Курсовая работа: Социально-психологические представления о материнстве у современной молодежи
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы представления о материнстве
.1 Материнство как культурно-историческое явление
.2 Материнство как особый психологический феномен
.3 Психологическая готовность к материнству и ее составляющие
.4 Социально-правовой статус материнства в России
Выводы по первой главе
Глава 2. Исследование «Отношение молодежи к материнству»
.1 Программа исследования «Отношение молодежи к материнству»
.2 Результаты исследования «Отношение молодежи к материнству»
.3 Рекомендации по улучшению отношения к материнству у молодежи
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Дата добавления на сайт: 02 августа 2024
Скачать работу 'Социально-психологические представления о материнстве у современной молодежи':
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Кафедра социальной коммуникации и организации работы с молодежью
Курсовая работа
по дисциплине «Психологические основы работы с молодежью»
Социально-психологические представления о материнстве у современной молодежи
Выполнил: студент группы №234
Костюченкова Д. Д.
Проверил: к.п.н, доцент
Попова Е. Е.
Челябинск 2014
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы представления о материнстве
.1 Материнство как культурно-историческое явление
.2 Материнство как особый психологический феномен
.3 Психологическая готовность к материнству и ее составляющие
.4 Социально-правовой статус материнства в России
Выводы по первой главе
Глава 2. Исследование «Отношение молодежи к материнству»
.1 Программа исследования «Отношение молодежи к материнству»
.2 Результаты исследования «Отношение молодежи к материнству»
.3 Рекомендации по улучшению отношения к материнству у молодежи
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Случаи ранней беременности встречаются достаточно часто, и нередко психологам приходится работать с такими девочками. Но данная проблема на сегодняшний день является недостаточно изученной. Как правило, практическая работа по этой проблеме в большинстве случаев направлена на профилактику подростковой беременности, а для психологической работы с уже беременными девочками-подростками имеется недостаточная теоретическая база. Готовность к материнству и представления о материнстве являются важнейшими факторами успешной реализации женщины себя как матери, что влечет за собой воспитание будущего ребенка.
Актуальность изучения психологической готовности к материнству продиктована противоречием между остротой демографической проблемой, связанной с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей и лавинообразным увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребёнком и не разработанностью социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине.
Имеющиеся в научно-публицистической литературе факты свидетельствуют о том, что современные молодые люди крайне мало ориентированы на выполнение материнских и отцовских ролей. В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно-полезную деятельность и материнство, это сочетание всё больше приобретает социальный характер. Возможность гармонического сочетания женщиной профессиональных и семейных ролей в значительной мере определяются её практической готовностью к семейной жизни и материнству.
Всё чаще родители в преддверии рождения ребёнка оказываются неосведомлёнными об элементарных особенностях развития ребёнка и своих функциях в уходе за ним. Кроме того, уменьшение количества детей ведёт к тому, что часто первый младенец, с которым встречается девушка, став матерью, - это её собственный ребёнок. В этих условиях помимо возникновения потребности в повышении родительской компетентности, происходит осознание недостаточности в эмоциональных переживаниях, неготовности к возникновению материнских чувств.
Цель нашей работы состоит в исследование представлений о материнстве у современной молодежи.
Задачи:
Раскрыть понятие материнства.
Проанализировать социально-правовой статус материнства в России.
Разработать программу исследования отношения молодежи к материнству.
Создать рекомендации по улучшению отношения к материнству у молодежи.
Объектом работы являются молодежь челябинской области.
Предметом работы являются представления о материнстве у современной молодежи.
Методы: анализ и синтез литературы, фокус-группа.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В введение раскрывается актуальность данной темы, указываются основные цели, задачи и гипотезы работы. В первой главы освещены теоретические основы представления о материнстве Во второй главы описано исследование отношения молодежи к материнству и рекомендации по повышению положительных установок к материнству. В заключение подведены итоги о проделанной работе. В списке использованных источников указаны материалы, которые были использованы в работе. В приложении гайд фокус-группы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАТЕРИНСТВЕ
.1Материнство как культурно-историческое явление
Материнство как системное качество целесообразно описывать, следуя предложенной В. С. Мухиной схеме, классифицирующей все многообразие условий и факторов развития человека по следующим реальностям [1]:
Реальность предметного мира (природные и рукотворные предметы и система отношения к ним).
Реальность образно-знаковых систем (средства формирования личности и психических функций человека).
Реальность социального пространства (межличностные взаимоотношения и система общественных норм и законов).
Природная реальность.
Важнейшее средство человеческого общения, хранения и передачи информации - это язык. В русской традиционной культуре женский образ синкретичен, представляя уникальное единство противоположностей: как нечто святое, наделенное божественной благодатью и в то же время демоническое, влекущее и пугающее, рождающее и убивающее.
Все вышеперечисленные виды реальности жизни индивида, оказываются значимыми для него только в случае их включения в социокультурную среду его существования. Для традиционной культуры характерна четкая система прав, обязанностей и нормативов. Для русской женщины в течение долгого времени обязанности однозначно были связаны с ее реализацией как хранительницы домашнего очага и матери. Образ материнства, как доказательство полноценности и «богоугодности» женщины, формировался у нее с самого рождения; психологическая готовность к материнству считалась само собой разумеющейся. Учитывая, что основным каналом передачи культурных устоев было непосредственное тесное взаимодействие между поколениями, идентичность формировалась в процессе усвоения конкретной культуры посредством межпоколенных и внутрипоколенных связей в ограниченном окружающем пространстве.
Обратимся к некоторым обобщениям относительно истории материнства в связи с историей детства. Признанный авторитет в области исторических исследований детства Ллойд Де Моз в своей «психогенетической теории истории» утверждает, что в христианском прошлом у родителей практически отсутствовала эмпатия, проявляясь как непонимание детей, отсутствие сопереживания и пассивное оказание помощи. Чувства к детям выражались тогда, когда дети были нетребовательны, то есть «спящими или мертвыми» [2]. Де Моз выделил шесть этапов развития «истории детства» (и «истории материнства» в т. ч.), некоторые из которых узнаются в историческом развитии Древней Руси и России.
Инфантицидная модель, или эпоха детоубийства, характерная для раннего периода развития христианства.
Оставляющая модель, или эпоха небрежения, для которой характерно стремление передать ребенка на попечение другому лицу.
Амбивалентная модель, или эпоха терпимости (XVI-XVII в. в.). Ребенку разрешали войти в эмоциональную жизнь родителей, в том числе матерей, однако отказывали в самостоятельном духовном существовании. Основной целью воспитания стало придание ребенку определенной формы.
Вторгающаяся модель, или эпоха завоеваний (XVIII в.). Родители стали ближе к ребенку. Они «пытались завоевать его разум, чтобы контролировать его внутренний мир».
Социализирующая модель (с XIX в. до середины нашего века). Воспитание ребенка становится скорее процессом развития воли, нежели обучением.
Помогающая модель. Предполагается, что ребенок лучше знает, что ему требуется на каждом возрастном этапе, родители вовлечены в его жизнь для того, чтобы они могли прочувствовать и удовлетворить его потребности.становимся кратко на динамике социальных установок на материнство и семью, характерную для России еще в дохристианские времена. Этот анализ позволит понять, какие ценности претерпели идеологическое и социальное насилие, определяя амбивалентность установок на материнство и в последующие периоды, в том числе на современном этапе.
На этапе расцвета языческой культуры материнство было безусловной ценностью, представляло собой условие успешности семьи, рода и основывалось на естественной репродуктивной потребности и спонтанной радости от этой деятельности. Материнство оставалось явлением инстинктивно обусловленным, непосредственным и эгоцентрическим, в котором ребенок как личность никак не присутствовал.
В средневековой России материнство утратило свою естественную первозданность и оказалось включенным в социально-политическую жизнь страны. Готовность к материнству, таким образом, стала опосредоваться социальным статусом, семейным положением женщины и начала включать элементы женского (материнского) самосознания и зачатки эмпатического отношения к ребенку.
Материнство в Новое время, особенно после Октябрьской революции, почти утратило свою социальную ценность и стало подчиняться требованиям политической конъюнктуры. В силу этого готовность к материнству как психологическое явление осталась представленной в основном в форме поведенческого компонента (готовности действовать), но почти не содержала в себе ролевой рефлексии или материнского чувства (исключая непреодолимые проявления инстинкта).
Итак, обобщая сказанное, можно констатировать: в силу того, что материнство обладает эволюционной и социальной значимостью, в сложной среде обитания человека изначально заложена «ниша» для его существования, которая посредством предъявления социальных ожиданий в различных культурно- и возрастно-специфических формах пробуждает в любом человеке женского пола потенциальную готовность стать матерью.
.2 Материнство как особый психологический феномен
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет.
В словаре русского языка С. И. Ожегова «материнство» трактуется как, состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми [3].
В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты [4].
Г.Г. Филиппова рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины [5].
Ф. Хорват определяет материнство как личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта [6].
Все психологические работы в области материнства позволяют выделить два основных направления современных исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния на развитие ребёнка. Мать рассматривается в терминах долженствования как детерминант развития личности ребёнка, как объект-носитель родительских функций, лишённый субъективной психологической реальности. Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности женщины-матери. Поэтому, анализируя материнство, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка.
Конкретно-культурные функции охарактеризовать сложнее. Все указанные выше видотипичные функции мать осуществляет согласно имеющейся в её культуре модели материнства, в которую входит не только операционный состав и технология ухода воспитания, но и модель переживаний матери, её отношения к ребёнку и своим функциям, а также способы эмоционального взаимодействия с ребёнком. К этой группе материнских функций Г. Г. Филиппова относит следующие.
Обеспечение матерью предметной среды и условий чувственно-практической, игровой деятельности и общения, которые способствуют образованию культурных особенностей когнитивной сферы и моторики.
Обеспечение условий для формирования культурной модели привязанности.
Обеспечение условий для формирования культурных особенностей социально-комфортной среды.
Организация условий (предметной, игровой среды, общения) для формирования культурных особенностей стиля мотивации достижения.
Обеспечение условий для формирования у ребёнка основных культурных моделей: ценностно-смысловых ориентаций, семьи, материнства и детства и др.
Она отмечает, что далеко не все эти функции осознаются матерью. Даже науке многие из них стали известны только в последние десятилетия, и, нет оснований считать, что их познание уже закончено. Однако мать успешно выполняет эти функции много тысячелетий. Культурой они также хорошо освоены и представлены в своде правил, норм, в обрядах, поверьях, обычаях. Некоторые из материнских функций, такие, как удовлетворение органических потребностей ребёнка, формирование у него некоторых личностных качеств, в достаточной мере осознаются матерью и обществом. Другие существуют в общественном сознании и сознании матери в преобразованной форме, представления об их значении для ребёнка в разной степени приближаются к биологическим и социокультурным задачам его развития [7].
Взгляд Г. Г. Филипповой относительно материнских функций не является единственно правильным и окончательно определённым. Различные направления в психологии имеют свой предмет исследования и в зависимости от этого оценивает и интерпретирует функции матери.
.3 Понятие психологической готовности к материнству и её составляющие
Изучение готовности к материнству в последние годы ведётся в различных аспектах, но при всём многообразии подходов к изучению данной темы систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребёнка не проводилось. Поэтому вопрос о ведущем факторе, обеспечивающем эту связь, остаётся открытым.
Выделяют несколько групп показателей психологической готовности к материнству.
В первую группу включены особенности коммуникативного опыта женщин из её раннего детства.
Эта составляющая была определена С. Ю. Мещеряковой, исходя из концепции М. И. Лисиной, которая считает, что основы личности, отношение человека к миру и к самому себе закладываются с первых дней жизни в общении с близкими взрослыми. Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться и как вклад в становление будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими был положительным, это означает, что стартовые условия для формирования субъектного отношения к другим людям были благоприятными и основа для формирования субъектного отношения к своему ребёнку заложена. С. Ю. Мещерякова предположила, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным в её первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях. Большое значение в становлении родительского поведения автор придаёт общению со сверстниками, старшими и младшими детьми [8].
К показателям второй группы отнесены переживание женщиной отношения к ещё не родившемуся ребёнку.
Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения являются желанность ребёнка, наличие субъектного отношения матери к ещё не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.
Третью группу показателей составили установки на стратегию воспитания ребёнка.
То, как будущая мать намеревается осуществлять уход за ним, с точки зрения автора, также свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения к ребёнку.
С.Ю. Мещерякова, не претендуя на полноту и окончательную завершённость модели психологической готовности к материнству, предполагает, что выделенные показатели в совокупности могут отражать её уровень и служить основанием для прогноза эффективности последующего материнского поведения [8].
В.И. Брутман рассматривает готовность к материнству как способность матери обеспечивать адекватные условия для развития ребёнка, проявляющаяся в определённом типе отношения матери к ребёнку. Тип материнского отношения, соответствующий готовности или неготовности к материнству, автор связывает с ценностью ребёнка для матери [9].
Е. Милосердова выделяет два основных фактора, позволяющие определить психологическую готовность к материнству:
Отношение к беременности. Самый благоприятный вариант, когда беременность желанна, принимается с радостью на уровне осознания. Это несёт за собой спокойное протекание беременности на психологическом и физиологическом уровне. Такая женщина готова к материнству и способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения.
Поведение женщины в процессе родов. Зачастую женщина, вместо того чтобы думать только об успешном завершении этого процесса для ребёнка, о его проблемах и состоянии, вместо того чтобы сопереживать малышу, мысленно помогать и поддерживать его, понимая как ему нелегко, женщина полностью переключается на свои ощущения, на свою собственную персону, начинает себя жалеть, обвинять всех и вся, думая о том, чтобы всё поскорее закончилось.
Г.Г. Филиппова, исследуя психологические факторы нарушения материнства, рассматривала психологическую готовность к материнству как ведущий фактор адаптации к беременности и материнству. В качестве составляющих психологической готовности к материнству были выделены ценность будущего ребёнка; себя как матери; материнская компетентность.
Г.Г. Филиппова выделяет следующие основные мотивы материнства:
Достичь желаемого социального и возрастного статуса (я - взрослая, самостоятельная женщина, занимающая определённое положение в обществе, имеющая право на соответствующее отношение к себе в семье и обществе).
Удовлетворение модели «полноценной жизни» (человек должен и может иметь определённые вещи, без этого его жизнь не полная, не такая как у других).
Стремление продолжить себя, свой род (оставить после себя что-то в жизни, что само также будет это продолжение обеспечивать, - рожать детей, моих внуков, правнуков).
Реализация своих возможностей (воспитать...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежиРеферат: Социокультурные и социально-психологические особенности подросткового возраста
Дипломная работа: Социально-психологические особенности личности руководителей высшего звена
Реферат: Социально-психологические факторы и условия противодействия экстремизму в молодежной среде
Курсовая работа: Ценностно-смысловая структура личности современной молодежи