другое, отличное), не теряя при этом собственной идентичности. В категории \"свое-чужое\" \"толерантность - это не пассивное принятие, а активный поиск соприкосновения с неясным, непонятным, чужим; желание понять это неясное. Пассивное принятие чужого - это элемент процесса потенциально возможной потери индивидуальности\" [2 с, 32].
Преобладающее большинство авторов, указывая на сложности смыслового перевода термина, тем не менее широко пользуются категорией \"терпимость\", соотнося толерантность с терпимостью к инакомыслию. Е.Ю. Клепцова в своей кандидатской диссертации по педагогической психологии предпринимает попытку разграничения понятий \"терпимость\" и \"толерантность\".
В частности, она пишет: \"Терпимость мы определяем как свойство личности, в котором выражается отношение человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, ценностей, мнений, поведения людей и т. п. и проявляющееся в повышении сензитивности к объекту...
Под толерантностью мы понимаем свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т.п. и проявляющееся в снижении сензитивности к объекту\" [8, с. 7-8]. Автор считает, что терпимость и толерантность выполняют разные функции и обеспечиваются разными ведущими механизмами. По мнению автора, ведущим механизмом толерантности является терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль), что дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам. Принятие как другой механизм толерантности отступает на второй план и в ряде случаев может вообще не актуализироваться.
Ведущим же механизмом терпимости, наоборот, становится принятие чего-либо как данности (понимание, эмпатия), но терпение, отступая на второй план, не утрачивает при этом своего потенциала и активно используется личностью.
Конечно, точка зрения Е.Ю. Клепцовой может показаться спорной. Но в условиях, когда научная проработанность термина \"толерантность\" еще очень слаба, а житейское использование термина очень интенсивно, данная концепция автора представляется достаточно стройной, обоснованной и достойной внимания.
Проблему соотнесения понятий \"доверие\" и \"толерантность\" ставит и пытается решить Т.П. Скрипкина. По ее определению, доверие - это сложное двухполюсное явление, связанное с одновременным существованием доверия к себе и к той части мира, с которой субъект намеревается вступить во взаимодействие. При этом границы доверия определяются некоторой мерой, неким \"количественным\" показателем доверия.
Если речь идет о взаимодействии с другим человеком, то доверие можно трактовать как внутреннее состояние готовности взаимодействующих субъектов не просто \"проникнуть\" в ценностно-смысловую сферу друг друга, быть готовым не только принять ее, отнестись к ней как к ценности, но соотнести с собственными ценностями.
Далее автор предполагает, что с точки зрения функционального анализа механизмом формирования доверия выступает толерантность.
Более того, толерантность может существовать в форме авансированного доверия. В этом смысле доверие является необходимым условием толерантности. Но, с другой стороны, толерантность - это ступень, этап на пути к взаимному доверию как источнику социального и психологического благополучия общества, - заключает автор [9, с. 47-55].
Обсуждая вопрос о границах толерантности, Т.П. Скрипкина предлагает на теоретическом уровне выделять, как минимум, пять толерантных личностных позиций, различающихся по степени допустимой толерантности:
толерантность как внутренняя установка, как принятие и терпимость к иному, чужому;
толерантность как культурологическая норма
толерантность как беспристрастность, как равнодушие к иному;
толерантность к тому, кто наносит нам вред;
толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а кому-то другому, но нам нет до этого дела.

Вывод по главе

Проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. В разных языках в зависимости от исторического опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет различные смысловые оттенки. Толерантность довольно двойственный термин. С одной стороны это терпимость и уважение к другим нациям и народам, но с другой такой термин как терпимость вызывает множество противоречий и сомнений.

Глава II. Анализ межличностных конфликтов. Роль толерантности и терпимости в их разрешении

.1 Понятие межличностного конфликта

Межличностные конфликты, по-видимому, также неустранимы из жизни, как разгул стихий: наводнение, землетрясение, тайфуны, извержение вулканов… даже идеальные условия жизни людей едва ли устранит это явление, что является очевидным.
Психологический словарь под ред. В.В. Давыдова определяет конфликт как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
А.А. Ершов понимает под конфликтом действие противоположных, несовместимых в данной ситуации тенденций, мотивов, интересов, типов поведения.
Конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. В конфликте одна из сторон требует, ждет изменения поведения, мыслей, либо чувств партнера.
Межличностный конфликт - это ситуация, в основе которой противоречия, воспринимаемые и переживаемые участниками ситуации (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующего своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникающего противоречия и разрешения ситуации в интересах обоих или одной сторон.
Доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель наук РСФСР А.А. Крылов выделяет следующие основные типы межличностных конфликтов:
а) Ценностные конфликты - это конфликтные ситуации, в которых разногласие между участниками связанны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер. Например, если речь идет о работе, ценностью будет то, в чем человек видит для себя основной смысл работ (источник средств, возможность самореализации и др.).
б) Конфликт интересов - это ситуация затрагивающая интересы участников (их цели, планы, мотивы и т.д.) которые оказываются несовместимыми и противоречащими друг другу. Например, если имеются у семьи финансовые средства - это делимый ресурс, ставящий проблему распределения средств, а единственный телевизор - это неделимый ресурс, и поэтому в споре о том, какую программу смотреть предпочтение можно отдать только одному.
в) Еще один расширенный вид межличностных конфликтов - это конфликты возникающие из-за норм или правил взаимодействия. Нормы и правила совместного взаимодействия является его неотъемлемой частью, выполняющей функции регуляции этого взаимодействия, без которых оно оказывается невозможным.
Характер межличностного конфликта (конфликт ценности, интереса или норм и правил взаимодействия) определяется характером проблемы, порождающей противоречия между участниками ситуации, а причина его возникновения - конфликтными обстоятельствами.
Самым общим образом конфликт можно определить как \"предельное обострение противоречий\". Психологи утверждают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.
Слово эмоции происходит от латинского \"emovere\" - волновать, возбуждать.
Эмоции, чувства могут быть направлены на себя (раскаяние, самодовольство) и на другого (благодарность, зависть).
Наиболее часто употребляемым является деление эмоций на положительные и отрицательные.
Деление эмоций на положительные и отрицательные отражает, прежде всего, субъективную оценку переживаемых ощущений. Во внешнем же плане как положительные, так и отрицательные эмоции могут приводить и к позитивным, и к негативным последствиям.
Среди различных проявлений эмоционального мира человека принято выделять аффекты, собственно эмоции, чувства, страсти и настроения.
Аффектом называют стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, сопровождающийся органическими изменениями и действиями, зачастую неподчиненными сознательному волевому контролю. В состоянии аффекта человек как бы \"теряет голову\".
Чувства имеют четко выраженный предметный характер, они связаны с представлением о некотором объекте - конкретном (любовь к человеку) или обобщенном (любовь к родине).
Объектами чувств могут быть образы и понятия, образующие содержание нравственного сознания человека. Высшие чувства относятся к духовным ценностям и идеалам. Они играют важную роль в формировании личности. Чувства регулируют поведение человека, могут мотивировать его поступки.
Эмоции и чувства могут не совпадать - так, что можно сердится на человека, которого любишь.
Страсть - сильное, стойкое, длительное чувство. Страсть выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, направленных на единую цель. В страсти ярко выражен волевой момент. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели.
Настроением называют общее эмоциональное состояние личности. Настроение не предметно, не приурочено к какому-то событию. Это - бессознательная эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для него обстоятельства.
Наличие или отсутствие межличностных, межнациональных, межконфессионных конфликтов напрямую зависит от наличия либо отсутствия негативных эмоциональных переживаний в жизнедеятельности человека. Негативные эмоциональные переживания: неудачная карьера, влияние материального положения на психологическое состояние личности и т.д., как следствие влияют на толерантность, вызывают агрессивное поведение по отношению к окружающим.

.2 Толерантность и терпимость как средства предупреждения и разрешения межличностного конфликта

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства мнений партнеров, отказ от доминирования и насилия.
Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. При этом толерантность не является отношением безразличия (индифферентности) или приспособления к другому (конформизма). Она не предполагает и жертвенной позиции - полного отказа от собственных интересов, или альтруизма. Это активная позиция сторон, заинтересованных в совместном результате, сотрудничестве. В слове \"сотрудничество\" изначально заложен смысл- достижение определенного совместного результата. Этот результат должен способствовать пониманию, развитию отношений и т.д.
Толерантность в общении - позиция личности зрелой, самостоятельной, имеющей собственные ценности и интересы, готовой их защищать и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантный человек хорошо знает себя и признает других, замечая их раньше, чем об этом попросят. Понимание толерантности достигается путем сравнения ее с антолерантностью - нетерпимостью. Как отмечают многие отечественные и зарубежные авторы, проявлениями нетерпимости являются:
• предубеждения, предрассудки, негативные стереотипы (мнение о человеке как о представителе определенной группы - представителе иной культуры, национальности, расы, пола, религии и т.д.) - национализм, шовинизм, расизм;
• насилие в поступках и в речи - преследования, запугивания, угрозы; репрессии; геноцид; оскорбления, насмешки, ярлыки, прозвища;
• экстремизм во взглядах и поступках - терроризм, фашизм, осквернение религиозных и культурных символов;
• эксплуатация;
• дискриминация, изоляция в обществе - по половому признаку.
Основные критерии толерантности:
• позиция на равных и учет интересов другого;
• отказ от насилия;
• осознанное отношение к себе, к другому, к обществу;
• подчинение правилам, законам (по доброй воле);
• позитивные цели (нацеленные на результат и выраженные позитивной лексикой);
• способность сохранять внутреннюю устойчивость, равновесие в трудных ситуациях;
• способность личностного выбора.

Вывод по главе

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
. Конфликт - это наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми и в жизни общества в целом.
. В основе предупреждения конфликтов лежат нравственные нормы и моральные ценности человека, которые обозначают наши представления о добре и зле, правильном и неправильном поведении, справедливости и порядочности. Порядочный и хорошо воспитанный человек просто не будет доводить ситуацию до конфликта, а постарается его предупредить.
. Профилактика конфликта важна как в социальном плане, так и в личностном. Одним из ее условий является конфликтологическая грамотность, предполагающая овладение стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения и предупреждения конфликтов, возможности перевода конфликта из деструктивного русла в конструктивное, навыками саморегуляции в конфликте и т.д.
. Важной составляющей предупреждения конфликта также является осознанное отношение к собственным психологическим проблемам, понимание важности самоисследования и самоизменения, свободное и осознанное принятие толерантности как нормы существования и сосуществования.
. Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Это активная позиция сторон, заинтересованных в совместном результате, который должен способствовать пониманию, развитию отношений и т.д.

Заключение

Как мы уже говорили, современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость в формировании толерантности в качестве условия выживаемости человечества в будущем; как ценности социокультурной системы; как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Это позволяет рассматривать толерантность как многокомпонентное явление объективной реальности.
Воспитание в духе толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Процесс образования и воспитания в толерантной среде состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии толерантности как личностно-значимой ценности.
Построение толерантной среды в образовательном пространстве любого учебного заведения затрагивает социологический, психолого-педагогический и методологический уровни в пространственной организации жизнедеятельности человека. Идея формирования толерантности в образовательных заведениях имеет определенную специфику, которая состоит в том, что эта идея получает здесь дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.
Построение толерантной среды - поэтапный процесс целенаправленной деятельности всех субъектов образовательного социума, который характеризуется наличием и тех факторов, которые ведут к формированию антолерантности.
Поэтому особую значимость приобретают педагогические механизмы перехода от антолерантной среды к толерантной, которые помогут пресечению проявлений антолерантности и доминированию толерантных взаимоотношений.

Список используемых источников

1.Майерс Д.М. Социальная психология. - 7-е издание - СПб.: Питер, 2005. - 794 с.: - (Серия \"Мастера психологии\")
.О смыслах понятия \"толерантность\" // Век толерантности. 2001. №1
.Почебут Л.Г. Организационно-методические основы функционирования центра толерантности. СПб., 2004
.Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г.У. Солдатовой, Т.Ю. Прокофьевой, Т.Л. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004
.Недорезова Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников
.Харламова О.Ю. Воспитание у студентов вузов профессиональной толерантности в ходе обучения иностранному языку
.Солдатова Г.У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.
.Клепцова Е.Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям.
.Скрипкина Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г.У. Солдатовой, Т.Ю. Прокофьевой, Т.А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004.
.Немов Р. Психология / учебник: В 3-х кн. Кн. 1 Общая психология. - 3-е изд. - М.: гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
.http://www.tolerance.ru/VT-3-4-biblioteka.php?PrPage=VT



Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.