Курсовая работа: Социально–педагогические основы по формированию нравственных качеств школьников

Бурные социальные события, произошедшие за последние десятки лет в мире, и в нашей стране, преобразования, продолжающиеся сейчас, собственной своей логикой вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать свой выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции.

Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024


Скачать работу 'Социально–педагогические основы по формированию нравственных качеств школьников':


Содержание
Введение
1.Теоретическое обоснование проблемы «Социально-педагогические основы по формированию нравственных качеств школьников»
1.1Психологические основы качеств школьников
1.2Понятие самосознания в психологической литературе
1.3Особенности развития самосознания в школьном возрасте
1.4Теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки
1.5Исследование уровня притязаний
2.Эмпирическое исследование по проблеме влияния социально-педагогических основ по формированию нравственных качеств школьников
2.1Организация и методы исследования
2.2Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Бурные социальные события, произошедшие за последние десятки лет в мире, и в нашей стране, преобразования, продолжающиеся сейчас, собственной своей логикой вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать свой выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции.
Сама жизнь вырабатывает у большинства современных подростков такую психологию, которая во многом отличается от психологии подростков, живших несколько десятков лет назад. Это более открытый непредвзятый взгляд на мир, включая постановку и решение многих проблем морально-эстетического характера, и самостоятельность - хотя не всегда правильность суждений и включение в обсуждение таких социально-политических, экономических и религиозных проблем, которые совсем еще недавно считались не характерными для юности, непедагогическими, идеологически неоправданными (например, вопросы религии, бизнеса, секса, поведения взрослых и т.д.).
Большинство юношей и девушек нашего поколения утвердилось в иной нравственной позиции, которую Ж. Пиаже обозначил как релятивистскую.
В соответствии с программой «Стратегия - 2030», автором которой является Н.А. Назарбаев, необходимо уделять должное внимание «человеческому фактору» и здоровому образу жизни. Так как рост и развитие любого государства зависит от молодого поколения, и насколько оно здорово, интеллектуально развито, и морально, нравственно воспитано.
Таким образом, становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. В настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, труднее всего приходится подросткам с их еще не устоявшим мировоззрением, подвижной системой ценностей.
Этот возраст, возраст координальных преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Главной чертой формирования новых психологических и личностных качеств личности подростка является более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность.
Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях подросток проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Осознание себя личностью происходит у подростков в первую очередь в процессе общения.
Проблема психологических особенностей и факторов, влияющих на формирование самосознания, у подростков приобретает особую актуальность в связи с выявлением условий эффективного управления взаимодействия подростка со сверстниками, родителями, педагогами, которое предполагает знание возрастных и психологических представлений о развитии подростка.
Исходя из этого внимание педагогов, психологов родителей должно затрагивать особую ситуацию развития детей подросткового возраста и необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления личности в этом возрасте.
Целью работы является: выявить характер влияния социально-психологических особенностей на формирование самосознания в подростковом возрасте.
Объект исследования: подростки 12-13 лет в количестве 30 человек. Предмет исследования: влияние статусного положения в группе и выраженность коммуникативных умений подростков на формирование самосознания подростков.
Гипотеза: мы предполагаем, что на формирование самосознания у подростков влияют такие социально-психологические особенности как статусное положение подростка в группе и выраженность коммуникативных умений. Задачи исследования:
1.Проанализировать психологическую литературу по данной проблеме.
2.На основе анализа литературы построить схему исследования, подобрать и апробировать методики эмпирического исследования.
3.Провести эмпирическое исследование о влиянии социально - психологических особенностей на формирования самосознания в подростковом возрасте.
4.Дать анализ результатов исследования и сделать выводы.
5.Разработать рекомендации для школьных психологов, педагогов, социальных работников, классных руководителей.
Методологическая основа: личностно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, C. Выготский, C. Рубинштейн) и системный подход (Б.П. Ананьев).
Методы исследования:
1.Эмпирические (наблюдения);
2.Психодиагностические:
- Методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси);
Методика исследования самоотношения личности (В.В. Столин);
Методика исследования коммуникативных умений и организаторских способностей (Б.А. Федоришин);
Социометрия;
3.Метод математической статистики.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, будут полезны практическим психологам, педагогам, классным руководителям, социальным работникам и родителям с целью развития самосознания у подростков.
Структура дипломной работы: введение, теоретическая часть, практическая часть, рекомендации, заключение, список использованной литературы, приложения.
1. Теоретическое обоснование проблемы «Социально - педагогические основы по формированию нравственных качеств школьников»
1.1 Психологические основы качеств школьников
психологический школьник самооценка подросток
Подростковый возраст - время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребёнка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека.
Не случайно французский философ Ж.Ж. Руссо назвал подростковый возраст «вторым рождением». Подростковый возраст - переход от детства к юности - первой ступени взрослости. Отрываясь от мира детства, подростки постепенно переходят в мир взрослых. Именно поэтому подростковый возраст называют переходным. Своеобразное положение подростка в обществе (уже не ребёнок, но ещё не взрослый.) и порождает многие трудности, с которыми приходиться сталкиваться в процессе воспитания детей этого возраста.
Место и роль подросткового возраста в общем цикле жизненного развития очень ярко обозначила Л.И. Божович. Она писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежний отношения ребенка к миру и к самому себе, развиваются процессы самосознания, самоопределения и самооценки приводящее к той или иной жизненной позиции, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь. Подростковый возраст это самый сложный из всех детских возрастов период развития личности, крайне противоречивый, с явлениями внутреннего беспорядка, приводящими к клиническим проблемам. Это связано с тем, что организм ребёнка подвергается глубокой перестройке, причём очень в быстром темпе.
Быстрый темп развития приводит ко многим изменениям в плане формирования различных сторон личности, которая проявляется в личностной нестабильности. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. В психологической литературе противоречия подростка рассматриваются как возрастные кризисы. Л.H. Толстой назвал их «пустынями отрочества», суть которых - в огромной энергии, рвущейся наружу, для того чтобы заявить о себе.
Осознавая то новое, что появляется в его жизни, в отношении к нему окружающих, подросток всё чаще задумывается о своих возможностях, особенностях, достоинствах и недостатках, о характере своих взаимоотношений с товарищами и взрослыми.
Одно из наиболее сильных желаний подростка - «стать взрослым», что в его понимании означает быть самостоятельным. Подросток хочет сам принимать важнейшие решения, начинает активно отстаивать свои взгляды, мысли, суждения. В семьях, где признают право подростка на известную самостоятельность, где своевременно меняются и отношения к нему и характер требований, он обычно развивается и взрослеет нормально. Поэтому данный этап развития личности можно охарактеризовать как сложный, противоречивый и содержательный. [4]
С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый период отличается массой положительных факторов - возникает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям и т.д.
Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возраст. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики и ломкой старых, сложившихся форм отношения с людьми, изменением условий жизни и деятельности. [37]
Содержательная характеристика подросткового возраста меняется с течением времени, потому что меняются биологические и особенно социальные условия существования человека.
Таблица 1. Современные подростки: мифы и реальность
Миф Реальность
1. Подростковый возраст - время появления всевозможных патологий, «период бури и натиска». Подростковый возраст не является временем патологий. Это нормальный период развития человека. Большинство подростков хорошо справляются со всеми возрастными проблемами.
2. Все подростки похожи друг на друга. Один 13- летний подросток совершенно ничем не отличается от другого. Не один период в жизни человека не характеризуется столь быстрыми изменениями, как подростковый. Между быстро развивающейся девушкой и медленно развивающимся мальчиком возможен разрыв в 6 лет. Столь же велик может быть и разрыв в умственном, социальном и эмоциональном развитии подростков.
3. Подростки - это дети. Некоторые подростки - еще дети, но многие уже (в половом отношении) взрослые люди.
4. Развитие у всех подростков непрерывно, универсально и синхронно. Физическое, умственное, социальное и эмоциональное развитие подростков происходит не синхронно. Хорошо развитые физически мальчики и девочки не всегда и не обязательно бывают столь же хорошо развиты умственно и социально. Дети же с задержками физического или полового развития, наоборот, могут быть готовы к выполнению вполне серьезных обязанностей
наряду со взрослыми.
5. Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, нас не касаются. Они сами должны справляться со своими трудностями. Подростковый возраст - переходный возраст в жизни человека, для него характерны свои особенности. Исходя из этого, не следует преувеличивать проблемы и трудности.
Акселерация физического и психического развития детей, особенно сказывается в подростковом возрасте. Подростки в последние 20-30 лет развиваются ускоренным темпом, они стали более крупными, высокими, сильными, чем их сверстники 30 лет назад.
И половое созревание начинается теперь на полтора - два года раньше, чем несколько десятилетий назад. Это касается и психического развития, в частности возможностей интеллекта, некоторых особенностей памяти и т.д. Что было присуще более поздним возрастам, теперь свойственно более раннему возрасту. Поэтому если несколько десятилетий назад подростковым назывался возраст от 12-13 лет до 16 лет, то сейчас правильнее сказать, что нижняя возрастная граница около 11 лет, а верхняя 14-15, что соответствует в основном возрасту учащихся IV - VIII классов. [41]
По мнению В.А. Крутецкого, подростковый возраст - это период развития детей от 11-12 до 15 лет, отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройки организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергетический рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 16 годам превращением подростка в юношу и девушку. [38]
И.С. Кон называет - этот возраст крайне противоречивым. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости - главным образом, новый уровень претензий, предвосхищающий положение, которое подросток фактически еще не достиг. Отсюда - типичные возрастные конфликты их преломление в самосознании подростка. В целом этот период завершения детства и начала «вырастания» из него. [36]
Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством и его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать без них и взрослым возрастом с его способностью к самостоятельной жизни, воспроизведению и воспитанию потомства.
Подростковый возраст называют также пубертатным периодом, так как он охватывает процесс полового созревания от его первых признаков до полного завершения.
Переходным подростковый возраст является также в социо-психологическом отношении. Именно на этот период падает формирование характера, то есть основы личности. В это же время выявляются и закладываются некоторые другие личностные компоненты - способности, наклонности, интересы, значительная часть социальных отношений. Этот неслучайно называют «трудным». Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности - все это обнажает и заостряет слабые стороны личности, делает ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным условиям среды. [7]
Психологические особенности подросткового возраста в случаях, когда они особенно выражены, получили название «подросткового комплекса», а связанные с ними нарушения поведения - «пубертатного кризиса». В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынью и ряд попеременно выступающих полярных качеств.
Особая подростковая сензитивность к оценке другими своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самоуверенностью, чрезмерной критичностью и пренебрежением в отношении суждения взрослых. Тонкая чувствительность уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным другими с бравированием независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. [71]
Подростковый возраст является действительно критическим, не только в отношении становления характера как базиса личности. Личность в целом как система отношений с ее интеллектом, способностями, наклонностями, мировоззрением и другими компонентами продолжает формироваться и после достижения физической зрелости.
Характер закладывается именно в подростковом периоде и в дальнейшей жизни лишь под влиянием чрезвычайных воздействий способен претерпеть значительные изменения. Но, наряду с заострением психологических черт, подростковому возрасту свойственны определенные общие качества - психологические особенности, поведенческие модели, которые А.Е. Личко называет специфически подростковыми поведенческими реакциями на воздействие среды, прежде всего ближайшего социального окружения.
Суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби- реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным вниманием.
Реакция эмансипации проявляется стремлением высвободится из опеки, руководства, контроля, покровительства родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция может распространяться на установленные старшим поколением порядки, правила, законы, на все, что уважается и ценится, то есть принятые в жизни стандарты и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. У мальчиков эта реакция бывает выражена сильнее, чем у девочек. Она развертывается обычно в младшем или, особенно в среднем подростковом возрасте под действием социо-психологических факторов.
Важнейшими из них является чрезмерная опека подростка старшими, мелочный контроль за его поведением, лишение его возможности быть самостоятельным, требование подростка как ребенка, пренебрежительное отношение к его интересам и желаниям. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать «по-своему», «самостоятельно». [43]
Подросткам свойственно почти инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками. Подростковые группы проходят через всю историю человечества от первобытного общества и древней Спарты до современных хиппи.
И.С. Кон (1989 г.) увидел сущность спонтанных подростковых групп в первую очередь в «перагламентированном общении». В своей группе подросток удовлетворяет потребность в коммуникации. Однако эта потребность не в любом общении, а в контактах именно со сверстниками - «перагламентирован- ное общение» со взрослыми его заменить не может. Видимо, важнее чувство причастности к своей возрастной когорте, сплочения со сверстниками, определение своего места среди них. [35]
Г.М. Меньковский отмечает, что, в запретных учреждениях для подростков реакция группирования проявляется с особой силой и может быть причиной серьезных нарушений режима. В этих условиях, а также при семейно- педагогической запущенности реакция группирования может стать главным регулятором поведения подростка. Этой же реакцией можно объяснить тот известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе.
Реакция увлечения - хобби-реакция
Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляют весьма характерную особенность. Возможно, увлечения также необходимы для становления личности подростка, как и игры для развития ребенка. Хобби появляются в младшем подростковом возрасте, и с этого же периода на задний план начинают отступать детские игры.
Проблема увлечения в современной психологической литературе почти не освещена. Увлечения составляют особую категорию психологических феноменов - они также являются компонентами личности, располагаясь...

Похожие материалы:

Дипломная работа: Психолого-педагогические основы конфликтов в молодой семье

Курсовая работа: Исследование личностных качеств младших школьников

Курсовая работа: Теоретические основы развития эмоциональной сферы младших школьников с трудностями в обучении

Реферат: Психолого-педагогические основы коррекции заикания детей дошкольного возраста

Курсовая работа: Гендерные различия позитивных психологических качеств у современных российских школьников