Курсовая работа: Социально-психологический климат класса учащихся подросткового возраста

Подростковый возраст наверно самый сложный период в жизни ребенка, он играет значительную роль и от того, как складывается общение подростка с ровесниками, зависит очень многое в его будущей судьбе. В таком общении формируется личность ребенка, отрабатываются модели поведения, идёт поиск своего места в социальной общности (пусть ограниченной пока рамками класса).

Дата добавления на сайт: 02 августа 2024


Скачать работу 'Социально-психологический климат класса учащихся подросткового возраста':


Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы социально-психологического климата класса учащихся подросткового возраста
.1 Характеристика социально-психологического климата группы в зарубежных и отечественных теориях
.2 Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте
.3 Факторы, влияющие на социально-психологический климат класса учащихся подросткового возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологического климата класса учащихся подросткового возраста
2.1 Психолого-педагогическая характеристика объекта исследования
.2 Методы исследования
.3 Результаты исследования
.4 Рекомендации по созданию благоприятного социально-психологического климата класса учащихся подросткового возраста
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Подростковый возраст наверно самый сложный период в жизни ребенка, он играет значительную роль и от того, как складывается общение подростка с ровесниками, зависит очень многое в его будущей судьбе. В таком общении формируется личность ребенка, отрабатываются модели поведения, идёт поиск своего места в социальной общности (пусть ограниченной пока рамками класса). Поэтому очень важно при работе с подростковым классом учитывать особенности возраста, межличностных отношений, руководитель обязан обеспечить формирование благоприятного социально-психологического климата, используя методы социального управления, преодоления конфликтов и развития сплоченности класса.
Разработками данной проблемы занимались Ф. Оллпорт и С. Аш, которые считали, что именно индивидуальные стремления каждого человека определяют все происходящие механизмы в группе (конфликты, сплочение, появление группировок). М. И. Станкин предположил, что на социально-психологический климат влияют групповые процессы (общественное мнение, межгрупповые отношения, конфликты, стиль руководства группой). Он разработал ряд рекомендаций руководителю по созданию благоприятного социально-психологического климата.
Аникеева Н. П. и Петровский А. В. занимались изучением факторов, влияющих на социально-психологический климат. Аникеева выделила общие: микросоциальные условия и атмосфера общества в целом. Петровский исследовал влияние факторов на примере ученического класса. Значимыми факторами явились такие, как: сплоченность, конфликтность, статусные отношения, неформальные структуры, стиль руководства и лидерства, самооценка и оценка другого, групповое мнение.
Ночевник М. Н. разработал аспекты исследования социально-психологического климата (психологический, социологический, социально- психологический), которые помогут выявить не только индивидуальные стремления в группе, но и раскрыть групповое сознание в целом.
Сачкова М. Е. изучала статусные отношения в подростковых ученических группах, она выявила зависимость сплоченности класса от статуса каждого ученика: «чем больше в классе среднестатусных учащихся, тем сплоченней становится этот класс», так как такие дети являются связующим звеном между лидерами и аутсайдерами; способствуют стабильности эмоциональных отношений в классе и его сплоченности.
Противоречия: между потребностью у подростков принадлежать к какой-либо группе и неумением использовать эффективные способы построения межличностных отношений.
Проблема исследования: связана с изучением социально-психологического климата в подростковых классах.
Тема курсовой работы: «Социально-психологический климат класса учащихся подросткового возраста».
Объект: учащиеся подросткового возраста.
Предмет: социально-психологический климат учащихся подросткового возраста.
Цель исследования: выявление характеристик социально-психологического климата класса учащихся подросткового возраста.
В ходе исследования можно предположить, что сплоченность класса является основополагающей характеристикой социально-психологического климата этого класса.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
Охарактеризовать социально-психологический климат группы.
Охарактеризовать особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
Провести психологическую диагностику по изучению социально-психологического климата класса учащихся подросткового возраста, изучить социометрические статусы учащихся класса, коэффициент взаимности, уровень групповой сплоченности.
Разработка методических рекомендаций по созданию положительного социально-психологического климата в классе.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ, абстрагирование, конкретизация, моделирование, аналогия, классификация;
Эмпирические: метод социометрии, ЦОЕ.
Практическая значимость: заключается том, что результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы в работе педагога, классного руководителя.
Базы исследования: г. Нижний Тагил, МОУ СОШ № 21, 7А класс (17 человек).
межличностный класс психологический сплоченность
Глава 1. Теоретические основы социально-психологического климата класса учащихся подросткового возраста
.1 Характеристика социально-психологического климата группы
Анализ социально-психологического климата важен не сам по себе. Целью любого воздействия на учащегося является гармоническое развитие личности, которое во многом определяется тем, в какие группы и как включается личность в процессе своего развития.
Человек становится личностью в обществе других людей. Если на минуту представить себе человека, заведомо изъятого из общества, утратившего все контакты с окружающими людьми, то перед нами окажется индивид, которому неизбежно придется потерять свою личность. Качества личности - доброта, отзывчивость, нетерпимость, подозрительность, принципиальность, грубость, а вслед за ними и все другие 1500 свойств личности, зафиксированных сегодня в словарях русского языка, утратят свой смысл и постепенно атрофируются. Все, что накопилось в личности, все её глубоко лежащие психологические характеристики возникли благодаря общению и предназначены для общения. Вся жизнь человека, от его рождения и до смерти, проходит в самых различных группах, членом которых он непременно является.
Группа детского сада, семья, школьный класс, спортивная команда, узкий круг друзей по интересам или месту жительства - вот некоторые примеры тех групп, в которых проходит жизнь человека. Любой человек на протяжении жизни не просто является членом многих групп, а занимает в них определённое место в зависимости от своего отношения к ним, степени участия в их делах, своего вклада в общее дело и т.д.
В социальной психологии термин «группа» является самым широким и многозначным. Его применяют при характеристике любой человеческой общности, которая может быть выделена на основании какого-либо признака. Группой социальная психология называет общность людей, объединенных на основании некоторого или некоторых общих признаков, относящихся к осуществляемой ими совместной деятельности, в том числе и общению [8].
Существует множество классификаций групп, построенных на различных критериях: по уровеню культурного развития, типу структуры, задачам и функциям, преобладающему типу контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Общая черта всех таких классификаций - фиксация лишь форм жизнедеятельности групп. Самая распространенная классификация групп, это деление их на: уловные и реальные, лабораторные и естественные, стихийные и устойчивые, становящиеся и развитые, большие и малые.
Ученический класс является малой группой, это любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч, при которых каждый член группы получает некоторое представление или восприятие каждого другого члена (Р. Бейлс). Особенно популярно определение малой группы, данное Г. Томансом: «Это группа лиц, которые связаны друг с другом в течение некоторого периода времени, группа, которая достаточно мала, так что каждое лицо в состоянии поддерживать связь со всеми не через других, а непосредственно». Определение из психологического словаря: малая группа - немногочисленная по составу общность людей, члены которой объединены деятельностью и находятся друг с другом в непосредственном личном общении [9].
Исходя из всего выше сказанного, можно выделить ряд признаков малой группы:
Пространственное и временное соприсутствие людей. Относительно регулярные и продолжительные контакты лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников [3];
Наличие постоянной цели совместной деятельности. Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Можно выделить три вида целей:
ближайшие перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;
вторичные цели - более длительные во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива;
дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого.
Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в каком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может, и нет, но это не означает, что нет организующего начала, просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы и лидерство носит ситуативно-специфический характер [15].
Андреева Г.М. предлагает такую классификацию малых групп [1]:
Первичные и вторичные. К первичным группам относятся семья, группа друзей, ближайшие соседи, т.е. группа людей с непосредственными контактами, У вторичных нет непосредственных контактов, а для общения используются различные посредники.
Формальные и неформальные. В формальных группах четко заданы все позиции членов группы, существует определенная система ролей и статусов, например школьный класс. Неформальные группы могут создаваться в внутри формальных, в виде группировок или небольших объединений.
Референтные группы и группы членства. Референтная группа - круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида.
«Коллектив или группа становятся могучим средством формирования личности только тогда, когда они характеризуются высоким психологическим климатом» - Аникеева Н.П..
Сам по себе «климат» определяется как обстановка, положение, обстоятельства [13]. А социально-психологический климат - это эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами [2].
В психологическом словаре социально-психологический климат, это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый эмоциональный настрой, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения друг к другу, к окружающим событиям [9].В социологическом - социально-психологическое состояние группы, характер ценностных ориентаций, межличностных отношений и взаимных ожиданий.
Социально-психологический климат - важная характеристика малой группы. Различают благоприятный и неблагоприятный, здоровый и нездоровый социально-психологический климат. В ученическом классе очень важно, чтобы психологическая атмосфера благоприятно влияла на становление личности ребенка. Здоровый социально-психологический климат активирует интерес школьника к общим делам, влияет на процесс обучения, мотивирует на достижение поставленных задач.
Психологический климат - понятие эмоционально- и социально-оценочного характера, относящееся к психологическим явлениям в группах и коллективах.
В научной литературе употребляются различные термины: «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический настрой», «психологическая атмосфера» (термин предложен К. Левином), «социально-психологическая обстановка».
Выделяют три основных аспекта исследования социально-психологического климата малой группы.
Первый аспект - социологический. Этот анализ предполагает изучение влияния условий и форм совместной деятельности на характер взаимоотношений в группе. В основе лежит исследование восприятия людьми условий, содержания деятельности, стиля руководства.
Второй аспект - социально-психологический. Он предусматривает анализ групповых норм, межличностных форм общения, состояния групповой атмосферы, стилей лидерства, групповой динамики, группового сознания, ценностей, потребностей, мотиваций и интересов группы. В рамках межличностного общения выделяются социальные перцепции (восприятие личностями друг друга, восприятие одной группы другой, механизмы образования стереотипов при восприятии другого человека, механизмы восприятия и понимания мыслей, чувств и поступков в условиях совместной деятельности, общения и др.). Социально-психологическое исследование, одним из центральных направлений которого является изучение индивидуального поведения в конкретной обстановке, предусматривает также анализ интеграции индивида в культурную среду группы.
Третий аспект - психологический. Он предполагает рассмотрение психологических факторов, которые влияют на социальное поведение личности и состояние социально-психологической атмосферы в группе. Это личностные характеристики, которые являются неотъемлемыми детерминантами состояния взаимоотношений и атмосферы в группе. Психологический анализ позволяет выявить такие качества личности, как самооценку, ригидность, авторитарность, причины психологического дискомфорта личности и группы в целом и т.д. Такой анализ позволяет также определить типичные реакции людей в процессе деятельности и межличностного общения и другие психологические компоненты состояния социально-психологического климата группы [6].
Характер социально-психологического климата в классе наиболее важен именно в подростковом возрасте, так как в этот период психика ребенка особо чувствительна к взаимоотношениям со сверстниками. Наблюдается повышенная обидчивость, эмоциональные реакции на окружающих, подросток оценивает себя через оценки других. Благоприятный социально-психологический климат будет способствовать развитию положительных взаимоотношений между школьниками и формированию здоровой личности подростка.
.2 Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте
Одна из характеристик социально-психологического климата это - межличностные отношения. Межличностные отношения - субъективно переживаемые отношения людей, в конечном счете, обусловливаемые безличными по своему характеру общественными отношениями. Выделяют разные типы межличностных отношений [4]. Эмоционально-непосредственные характерны для группы низкого уровня развития; в коллективе как высокоразвитой группе межличностные отношения имеют преимущественно опосредованный характер, обусловленный содержанием и целями совместной деятельности. Эмоционально-непосредственные отношения выступаю здесь лишь как поверхностный слой межличностных отношений. Характеристики взаимоотношений также связаны с эмоционально-оценочным компонентом и статусно-ролевыми различиями их участников. С точки зрения выраженности эмоционально-оценочной составляющей различают деловые, или функциональные, отношения малознакомых участников, в которых эмоциональный аспект представлен сравнительно слабо, и отношения экспрессивные, состояние и развитие которых определяется эмоциональной стороной, что характерно, прежде всего, для отношений симпатии, дружбы, любви. С точки зрения ролевых различий (одноклассник, поклонник, друг, лидер и т. п.) положение индивида в контексте межличностных отношений зависит от его индивидуально-психологических качеств. В понятии межличностной роли отражены определенные права и обязанности, связывающие людей в системе межличностных отношений.
Существует множество классификаций межличностных отношений, различают официальные и неофициальные отношения (здесь критерием является степень закрепления отношений в документах и инструкциях); деловые и личные отношения (деловые отношения связаны с совместной деятельностью и направлены на получение совместного полезного результата, продукта деятельности, личные отношения возникают под влиянием потребности в общении).
Межличностные отношения различают также по валентности или знаку: положительные, индифферентные, отрицательные [10].
В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст связан с новообразованиями, возникающими из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность разворачивает подростка от направленности на мир к направленности на самого себя, и центральным становится вопрос «Что я такое?». В связи с этим возникают трудности в отношениях с взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для него происходит теперь вне школы); подросток стремиться войти в детские компании (поиски друга, поиски того, кто может его понять); иногда он начинает вести дневник.
Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития, здесь осваивается область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения.
В подростковом возрасте происходит становление различных по степени близости отношений: есть просто товарищи, близкие знакомы, друзья, друг. Общение с ними выходит в это время за пределы школы и выделяется в самостоятельную важную сферу жизни. Общение со сверстниками представляет для подростка большую ценность, иногда отодвигаемую на второй план учение, общение с родными.
Взаимоотношения выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. Здесь проявляются: стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками; желание иметь близких друзей и жить с ними общей жизнью и одновременно; желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам. Отношения с другом являются предметом особых размышлений подростков, внутри которых корректируются самооценка, уровень притязаний и т. д. [11]
Подростковый возраст предполагает переход на новый уровень межличностных отношений. В этом возрасте общение - ведущая деятельность, и оно носит интимно-личностный характер.
Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств «лучшего друга» повышается роль личностных характеристик сверстника при взаимооценках. Морально-волевые характеристики друга становятся важнейшим основанием предпочтений («смелый», «честный», «верный», «добрый»).
Специфическая особенность подросткового возраста состоит в том, что вступление в него не означает вхождение в новую группу (если не возникла референтная группа вне школы, что очень часто...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Анализ взаимосвязи степени выраженности компьютерной зависимости и кризиса подросткового возраста

Реферат: Социально-психологический тренинг межличностного общения

Дипломная работа: КРИЗИС СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДЕТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Реферат: Взаимосвязь родительского воспитания и «я» - концепции девушек подросткового возраста (13 лет)

Курсовая работа: Психологический анализ целесообразного поведения учащихся