Реферат: Социальная терпимость. Толерантность

В настоящее время проблема толерантности и терпимости очень актуальна. Люди в современном обществе зачастую даже не замечают свое неуважительное отношение к другим его членам, не осознают важности сдержанного, доброжелательного общения. Многие не способны поддерживать диалог, не способны найти компромисс, добиться взаимопонимания, проявить терпимость к собеседнику и его позиции.

Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024


Скачать работу 'Социальная терпимость. Толерантность':


Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Ивановская государственная медицинская академия"
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра психологии и педагогики
Реферат
Социальная терпимость. Толерантность
Выполнил(ла):
студентка 1 курса 10 гр.
лечебного факультета
Шлякова Н.М.
Проверил(ла):
к.пс.н., ассистент Курылева Н.В.
Иваново, 2014

Содержание
Введение
Глава I. Сущность понятий социальной толерантности и терпимости
.1 Зарождение и развитие категорий "толерантность" и "терпимость" как социальных явлений
.2 Различные подходы к пониманию толерантности и терпимости
Вывод по главе
Глава II. Анализ межличностных конфликтов. Роль толерантности и терпимости в их разрешении
.1 Понятие межличностного конфликта
.2 Толерантность и терпимость как средства предупреждения и разрешения межличностного конфликта
Вывод по главе
Заключение
Список используемых источников

Введение
В настоящее время проблема толерантности и терпимости очень актуальна. Люди в современном обществе зачастую даже не замечают свое неуважительное отношение к другим его членам, не осознают важности сдержанного, доброжелательного общения. Многие не способны поддерживать диалог, не способны найти компромисс, добиться взаимопонимания, проявить терпимость к собеседнику и его позиции.
Такая ситуация конечно же требует изменения в межчеловеческих отношениях. Необходимо понимать и принимать индивидуальность другого человека, уважать его права, соблюдать этику. Мы должны понимать, что все люди разные по характеру, мировоззрению и многим другим критериям, но одновременно и похожи тем, что каждый хочет жить в комфортных условиях. А одно из условий комфорта - благоприятное языковое общение.
Умение сосуществовать с людьми, имеющими другие взгляды, вести себя корректно, миролюбиво, принимать права и свободы другого человека, терпимость - все это может помочь каждому из нас чувствовать себя более уверенно в неустойчивом мире, все это входит в понятие толерантности.
Терпимость - один из основных компонентов толерантности, и увы мы далеко не всегда ее проявляем. Нередко приходится слышать обвинения, оскорбления, упреки и насмешки, терпеть подравнивание под чужой идеал или общепринятый стереотип. Это конкретные примеры нетерпимости, имеющие место в повседневной жизни людей. Жертва подобных действий, вероятно, будет искать пути отмщения, которые могут повлечь совершение правонарушения. Поэтому нужно осознавать связь между своим поведением и последствиями, к которым оно может привести.
В свою очередь, становление открытого гражданского общества, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностями, этническими, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.
Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, ростом социального насилия, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, являющейся прямой угрозой безопасности общества.
Цель настоящей работы - сформировать представление о понятиях социальной толерантности и терпимости общества в современных условиях. Для достижения данной цели автором были поставлены следующие задачи: анализ происхождения данных категорий, выявление многообразия взглядов ученых на указанные социальные явления, проследить взаимодействие понятий толерантности и терпимости в повседневной жизни.
Изучением этого вопроса занимались такие ученые как Л.Г. Почебут, М.С. Мацковский, Н.В. Недорезова, Г.У. Солдатова, Е.Ю. Клепцовой и многие другие.
Структура настоящей работы представляет собой две главы, содержащие каждая по два параграфа, в которых раскрываются вопросы понятия социальной толерантности и терпимости, а так же их роль в разрешении межличностных конфликтов.
толерантность терпимость социальный конфликт

Глава I. Сущность понятий социальной толерантности и терпимости
.1 Зарождение и развитие категорий "толерантность" и "терпимость" как социальных явлений
Толерантность, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые каким-либо образом отличаются от преобладающего типа или не придерживаются общепринятых правил. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к "другим" - тем, кто от нас отличается.
Все современные нации в культурном, религиозном и политическом отношении более плюралистичны, чем давно существовавшие, которые сохраняли свое единство за счет фундаментальных традиций в культуре или религии. Подобные государства из-за своего политического строя и внутреннего устройства не могли далее прогрессивно развиваться, и появилась потребность в возможности проявляться другим мнениям, взглядам и различным общественным позициям. А так как возникает множество общественных групп, имеющих каждая свое мнение, то появляется и толерантность. Согласно определению Философского энциклопедического словаря "толерантность - терпимость киного рода взглядам, нравам, привычкам"
Решающей главой в истории толерантности явился кромвелевский период английской истории 17 в. В то время среди различных пуританских сект, входивших в армию Кромвеля, только индепенденты были заинтересованы в свободе и терпимости. Согласно их взглядам: "ни одно убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения, существующие в сообществе". Джон Солтмарш, один из видных защитников толерантности в эпоху Кромвеля, говорил: "Твои доводы будут столь же темны для меня, как мои доводы для тебя, пока Господь не откроет нам глаза".
В целом толерантность была установлена как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости - когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозного единства.
В эпоху Просвещения 18 в. единственным видным представителем толерантности в ту эпоху был Вольтер. Ему приписывают изречение: "Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение", - афоризм, в котором выражена классическая теория толерантности. Взгляды Вольтера сложились, когда он наблюдал за событиями в Англии, где в 17 в. в условиях религиозного плюрализма и религиозной толерантности был достигнут гражданский мир и установилась общая атмосфера милосердия.
Фактически любое убеждение - религиозное, политическое или культурное - может привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются.
Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями, привычками, взглядами, национальностью и пр. требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону.
Хотя толерантность, или способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении, должна считаться добродетелью, столь же редкой, сколь высока ее ценность, она все же не совершенна.
"Толерантность - это добродетель людей, которые ни во что не верят", - говорил по этому поводу Г.К. Честертон.
.2 Различные подходы к пониманию толерантности и терпимости
В разных языках в зависимости от исторического опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет различную семантику:
в английском языке толерантность - "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь";
во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов";
в китайском - быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других";
в арабском толерантность - это "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим";
в персидском - "терпение, терпимость, выносливость" [2, с. 5-6].
С точки зрения социальной психологии, толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - это, прежде всего некое особое, идущее от самого человека, отношение, ценность, норма, взгляд или убеждение; вместе с тем, это некая морально-нравственная категория, которая формируется обществом (долг, обязанность).Начало появления и проявления толерантности - это обнаружение различий между людьми, группами, государствами, культурами и способ реагирования на них (война или мир).
Наиболее часто в литературе встречается позиция рассмотрения толерантности как социального отношения или социальной установки. Вот формулировки понятия толерантности некоторых ученых:
"Толерантность ... подчеркивает способ отношения к неприятным или чуждым объектам - снисходительное их допущение или принужденное терпение без применения насилия" (Л.Г. Почебут) [3, с. 4].
"Толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д." (М.С. Мацковский) [4, с. 143].
"... Толерантность рассматривается как социальная установка в аспекте трех компонентов ее структуры (поведенческого, эмоционального, когнитивного)" (Н.В. Недорезова) [5, с. 5].
"Толерантность... характеризует отношения личности, группы, общества друг к другу и может проявляться в смирении или принятии" (О.Ю.Харламова) [6, с. 9].
Г.У. Солдатова предлагает выделять четыре основных ракурса толерантности: как психологической устойчивости, как системы позитивных установок, как совокупности индивидуальных качеств, как системы личностных и групповых ценностей [7, с. 4].
Существует также самостоятельный подход, трактующий толерантность как устойчивость. Например, в англо-русском психологическом словаре психологический смысл толерантности выражается так: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям [2, с. 5].
Многие авторы для определения толерантности пользуются категорией "свое-чужое", обозначающей, с одной стороны, факт существования различий между людьми (социальными группами), с другой - факт существования процессов самоидентификации. Предполагается, что толерантность позволяет человеку принимать "чужое" (иное, другое, отличное), не теряя при этом собственной идентичности. В категории "свое-чужое" "толерантность - это не пассивное принятие, а активный поиск соприкосновения с неясным, непонятным, чужим; желание понять это неясное. Пассивное принятие чужого - это элемент процесса потенциально возможной потери индивидуальности" [2 с, 32].
Преобладающее большинство авторов, указывая на сложности смыслового перевода термина, тем не менее широко пользуются категорией "терпимость", соотнося толерантность с терпимостью к инакомыслию. Е.Ю. Клепцова в своей кандидатской диссертации по педагогической психологии предпринимает попытку разграничения понятий "терпимость" и "толерантность".
В частности, она пишет: "Терпимость мы определяем как свойство личности, в котором выражается отношение человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, ценностей, мнений, поведения людей и т. п. и проявляющееся в повышении сензитивности к объекту...
Под толерантностью мы понимаем свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т.п. и проявляющееся в снижении сензитивности к объекту" [8, с. 7-8]. Автор считает, что терпимость и толерантность выполняют разные функции и обеспечиваются разными ведущими механизмами. По мнению автора, ведущим механизмом толерантности является терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль), что дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам. Принятие как другой механизм толерантности отступает на второй план и в ряде случаев может вообще не актуализироваться.
Ведущим же механизмом терпимости, наоборот, становится принятие чего-либо как данности (понимание, эмпатия), но терпение, отступая на второй план, не утрачивает при этом своего потенциала и активно используется личностью.
Конечно, точка зрения Е.Ю. Клепцовой может показаться спорной. Но в условиях, когда научная проработанность термина "толерантность" еще очень слаба, а житейское использование термина очень интенсивно, данная концепция автора представляется достаточно стройной, обоснованной и достойной внимания.
Проблему соотнесения понятий "доверие" и "толерантность" ставит и пытается решить Т.П. Скрипкина. По ее определению, доверие - это сложное двухполюсное явление, связанное с одновременным существованием доверия к себе и к той части мира, с которой субъект намеревается вступить во взаимодействие. При этом границы доверия определяются некоторой мерой, неким "количественным" показателем доверия.
Если речь идет о взаимодействии с другим человеком, то доверие можно трактовать как внутреннее состояние готовности взаимодействующих субъектов не просто "проникнуть" в ценностно-смысловую сферу друг друга, быть готовым не только принять ее, отнестись к ней как к ценности, но соотнести с собственными ценностями.
Далее автор предполагает, что с точки зрения функционального анализа механизмом формирования доверия выступает толерантность.
Более того, толерантность может существовать в форме авансированного доверия. В этом смысле доверие является необходимым условием толерантности. Но, с другой стороны, толерантность - это ступень, этап на пути к взаимному доверию как источнику социального и психологического благополучия общества, - заключает автор [9, с. 47-55].
Обсуждая вопрос о границах толерантности, Т.П. Скрипкина предлагает на теоретическом уровне выделять, как минимум, пять толерантных личностных позиций, различающихся по степени допустимой толерантности:
толерантность как внутренняя установка, как принятие и терпимость к иному, чужому;
толерантность как культурологическая норма
толерантность как беспристрастность, как равнодушие к иному;
толерантность к тому, кто наносит нам вред;
толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а кому-то другому, но нам нет до этого дела.

Вывод по главе
Проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. В разных языках в зависимости от исторического опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет различные смысловые оттенки. Толерантность довольно двойственный термин. С одной стороны это терпимость и уважение к другим нациям и народам, но с другой такой термин как терпимость вызывает множество противоречий и сомнений.

Глава II. Анализ межличностных конфликтов. Роль толерантности и терпимости в их разрешении
.1 Понятие межличностного конфликта
Межличностные конфликты, по-видимому, также неустранимы из жизни, как разгул стихий: наводнение, землетрясение, тайфуны, извержение вулканов… даже идеальные условия жизни людей едва ли устранит это явление, что является очевидным.
Психологический словарь под ред. В.В. Давыдова определяет конфликт как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
А.А. Ершов понимает под конфликтом действие противоположных, несовместимых в данной ситуации тенденций, мотивов, интересов, типов поведения.
Конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. В конфликте одна из сторон требует, ждет изменения поведения, мыслей, либо чувств партнера.
Межличностный конфликт - это ситуация, в основе которой противоречия, воспринимаемые и переживаемые участниками ситуации (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующего своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникающего противоречия и разрешения ситуации в интересах обоих или одной сторон.
Доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель наук РСФСР А.А. Крылов выделяет следующие основные типы межличностных конфликтов:
а) Ценностные конфликты - это конфликтные ситуации, в которых разногласие между участниками связанны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер. Например, если речь идет о работе, ценностью будет то, в чем человек видит для себя основной смысл работ (источник средств, возможность самореализации и др.).
б) Конфликт интересов - это ситуация затрагивающая интересы участников (их цели, планы, мотивы и т.д.) которые оказываются несовместимыми и противоречащими друг другу. Например, если имеются у семьи финансовые средства - это делимый ресурс, ставящий проблему распределения средств, а единственный телевизор - это неделимый ресурс, и поэтому в споре о том, какую программу смотреть предпочтение можно отдать только одному.
в) Еще один расширенный вид межличностных конфликтов - это конфликты возникающие из-за норм или правил взаимодействия. Нормы и правила совместного взаимодействия является его неотъемлемой частью, выполняющей функции регуляции этого взаимодействия, без которых оно оказывается невозможным.
Характер межличностного конфликта (конфликт ценности, интереса или норм и правил взаимодействия) определяется характером проблемы, порождающей противоречия между участниками ситуации, а причина его возникновения - конфликтными обстоятельствами.
Самым общим образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Психологи утверждают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.
Слово эмоции происходит от латинского "emovere" - волновать, возбуждать.
Эмоции, чувства могут быть направлены на себя (раскаяние, самодовольство) и на другого (благодарность, зависть).
Наиболее часто употребляемым является деление эмоций на положительные и...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Социальная психология больших социальных групп: классов, народов, общества в целом

Лекция: Социальная и школьная дизадаптация в детско-подростковом возрасте

Курсовая работа: Социальная активность ребенка детского сада как средство нравственного воспитания

Реферат: Социальная роль как функциональная единица группы

Курсовая работа: УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ, БЕДНОСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ