Курсовая работа: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВ
.1 Социальные проблемы полных и неполных семей
.2 Психологические особенности подросткового возраста (новооброзования
.3 Виды помощи по коррекции проблем подростков
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
2.1 Социальная характеристика контингента испытуемых
.2 Методика диагностики социально-психологической адаптации
.3 Групповая коррекционная работа с подростками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024


Скачать работу 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ':


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ИСОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА РЕАБИЛИТОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ.
Выполнила Н.А. Осадовская
Научный руководитель Л.П. Васильева
Минск 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВ
.1 Социальные проблемы полных и неполных семей
.2 Психологические особенности подросткового возраста (новооброзования
.3 Виды помощи по коррекции проблем подростков
ГЛАВА 2. Материалы и метод исследования социально-психологической адаптации у подростков из полных и неполных семей
2.1 Социальная характеристика контингента испытуемых
.2 Методика диагностики социально-психологической адаптации
.3 Групповая коррекционная работа с подростками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из разделов возрастной психологии является детская психология, которая включает в себя подростковый период.
Существует несколько определений рубежей подросткового периода. Например, Г. Гримм ограничивает его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену этот период охватывает 12-17 лет. Но нам представляется, что наиболее адекватной очерчены границы подросткового возраста в периодизации, предложенной Д.Б. Элькониным, где акцент делается не на физическом развитии организма (пубертатный период), а на появлении психологических новообразований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. В данной периодизации границы подростничества устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами.
В данной классификации подростковый возраст составляет 4-6 лет жизни. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой позже. Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. И поэтому особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии.
В данной курсовой работе будет рассмотрена тема «Подростковый возраст, как особая категория возрастной психологии». Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.
Подростку необходимо внимание, так как он в силу своего возраста уже не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая с ними в конфликт - подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили как взрослого, как личность. И от того, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наша ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой.
Целью данной работы: Является выявление уровня социально-психологической адаптации у подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Гипотеза: Уровень социально-психологической адаптации у подростков из неполных семей ниже, чем у подростков, воспитывающихся в полных семьях.
Исследование проводилось на базе средней школы №1 г. Берёзы.
Было сформировано две группы исследуемых: первая группа состояла из подростков, воспитывающихся в неполной семье включающая в себя 20 человек (от 16 до 17 лет), вторая состояла из подростков, воспитывающихся в полных семьях (от 16 до 17 лет).
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
ознакомиться с социальными проблемами полных и неполных семей;
рассмотреть индивидуальное консультирование и групповую коррекционную работу с подростками;
определить особенности социально-психологической адаптивности у подростков находящихся в полных и неполных семьях;
провести сравнительный анализ социально-психологической адаптации между подростками из полных и неполных семей;
установить степень достоверности различий в уровнях социально-психологической адаптации у подростков из полных и неполных семей;
Объектом исследования: уровень адаптации подростков, воспитывающиеся в полных и неполных семьях.
Предмет исследования: социально-психологические особенности адаптации детей подросткового возраста, воспитывающихся в неполных.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В оТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Психологические особенности подросткового возраста (новообразования)
Познавательное развитие в подростковом возрасте. Младший подростковый возраст характеризуется возрастанием познавательной активности («пик любознательности» приходится на 11-12 лет), расширением познавательных интересов.
В отрочестве интеллектуальный процесс подростка активно совершенствуются. В западной психологии развитие интеллекта в подростковом возрасте рассматривается с точки зрения совершенствования его структуры: происходит переход к формально-логическим операциям (Ж. Пиаже). В отечественной психологии в рамках системно-функционального подхода считается, что в подростковом возрасте центральный, или ведущий, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Под влиянием обучения, усвоения более обобщённых знаний и основ наук высшие психические функции постепенно преобразуются в хорошо организованные, произвольно управляемые процессы. Изменения когнитивной сфере влияют на отношение подростков к окружающей действительности, а так же на развитие личности в целом.
Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: Объём, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Помять внутренне опосредствовано логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Увеличивается объём памяти, избирательность и точность мнемической деятельности. Постепенно перестраиваются процессы мышления - оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретически дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать понятиям, сопоставлять их, переходить в в ходе размышления от одного суждения к другому. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности.
Представленная выше идеальная модельного уровня психического развития, которого при благоприятных условиях (обучения и воспитания) должен достигнуть каждый подросток, реализуется далеко не всегда.
Комплексное исследование, проведенное в средних и старших классах школы, что достижение многих школьников весьма далеки от теоретически возможных.
Реальные семиклассники имеют не высокий общего психического развития. Познавательная потребность у них бедна и однообразна, преобладают занимательные и пассивные формы её удовлетворения. Общекультурные интересы достаточно широки и не устойчивы. Школьники опираются на способы механического запоминания, недостаточно используя приёмы смыслового запоминания. Они не владеют в достаточной мере интеллектуальными приёмами и умениями (вербального анализа, общения, образного анализа и синтеза). Теоретическое понятийное мышление развито слабо. Личностные особенности средних школьников свидетельствует о низком уровне саморегуляции, о выраженной школьной тревожности, неуверенности в себе, эмоциональной усталости, несоответствии уровня притязаний возможностям учащихся. Не умея и/или не желая учиться, не понимая необходимости этого, подросток тратит много времени и сил на домашнее задание, испытывая перегрузку, отсутствие радости и отрицательное отношение к учению. Причины неуспеваемости в средних классах связаны с отсутствием адекватной мотивации учения, со смещением акцентов на формальные элементы учебной деятельности. Клеймо «неперспективных», обвиняющая позиция учителей и самообвиняющая позиция детей довершают «проблемность» успешного обучения и интеллектуального развития в подростничестве.
Старшие подростки (9-10 класс) в целом проявили более высокий, но совершенно не достаточный уровень интеллектуального и личностного развития. При это индивидуальные результаты отдельных школьников могут быть весьма впечатляющими.
Решающее значение для развития теоретического мышления и логической памяти организация и мотивация учебной деятельности в средних классах школы, содержание учебных программ, система методов подачи учебного материала и контроля за его усвоением. [1, c. 252-254]
Также хотелось бы отметить, что Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.
Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений.
Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Что же он представляет собой?
Вот его проявления:
•чувствительность к оценке посторонних своей внешности
•крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
•внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров
Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии).
Для подростков характерна полярность психики:
•целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
•неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
•повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
•потребность в общении сменяется желанием уединиться;
•развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
•романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
•нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.
Одно из новообразований подросткового возраста - чувство взрослости.
Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить» (опять таки, по своему разумению - карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко - и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.
Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания - не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.
Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки - такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.
Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.
Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны - потребность в единственно-преданном друге, с другой - частая смена друзей.
У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться. [2]
.2 Социальные проблемы полных и неполных семей
Неполная семья - группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей; соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи; последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.
Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.
Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.
Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных, семьях.
Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.
Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь «ради детей», зачастую приносят напрасную жертву.
Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей.
Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать...

Похожие материалы:

Реферат: Социокультурные и социально-психологические особенности подросткового возраста

Курсовая работа: Социально-психологический климат класса учащихся подросткового возраста

Курсовая работа: Образ идеального отца у подростков в полных и неполных семьях

Реферат: Взаимосвязь родительского воспитания и «я» - концепции девушек подросткового возраста (13 лет)

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста