Контрольная работа: Социально-психологические методы и формы работы с семьей

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
1.1 СЕМЬЯ - ЕЕ ТИПЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ СЕМЬИ.
ФУНКЦИИ ВЫПОЛНЯЕМЫЕ СЕМЬЕЙ
1.2 СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
1.3 ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ
ВЫВОДЫ
2. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
ВЫВОДЫ
3. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
3.1 МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
3.2 ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
3.3 ВЫЯВЛЕНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НИМИ
3.4 РАБОТА С СЕТЬЮ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дата добавления на сайт: 02 августа 2024


Скачать работу 'Социально-психологические методы и формы работы с семьей':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии
Контрольная работа
по дисциплине: "Семьеведение"
на тему: "Социально-психологические методы и формы работы с семьей"
Выполнила:
студентка
Матвейчук Ирина Николаевна
Москва, 2012
Оглавление
Введение
1. Необходимость социально-психологической работы с семьей
1.1 Семья - ее типы и социальные функции
Различные типы семьи.
Функции выполняемые семьей
1.2 Семья как малая социальная группа
1.3 Проблемы семьи
Выводы
2. Содержание социально-психологической работы с семьей
Выводы
3. Основные социально психологические методы и формы работы с семьей
3.1 Методы работы с семьей
3.2 Формы работы с семьей
3.3 Выявление неблагополучных семей и организация работы с ними
3.4 Работа с сетью социальных контактов
Выводы
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность и степень научной изученности темы.
Современный кризис семьи, как социально-психологический феномена, вызывает необходимость социально-психологической поддержки и стабилизации для все более широких категорий семей. Учитывая роль семьи как социального института, социально-психологическая устойчивость семьи всегда была очень важна для общества и государства.
Исследования в области социально психологических методов работы с семьей нашли свое отражение в трудах Алешиной Ю.Е., Афанасьевой Т.М., Артамоновой А. В, Добрыниной О.А., Дружинина В.Н., Карцевой Л. В, Холостовой Е. И и др.
Интерес к социально психологическим аспектам семьи последнее время в России вызывает все больше внимания.
Объект исследования. Семья как малая социальная группа и социально психологический феномен.
Предмет исследования. Социально психологическая работа с семьей
Цель исследования. Описать различные социально психологические методы работы с семьей
Задачи исследования: определить типы и категории семей, нуждающихся в социально психологической помощи; изучить основы социально психологической работы с семьей; раскрыть социально психологические методы работы с семьей
Методы исследования: Основным методом исследования является изучение различных научных источников - монографий, книг, статей, периодических научных изданий, трудов научно-практических конференций; а так же работа с учебной литературой, научно-популярными изданиями, информационными порталами научных учреждений, информационными порталами семейной тематики во всемирной сети интернет.
1. Необходимость социально-психологической работы с семьей
"Семья для человечества - это созданная культурой данность и необходимость; человек, семья и культура - звенья одной цепи. В цивилизации они не способны существовать друг без друга… Семья - необходимый элемент для становления общества". [12, стр.6]
Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам.
Социально - психологическая работа с семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социально-психологической защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи.
.1 Семья - ее типы и социальные функции
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми. Семья - это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.
Различные типы семьи.
По различным признакам выделяется несколько различных типов семьи:
Различают семьи по способам реагирования на стрессовые, конфликтные ситуации и нормативные кризисы (связанные с определенными этапами семейного функционирования).
В основу данной типологизации положен феномен психологического здоровья семьи - интегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех ее членов. Этот показатель характеризует два основных типа семей.
Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:
Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и обще социальных жизненных факторов. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.
Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные.
Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.
Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер, захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи часто занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.
Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психологических кризисов. Трудности и критические жизненные ситуации вызывают у одного или обоих супругов стресс, кризис различной степени психического напряжения. В медицине это называется психотравмирующими факторами. Таким образом, в семье создается сугубо отрицательная психологическая обстановка; в таких условиях ссоры и конфликты между супругами приобретают разрушительный характер. [9, стр.149-151]
Следует особо выделить наиболее актуальные для социальной работы типы семей: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи, проблемные семьи.
социальный психологический семья работа
Функции выполняемые семьей
Сфера семейной деятельности весьма сложна и находит свое содержательное выражение в различных выполняемых семьей функциях.
Функции семьи в различных сферах деятельности: сфера семейной деятельности, общественные функции, индивидуальные функции. Репродуктивная функция: биологическое воспроизводство общества, удовлетворение потребности в детях. Воспитательная функция: социализация молодого поколения, удовлетворение потребности в родительстве. Хозяйственно-бытовая: поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми, получение хозяйственно - бытовых услуг одними членами семьи от других. Экономическая: экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, получение материальных средств одними членами семьи от других. Сфера первичного социального контроля: моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение в семье. Сфера духовного общения: развитие личности членов семьи, духовное взаимное общение членов семьи. Социально-статусная: предоставление определенного статуса членам семьи, удовлетворение потребностей в социальном продвижении. Досуговая: организация рационального досуга, удовлетворение потребностей в современном проведении досуга. Эмоциональная: эмоциональная стабильность индивидов и их психотерапия, получение индивидами психологической защиты. Сексуальная: сексуальный контроль, удовлетворение сексуальных потребностей.
.2 Семья как малая социальная группа
"Семья - малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение хозяйства". [11, стр.158]. Как малая социальная группа семья имеет ряд специфических характеристик. "Согласно психологической теории, малая социальная группа имеет такие отличительные признаки, как состав, структуру отношений, социально-психологический климат, лидерство, чувство "мы", собственные нормы и правила, особенности общения" [7, стр.12].
Ю.Е. Алешина [1, стр.15-16] отмечают следующие особенности семьи:
. Семья является группой, максимально контролируемой в нормативном плане (жесткие представления о требованиях к семье, отношениям внутри нее).
. Особенность семьи в ее составе - небольшом размере: от 2 до 5-6 человек в современных условиях, гетерогенности по полу, возрасту или по одной из этих характеристик.
. Закрытый характер семьи - ограниченность и регламентированность входа и выхода из неё, конфиденциальность функционирования.
. Полифункциональность семьи, что приводит не только к взаимному дополнению аспектов её жизнедеятельности, но и к множественному (часто конфликтному) характеру жизненных семейных ролей.
. Семья - исключительно долговременная по замыслу группа. Она динамична, история семьи включает в себя качественно различные этапы развития. При анализе проблем семьи невозможно абстрагироваться от сознательного и бессознательного опыта наблюдений в конкретной семье.
. Всеобщий характер включения индивида в семью. Значительная часть жизни человека проходит в общении с членами семьи, при постоянном наличии положительных и отрицательных компонентов [1, стр.15-16].
1.3 Проблемы семьи
Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы:
. Социально - экономические проблемы: К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи.
. Социально - бытовые проблемы: по смысловому содержанию сходны с социально - экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи ит.д.
. Социально-психологические проблемы: Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье.
. Проблемы стабильности современной семьи: Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально - типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально - психологическая характеристика.
. Проблемы семейного воспитания: В данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания.
. Проблемы семей группы риска: Факторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально - экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социально-психологический, криминальный характер.
Выводы
Современная семья переживает не лучшие времена: упадок престижа семьи, а тем более семьи с двумя и более детьми, экономическая нестабильность, жилищные проблемы и т.д. приводят к потребности профессионального вмешательства социального работника, для поддержания функционирования главного общественного института - семьи
2. Содержание социально-психологической работы с семьей
Выполняя в обществе огромное количество функций, семья является основой общества, гарантией его стабильного состояния и развития. Нарушение какой - либо из функций семьи ведет к неизбежным проблемам и конфликтам как внутри семьи, так и за ее пределами. Способствовать восстановлению утраченных или поврежденных функций призван, в том числе, и социальный работник. Знание и понимание функций семьи важно для социального работника в правильной диагностики проблем семьи и в дальнейшей при организации социально - психологической работы с семьей. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.
В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др.
Социально-психологическая поддержка необходима семьям со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Она приобретает особое значение в тех регионах, территориях, где мало или практически отсутствуют женские вакансии. различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.
Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.
Социально-психологическая поддержка может быть необходима любой семье, хотя и в разной степени. Особенно нуждаются в помощи семьи пассивные. Они имеют малый собственный потенциал для разрешения кризисных ситуаций.
Выводы
Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи и организована в России на государственном уровне.
Проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме, но несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы социально психологической помощи семьи остаются весьма актуальными.
3. Основные социально психологические методы и формы работы с семьей
Методы социально-психологической работы - это комплекс специфических приёмов, способов достижения целей и задач в социальной работе. Формы обычно связаны с методами и институтами социальной работы; обычно выделяют как единичные мероприятия, так и как систематические, многоуровневые
Социально психологические методы принято рассматривать как часть социальной работы. Большей частью концепцию методов понимают как основные правила, в соответствии с которыми социальные работники и социальные педагоги должны применять свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективности своей работы. Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу и разумно действовать.
Среди видов и форм социально психологической помощи, направленной на сохранение семьи и ее реабилитацию и поддержку выделяют:
а) экстренную работу (экстренная помощь, срочная социальная помощь, предоставление убежища, немедленное удаление из семьи детей, подвергающихся жестокому обращению, находящихся в опасности;
б) социальную психологическую работу, направленную на поддержание стабильности семьи;
в) социальную работу, ориентированную на восстановление или развитие семьи и её членов
3.1 Методы работы с семьей
Можно выделить следующие методы работы: диагностические и управленческие (воспитательные).
Диагностические: наблюдение - общенаучный метод исследования, предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений деятельности личности, коллектива, группы людей. Наблюдение может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях). Опрос - это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану. Тестирование - это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных знаний;.
Управленческие и воспитательные методы включают в себя: (активные), ситуационно - ролевые игры и социально - психологический тренинг.
Методы социальной работы с населением в целом и с семьей в частности должны подбираться исходя из одной главной задачи - развития семьи, направления энергии ее членов на позитивные изменения в их жизнедеятельности. Прежде всего измениться должны способы взаимодействия людей друг с другом. Значение этого явления состоит в том, что следом за изменением актов взаимодействия изменятся и взгляды индивида, его восприятие жизненных явлений и событий.
В этом процессе есть свои этапы: выделение эпизодов, требующих иных подходов, стратегий поведения; вмешательство социального педагога в ситуации взаимодействия клиента с его близкими; выработка новых стратегий взаимодействий;...

Похожие материалы:

Реферат: Формы и методы диагностичской работы школьного психолога

Курсовая работа: Клинико-психологические аспекты тревожно-фобических расстройств и методы психотерапевтической коррекции

Реферат: Стерильные лекарственные формы. Источники загрязнения и методы бактериологического контроля

Реферат: Психологические методы, средства и условия создания профессионального имиджа сотрудников организации

Курсовая работа: Социально-психологические аспекты теории Эриха Фромма