Контрольная работа: Социально-психологическое направление в России

Содержание

Введение
1. Особенности становления социальной психологии в России
. Современная социальная психология
3. Социальная установка личности
. Развитие представлений о предмете, объектах и методах социальной психологии
Заключение
Список использованной литературы

Дата добавления на сайт: 02 августа 2024


Скачать работу 'Социально-психологическое направление в России':


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра туризма и индустрии гостеприимства
Контрольная работа по дисциплине: Социальная психология. Конфликтология
на тему: «Социально-психологическое направление в России»
Выполнила ст-ка гр.: И 960482с Короткова М.В.
Проверила: Фомина Ю.И.
Тула, 2014

Содержание
Введение
1. Особенности становления социальной психологии в России
. Современная социальная психология
3. Социальная установка личности
. Развитие представлений о предмете, объектах и методах социальной психологии
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Социальная психология - это специфическая наука, и её история не так уж велика, если взять для сравнения историю физики, биологии или медицины. Кроме того, темп нашего прогресса и в методиках, и в проблематике возрастает, несмотря на случающиеся время от времени отклонения на побочно - ненаучные тропки…
Безусловно, современный социальный психолог нуждается в экспериментальных, статистических и компьютерных навыках. Но не менее он нуждается и в знании исторической перспективы, он должен погрузиться в теории (как микро, так и макро). И, прежде всего, он должен обладать, способностью видеть место своей проблемы в более широком контексте. Иногда она лежит в рамках академической психологии, зачастую в социологии антропологии, иногда в философии или теологии, бывает, что в истории или экономике, частенько - в современной политической ситуации. Иногда этот контекст обнаруживается в рамках генетики или клинического опыта.
Короче говоря, хотя социальная психология имеет собственную историю, теорию, проблемы, она ещё не является самодостаточной наукой. И наилучшим образом она расцветает в саду, который орошается из различных источников и возделывается различными садовниками.
Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой психологический аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.
Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась на перекрестке этих двух наук. Все это создает немалые трудности в определении предмета социальной психологии.
Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и достраивание своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.
Приступая к решению этих задач необходимо очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины.
Исходя из этого, тема курсовой работы является весьма актуальной.
Цель курсовой работы - рассмотреть современное состояние предмет и проблематики социальной психологии в России.
В связи с указанной целью поставлены следующие задачи курсовой работы:
. Изучить особенности становления социальной психологии в России.
. Проследить развитие современной социальной психологии.
. Выявить отрасли социальной психологии.

1. Особенности становления социальной психологии в России
Предмет социальной психологии, как и предмет любой науки, определяется вопросом: «Что изучает данная наука как самостоятельная, относительно независимая отрасль знания?»
Современной вехой в истории социальной психологии(образно говоря, «ласточкой, не сделавшей погоды») стало появление ряда работ, в название которых впервые вошло словосочетание « социальная психология». Это были: книга английского учёного У. Макдугалла « Введение в социальную психологию в 1908 году и работа американского социолога Э.Росса под названием «Социальная психология». Считается, что именно с этого времени за данной наукой не только закрепляется её современное название, но и она сама получает признание как вполне самостоятельная область научных психологических знаний.
Если рассматривать историю развития социально - психологических идей в нашей стране, то она кое в чём совпадает, а кое в чём и отличается от истории становления и развития данной науки в зарубежных странах. Поначалу, ещё до революции 1917 года, и отчасти в первые годы советской власти социальная психология в нашей стране развивалась в русле тех же тенденций и направлений, что и за рубежом. Однако после резкого изменения социально- политической обстановки в связи с Октябрьской революцией развитие социальной психологии в России пошло иными путями. Вскоре после революции были подвергнуты острой критике идеи, высказанные В.Бехтеревым в «Коллективной рефлексологии» относительно психологии масс людей в истории отрицательной, в то время как советская власть, победившая благодаря стихийному выступлению и поддержке масс людей напротив, возвышала и возвеличивала эту роль.
В связи с тем, что существовавшие в то время зарубежная и дореволюционная российская психология масс, представлявшие социальную психологию в целом, не соответствовали ни идеологии, ни политике советской власти, в течении почти полувека социальная психология в Советском Союзе фактически не разрабатывалась. Она была замечена частью марксистско-ленинского учения под названием «исторический материализм», который дополнял так называемый «научный коммунизм». В этих условиях о существовании конкурирующей с ними и к тому же разрабатываемой за рубежом, в капиталистических странах «буржуазной» социальной психологии не могло быть и речи.
Однако к концу 60-х годов xx века, во время «хрущёвской» оттепели, ситуация в стане стала меняться. Идеологическое давление, оказываемое на гуманитарные науки, стало постепенно ослабевать. В практике управления страной к этому времени появились проблемы, которые надо было решать с позиции конкретных наук, а не марксистско-ленинской философии, и это привлекло внимание учёных и практиков к социально - психологической проблематике.
Прежде всего, нужно было решить вопрос о предмете социальной психологии и его отличии от предметов других социальных и гуманитарных наук, разрабатывавшихся в стране. Этот вопрос, как известно, на протяжении всех лет существования советской власти дискутировался дважды: в 20-е и в 50- XX -начале 60-х годов XX века.
В 20-е годы наука под названием « социальная психология» во всём мире только начинала разрабатываться, хотя в это время уже существовала и успешно развивалась общая экспериментальная психология. Не был ещё преодолён общий кризис психологической науки, не имели удовлетворительного решения многие связанные с ним вопросы, в том числе о соотношении экспериментальной и неэкспериментальной психологии, общей психологии и вновь возникших наук: психологии народов, психологии масс, психологии толпы и этнической психологии. Наконец, это время исторически совпало с революцией 1917 года и с началом активного внедрения в сознание ученых марксистской идеологии. Всё это вместе взятое предопределило ход первой дискуссии о предмете социальной психологии, её результаты и дальнейшую судьбу в стране.
Г.И. Челпанов, к примеру, предлагал отделить общую экспериментальную психологию от марксисткой и назвать социальной психологией только науку, ориентированную на философию. Ему возражали многие известные российские учёные - Л.С. Выготский, В.А. Артемов, К.Н. Корнилов, П.П. Блонский и другие. Они доказывал, что нет вообще необходимости специально выделять социальную психологию и разрабатывать её как отдельную науку, поскольку вся психика человека является социальной, то есть любая область психологии может называться социальной.
Этой позиции, кстати, придерживались некоторые известные учёные - психологи и во второй дискуссии о предмете и судьбе социальной психологии. Данный факт можно объяснить только тем, что они не имели представления о том, чем на самом деле занимается и что действительно изучает социальная психология в мире.
Другие учёные, к примеру, В.М. Бехтерев, признавали социальную психологию, но вместо неё предлагали разрабатывать другую науку - коллективную рефлексологию - науку о процессах, происходящих в объединениях людей - коллективах.
Первая дискуссия о судьбе и предмете психологии так и не привели к позитивному результату, к началу активной разработки социальной психологии в нашей стране. На несколько десятков лет, вплоть до конца 50-х годов, разговоры на эту тему фактически прекратились. Её негласно заменили исторический материализм как своеобразную теорию и научный коммунизм как социальную теорию и практику, дополненная и реализованная педагогической теорией А.С. Макаренко и практикой создания и функционирования социалистических коллективов.
К концу 50-х годов XX века социальная психология за рубежом уже представляла собой развитую теоретическую и экспериментальную науку. К этому времени в социальной психологии малых групп накопилось немало новой и полезной информации о процессах, происходящих в группах. Внимание отечественных учёных в конце 1950-х годов вновь направляется на социальную психологию. Вновь возникает вопрос о необходимости разработки социально- психологической проблематики.
В связи с этим на страницах научных журналов разворачивается вторая дискуссия на тему о том, что такое социальная психология, каков её предмет и нужно ли ею заниматься (А.Г.Ковалёв, Б.Д. Парыгин, В.Н.Мясищев). Участники дискуссии на этот раз в большинстве своём уже придерживались мнения о необходимости существования и развития такой науки, обсуждали вопросы о её предмете и связях с другими науками. В качестве предмета социальной психологии назывались массовидные явления психики (социологи), личность и малые группы (психологи). Все участники дискуссии сходились во мнении том, что предметом социально - психологических исследований должны стать коллективы. Итогом этой дискуссии явилось признание за социальной психологией права на самостоятельное существование.
После дискуссии социально - психологическая проблематика разделяется между двумя науками: социологией и психологией. К социологии отходят большие социальные группы, массовые коммуникации массовидные явления психики, к психологии в группе, проблематика малых групп, человеческих взаимоотношений и восприятия людьми друг друга.
Возобновившиеся в нашей стране социально - психологические исследования отличаются тем, что существуют в рамках ещё господствовавшей в то время «марксистко-ленинской» идеологии. В психологии эти исследования ограничиваются социальной психологией малых групп и восприятия людьми друг друга, не касаясь, например, объяснения социальных процессов и явлений. В свою очередь, социально - психологическая проблематика малых групп оказывается соответствующим образом «подправленной» и противопоставленной «буржуазной» социальной психологии, по - прежнему «неприемлемой» для советских учёных. Это, в частности, проявилось в следующем. Понятие «малая группа» заменяется понятием «коллектив». Последнее, соответственно, трактуется в русле понятия «социалистического» коллектива в марксистко-ленинской философии, научном коммунизме и в педагогической теории А.С.Макаренко. В публикациях на тему психологии коллектива считается обязательным непременно критиковать «западную» или «буржуазную» социальную психологию малых групп, противопоставлять ей « более» советскую социальную психологию коллектива. В этом ключе были выполнены многие исследования коллектива, организованные и проведённые с конца 1960-х годов под руководством А.В. Петровского, Л,И. Уманского, Е.В. Шороховой и других. социальная психология лаборатория институт ран РАО.
Одновременно с этим разворачиваются теоретические и экспериментальные исследования, посвящённые следующим проблемам:
· Восприятию и пониманию людьми друг друга (А.А. Бодалов и другие учёные);
· Психологическому климату коллектива (Б.Д. Парыгин и другие);
· Стилю руководства (А.Л. Журавлёв и другие);
· Социальной перцепции (Г.М. Андреева и другие);
· Эффективности групповой деятельности (Н.Н. Обозов и другие).
Наиболее полное представление о том, что изучает социальная психология, дает схема, предложенная Б.Д. Барышевым Приложение А по мнению же В.Н. Мясищева, Приложение Б социальная психология исследует другие стороны.
2. Современная социальная психология
В социальной психологии последней четверти XX века произошли заметные изменения. Они характеризуются активной разработкой социально - психологической проблематики и выход её на одно из первых мест в научных и прикладных психологических исследованиях. Произошла дифференциация самой социальной психологии. Она превратилась в одну из наиболее развитых фундаментальных психологических наук, и внутри её выделились отдельные социальные науки (частные направления исследований). Среди них можно назвать психологию малых групп, общения, межличностных отношений, восприятия и понимания людьми друг друга, семьи, управления, конфликтов, социальных установок, масс и ряд других отраслей.
Вместе с тем психологические знания проникли в другие психологические науки: общую, дифференциальную, возрастную, клиническую, экономическую, военную, юридическую, спортивную и т.д. Они стали широко использоваться в таких науках, как политология, экономика, социология, право, история, и в ряде других. На базе социально - психологических знаний в настоящее время строятся многие методы практической психологии, в том числе различные виды социально- психологических тренингов (активного группового обучения).
-е годы XX века можно считать временем нового подъёма и ускоренного развития социальной психологии во всём мире. В это время в ней появились не только новые направления научных и прикладных исследований, но социальная психология вышла на одно из первых мест среди психологических наук, стала одной из наиболее интересных и быстро развивающихся научных знаний. Ею занимается большое количество учёных, представляющих не только социальную психологию, но и другие отрасли психологической науки.
Основные тенденции развития мировой социальной психологии, начиная с 60-х годов XX века и до конца этого века, отразились и на состоянии отечественной социальной психологии. Эти тенденции можно определить следующим образом.
. Началась внутренняя дифференциация традиционной социальной психологии. В ней появились относительно самостоятельные направления научных исследований, в том числе: психология малых групп, социальных установок, эффективности групповой деятельности, восприятия и понимания людьми друг друга.
. Появились новые отрасли психологии, в которых ключевую роль стали играть социально - психологические знания. Это - юридическая, экономическая, политическая психология, психология рекламы, управления и многие другие.
. Расширилась практика применения социально-психологических знаний в реальной жизни, сопровождающая возникновением развитием новых направлений прикладной и практической психологии, в том числе группового психотерапевтического движения и PR- движения, психологии рекламы, имиджмейкерства и других.
. В Европе, включая новые направления социально - психологических исследований, отличающиеся от традиционной американской социальной психологии. В Англии и во Франции, например, начиная с конца 60-х годов, появляется психология межгрупповых отношений и по - новому трактуются многие процессы, происходящие в малых группах. В России (бывшем СССР) на первом плане вышла проблематика психологии управления и коллектива.
. Проблематика малых групп стала постепенно отходить на второй план, а на первое место вышли другие проблемы социальной психологии, связанные, например, соотношениями, существующими в обществе, или взаимодействуем между большими социальными группами.
. Произошло заметное сближение социологических и социально психологических исследований в таких пограничных областях, как экономика, политика, право, межэтнические, межгосударственные и внутриполитические отношения.
. В социальной психологии стали намного меньше проявляться тенденции, характеризующие отдельные направления психологии: бихевиоризм, гештальтпсихологию, психоанализ, гуманистическую психологию и другие. Социальная психология стала превращаться в единую, не разделённую на отдельные направления, науку.
-80-е годы XX века можно назвать годами расцвета, подъёма и широкого признания социальной психологии, как в нашей стране, так и за рубежом. Она не только стала весьма популярной наукой, но социально - психологические знания проникли и в настоящее время широко применяются во многих других отраслях психологии и непсихологических науках. Среди них можно назвать психологию личности, клиническую, военную, юридическую, спортивную и другие отрасли психологии, а также психологию управления, рекламы, политическую и экономическую психологию. Именно словами, социальная психология превратилась в одну из самых популярных, активно разрабатываемых и востребованных психологических наук.
Наступившая в конце 80-х годов XX века горбачёвская перестройка и последовавшее за ней прекращение существования Советского Союза вдохнули новую жизнь в развитие социальной психологии в России. Были сняты идеологические барьеры и ограничения на развитие данной науки, действовавшие на протяжении всего времени существования советской власти, открыты возможности для перевода и публикации на русском языке зарубежной социально - психологической литературы, расширилась проблематика социально- психологических и прикладных исследований. Российская социальная психология стала превращаться в естественную часть мировой социально - психологической науки, а российские учёные включились в разработку тех социально - психологических проблем, которые стали в наши дни актуальными для всех стран мира.
Деятельность лабораторий социально - психологического знания Института психологии РАН и Психологического института РАО
В России имеется несколько ведущих психологических учреждений, к которым, прежде всего, следует отнести Психологический институт РАО и Институт психологии РАН.
Психологический институт РАО (ПИ РАО) был...

Похожие материалы:

Контрольная работа: Социально-психологическое воздействие на клиента

Контрольная работа: Социально-психологические методы и формы работы с семьей

Реферат: Метод опроса в социально-психологическом исследовании

Курсовая работа: Влияние уровня уверенности в себе на социально-психологический статус в группе

Курсовая работа: Эмпирическое исследование взаимосвязи аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка