Курсовая работа: Социально-психологические характеристики государственных служащих
Наверное, очень велика зависимость успешного устройства государства не только от проводимой политики, но и от успешной деятельности тех, кто выполняет проведение той или иной политики - государственных служащих.
Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024
Скачать работу 'Социально-психологические характеристики государственных служащих':
Курсовая работа
на тему
Социально-психологические характеристики государственных служащих
Введение
Наверное, очень велика зависимость успешного устройства государства не только от проводимой политики, но и от успешной деятельности тех, кто выполняет проведение той или иной политики - государственных служащих.
Любая профессия по-своему оказывает влияние на деятельность личности и функции психики, которые тем или иным образом касаются той профессии, о которой идет речь. Личностно-профессиональное развитие отмечается устойчивой взаимосвязью: одна из ее сторон характеризуется тем, что качества личности работающего, несомненно, занимают значительную роль в процессе и результате деятельности, другая сторона - является продуктом самой профессиональной деятельности.
Понимание служебного поведения служащих аппарата государственной службы достаточно актуально. Поэтому необходимо, чтобы государственные служащие, исполняли свои обязанности с максимальной эффективностью. Определяющим моментом в государственной службе выступают профессионализм и компетентность. Наиболее необходимым для этого являются знания государственных служащих во всех областях управления, высокие способности, квалификация высшей степени. На эффективность их деятельности так же влияет статусная устойчивость, а так же карьерный рост, по мере увеличения опыта и знаний в той или иной области их деятельности.
Так, например, большая часть государственных служащих заинтересована в карьерном росте. Успешная карьера - является важным фактором выполнения государственными служащими своих обязанностей четко и правильно. Лишь 11-14% государственных служащих удовлетворено своим положением, как социальным, так и служебным. Вполне возможно, что это может быть связано с неуверенностью государственных служащих достижения карьерного роста, благодаря трудолюбию и высоким профессиональным качествам.
Закон включил в практику новый пункт в праве «служебное поведение», но не дал полного определения содержания этого понятия. Задача эта возложена на науку. Исходя из содержания термина «поведение» под служебным поведением понимают общность деятельности и действий служащего лица, которые он осуществляет в соответствии со служебными полномочиями, в результате взаимодействия с коллегами, руководством, подчиненными (внутриорганизационное или корпоративное), а так же с окружающим миром (общество, население, граждане, государственные служащие других органов государственной власти, партии, движения, общественные и религиозные организации, структуры гражданского общества и т.д.), в ходе выполнения своих функциональных обязанностей в рамках должностного регламента.
Целью написания данной работы является рассмотрение социально-психологических характеристик личности государственного служащего. Для ее достижения необходимо разрешение ряда задач, таких как: описание личности государственного служащего (для чего нужно рассмотреть проблему социально-психологических свойств личности в современной социальной психологии), рассмотреть социально-психологические характеристики личности госслужащего. Также немаловажно, по-моему, описание служебного поведения государственных служащих, требований к поведению, относительно исполнения ими своих служебных обязанностей, то есть служебное поведение государственных служащих, а так же то, как они их воспринимают, а также нужно обратить внимание на мнение общества о поведении госслужащих.
Глава 1. Теория о социально-психологических характеристиках личности государственного служащего
государственный служащий психология
1.1 Свойства личности в современной социальной психологии
Для того чтобы дать наиболее полную характеристику личности, необходимо рассмотреть подход к пониманию самого термина «личность» и взаимосвязь личности и общества.
. Фрейд утверждал, что человек (личность) и то общество, которое его окружает, будут всегда находиться в состоянии враждебности и конфронтации. Причиной этой конфронтации выступают плохо управляемые влечения Ид, никак не согласующиеся в соответствии с физической реальностью и социальной действительностью. Эго и Супер Эго призваны лишь как-то примирить эти влечения с требованиями действительности, придав им более или менее приемлемую форму.1
Многие работы Фрейда несут социально-психологический, но наиболее значительными среди них являются серия статей под общим названием «Тотем и табу» (3. Фрейд, 1923), «Групповая психология и анализ Эго» и «Цивилизация и ее болезни» (1991). В ‘групповой психологии’, важен следующий момент. Вообще изначально, в первом издании говорится не совсем именно о групповой психологии, а о психологии в массах, поэтому сам автор принимал ее как психологию, но именно социальную, связанную «...с индивидом как членом расы, нации, касты, профессии, учреждения, или как с частью собрания людей, которые организованы в группу с какой-то целью в какое-то определенное время».
В качестве основополагающего социально-психологического понятия Фрейд использует определение Супер Эго. То, что есть структура личностного содержания психики человека, так как оно должно включать в свою структуру совесть, определяющую, что возможно и допустимо, и идеальное Я как образ, который необходимо достичь. При сравнении СуперЭго с другими определениями сегодняшней социальной психологии, то его можно включить с систему социальных установок личности. Всю идею СуперЭго Фрейд определяет таким образом, что человек, у которого именно такой тип качества психики и детерминирует общественный характер. Общество станет авторитарным, если в нем преобладают люди, у которых сильное, жесткое СуперЭго.
Э. Фромм придерживается этой мысли, только пользуется другим понятием - "социальный характер".
Общественно - социальные отношения формируются под влиянием отношений индивида с его родителями. Так, например, отношения между матерью и ребенком будут в дальнейшем влиять на некий образ поведения взрослого по отношению к обществу, в котором он находится. Больше всего для такого поведения характерно амбивалентность чувств. Все мы знаем, что мама выступает, как условие или источник для существования и позитивного настроя, а так же предметом любви. Но в тоже время есть и абсолютно противоположная сторона, то есть она выступает источником запретов и ограничений, и тем самым вызывает в ребенке чувства враждебности или агрессивности и ненависти. Такое сочетание амбивалентности чувств оказывает негативное влияние на формирующиеся общественные отношения личности, продуктом чего являются чувства в какой - то степени лояльности, а в какой - то враждебности.
А если говорить об отношениях с отцом, то естественно эти отношения будут отражением отношений с лидерами. И тут сразу становится понятным, что в качестве лидеров могут выступать не отдельно взятые представители власти, но и вся власть в целом. Таким образом, при передаче части функций Эго лидеру, а в семье отцу, мы как бы перекладываем на них ответственность за свои те или иные поступки. Это процесс передачи функций Эго можно связать так же с покорностью общества фашизму в Германии, а так с массовой травлей мнимых «врагов народа» в бывшем СССР.
Фрейд так же не оставляет без внимания такой момент, как групповой нарциссизм. Фрейд интерпретировал это понятие как «выражение любви к себе», обычно проявляющийся «в открытой антипатии и отвращении к чужим». Фрейд признавал что «мы не знаем, почему ...» так происходит, но все же он полагал, что именно групповой нарциссизм будет выступать причиной неизбежной враждебности между народами. Тем самым, если чувства агрессивного настроя не находит внешнего врага, то они становятся той силой, которая будет разрушать равновесие внутри общества, порождая гражданские войны.1
В конце концов, Фрейд пришел к тому, что основу цивилизации формируют два начала в человеческой психике. Инстинкт жизни (Эрос), питается энергией либидо и объединяет «...разрозненных человеческих индивидов, потом их семьи, затем расы, народы, нации в одно великое единство, единство человечества», и инстинкт смерти (Танатос), являющийся проявлением агрессивности человека, враждебности всех против всех, который «препятствует осуществлению программы цивилизации». Он утверждает, что либидо питается инстинктом жизни, то есть энергия, имеющая сексуальное происхождение, это вполне естественно, если речь будет идти о вопросе сохранения человеческого вида и цивилизации, но ответ на вопрос, какая энергия является питанием для инстинкта смерти, Фрейд к сажалению так и не нашел.
. Фрейд не мало внимания уделял роли бессознательных процессов в человеческой психике, тем самым он получил признание как ученного, которому удалось доказать эту роль, хотя необходимо относиться крайне аккуратно к его социально-психологическим воззрениям, так как биологизаторское начало (акцент на влечениях Ид) и недооценка социальных влияний, помимо родительских, порождают много вопросов и сомнений. Для К. Юнга коллективное бессознательное играет главную роль в асоциальной жизни личности, «внечеловечное», которое к индивидуальной судьбе личности не имеет никакого, а так же недоступно познанию.
А. Адлер. Для него центральное место занимают стиль жизни и социальное чувство. Стиль жизни объясняется тем, что личность стремится преодолеть чувство неполноценности, возникающее, по Адлеру, у каждой личности вследствие тех или иных органических недостатков, которыми он обладает или негативные психологические переживания, таким образом, социальным чувством отражается степень заинтересованности человека в солидарности с обществом, цели общества и смысл жизни в целом. Этим чувством определяется жизненный образ, приводящий, если личные и общественные интересы находятся в гармонии, к успешной компенсации комплекса неполноценности; при одностороннем стремлении к превосходству порождает сверхкомпенсацию; при слабости личности компенсация выражается в форме ухода в болезнь.1
В отечественной психологии разные школы и направления формировали различные отношения на социально-психологические проблемы личности. Я дам краткую характеристику основным подходам в разработке социальной психологии личности и авторские концепции, которые представляют эти подходы.
Начну с рассмотрения социально-психологических проблем личности с позиции психологии отношений.
Основоположником этого подхода в России является А.Ф. Лазурский. Он утверждал, что отношения являются системообразующим фактором структуры личности. Он характеризовал, как сложно устроенное целое, но разделял ее внешнее проявление на два типа: эндопсихические и экзопснхические. Эндопсихика - это совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций. Это - «внутренний механизм человеческой личности».
Экзопсихика определяется отношением личности к внешним объектам, к среде. Понятие среды берется в самом широком смысле слова. "Око объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться". Это то, что нас окружает, то что материально, люди вокруг нас, социальные группы, наука, искусство, религия, душевная жизнь самого человека. По форме достижения, по форме отношений, форме удовлетворения ими, по направленности различают разные категории отношения к действительности.
Фундаментом личности, по мнению Лазурского, выступают два вида отношений:
• отношения между личностью и окружающей средой;
• отношения между эндо- и экзопсихическими ее проявлениями.
Причем, каждое из этих отношений развиваются по- разному, для этого развития существуют разные уровни и на каждом уровне они находятся в разных соотношениях. Исходя из соотношений этих параметров, выделяют переходные типы чистые и смешанные, а так же три уровня - низший, средний, высший. Повышение значения экзопсихических особенностей есть направление развития. Таким образом, в сторону социально-психологических отойдут общепсихологические характеристики.
«Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку, конечно, они стоят в связи с его характером; другими словами, классификация личностей должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле этого слова» (Лазурский, 1997, с. 78). Так Лазурский сформулировал важное положение в социальной психологии, когда поставил задачу создания научно обоснованной классификации личностей.
Так же большой вклад в разработку концепции психологии отношений внес В.Н. Мясищев. Для него в понимании психологии личности важным моментом выступает представление сущности человека как общности общественных отношений. Общественные отношения можно представить в двух видах: объективные отношения и субъективные отношения. Отношения личности, психологические, внутренние, жизненные отношения - все это относится к субъективным отношениям.
Отражая объективные общественные отношения, эти субъективные отношения, «в наибольшей степени характеризуют личность каждого человека... Именно эти внутренние отношения в действительности составляют ядро личности». Психологические отношения играют важную роль в образовании системообразующих качеств личности. В ходе развития они раскрывают различные стороны, такие как, индивидуальные, избирательные, сознательные, различных связей сторон объективной действительности. Характер человека, а так же протекание познавательных, волевых, эмоциональных процессов можно понять путем исследования этих отношений. Ведь отношения позволяют определить наиболее выраженные качества личности, которые выражаются в поставленных целях и решениях различных задач, поставленные личностью. "Возникает вопрос об уровне задач и целей, ради которых человек живет к борется - руководит ли им социальный идеал блага и освобождения трудящихся или личного преуспевания, или человек не ставит себе отдаленных задач и целей, стремится справиться только с подавляющими его повседневными заботами, или, наконец, у человека доминируют влечения, которые имеются и у животных-пищевые,половые". Если рассматривать систему отношений отдельно, то в ней на центральном месте будет находиться отношение личности относительно всего, что его окружает: общество, коллектив, группы, общности, и конечно его отношение к себе самому. Важнейшие и содержательные отношения формируются при межличностных взаимодействиях. В процессе понимания личности важную роль играет характеристика преобладающих отношений, которые меняются в процессе развития. Так же существуют различные уровни развития системы отношения. Эти уровни характеризуются:
• уровнем отношений личности: идейный, конкретно-личный и витальный;
• сравнительной ролью общественно-коллективистических и индивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотношениях с людьми;
• избирательно положительным или отрицательным характером отношений к тем или иным объектам в той или иной форме деятельности.
Исходя из этих характеристик, можно выделить три уровня в развитии системы отношений. К нижнему уровню можно отнести примитивный, витальный, ситуативно обусловленный характер отношений (влечений). К среднему - преобладание отношений конкретно-личного характера, личной симпатии, антипатии, непосредственного утилитарного интереса или расчета. Высшему уровню соответствуют преобладания идейных отношений -убеждений, сознания долга, общественно-коллективистических мотивов. Таким образом, чем выше уровень отношений, тем больше их социальность. Тем самым в структуре личности начинает повышаться значения ее социально-психологических качеств. В.П. Мясищев предлагает оригинальную концепцию для того, чтобы измерить отношения. Для измерения этих качеств были предложены следующие параметры: степень устойчивости; базовый характер; производность от базовых отношений; доминантность; эмоциональность; степень обобщенности;
принципиальность; степень активности; уровень сознательности.
Именно в процессе развития, самовоспитания, а так же воспитания человека образуются системы отношений. Но для того, чтобы эти процессы двигались, необходимы условия общения и общественная практика.
1.2Черты и личность работника госслужбы
Качества личности госслужащего - это взаимосвязь, наиболее устойчивых характеристик, влияющих на деятельность, как управленческую, так и исполнительскую. В эти качества можно включить как социальные, так социально-психологические и просто психологические свойства личности.
На социальные свойства влияют общественные функции, которые в свою очередь выступают свидетельством о успешности его управленческой деятельности, т.е. это профессионализм и компетентность госслужащего, организаторские способности, упорство, трудолюбие и т.д.).
В свою очередь на социально-психологические свойства влияют формы общения, взаимодействие с окружающими и поведение (надежность, дружелюбность, строгость, умение во взаимопомощи, сотрудничество и т.д.).
К психологическим свойствам можно отнести характеристику человека (сдержанность, уравновешенность, честность, порядочность, принципиальность и т.п.).
Важное место в определении качеств личности государственного служащего занимают профессионально - важные качества, которые характеризуются индивидуальными качествами субъекта деятельности, которые в свою очередь влияют на результативность успешной и профессиональной деятельности, в процессе ее освоения.
Категорией, близкой к личностным качествам, выступают способности государственного служащего - это наиболее ярко выраженные особенности, которые являются субъективными условиями, которые позволяют успешное осуществление профессиональной деятельности. Качества и способности личности тесно взаимосвязаны между собой, разделить их чаще всего почти невозможно. Но качества личности государственного служащего представляют собой результат реализации его способностей в процессе профессиональной деятельности, тогда как способности являются "скрытыми" возможностями личности, которые проявляются и раскрываются только при определенных условиях.
Еще одним важным условием существования феномена личности государственного служащего является категория профессиональных навыков. К ним можно отнести:
Знания - результат мыслительной деятельности для выполнения профессиональных обязанностей, что на практике означает усвоение фактов, понятий, законов и т.д.
Умения - относительно устойчивые характеристики, которые зависят от способностей, знаний и самого характера профессиональной деятельности человека. По сути умения служащего - это знания, воплощенные в решение конкретных профессиональных задач.
Навыки - это умения, доведенные до автоматизма. Они приобретаются в условиях, когда в практической деятельности служащий постоянно имеет дело с типичными ситуациями.
Опыт - это свойства, сформированные путем обучения и практики; в широком смысле - единство знаний, умений и навыков.
Мотивация - это множество потребностей индивида. Потребности, интересы,...
Похожие материалы:
Контрольная работа: Социально-психологические механизмы функционирования большой социальной группыКурсовая работа: Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения личности при переходе из среднего звена в высшую школу
Реферат: Социально-психологические аспекты педагогической деятельности А.С. Макаренко
Курсовая работа: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Статья: Психологические характеристики малых групп, как объекта социальной психологии