Квалификационная работа: Создание условий для развития эмоционально-волевой сферы младших школьников на уроках иностранного языка

Оглавление

Введение
. Теоретические аспекты развития эмоционально-волевой сферы младшего школьника на уроках английского языка
.1 Характеристика эмоционально-волевой сферы младшего школьника
.2 Значение игры в развитии эмоционально-волевой сфере младшего школьника
.3 Влияние уроков иностранного языка на развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника
. Описание опыта работы по развитию эмоционально-волевой сферы младшего школьника на уроках английского языка в 4"а" классе МБОУ лицей № 21
.1 Анализ уровней развития эмоционально-волевой сферы обучающихся 4”А” класса МБОУ Лицей №21
.2 Комплекс игр для развития эмоционально-волевой сферы на уроках иностранного языка и рекомендации по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников на уроках иностранного языка
Заключение
Литература

Дата добавления на сайт: 01 августа 2024


Скачать работу 'Создание условий для развития эмоционально-волевой сферы младших школьников на уроках иностранного языка':


Министерство образования Нижегородской области ГБОУ СПО “Дзержинский педагогический колледж”
Выпускная квалификационная работа
Создание условий для развития эмоционально-волевой сферы младших школьников на уроках иностранного языка
Дзержинск - 2013
Оглавление
Введение
. Теоретические аспекты развития эмоционально-волевой сферы младшего школьника на уроках английского языка
.1 Характеристика эмоционально-волевой сферы младшего школьника
.2 Значение игры в развитии эмоционально-волевой сфере младшего школьника
.3 Влияние уроков иностранного языка на развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника
. Описание опыта работы по развитию эмоционально-волевой сферы младшего школьника на уроках английского языка в 4"а" классе МБОУ лицей № 21
.1 Анализ уровней развития эмоционально-волевой сферы обучающихся 4”А” класса МБОУ Лицей №21
.2 Комплекс игр для развития эмоционально-волевой сферы на уроках иностранного языка и рекомендации по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников на уроках иностранного языка
Заключение
Литература
Введение
Актуальность исследования продиктована тем, что на фоне изменений в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Современные дети знают гораздо больше, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже удивляются и восхищаются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Развитие эмоционально-волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. В младшем школьном возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические просчеты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения. Проблемы эмоционально-волевой регуляции с особой остротой возникают на переходном этапе от младшего школьного к подростковому возрасту. При отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются неспособными к саморегуляции учебной деятельности.
В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются эмоционально-волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.
Система образования направлена на развитие личности ребёнка, однако недостаточное внимание уделяется эмоционально-волевому развитию младшего школьника в процессе учебной деятельности, а точнее на уроках иностранного языка.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между работой в школе по интеллектуальному развитию обучающихся и недостаточно разработанностью средств формирования эмоционально-волевого развития в реальном педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Это противоречие определяет проблему, которую можно сформулировать следующим образом: каковы психологические условия эмоционально-волевого развития младшего школьника на уроках английского языка?
Базовыми исследованиями для разработки проблемы являются исследования К. Абульханова-Славской, В.Г. Асеевой, Л.И.Анциферовой, Т.И. Артемьевой, Л.И. Божович, И.А. Джидарьян, Г.С. Тарасова, Е.В. Шороховой, П.М. Якобсон; вопросам воздействия эмоций на поведение, на эмоционально-волевое развитие личности посвящены работы П.К.Анохина, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, Б.И. Додонова, A.B.Запорожца, К.Е. Изарда, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Рувинского, В.И. Слободчикова.
Базовыми исследования являются работы С.Л. Рубинштейна о развитии эмоционально-волевой сферы, взгляды Е.П. Ильина о волевой регуляции эмоций в младшем школьном возрасте.
Кроме этого, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин внесли существенный вклад в разработку теории детских игр, показав их социальный характер и роль в эмоционально-волевом воспитании ребёнка.
Таким образом, вышеназванные работы имеют важное теоретическое и практическое значение для обоснования педагогических условий эмоционально-волевого развития личности младшего школьника. Однако анализ педагогических идей и сложившаяся практика демонстрируют разрозненность теоретических идей и отсутствие научных трудов, посвящённых выявлению педагогических условий эмоционально-волевого развития личности младшего школьника.
Таким образом, актуальность проблемы, недостаточная её разработанность в практике определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Создание условий для развития эмоционально-волевой сферы младших школьников на уроках английского языка».
Объект исследования - учебная деятельность младшего школьника.
Предмет исследования - организация эмоционально-волевого развития младшего школьника на уроках иностранного языка.
Цель исследования - выявление и реализация эффективных условий для развития эмоционально-волевой сферы младших школьников на уроках английского языка.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что эмоционально-волевое развитие ребенка младшего школьного возраста на уроках английского языка будет проходить эффективно при соблюдении следующих условий:
целенаправленное и систематическое использование специально подобранных игр и упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников;
отбор игр и упражнений с учетом исходных уровней развития эмоционально-волевой сферы младших школьников;
учет возрастных и индивидуальных особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников (непосредственность, импульсивность, жизнерадостность, отсутствие выдержки, самостоятельности, настойчивости).
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1.Охарактеризовать эмоционально-волевую сферу младшего школьника.
2.Проанализировать значение игры в эмоционально-волевом развитии младшего школьника.
.Изучить влияние уроков иностранного языка на эмоционально-волевое развитие младшего школьника.
.Проанализировать уровни развития эмоционально-волевой сферы обучающихся.
.Составить комплекс игр для развития эмоционально-волевого развития на уроках иностранного языка.
.Разработать рекомендации по развитию эмоционально-волевой сфере младших школьников на уроках иностранного языка.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в курсовой работе использован комплекс методов исследования: аналитический (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение отечественного и зарубежного опыта по проблеме исследования), диагностический (беседы с обучающимися, учителями, наблюдение, тестирование).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Базой проведения исследования является 4”А” класс МБОУ Лицей №21 г. Дзержинска.
1. Теоретические аспекты развития эмоционально-волевой сферы младшего школьника на уроках английского языка
1.1Характеристика эмоционально-волевой сферы младшего школьника
Недостатки эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста часто обсуждаются всеми участниками воспитательного и образовательного процесса. Часто наблюдается эмоционально-волевая нечувствительность детей к событиям, происходящим вокруг, к окружающим людям; бурные и неадекватные эмоции в ответ на реальные жизненные ситуации.
К.Э. Изард утверждал, что младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционально-волевого мира личности. Критические эмоционально-волевые оценки деятельности ученика порождают у школьников состояния эмоционально-волевого перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения [13].
Целесообразно основной целью воспитания в начальной школе, ставить именно становление эмоционально-волевого здоровья младшего школьника.
Термин «эмоциональное здоровье» был впервые применён Л.В. Тарабакиной и определяется ей как составная часть психологического здоровья человека, обеспечивающая «…единство преходящего и непрерывного на основе функционирования уровней - ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного; эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания…» [26, c.68].
Г.М. Бреслав считал, что эмоциональное здоровье школьника зависит от внешних и внутренних факторов. Среди внешних, важнейшую роль играет школа. Чувство тревоги неизбежно сопровождает ребенка в любой, даже в самой идеальной школе. Отбор в школу, внутри школьная дифференциация, публичный характер школьных достижений и неудач, особенности педагогического взаимодействия - всё это и многое другое способно создать напряжение у школьников в связи с процессом обучения. Есть данные о том, что развитие личности ребенка наилучшим образом протекает именно, когда тревога находится на оптимальном уровне, но не на избыточном [3].
Среди внутренних факторов, влияющих на эмоционально-волевое развитие, можно назвать индивидуальность личности. Индивидуальные пути развития эмоционально-волевой сферы складываются в значительной мере бессознательно и определяются внутренними механизмами, к которым человек не имеет доступа. Человек не знает, откуда приходят его мысли и чувства. Самое мощное влияние на последующее развитие имеют установки, возникшие в период становления личности. Вот почему так важно именно с первых дней существования ребенка в школе формировать у него установки на прогнозирование успеха, заботу об окружающих людях, на активное отношение к собственным негативным переживаниям. Л.С. Выготский говорил: «…Оптимистическая личность способна преодолевать трудности без ущерба для себя и своего развития, без искажения образа реального мира, сконструированного в воображении…» [6, c.36].
Учебная деятельность изменяет содержание чувств младшего школьника и соответственно, определяет общую тенденцию их развития - все большую осознанность и сдержанность. По мнению В.И. Селиванова изменение эмоционально-волевой сферы вызвано тем, что с приходом в школу горести и радости ребенка определяют не игра и общение с детьми в процессе игровой деятельности, а процесс и результат его учебной деятельности, та потребность, которую он в ней удовлетворяет, и в первую очередь - оценка учителем его успехов и неудач, выставленная им отметка и связанное с ней отношение окружающих. Участие в учебной деятельности на уроках и общение с учителем и коллективом в процессе обучения требуют большой сдержанности в чувствах, что первое время дается ему с трудом. Однако повседневные школьные обязанности, требования, предъявляемые к детям учителем, а позже и коллективом, заставляют их вести себя все более сдержанно, при этом младшие школьники постепенно учатся контролировать свое поведение [24].
В.М. Минаева утверждала, что моторные реакции, выражающие чувства, характерные для дошкольника и для первоклассника, начинают заменяться речевыми. К III классу заметно развивается речевая выразительность, обогащается интонация. Младший школьник, начиная с I класса, старается справиться с сильным волнением, например, сдержать слезы, уже может побороть свои желания, подчиняется требованиям учителя. В целом его общий эмоционально-волевой тонус, настроение характеризуют жизнерадостность, бодрость, веселое оживление. Тем не менее, неудовлетворение уровня притязаний в учебной деятельности может привести к аффектам в поведении и при отсутствии внимания учителя закрепляться как отрицательные черты характера (грубость, недоброжелательность и т.д.). Сохраняется также и большая впечатлительность. Драматические события, увиденные в театре, кино, пережитые в семье, приводят к страху, испугу и могут длительное время волновать ребенка, отвлекая от учебы [17].
По ее же мнению в начале обучения все перечисленные выше факторы влияют главным образом через личность учителя, являющегося авторитетом для первоклассника, позже под влиянием педагога и совместной учебной деятельности появляются товарищеские и дружеские контакты со сверстниками (сочувствие, радость, чувство солидарности). Эти взаимоотношения учеников способствуют развитию у них чувства коллективизма, проявляющегося в том, что каждый из них становится небезразличен к оценке товарищей по классу [18].
По мнению Т.А. Данилиной и В.Я Зедгенидзе у младших школьников начинают интенсивно развиваться интеллектуальные чувства. Активное познание в процессе учебной деятельности связано с преодолением трудностей, успехами и неудачами, поэтому возникает целая гамма чувств: удивление, сомнение, радость познания и в связи с ними интеллектуальные чувства, ведущие к успеху в учебной деятельности, такие как любознательность, чувство нового. Возникновение интеллектуальных чувств связано с потребностью в познании нового в соответствии с познавательным интересом. В I классе их интерес вызывают факторы и события, а значит, для развития интеллектуальных чувств важно опираться на яркие представления, наглядность, и тогда радость и удовлетворение возникают у ребенка уже от проникновения в суть фактов, в причинно-следственные зависимости [9].
Произвольность действий, формируясь в процессе обучения, становится новообразованием младшего школьного возраста. Но формирование произвольности, и особенно волевых действий, требующих преодоления внешних или внутренних препятствий, процесс длительный и сложный. Е.П. Ильин считал, что во время усвоения знаний, умений и навыков у младшего школьника не только совершенствуется сам волевой акт, но и формируются волевые качества личности, причем совершенствование волевого акта в учебной деятельности происходит постоянно потому, что перед ним возникают все новые и более сложные цели, к достижению которых он стремится [14].
В.Г. Алямовская говорила, что в начале обучения цель как первый этап эмоционально-волевого акта возникает в соответствии со словесными указаниями, которые непосредственно идут от учителя или получают из учебников и дополнительной литературы. В ходе психического развития с появлением определенных отношений ученика к себе и к другим и взаимоотношений его с коллективом младший школьник совершает тот или иной волевой акт уже в соответствии с собственными потребностями, интересами, мотивами. Такое развитие потребностно-мотивационной сферы - важнейшее условие формирования его волевых поступков и волевых черт характера. Существенной волевой чертой характера является самостоятельность. Чем младше школьники, тем хуже они умеют действовать самостоятельно. Они способны управлять собой, руководствуясь взглядами и убеждениями (их еще надо у ребят сформировать), и поэтому часто подражают другим. В связи с этим учитель и окружающие люди должны показывать им положительные примеры поведения [2].
Е.П. Ильин считал, что руководящая роль в формировании адекватного поведения школьников принадлежит взрослым (учителю, родителям, старшим товарищам). Другой очень важной волевой чертой характера младшего школьника является выдержка. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Позже у младшего школьника возникает умение сдерживаться, подчиняясь режиму школьной жизни и распорядку времени после школы, самостоятельно организуя выполнение домашних заданий и своего досуга. У него также проявляется и противоположная сдержанности отрицательная черта характера - импульсивность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители, на все то, что своей новизной захватывает ребенка. К III классу она встречается у детей уже реже. Вместе с тем в некоторых случаях импульсивность становится индивидуальной особенностью ребенка [15].
Л.Ф. Обухова считала, что настойчивость как важнейшая волевая черта характера развивается к III классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учебе даже при больших трудностях. Ярче всего эта черта проявляется при выполнении домашних заданий, на уроках труда, во время уборки класса, школьного помещения, двора. Развитие волевых черт характера младшего школьника тесно связано с развитием его нравственных качеств: коллективизма, честности, чувства долга, патриотизма и других качеств [20].
Единицей управления эмоциональным опытом ребенка в воспитательном процессе является педагогическая ситуация. По результату, то есть по наличию педагогического эффекта, педагогическая ситуация может быть нескольких видов.
По мнению Е.А. Алябаева для педагога важна личностно-деятельностная педагогическая ситуация, обусловленная трансформацией её в событие как основной единицы бытия человека. Событие отличается от просто ситуации тем, что оно эмоционально переживается и оценивается, оно конструируется самими его участниками, а роль учителя - посредническая между поисковой деятельностью ученика и миром. Переживая событие, ребенок учится быть хозяином своего опыта. Он овладевает «техникой жизни»: учится анализировать ситуацию, выдвигать гипотезы по её решению, выбирать инструмент для проверки гипотезы, пользоваться им, анализировать полученный результат. В итоге, становится эффективным и успешным в разрешении проблемных и кризисных ситуаций [1].
Таким образом, эмоциональное здоровье - это именно та категория, без которой трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни.
Эмоционально-волевая сфера ребенка происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности - игры, учения, труда.
Б.И. Додонов утверждал, что эмоционально-волевую сферу младшего школьника формируют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отношения в семье с родителями, коллектив класса - отношения с одноклассниками и положение в коллективе. Огромное место в сознании младшего школьника занимает учитель. Его отношение к ребенку, его оценки, его высказывания, пожелания и требования определяют в большей степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки [8].
По мнению Э.Г. Чуриловой младшего школьника отличает высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное [27].
У младших школьников - сложный комплекс переживаний. Это радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается, страх, что сделает ошибку, надежда на успех.
Исследования психологов...

Похожие материалы:

Контрольная работа: Особенности развития личностной и эмоционально-волевой сферы

Курсовая работа: Внимание младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Реферат: Развитие эмоционально-волевой сферы старшеклассников

Курсовая работа: Влияние родительского воспитания на развитие эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста