Курсовая работа: Социально-психологическая специфика системы отношений старших подростков

Оглавление

Введение
Глава I. Социально-психологическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте
. Социальная ситуация развития личности в подростковом возрасте
. Ведущая деятельность в подростковом возрасте. Возрастные психические новообразования в подростковом возрасте
. Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте. Развитие самосознания в подростковом возрасте
. Сфера общения в подростковом возрасте
Заключение
Библиографический список

Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024


Скачать работу 'Социально-психологическая специфика системы отношений старших подростков':


КУРСОВАЯ РАБОТА
«Социально-психологическая специфика системы отношений старших подростков»
по учебной дисциплине «Актуальные проблемы современной социальной психологии»
Оглавление
Введение
Глава I. Социально-психологическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте
. Социальная ситуация развития личности в подростковом возрасте
. Ведущая деятельность в подростковом возрасте. Возрастные психические новообразования в подростковом возрасте
. Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте. Развитие самосознания в подростковом возрасте
. Сфера общения в подростковом возрасте
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность исследования.
Исследование посвящено изучению социально-психологических отношений старших подростков.
В современном российском обществе, в связи со сложной социальной ситуацией, сложившейся в нашей стране обозначился ряд серьезных социально-психологических проблем, требующих определенных усилий для их решения. В их ряду особое место занимает социальная проблема отношений между подростками и сверстниками, подростками и родителями, подростками и учителями, которая вызвана продолжительным социальным кризисом, затрагивающим все сферы жизни общества. Эта проблема влияет на становление личности подростков.
Названными психосоциальными аспектами объясняется актуальность данной работы.
Объектом исследования предстают старшие подростки.
Предметом исследования выступает социально-психологическая специфика системы отношений старших подростков.
Целью исследования является изучение социально-психологической специфики системы отношений старших подростков.
Мы предположили, что основными личностными и общественными факторами, обуславливающими социально-психологические особенности системы социальных отношений современных подростков, являются: ведущая деятельность, возрастные новообразования, познавательные процессы, развитие самосознания, социальная ситуация развития личности, характеристики отношений старших подростков со сверстниками, учителями и родителями.
Задачи исследования.
Основываясь на характеристиках объекта, предмета и цели нашего исследования, мы поставили следующие базовые задачи исследования:
)Подобрать литературу по теме исследования.
)Изучить закономерности отношений между старшими подростками и родителями.
)Изучить закономерности отношений между старшими подростками и учителями.
)Изучить закономерности отношений старших подростков со сверстниками.
)Систематизировать и изложить информацию по теме исследования в целостном и структурированном виде.
Для решения поставленных нами в исследовании задач, мы применили следующие основополагающие методы исследования.
I. Библиографический метод как генеральный метод (комплексное изучение научной психологической литературы по теме исследования);
II. Метод сравнительного анализа;
III. Интерпретационный метод.
Структура курсовой работы.
Курсовое исследование состоит из введения, одной главы, заключения и библиографического списка.
Глава I. Социально-психологическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте
. Социальная ситуация развития личности в подростковом возрасте
Подросток осваивает все возможные виды социальных отношений.
Отношения - термин, введенный еще самим великим Аристотелем для обозначения какого-либо определенного способа бытия и познания человека. В отношении находит проявление взаимосвязь предметов и явлений. Ученые выделяют пространственные отношения, временные отношения, причинно-следственные отношения, внешние отношения, внутренние отношения, логические отношения, существенные отношения и пр. Ученые выделяют также отношения целого и части, отношения единичного, т.е. особенного и общего, т.е. всеобщего.
Выделяются социальные отношения: отношения в процессе учебной деятельности, отношения в процессе производственной деятельности, дружеские отношения, семейные отношения и т.д. Наряду с этим, человек вступает в отношения с созданными им вещами, с объективным миром и с другими людьми. Разного рода отношения субъекта характеризует тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений человека с другими людьми влияет на формирование его личностного самоотношения к себе.
Концепция отношений человека была выдвинута Лазурским Александром Федоровичем и получила дальнейшее развитие в работах Мясищева Владимира Николаевича. В.Н. Мясищев, утверждал, что психология отношений органически вырастает из реального взаимодействия людей, в частности, - из педагогической, медицинской, производственной, военной и иной общественной практики, и что фактически все отношения каждой личности по своей природе социальны. [№32, с.150-151]
Подростковый возраст «начинается» с существенного изменения социальной ситуации развития и общественных условий формирования личности ребят на этом этапе. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом.
Как указывает Виктор Иванович Слободчиков, подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), заметно физиологически развивается сердечно-сосудистая система. Происходит половое созревание, существенно меняется гормональный баланс организма. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие подростки начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Вместе с тем в психологии признано, что существенные анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими.
Для резких изменений, имеющих место в течение подросткового возрастного периода, существуют как внешние (социальные), так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.
Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда - необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обучение. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с подростком даже начинают советоваться взрослые); подросток начинает интенсивно рефлексировать (осознавать) себя самого.
Внутренние предпосылки. В этот период происходит бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму. [№5, с.6-12]
С позиций анализа внутренних психологических предпосылок развития подростка, ключевой, по Л.С. Выготскому, является проблема формирования системы интересов и их трансформация в переходном возрасте.
Л.С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:
«эгоцентрическая» - интерес к собственной личности;
«доминанта дали» - установка на большие масштабы деятельности;
«доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);
«доминанта романтики» - стремление к риску, героизму, к неизвестному.
Исследователь психологии подростков Мишель Кле, задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер: сферы тела, сферы мышления, сферы социальной жизни, сферы самосознания.
. Телесная сфера Пубертатное развитие. Пубертат - период полового созревания, характеризующийся бурным, неравномерным ростом и развитием организма. В течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собою две основные задачи развития:
) необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения мужской или женской идентичности;
) постепенный переход к взрослой сексуальности.
. Мыслительная сфера Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:
) развитием способности к абстрактному мышлению;
) расширением временной перспективы.
. Социальная сфера Преобразование социализации. Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:
) освобождение от родительской опеки;
) постепенное вхождение в группу сверстников.
. Сфера самосознания Становление идентичности. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:
) осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;
) осознание себя как субъекта, отличного от интериоризованных родительских образов;
3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок).
2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте. Возрастные психические новообразования подросткового возраста.
психологический подросток личность самосознание
Ведущая деятельность в подростковом возрасте. Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.
Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности и стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых. «Подросток создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать», - пишет Д.И. Фельдштейн. [№20, с. 4-70].
Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям, - по Л.И. Божович. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению. [№5, с.64-88]
Школьный класс - важнейшая группа принадлежности старшеклассника. Но ученический коллектив, как справедливо заметила Л.И. Новикова, - явление двойственное. С одной стороны, это функция педагогических усилий взрослых, так как проектируется взрослыми и развивается под их прямыми и косвенными, непосредственными или опосредованными влияниями. С другой стороны, он - спонтанно развивающееся явление, так как дети нуждаются в общении и вступают в общение отнюдь не только по установленным взрослыми рецептам. Эта двойственность находит свое выражение в двойственной структуре коллектива: формальной, определяемой через заданную организационную структуру, систему делового общения, набор деятельностей, и неформальной, складывающейся в процессе свободного общения детей.
Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам.
Во-первых, существует социальное расслоение, особенно заметное в больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей (отдельные подростки обладают особо ценными, престижными вещами, которых нет у других), так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются друг с другом.
Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к «активу».
В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде. В старших классах дифференциация межличностных отношений становится более заметной, чем раньше. Как показывают социометрические исследования Я.Л. Коломинского, А.В. Киричука, Х.Й. Лийметса и др., более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых», или «изолированных».
Критерии, определяющие социометрический статус старшеклассника в классном коллективе, многообразны.
Чем бы не определялся статус старшеклассника в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание.
Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.
Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с профессиональным идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.
Возрастные психические новообразования подросткового возраста.
На фоне развития ведущей деятельности, происходит развитие центральных новообразований подросткового возраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере. [№20 с.464-490]
Так, в моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.
Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников и взрослых. [№20, с.114-138]
В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал чего-либо, или, наиболее часто, идеал кого-либо. Воспринятый или созданный подростком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения, - считала Л.И. Божович.
Центральные новообразования подросткового возраста: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости», переоценка ценностей, «автономная» мораль. [№20, с.422-445]
Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием подросткового возраста считал чувство взрослости - возникающее представление о себе как уже не о ребенке, а как об отроке, т.е. - восприятие себя более взрослым человеком. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми. [№5, с.122-124] Ирина Владимировна Дубровина отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:
подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить на них внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);
ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков - качества «настоящего мужчины» - силу, смелость, волю и т.д.);
взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости имеет место в условиях сотрудничества взрослых и подростков, что формирует чувство ответственности, чувство заботы о других людях и др.);
интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск таких новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков). [№5, с.108-116]
. Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте. Развитие самосознания в подростковом возрасте
Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте. Рассуждая о формировании познавательных психических процессов в подростковом возрасте, следует отметить, что в этом возрасте завершается становление психических познавательных процессов как сознательных и произвольных, т.е. как высших, культурных форм познания. Интеллектуализация восприятия, памяти, внимания обусловлена не только их усиливающейся связью с мышлением, но и все более обобщенным и абстрактным характером опосредующих знаков, применяемых формирующимся сознанием подростка. [№5, с.116-122]
Не менее значимым, чем развитие формальной логики, является становление рефлексии, умения осознать ход своих мыслей, понять причины своих поступков, своего эмоционального состояния. Рефлексия стимулирует формирование не только когнитивной сферы, но и активизирует формирование личности, творческой активности подростков. [№20, с.70-93]
Восприятие. Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно, чем восприятие младшего школьника. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов.
Восприятие в подростковом возрасте характеризуется избирательностью и целенаправленностью, внимание - устойчивостью. Сам процесс восприятия, сохранения и обобщения материала становится единым целым, при этом моментальные умозаключения присутствуют уже на этапе восприятия, помогая отсеивать ненужную информацию, помогая не переводить не значимую информацию в долговременную память.
Внимание. Внимание подростка характеризуется не только объемом, но и специфической избирательностью. Оно становится все более произвольным и может быть преднамеренным. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. У него вырабатывается умение быстро концентрировать и четко распределять свое внимание. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью (в...

Похожие материалы:

Реферат: Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Социально-психологическая адаптация в организации

Курсовая работа: Социально-психологическая работа с агрессивными подростками

Реферат: Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение

Курсовая работа: Специфика проявления девиантного поведения подростков