Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Социальное познание и виртуальная реальность

Содержание
Введение 3
Глава 1. Нарушения социального познания при расстройствах шизофренического и аффективного аспектов 6
1.1. Социальное познание: определение и особенности 6
1.2. Способности социального познания 10
1.3. Нарушения социального познания при различных расстройствах 13
Глава 2. Виртуальная реальность – новый ресурс развития навыков в сфере социального познания 16
2.1. Применение IT – технологии – новый тренд в практике помощи психически больным 16
2.2. Тренинги как способ развития социального познания 17
2.3. Возможности и ограничения применения технологий при работе с психически больными 19
Заключение 22
Список используемых источников 23

Дата добавления на сайт: 15 июня 2024


Скачать работу 'Социальное познание и виртуальная реальность':


Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc9999028 \h 3Глава 1. Нарушения социального познания при расстройствах шизофренического и аффективного аспектов PAGEREF _Toc9999029 \h 61.1. Социальное познание: определение и особенности PAGEREF _Toc9999030 \h 61.2. Способности социального познания PAGEREF _Toc9999031 \h 101.3. Нарушения социального познания при различных расстройствах PAGEREF _Toc9999032 \h 13Глава 2. Виртуальная реальность – новый ресурс развития навыков в сфере социального познания PAGEREF _Toc9999033 \h 162.1. Применение IT – технологии – новый тренд в практике помощи психически больным PAGEREF _Toc9999034 \h 162.2. Тренинги как способ развития социального познания PAGEREF _Toc9999035 \h 172.3. Возможности и ограничения применения технологий при работе с психически больными PAGEREF _Toc9999036 \h 19Заключение PAGEREF _Toc9999037 \h 22Список используемых источников PAGEREF _Toc9999038 \h 23
ВведениеАктуальность темы исследования обусловлена относительной новизной феномена виртуальной реальности, прежде всего той ее составляющей, которая формируется в рамках виртуального пространства. Концептуально заинтересованность в исследованиях воздействия Интернета, его сущности и особенностей возникла массово совсем недавно, что обусловлено его стремительным развитием.
Современное общество отличается стремительным развитием компьютерных технологий и систем телекоммуникации, а за последние несколько лет произошел качественный скачок, который в максимальной степени проявился в процессе формирования и функционирования Интернета, который уже сейчас проявляет себя не как система хранения, а как новая технология для реализации возможностей в различным областях, к которым относится и осуществление помощи при лечении психологических расстройств у людей.
Виртуальная реальность как объект исследования является достаточно сложным и многоструктурным механизмом, который динамичен и гибок. Поэтому исследование данного явления через фундаментальные работы ученых основано на поиске проблем и возможности их решения через использование инструментов виртуальной реальности, ее позиций в социальном обществе. Работы таких исследователей как: В.С. Библер, П. Бурье, Ю.М. Лотман и пр.
Относительно проблемы поиска технологий в организации психологической помощи через систему развивающихся, коррекционных, реабилитационных технологий, которые направлены на создание внутренних и внешних условий в вопросах раскрытия всех потенциалов психологического развития личности и расширения границ по взаимодействию с окружающей реальностью. Применение технологий виртуальной реальности в рамках организации психологической помощи и развития навыков в сфере социального познания призваны новой технологий, которая изучена еще не до конца и нашла отражение в работах: И.М. Бгажноковой, Е.С. Иванова, В.И. Лубовского, М.С. Певзнера и пр.
Специфика оказания психологической помощи и развитие навыков социального познания обусловлена сложностью структуры, и степенью тяжести дефекта, многофакторностью генеза, а также индивидуальными личностными особенностями каждого человека и социального окружения.
Целью написания курсовой работы является исследование виртуальной реальности через призму ее возможностей и технологий в развитии навыков социального познания.
На основании поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
- рассмотрение нарушений социального познания при расстройствах шизофренического и аффективного спектров;
- анализ применения технологий виртуальной реальности в практике помощи психически больных людей;
- оценка возможностей и ограничений технологий виртуальной реальности для развития навыков в сфере социального познания.
Объект исследования – виртуальная реальность как технология развития навыков в сфере социального познания.
Предмет исследования – помощь психологическим больным с расстройствами социального познания посредством технологий виртуальной реальности.
Гипотеза. Включение коррекционно-развивающих технологий в систему психологической помощи способствуют гармонизации психологического развития и социального познания и психически больных за счет комплексности воздействия. Общий признак гармонизации обусловлен формированием позитивной мотивации к компьютерному воздействию и коррекционно-развивающему процессу. Гармонизация развития основана, с нашей точки зрения, на выраженном повышении познавательной активности, упорядочении поведенческих и эмоционально-личностных проявлений, повышении общей мотивации, а также через установление структуры согласованных взаимосвязей.
Новизна исследования обусловлена тем, что исследование эффективности виртуальных технологий позволяет расширить представление о способах коррекции психического развития и развития социального познания.
Теоретическая значимость работы обусловлена выявлением наиболее вариативных психических образований при компьютерном коррекционном воздействии, а также выявлении возможностей в регулировании различным параметров социального познания.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Глава 1. Нарушения социального познания при расстройствах шизофренического и аффективного аспектов1.1. Социальное познание: определение и особенностиСоциальное познание относится к одной из самых важных плоскостей в анализе социальной психологии.
Социальное познание представляет собой научное познание всей совокупности социальных явлений, отношений и фактов. Второй акцент основан на познании социального мира человеком, непрофессионалом, познание им реальности своей жизни. В данном аспекте социальное познание выступает не как область научного знания, а как знание, которое формируется в непосредственном жизненном опыте каждой отдельной личности.
Интерес социальной психологии к социальному познанию основан на потребности человека в ориентации в окружающем мире, но резко происходит скачок в новой ситуации: ориентированность в новом сложном мире можно только в случае только через умения более или менее адекватной интерпретации наблюдаемых фактов, без такой интерпретации легко можно потерять смысл не только происходящего вокруг, но и собственного места в этом мире.
С бурным развитием социальных изменений, Интернета и средств массовой информации возникает необходимость от человека не только большей адаптации к социуму, но и умения существовать в новым условиях, то есть находить возможность в оптимизации деятельности, поэтому появляется возможность в понимании соотношения знаний человека и соотношения их с изменениями.
Центральной идеей, положенной в основу исследований психологии социального познания, является формирование познания человеком окружающего мира потребность в этом познании, которая стара как мир, специфичность процесса познания окружающего социального мира, что не всегда является достаточным для ее обозначения. Поэтому психология социального познания направлена на восполнение данного пробела. Ею ставятся задачи по раскрытию механизмов через осознание человеком себя как части той социальной реальности, в которой он живет и существует, действует. Помимо прочего рассматривается и совокупность все социальных факторов, которые признаны обуславливать все процессы, происходящие с человеком в социуме. Другими словами, решается вопрос относительно того, как человек должен строить образ социального мира или «конструировать» этот мир. «Конструирование» в данном контексте рассматривается как способ приведения в систему информацию о мире, организации этой информации в связанные структуры с целью постижения смысла. Как результат формируется образ социального мира, который предстает перед человеком в рамках определенной социальной реальности.
Психология социального познания выросла из недр психологической науки, а весь раздел общей психологии посвящен анализу познавательных процессов, которые является предпосылкой для формирования как самого предмета психологии социального познания, так и проблематики.
Идея рассмотрения связи между познанием и обществом была впервые высказана У. Дмейсом, который рассматривал человеческую мысль как «познание», потому как именно она имеет дело с объектами, которые от нее не зависят. При этом познание не относилось к пассивному приспособлению к внешнему миру, познание предполагает наличие интереса. Как считал исследователь, правильное или разумное мыслительное действие складывается на основании установки внутренних и внешних отношений, которые смогут благоприятствовать выживанию мыслящего или его физическому благосостоянию. При этом акцентирование внимания на функциях познания подводит вплотную его к мысли о том, что основная роль человека основана на существовании его в социальном мире.
Особое значение в этом отношении принадлежит традиции гештальтпсихологии, в которой сложилась концепция против господствовавшего бихевиоризма с его «атомистическим» подходом в психологии, которые существовали в начале 20 века. Рассмотрение восприятия как целостного образа предмета, выявление динамики этого образа – возможности централизации то на фигуре, то на фоне, а также идея «хороших» фигур в аспекте восприятия, - все это предполагает существование достаточно сложной когнитивной структуры восприятии индивида и его активности в процессе познания. Поскольку это можно соотнести с любым восприятием, но сама идея взаимосвязи субъекта и объекта восприятия обусловила довольно высокую продуктивность для оценки и понимания особенностей социального восприятия.
В работах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия рассматривают принципы действия и проблемы психологии социального познания в контексте соотношения значения и смысла. Роль потребности в восприятии мира получает свое развитие у человека, то есть чтобы объект был «эмансипирован» ему нужно найти какой-то способ выражения, а это возможно через знак, слово. А.Р. Лурия говорил о «двойственности мира» человека, который проявляется как через слово с одной стороны, так и непосредственным предметным миром с другой. Слово обладает фиксированным содержанием через социальную конвенцию – согласия относительно его значения.
Психосемантика, как считал А.Г. Шмелев, имеет своим предметом избирательное усвоение трансформацию значения в индивидуальном сознании в процессе индивидуальной деятельности. В процессе психологического анализа значения необходимо учитывать всю совокупность реакций индивида на какой-то значимый стимул, то есть включается и эмоционально-оценочная реакция.
Как справедливо было отмечено В.Ф. Петренко, значение, которое находит свое выражение через слово, позволяет обогатить совокупный социальный опыт, поэтому в рамках теории деятельности психосемантика закрепляет идею социальной детерминации процесса познания.
С социально-психологической точки зрения, проблема социального познания рассматривается через два подхода в исследовании:
- равномерность внимания как анализа социальной обусловленности процесса познания, так и анализа самого процесса познания социальных объектов;
- внимание тому, как происходит познание социального мира обыденного человека.
Познание социально по своему происхождению. Знания о социальном мире человек приобретает только при условии взаимодействия людей, их общении между собой.
Большое значение при происхождении социального познания имеет конкретная культурная среда, которая воспринимается человеком в процессе его социализации и жизни в социуме через овладение языком и общением.
Социальное познание разных людей разделяемо и базируется на двух постулатах:
- в поведении всех людей существует предсказуемый ряд сходств, которые основаны на представлениях об общей человеческой природе, приобретенных нами в опыте;
- существует также ряд несомненных различий в поведении людей (в зависимости от типажа и отдельного индивида.)
Это позволяет говорить о том, что никогда нельзя иметь два одинаковых мнения о чем-либо. Это формируется из объективности познания, поэтому каждое познание и есть ментальная реконструкция того, что существует на самом деле. Данная реконструкция осуществляется субъектом исходя из его опыта, потребностей и намерений. Пока не были зафиксированы индивиды, которые имели бы одинаковые результаты познания или обладали какой-либо идентичностью.
Все это позволяет сделать вывод о том, что социальное познание основано на условиях его возможности быть включённым в процесс коммуникации между людьми. Образ социального мира вырабатывается сообща.
1.2. Способности социального познанияРаспознавание эмоций относится к хорошо разработанной области психологии, которая детально исследует различные аспекты распознавания эмоций, через выделение определенных признаков, по которым люди могут судить об эмоциях, кросс-культурная универсальность и специфичность восприятия эмоций, связь с индивидуальными психологическими особенностями и пр.
В ряде последних исследований распознавание эмоций осуществляется через изучение эмоционального интеллекта - способность понимать эмоции и управлять ими. Распознавание эмоций относят к основной составляющей части эмоционального интеллекта.
Однако распознавание эмоций существует не только при непосредственном восприятии других людей (то есть при социальной перцепции), но и при восприятии и переработке различного типа информации. Показано, что люди могут воспринимать как эмоционально окрашенные стимулы любой модальности и любого уровня сложности: от очень простых и абстрактных визуальных стимулов (геометрические фигуры на плоскости) до сложных видов стимуляции (произведения искусства).
Любые виды информации могут нести в себе эмоциональных окрас и потенциально и объективно воздействовать на воспринимающего субъекта. Можно также предположить, что люди различаются по степени восприятия эмоциональной окраски.
Оценивая и распознавая эмоции нельзя говорить об их однозначном положительном или безусловно отрицательном окрасе, потому как эмоции могут играть различную роль исходя из ситуации. Очень редко человек испытывает ту или иную эмоцию в чистом виде, потому как зачастую происходит испытание целого спектра эмоций с замысловатыми переплетениями.
Распознавание эмоций как область знания в психологии занимала умы многих исследователей, поначалу изучаемая анатомами, которые, как правило, изучали структуру мышц и их деятельности, и лишь потом перешедшее в сферу психологии. Данное направление достаточно интересно с позиции исследования, потому как заинтересованность как внешнее выражение эмоций может охарактеризовать человека, его спонтанные движения как могут охарактеризовать возможные реакции.
Социальная перцепция представляет собой процесс, который возникает при взаимоотношениях людей друг с другом и основан на восприятии, изучении и оценки людьми социальных объектов: самих себя, других людей, групп, общностей и пр. Данная способность социального познания является достаточно сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов, поэтому в результате применения таких методов происходит постижение людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение.
Социальная перцепция определяется через систему восприятия его внешних признаков человека, сопоставлении их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его поступков и действий. Поэтому социальная перцепция основана на оценке другого человека, и выражается через зависимость этой оценки и произведенного объектов впечатления при определённом отношении в эмоциональном и поведенческом аспектах.
Атрибутивный стиль или стиль объяснения относится к когнитивной личностной характеристике, которая способна отразить характерный устойчивый способ объяснения причины событий, в которые вовлечены субъекты.
В психологии выделены измерения причинных факторов:
- место, где находится причина (внутри человека или вовне, интернальный или экстернальный локус контроля);
- стабильность и подконтроль, которые по разному могут быть соотнесены с вышесказанными присинными факторами и заставляют тем самым по-разному реагировать на них;
- постоянство события во времени (оценивается его временности или постоянства);
- фактор глобальности в отношении локализации событий в пространстве (событие воспринимается как универсальное, распространяющегося на все сферы жизни человека или как локального, которое специфично для какой-либо области);
- фактор персонализации, который тесно взаимосвязан с самооценкой человека и его способности видеть причину событий либо в себе, либо вовне.
То есть в данном аспекте рассматривается фактор глобальности, но при этом исключен фактор подконтрольности.
Пессимистический стиль обусловлен приписыванием неприятным событиям постоянного, глобального характера, а приятным – временности, локальности, случайности. Оптимисты же оценивают плохие события через призму их временности, локальности и случившихся не от их вины, а хорошие события формируются в сознании как постоянные и глобальные, причины которых зависят только от них самих.
Ментализация как процесс в экономике обусловлен формированием состояния репрезентации, то есть того, как происходящее с нами получает свое представительство в психическом аппарате. При дефиците данного явления в организме человека описание события не наполняет никакими эмоциональными красками или эмоциональным процессам не придаётся никакая концептуальная основа и формула. В этом случае – вспомнить, есть ни что иное, что прожить вновь, потому как эмоциональный компонент деятельности существует только во взаимосвязи с поведением и не имеет репрезентации в памяти. Противоположные варианты имеют великое множество репрезентаций, поэтому их невозможно увязать в какую-то общую картину.
1.3. Нарушения социального познания при различных расстройствахВ настоящее время нарушения социального познания при различного рода психических расстройствах вызывают повышенный интерес со стороны психиатров и клинических психологов. Дефицитарность может привести к серьёзным нарушениям в области социальных когниций, а также к затруднениям повседневного и социального функционирования пациентов, что формируется исходя из специфики социального познания у различной категории больных.
Широкое распространение в исследованиях социального познания приобрело понятие ментализации как основы социальной адаптации. А другими словами, данный процесс представляет собой способность создавать репрезентации как собственного психического состояния, так и состояний других людей, а также понимать природу ее возникновения и влияние на процесс формирования поведения и его проявление.
Сравнительные исследования социального познания в форме способности к ментализации у больных различных диагностических категорий важны с позиции модели спектра психологической патологии. Особое внимание было привлечено к диагностируемым единицам, которые составляют шизофренический и аффективный спектры расстройства, лежащие на...

Похожие материалы:

Статья: Лизивит-С. Мифы и реальность

Курсовая работа: Бродяжничество как социальное явление

Реферат: Государственное социальное страхование

Статья: Компьютерная диагностика – мифы и реальность