Дипломная работа: Социально-педагогический аспект в деятельности руководителя подразделения органов внутренних дел
В последние два десятилетия в связи с интенсивными социально-экономическими преобразованиями в нашей стране значительно расширилась роль практической психологии. Ее развитие обусловлено возрастанием неопределенности и нервно-психологических нагрузок, характерных для граждан любого общества в периоды его существенных преобразований.
Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024
Скачать работу 'Социально-педагогический аспект в деятельности руководителя подразделения органов внутренних дел':
Дипломная работа на тему:
«Социально-педагогический аспект в деятельности руководителя подразделения органов внутренних дел»
Содержание
Введение
Глава 1. Развитие социально-педагогической работы в органах внутренних дел
.1 Содержание и цели социально-педагогической деятельности (социализация взрослых)
.2 Общая специфика работы руководителя
.3 Особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел
.4 Социально-педагогические особенности работы с кадрами ОВД
Глава 2. Организация деятельности руководителя подразделения органа внутренних дел
.1 Психологические аспекты личности руководителя органа внутренних дел
.2 Воздействие личности руководителя подразделения ОВД на атмосферу в коллективе
.3 Формы и методы социально-педагогической деятельности руководителя органа внутренних дел
.4 Условия совершенствования и рекомендации по ведению социально-педагогической работы руководителя подразделения ОВД
Заключение
Список литературы
Введение
В последние два десятилетия в связи с интенсивными социально-экономическими преобразованиями в нашей стране значительно расширилась роль практической психологии. Ее развитие обусловлено возрастанием неопределенности и нервно-психологических нагрузок, характерных для граждан любого общества в периоды его существенных преобразований. Помимо этого, как отмечают многие исследователи, человек нашего времени живет в отрицательном информационном поле. Его преследуют плохие новости. И дело не только в общественно-политической ситуации, но и в принципах работы с фактами, событиями, их отбора и подачи на страницах печати и с экранов телевидения. Внимание фокусируется на деструктивных событиях. Разрушается гармоничность психического мира человека. Создание позитивного образа человека и его устойчивых связей с миром является важнейшей задачей современной психологической практики.
Для сотрудников правоохранительных органов система «отрицательного давления» на психические структуры значительно усилена. По роду своей деятельности большинству из них приходится общаться и взаимодействовать с криминальными и асоциальными элементами. Для работы многих сотрудников различных подразделений органов внутренних дел (ОВД) характерны экстремальные ситуации, ненормированный рабочий день, опасность, необходимость противостоять подкупу и сопротивлению лиц, подозреваемых в нарушении закона и административных норм. Научные источники свидетельствуют о высокой доле феноменов профессионального выгорания, профессиональных деформаций, суицидов среди сотрудников правоохранительных органов.
Признание сложности ситуации обусловило расширение деятельности психологических служб в органах внутренних дел.
С 1993 года во многих подразделениях вводятся штатные должности психологов, которые первоначально комплектуются выпускниками факультетов психологии гражданских вузов. Однако, ярко выраженная специфика деятельности сотрудников ОВД, работа в кадровых структурах соответствующих управлений определили необходимость целенаправленной профессиональной подготовки руководящих кадров в образовательных учреждениях МВД России.
Актуальность темы исследования заключается в необходимости разработки новых подходов к пониманию эффективной деятельности руководителя подразделения органов внутренних дел, когда защита сотрудника становится важной задачей руководителя.
Проблемам развития личности и субъекта профессиональной деятельности и вопросам профессионально-психологической подготовленности сотрудников органов внутренних дел и психологическим особенностям их деятельности посвящены работы Ю.А. Шаранова и Е.В. Платонова.
Вопросами психологического обеспечения образовательного процесса в вузе МВД России и деятельности сотрудников правоохранительных органов занимались такие специалисты как Е.Н. Арбузова, В.М. Жиров, BJL Кикоть, В.Ю. Рыбников, Ю.А. Шаранов, А.Г. Шестаков.
Однако, следует отметить, что вопросы защиты сотрудников ОВД в настоящее время остались практически не изучены.
Цель исследования - определить социально-педагогический аспект в деятельности руководителя подразделения органов внутренних дел.
Объект исследования - работа руководителя подразделения органов внутренних дел.
Предмет исследования - социально-педагогические особенности работы руководителя подразделения органов внутренних дел.
Гипотеза исследования состоит в том, что для реализации целей управления в ОВД, данная организация должна рассматриваться одновременно как служебная и как социальная организация, что, в свою очередь, будет позитивно влиять на следующие составляющие успешной деятельности подразделения ОВД, а именно:
на успешное выполнение служебных задач;
на психологический климат в коллективе, защищенность его сотрудников;
на перспективы отдела, повышение качества работы;
позитивные перспективы каждого и коллектива в целом.
Для достижения цели нашего исследования перед нами поставлены следующие задачи:
. Рассмотреть содержание и цели социально-педагогической деятельности в области социализации взрослых.
. Выделить социально-педагогические задачи работы с кадрами органов внутренних дел.
. Определить формы и методы социально-педагогической деятельности руководителя органов внутренних дел.
. Разработать рекомендации по ведению социально-педагогической работы руководителя подразделения органов внутренних дел.
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, этической литературы и нормативных документов по исследуемой проблеме.
Эмпирические: наблюдение, метод изучения документов и результатов социально-педагогической деятельности.
Структура исследования - работа состоит из введения, двух глав, выводов к главам, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Развитие социально-педагогической работы в органах внутренних дел
.1 Содержание и цели социально-педагогической деятельности (социализация взрослых)
Современное развитие общества все больше акцентирует внимание к человеку, среде его обитания. Являясь уникальным существом, человек представляет собой вполне определенную целостность, признаваемую представителями многих наук.
Одной из наук, исследующей человека в социальной среде его обитания, является социальная педагогика. Под ней понимается теория и практическая деятельность институтов, профессионально подготовленных специалистов по целенаправленному социальному развитию человека как личности, и, прежде всего, с особыми нуждами, восстановлению, стимулированию процесса его социализации, ресоциализации, направленные на обеспечение наиболее полной самореализации индивидуальных возможностей этого человека в социуме педагогическими средствами.
Объектом социальной педагогики выступает человек в процессе его социализации, самосовершенствования, самореализации в конкретном социуме, а предметом - педагогические отношения, складывающиеся в социальной среде между людьми, объектом и субъектом, возможности педагогического влияния на них (управления ими). Основное предназначение социальной педагогики (цель) - обеспечение оптимальных условий для самореализации человека с его индивидуальными особенностями, возможностями в среде обитания педагогическими средствами [47, c. 66-68].
Содержание социальной педагогики определяется ее функциями. К ним относят общепедагогические (воспитание, развитие, обучение, подготовка и др.) и специфические функции, связанные с решением задач, обусловленных: индивидуальными нуждами, особенностями развития, воспитания и потребностями конкретного человека на различных этапах его возрастного развития. Специфические функции социальной педагогики можно объединить в группы социально-исследовательские, социально-преобразовательные и социально-образовательные.
Определяя содержание, они диктуют необходимость выделения в социальной педагогике соответствующих основных ее компонентов:
практического (социальная педагогика как практика);
теоретического (социальная педагогика как наука);
образовательного (социальная педагогика как образовательный комплекс).
Каждый из них имеет свой предмет, объект, цель, задачи, функции. Взаимосвязь основных компонентов, раскрывающих содержание и структуру социальной педагогики в целом, представлена в Таблице 1.
Табл. 1. Структура социальной педагогики
Теоретический компонент (как наука) Практический компонент (как практика)
Научно-познавательная деятельность Научно-преобразовательная деятельность
Исследовательские функции Преобразовательные функции Преобразовательные функции
Диагностическая. Диагностическая. Прогностическая. Образовательная.
Прогностическая. Аналитическая. Описательная. Адаптационная. Коррективная. Мобилизующая.
Объяснительная. Контрольная.
Интегрирующая. Реабилитационная.
Профилактическая (защитно-профилактическая)
Образовательные функции
Формирования: системы знаний; системы эмоционально-ценностного отношения. Самообразования. Развития: системы навыков и умения; профессионально-важных качеств; передачи системы опыта и др. Самосовершенствования.
Научно-образовательная деятельность
Образовательный компонент (как образовательный комплекс)
Социальная педагогика как практика. Она отражает многообразие практической деятельности специалистов в социальной сфере педагогическими средствами. Как практика социальная педагогика имеет своим объектом конкретного человека во взаимосвязи его с социальной средой (средой обитания), а предметом - социально-педагогическую деятельность субъектов и институтов по достижению конкретных социально-педагогических целей, способствующих наиболее полной социализации человека, его целесообразного взаимодействия с социальной средой. Ее целью выступает гармонизация этого взаимодействия, всей совокупности взаимоотношений, позволяющая обеспечить наиболее полную самореализацию человека и развитие его как личности в реальных условиях среды [43, c. 55-56].
Такая гармонизация осуществляется по направлениям:
а) целенаправленная педагогизация социальной среды в интересах социализации, ресоциализации обитаемого в ней человека, группы;
б) воздействие (взаимодействие) с самим человеком с учетом его потребностей, возможностей, интересов.
в) педагогизация среды и воздействие на человека в интересах создания для него наиболее оптимальных условий самореализации.
По мнению специалистов, социальная педагогика как практика реализует следующие функции:
диагностическая - оценка социально-педагогических факторов социума, протекающих в нем процессов, условий жизнедеятельности и обитания человека; уровня социально выраженных его особенностей;
прогностическая - социально-педагогическое прогнозирование протекания социальных процессов среды; проявление в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека);
образовательная - подготовка (переподготовка) человека как специалиста, с учетом его интересов, желаний, индивидуальных возможностей и потребностей среды;
адаптационная - приспособление человека к среде или среды к человеку, с учетом его индивидуальности;
коррективная - с учетом индивидуальности человека и социально-психологических потребностей среды;
мобилизующая - включение человека в общую деятельность (в разные ее виды); активизация его индивидуальных возможностей как члена конкретного социума на жизнь, на самореализацию;
контрольная - оценка и контроль социального поведения, стимулирование положительного самовыражения, предупреждение негативных социальных действий, которые оказываются на человека его окружением, референтной группой;
реабилитационная - снятие стресса, разрядка, разгрузка, восстановление духовных и физических сил, накопление положительных эмоций и пр.;
профилактическая (защитно-профилактическая) - защита личности от среды в ее агрессивных проявлениях (и наоборот).
В своей совокупности изложенные функции объединяются в группу социально-преобразовательных функций социальной педагогики.
Задачами социальной педагогики как практики выступают: адаптация; реабилитация; компенсация; профилактика; коррекция; социальная стабилизация; социальная защита; социальное обеспечение; социальный контроль; социальная пропаганда и др.
Деятельность социального педагога осуществляется, как правило, методами общей педагогики (воспитания и обучения) - убеждением, научением, побуждением, поддержкой и др., что является отражением общепедагогических функций в социальной педагогике; ее собственными методами (уточнение которых является одной из актуальных задач науки).
Специальные исследования и практика убедительно показывают, что социальная педагогика реализуется через различные технологии, в зависимости от сферы применения, целей и решаемых задач. Под технологией социальной педагогики понимается общая совокупность и последовательность операций деятельности социального педагога по отношению к конкретному объекту, обеспечивающей оптимальный вариант достижения определенной социально-педагогической цели. В каждой сфере она конкретизируется, уточняется, наполняется своим содержанием в соответствии с предметной областью социально-педагогической деятельности.
Социальная педагогика как наука. Она включает специальные педагогические теории, объект, предмет, понятийно-категориальный аппарат и отражает научно-познавательную деятельность людей, исследующих социально-педагогические проблемы.
Объектом ее выступает социально-педагогическая деятельность субъектов и институтов по достижению конкретных социально-педагогических целей, способствующих наиболее полной социализации человека, его целесообразного взаимодействия с социальной средой (т.е. предмет социальной педагогики как практики. Это обусловлено тем, что наука no-преимуществу отражает процессы практики).
Предметом социальной педагогики как науки являются закономерности, противоречия, принципы и методы социализации человека с учетом его индивидуальных особенностей (в том числе с особыми нуждами). Ее цель направлена на повышение научной обоснованности, качества и эффективности социально-педагогической практики и образовательного комплекса.
Содержание социальной педагогики как науки определяется ее функциями, к основным из которых относятся: диагностическая, прогностическая, аналитическая, описательная, объяснительная, интегрирующая (в своей совокупности они объединены в группу познавательных, исследовательских функций).
Задачи социальной педагогики как науки можно условно объединить в основные группы:
исследование отечественного опыта социально-педагогической деятельности в социуме,
анализ и оценка зарубежного опыта социально-педагогической деятельности кадров, организаций и институтов, его адаптация к условиям регионов и страны в целом;
развитие социальной педагогики как научной дисциплины;
теоретическое обоснование образовательного комплекса для подготовки кадров социальной сферы [41, c. 78].
Будучи частью общепедагогической науки, социальная педагогика использует ее понятийный инструментарий, ее основные принципы и методы в целях организации и проведения научных исследований, обеспечения практической реализации. Вместе с тем, ее собственная специфика обусловливает высокую значимость методов междисциплинарных компонентов наук, на которые она опирается (которые обусловливает ее функционирование).
Актуальнейшей задачей социальной педагогики является определение своих собственных методов практической деятельности и социально-педагогического исследования.
В общем плане социальная педагогика использует общенаучную технологию (технологию научно-исследовательской деятельности). Но специфика этой отрасли знания обусловливает значительное возрастание в научной деятельности роли социально-педагогического проектирования (в полном его цикле - от постановки задач до реализации проекта) в конкретных типах социума (на федеральном, региональном и местном уровнях).
Как и другие науки, социальная педагогика имеет свои методологические основы (в широком смысле слова), к которым следует отнести знания, выполняющие по отношению к социальной педагогике методологическую функцию и используемые ею в качестве ориентиров своего развития. Это - знания, вырабатываемые различными науками: социальной философией; политологией; социологией; социальной психологией; социальным правом; социальной статистикой; социальным управлением; социальной информатикой и т.п.
Социальная педагогика как образовательный комплекс. В нем отражается научно-образовательная деятельность людей социальной сферы.
Она имеет объектом научные и научно-эмпирические знания и практический опыт в области социальной педагогики и механизм их передачи будущим специалистам. В своей совокупности объект представляет научную картину социально-педагогической деятельности во всех ее видах (научно-познавательной, научно-преобразовательной и научно-образовательной). Предметом социальной педагогики как образовательного комплекса является педагогический процесс подготовки специалистов социальной сферы.
Ее целью выступает обеспечение качественной подготовки специалистов социальной сферы с учетом их профессионального предназначения, людей, призванных и способных умело строить свою работу в разнообразных сферах социума и областях жизнедеятельности человека, в том числе: практических социальных работников и социальных педагогов; социальных педагогов-исследователей и теоретиков этой науки; преподавателей социальной работы и социальной педагогики для различных структур образовательного комплекса.
Основными функциями социальной педагогики в этом качестве являются: формирование системы знаний у социальных педагогов и социальных работников в соответствии с содержанием их подготовки; развитие системы навыков и умений практической работы в зависимости от специализации, сферы деятельности; формирование системы эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, своей деятельности, другим людям и самому себе; развитие профессионально-важных педагогических и нравственных качеств, необходимых специалисту для работы в социуме; передача отечественной и зарубежной систем опыта, накопленного в социальной работе, социальной педагогике, а также в других отраслях гуманитарного и обществоведческого знания; самообразования; самосовершенствования.
По другим основаниям эти функции могут быть названы по иному, например: организационно-управленческая (создание инфраструктуры профессиональной подготовки специалистов социальной сферы); научение (формирование системы знаний социального педагога в зависимости от его назначения, содержания и сферы деятельности); подготовка (создание условий для овладения навыками и умениями практической деятельности по профессиональному предназначению),...
Похожие материалы:
Реферат: Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел (ОВД)Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел
Реферат: Специфика проявления психологических закономерностей общения в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД)
Реферат: Сущность и предупреждение профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел
Курсовая работа: Психолого-педагогический аспект развития социально-коммуникативной компетентности подростка