Курсовая работа: Современное состояние, использование и развитие психолого-педагогических основ социально-культурной деятельности

Культура, образование, искусство, досуг нуждаются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проектов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию.

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Современное состояние, использование и развитие психолого-педагогических основ социально-культурной деятельности':


Содержание
ВВЕДЕНИЕ
.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
.1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ - ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ
.2 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ В СКД
.1 ПРИМЕНЕНИЕ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ В СКД
.2 РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ В СКД
.3 ВНЕДРЕНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ СКД НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Культура, образование, искусство, досуг нуждаются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проектов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию. В решении этих проблем ведущее место, естественно, принадлежит базовым научным дисциплинами - педагогике и психологии, целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) социально-культурной деятельности.
Тема курсовой работы - Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности.
Актуальность исследования заключается в постоянном поиске новых решений социально-культурных задач. Культура, образование, искусство, досуг нуждаются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проектов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию. В решении этих проблем ведущее место, естественно, принадлежит базовым научным дисциплинами - педагогике и психологии, целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) социально-культурной деятельности.
Социальной значимостью проблемы является ценность знаний теории социально-культурной деятельности, а именно психолого-педагогических основ, используемых в социокультурной сфере. Причиной этого служит желание овладения навыками и умениями как руководителя социокультурного процесса, что без знаний теории социокультурной сферы невозможно.
Целью работы является изучение психолого-педагогических основ социально-культурной деятельности.
Объектом исследования являются психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности и анализ опыта в работе учреждений культуры.
Предметом исследования является типология и реализация психолого-педагогических основ в процессе социально-культурной детальности и анализ опыта в работе учреждений культуры
Задачи исследования:
oРассмотреть понятие «психолого-педагогические основы» социально-культурной деятельности;
oИзучить типологию психолого-педагогических основ социально-культурной деятельности;
oОбнаружить сферу реализации психолого-педагогических основ в процессе социально-культурной деятельности;
oПроанализировать опыт реализации психолого-педагогических основ социально-культурной деятельности в деятельности учреждений культуры.
Методы исследования:
oПоиск материала по данной проблеме;
oИзучение теоретического и практического материала по вопросу психолого-педагогических основ социально-культурной сферы;
oАнализ изученного материала.
Научная новизна исследования заключается в обогащение теории социально - культурной деятельности новыми результатами исследования вопроса психолого-педагогических основ социокультурной сферы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности переноса полученных знаний о психолого-педагогических основах социально-культурной деятельности на практику.
Степень разработанности проблемы осуществовлена в полной мере специалистами социокультурной сферы, так как на этих теоретических основах строится вся система социально-культурной деятельности. С каждым годом выпускается все больше литературы по данному вопросу, включая научные статьи. Изучением данного вопроса занимались: Рябков В. М., Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Ширяев С.И. , Жарков А. Д. и другие.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, в которых раскрывается вопрос психолого-педагогических основ социально-культурной деятельности и анализа их реализации, заключения и списка использованных источников.
.психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности как проблема научного исследования
В первой главе автор рассмотрит понятие «психолого-педагогические основы» социально-культурной деятельности, особенности их применения, затронув разные точки зрения специалистов социально-культурной деятельности, а так же рассмотрит особенности применения в процессе социально-культурной деятельности. Над этими вопросами работали: Ариарский, А. И., Васильева, Т.Г., Ерошенков, И.Н., Киселева, Т.Г., Красильников Ю.Д. и многие другие.
.1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ - ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ
Социально-культурная деятельность представляет собой исторически сложившийся педагогически направленный социально обусловленный процесс взаимодействия людей по созданию, использованию, распространению культурных ценностей. Важнейшими методологическими категориями, характеризующими суть социально-культурных процессов, являются принципы социально-культурной деятельности. [8 14с.]
Социально-культурная деятельность - общественное явление, которое характеризуется как совокупность отношений, занятий, осуществляемых специфических формами, методами, принципами и средствами на основе интересов, проявленных личностью в культурной жизни, взаимодействия и общения людей в их свободное время. Она рассматривается как накопленный в обществе опыт социальной деятельности, опирающийся на совокупность материальных и духовных ценностей. [14 16с.]
Характерным признаком социально-культурной деятельности является органическое единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени. Именно поэтому она объективно нуждается в научно обоснованной интерпретации и прежде всего - в надежном, аргументированном, подкрепленном обоснованными выводами и рекомендациями психолого-педагогическом обеспечении.
В настоящее время мы являемся свидетелями последовательного разворота содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определяют эффективность и результативность индивидуальных и коллективных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых.
Не менее важна роль психолого-педагогических основ в организации досуга населения. В современной литературе досуг не представлен как целостный объект анализа само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т д. [17 с.121]
Досуг - необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п. Это не означает, что досуг - это синоним понятия «свобода», и было бы неправильно заявить, что обязанности не играют никакой роли в досуге. Хотя досуг включает свободу от определенного круга обязанностей, тем не менее, подобно другим социальным явлениям, он подвержен воздействию социальных сил. [13]
Характерными чертами досуга, свободного времени являются его неразрывные связи с содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями.
Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время - это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Наибольшими объемами досугового времени обладают дети и пенсионеры - весьма многочисленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д. [23 с.183]
.2 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
С точки зрения психологии и педагогики, исходной для человекоцентристского подхода к социально-культурному процессу является следующая позиция. Человек - главный ценностный объект, без которого невозможны ни производство, ни реализация, ни потребление культурных продуктов и услуг. Это не взаимозаменяемая деталь, а личность со своим характером, мотивацией, склонностями и увлечениями. По существу, человек - источник и носитель интеллектуального ресурса, которым обладает любая, даже самая первичная социально-культурная общность, например, семья. Результат, качество и прибыль в реализации продукции индивидуальной и коллективной социально-культурной деятельности в конечном счете зависят от человека, от умения помочь ему раскрыть себя, максимально поддержать и поощрить его инициативу и творчество.
В настоящее время мы являемся свидетелями последовательного разворота содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определяют эффективность и результативность индивидуальных и коллективных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых. [13, с.114]
Прикладные отрасли психологии, включающие возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, этнопсихологию, психологию труда, психологию управления и другие, связаны с разработкой и описанием конкретных методов и технологий, направленных на преобразование сферы культуры и совершенствование различных видов как профессиональной, так и любительской социально-культурной деятельности.
Существует широкая система психологических методов - приемов и средств, с помощью которых решаются те или иные дидактические задачи, осуществляется сбор и анализ фактов и сведений, используемых для дальнейшей разработки социально-культурной теории и практики. [16]
В практике социально-культурной деятельности достаточно ощутима роль такого психологического феномена, как внушение. На многосторонность и неоднозначность влияния механизма внушения - восприятия объектом информации без ее осмысления - обращали внимание В.М. Вахтеров, ИП. Павлов, К.И. Платонов и другие отечественные психологи. Метод произвольного и непроизвольного, прямого и косвенного внушения сравнительно часто используется в оздоровительных целях как средство для достижения эффекта гиперамнезии (сверхзапоминания) в спорте, искусстве, педагогике. Не менее известен эффект метода психологического заражения, гипертрофированного возбуждения в массе людей, особенно в подростковой, молодежной аудитории, «стадного чувства», полной отключенности от личного отношения к окружающему (создания панической атмосферы либо достижения всеобщего экзальтированного восторга и т.п.). При этом зараженность как социально-культурный феномен способна принимать самые различные формы - от бездумного подражания в моде до всеобщей поистине дикой и безумной исступленности. Именно на методе психологического заражения замешана агрессивная природа современной массовой культуры, вся практика продвижения и утверждения её «звезд» и «кумиров». Менеджерам, педагогам, технологам, занятым в социально-культурной сфере, хорошо известно, что отсутствие при использовании заражения должной его организации, контроля и регулирования неизбежно приводит к реальному возникновению в толпе нездорового ажиотажа, массовых психологических «вывихов» и вспышек агрессивности.
Эффективность каждого из психологических методов зависит от того, насколько он соответствует ряду требований, а именно: валидности -точности измерения получаемого результата, действенности и степени адекватности исследуемой проблеме; надежности - постоянству и устойчивости получаемых результатов; трудоемкости, количеству времени и уровню квалификации, необходимым для овладения данным методом, В процессе социально-культурной деятельности получили большое распространение такие методы психологии, как метод наблюдения, опросные методы, диагностические методы и метод эксперимента.
Социально-психологические параметры, методы и приемы социометрии и референтометрии позволяют не только охарактеризовать состав участников социально-культурной деятельности, сделать их способными к оптимальному взаимодействию, придать их усилиям эффективность, развить их потенциальные склонности и способности. Практическая реализация образовательных, рекреативных, реабилитационных и других социально-культурных технологий невозможна без учета психологических особенностей аудитории, сущности и содержания ее социальных установок и ценностных ориентации.
В методике изучения и учета социально-психологических особенностей детей, подростков, взрослых - участников социально-культурных процессов - особое место занимает подсистема индивидуально-семейного выбора и проектирования форм и способов проведения свободного времени. Она, в частности, предполагает индивидуальный выбор, проектирование и реализацию не только традиционных, но и нетрадиционных, альтернативных форм самоорганизации собственного досуга. С помощью различных видов социально-психологического инструментария мы получаем также возможность отслеживания и диагностики процессов, связанных с непрерывной интеграцией, пересечением, взаимопроникновением различных направлений социально-культурной деятельности в масштабах отдельно взятого социума - города, поселка, производственного, учебно-творческого, досугового коллектива. Автор решил сначала более детально обратиться к социально-психологическим особенностям детей.
Вступая в мир культуры, ребенок осуществляет ориентировочную, исследовательскую, творческую, проектную деятельность, связанную с анализом и синтезом человеческих предметов, их внутренних соотношений и компонентов, экспериментирование с ними опробование возможных способов преобразования предметных ситуаций. В сотрудничестве со взрослыми и другими детьми ребенок непрестанно преодолевает ограничения тех конкретных задач, которые ставят перед ним партнеры по сотрудничеству, инициативно выдвигает новые цели и проблемы.
Культура не может быть прямо и однозначно передана ребенку через усвоение общественно выработанных норм и предписаний. Существуют особые формы ее фиксации и способы межпоколенной передачи.
В качестве формы спонтанной, самостоятельной и инициативной проблематизации ребенком эталонов социального опыта рассматривают такое явление детской субкультуры, как перевертыши. К.И.Чуковский использовал данный термин для обозначения широкого круга особых словесных произведений, в которых смысл как бы выворачивается наизнанку. Перевертыши исторически укоренены в народной смеховой культуре (шутовство, карнавал и др.), они пронизывают собой малые фольклорные жанры, рассчитанные в том числе на детей. В восточно- и западноевропейской культурной традиции «перевертывание» издревле выступало как мощное средство расширения сознания, развития творческих способностей взрослых и детей.
Педагогическую ценность перевертышей К.И. Чуковский связывал с тем, что через них ребенок познает подлинную природу и назначение вещей, разоблачает иллюзии во имя торжества реализма, в словесной игре пытается по-новому утвердиться в знании «нормы», а потому «ненорма» зачастую переживается им как нечто комическое. Благодаря свободным экспериментам со звуковой оболочкой слова, приводящей к образованию забавных словечек, ребенок оптимально овладевает уже сложившейся, исторически устоявшейся системой языковых норм.
Переходя от социально-психологических особенностей детей, автор решил проанализировать особенности взрослых, задействованных в социально-культурной сфере. Для характеристики и классификации профессий, востребованных и задействованных в социально-культурной сфере (в частности, в соответствии с классификатором специальностей и специализаций МГУКИ), применима широко известная в практической психологии и педагогике классификация профессий, разработанная Е.А.Климовым. Следуя этой классификации, в исключительно широкой по направлениям социально-культурной сфере за типологическую основу (критерий) выдвигается объект или предмет труда профессионалов и любителей как субъектов индивидуальной или коллективной социально-культурной деятельности.
Как известно, одна из актуальных задач в работе с участниками социально-культурных общностей (студий, учебных курсов, творческих мастерских и т.д.) - определение творческого потенциала и творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Здесь используются не только результаты специального психологического обследования, но и информация, полученная с помощью анкетирования и опросов в референтной среде. Предметом изучения в данном случае служит уровень креативности - способности ученика, студента, специалиста-профессионала к творчеству, необычным и неожиданным проектным решениям, восприимчивость к новым творческим идеям. [23,с.204]
Определение креативности как способности удивляться и умения находить решения в нестандартных ситуациях, введенное в психологию П.Торренсом, имеет принципиально важный смысл для организаторов, педагогов, технологов социально-культурной деятельности. Актуален для них и другой вывод П.Торренса о том, что уровень креативности распространяется не только на чисто организаторскую деятельность специалиста (менеджмент), но самым тесным образом связан с конкретными достижениями в учебном и профессионально-творческом труде.
Успешность каждого специалиста социально-культурной сферы обусловлена не только усвоением специальных предметно-профессиональных знаний и формированием соответствующих умений и навыков. Она определяется также и тем, насколько психологически и педагогически грамотно выстраивается социальный контекст профессионального поведения и общения этого специалиста с коллегами, насколько эффективны его деловые взаимодействия, глубоко его понимание самого себя, его владение техникой саморегуляции в достаточно сложных профессионально-творческих ситуациях.
Не менее важное, чем психология, место в социально-культурной деятельности занимает педагогика. Так, сопряжённость культурологии и социальной педагогики, а также подход к образованию как к крупнейшей и самодостаточной сфере социально-культурной деятельности в целом дают основания...

Похожие материалы:

Реферат: Социально-психологические аспекты педагогической деятельности А.С. Макаренко

Дипломная работа: Социально-педагогический аспект в деятельности руководителя подразделения органов внутренних дел

Реферат: Имплантируемые стимуляторы история, современное состояние, тенденции

Реферат: Изучение психотерапии за рубежом: история, современное состояние

Реферат: Современное состояние теории психического развития в отечественной возрастной психологии