Курсовая работа: Специфика адаптации к школе детей с не родным русским языком

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты адаптации детей к школе
.1 Адаптация к школе в психологическом и психологическом контексте
.2 Дети с неродным русским языком
.3 Специфика адаптации к школе детей с неродным русским языком
Глава II. Исследование адаптации детей к школе
.1 Методы исследования адаптации детей к школе
.2 Исследование адаптации детей в школе
Заключение
Список литературы
Приложения

Дата добавления на сайт: 02 августа 2024


Скачать работу 'Специфика адаптации к школе детей с не родным русским языком':


Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования педагогический факультет
общеинститутская кафедра психологии образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Специфика адаптации к школе детей с не родным русским языком»
Направление: «Психолого-педагогическое образование»
Профиль подготовки: «Психология образования»
Мустафарова Ангелина Новиковна
Научный руководитель: Безугудова Антонина Александровна
Москва 2014

Содержание
Введение
Глава I. Теоретические аспекты адаптации детей к школе
.1 Адаптация к школе в психологическом и психологическом контексте
.2 Дети с неродным русским языком
.3 Специфика адаптации к школе детей с неродным русским языком
Глава II. Исследование адаптации детей к школе
.1 Методы исследования адаптации детей к школе
.2 Исследование адаптации детей в школе
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
Период, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу - один из самых сложных и важных моментов в жизни ребенка. От того, как насколько благоприятно пройдет этот период у ребенка, во многом зависит вся его дальнейшая учебная деятельность. Задача школы на данном этапе - это способность принимать абсолютно любых детей, понимать их и помогать в дальнейшем развитии.
В настоящее время именно способность принять каждого выходит на первый план. Это связано с тем, что все больше и больше в школах появляются дети мигрантов. Зачастую многие дети плохо знают русский язык, что может вызвать затруднение в общении с другими детьми, а это в свою очередь может вызвать затруднение во всем процессе адаптации к учебной деятельности. Задача педагога и всего школьного коллектива в целом - помочь таким детям как можно быстрее и менее проблематично войти в коллектив сверстников. Если произойдет нарушение в процессе адаптации, это касается как и простых детей, так и детей мигрантов, то может произойти нарушение во всем процессе обучения, такие дети зачастую оказываются в числе неуспевающих. Именно поэтому проблема адаптации детей мигрантов, и адаптации детей в целом, имеет актуальность в наше время. Объект исследования -школьная адаптация первоклассников с неродным русским языком.
Предмет исследования - школьная адаптация первоклассников с неродным русским языком.
Цель курсовой работы - теоретически изучить и практически выявить специфику адаптации детей с неродным русским языком.
Гипотеза исследований - Процесс адаптации к школе ребенка с не родным русским языком имеет ряд специфических черт, но при грамотной работе педагога с такими детьми процесс не будет иметь существенных отличий и затруднений.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть, как проблема адаптации к школе рассмотрена в педагогическом и психологическом контексте,
Раскрыть кто такие дети с неродным русским языком
Рассмотреть специфику адаптации к школе детей с неродным русским языком.
Исследовать адаптации детей к школе
Методы: наблюдение, беседа, опрос.

Глава I. Теоретические аспекты адаптации детей к школе
.1 Адаптация к школе в психологическом и психологическом контексте
С началом обучения в школе, у ребенка наступает один из самых сложных и наиболее ответственных х моментов в его жизни. Изменения наступают практически во всех планах: педагогическом, психологическом и физическом плане.
Как только ребенок приходит в школу, он еще не является школьником как таковым. Ребенку в данный период необходимо связывать школьную жизнь со своей повседневной жизнью. Этот процесс труден, и наполнен целым рядом трудностей. Приходя в школу, к ребенку значительно повышаются требования, которым ребенку необходимо соответствовать. Как только ребенок начинает соответствовать предъявленным требованиям, то можно говорить о положительном приспособлении и о том, что ребенок психологически готов к выполнению стоящих перед ним задач.
Прежде чем мы начнем раскрывать сущность понятия адаптации детей к школе, необходимо выяснить, что такое адаптация.
Адаптация - Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза.[1] Адаптация бывает: психологическая, сенсорная, социальная.
Если физиологическая адаптация протекает как бы автоматически, то с социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе: она представляет собой процесс активного приспособления. Адаптация ребенка к школе процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается изменить социально-психологическую ситуацию, не только "встроиться в нее", но и ее "пристроить к себе.
Понятие "социально-психологическая адаптация", рассматривается Дичевым Г.Р. (1976), Гурусбековым Б.Т. (1981), как сложная система приспособительных мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности, и связанная прежде всего с изменением статуса ребенка.[2]
О том, насколько успешно ребенок приспособился к школе, можно судить по параметрам адаптации, которые выделили Чирков В.И., Боденко Б.Н.. Такими параметрами являются :
отклоняющееся поведение
тревожная застенчивость
проблемы в учебе
Измерения показателя учебной деятельности, чаще всего, определяется по следующим параметрам:
самооценка ученика
оценка ученика учителем
показатели учебной успеваемости
Цылев В.Р. под процессом адаптации детей к школе подразумевал то, как ребенок привыкает к школьным требованиям, школьным порядкам и окружению, и фактически новым для него условиям жизни. Как он говорил, ребенок должен привыкать не только к новому распорядку своей жизни, но к своей новой социальной роли. Так же в период адаптации ребенок должен научиться усваивать новые для него знания во время урока.[3]
Процесс усвоения новых знаний требует от ребенка намного большего, чем на дошкольном этапе, уровня произвольности поведения. Чаще всего более подготовленными и более успешными оказываются дети, которые посещали дошкольные учреждения. Это связано с тем, что в детских садах закладывались некие основы подготовки детей к школе. Такие дети более продолжительное время находились в окружении сверстников, что дало им больший опыт общения и взаимодействия друг с другом. Так же они получали менее внимательное наблюдение со стороны родителей, что формирует в ребенке менее эгоцентрические черты. С переходом в школу у ребенка происходят изменения в их жизнедеятельности, что вызывает наиболее сильные эмоциональные переживания, которые могут быть как положительными, так и отрицательными (Смирнов А.А.). С переходом из дошкольного учреждения в школу ребенок получает новый статус, новый уровень отношений со взрослыми, и учениками. У ребенка развивается оценочное мнение. Оно может быть направлено как на других, так и на себя. Качественно иная, в сравнении с предшествующими ступенями социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования целостной личности учащихся и, прежде всего, к социально-психическому уровню.[4]
В настоящее время исследователи выработали критерии готовности детей к школьному обучению по следующим критериям: исходя из уровня интеллектуальной подготовки(А.В. Запорожец и др.), развития речи (Л.Е. Журова, В.И. Логинова, Ф.А. Сохин и др.), математического развития (А.М. Леушина и др.), нравственно-волевого воспитания (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева и др.), воспитания готовности к позиции школьника (И.А. Домашенко, В.А. Гелло, И.В. Имедадзе, М.И. Лисина и др.). Кроме того, изучаются взаимоотношения различных компонентов готовности (Н.И. Гуткина, А.К. Маркова, Л.М. Цеханская); рассматривается соотношение понятий "школьная зрелость" и "готовность к школе", а также вопросы преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования (Н.Ф. Алиева, С.В. Гаврилова, Ю.Ф. Змановский, А.А. Люблинская).[5,6,7]
Рассматривая процесс адаптации детей к школе, необходимо обозначить некоторые факторы, которые помогут им в адаптации. Прежде всего необходимо акцентировать внимание на преемственности дошкольного обучения и поступления в школу.
. Процесс адаптации будет зависеть от того, как организм ребенка привыкает к новым условиям деятельности, повышению физических и интеллектуальных нагрузок. Помочь в этом может то, насколько воспитатель в дошкольном учреждении акцентировал свою работу на подготовке детей к переходу в школу, каким образом он занимался с ними, как формировал произвольность детей.
. Так же адаптация касается пространственно - временным отношениям ( режим дня, место, где ребенок будет хранить свои принадлежности и др.); личностно - смысловых отношений (отношения в группе, а далее и в классе). Воспитатель в дошкольном учреждении способен заложить основы, которые далее помогут ребенку не испытывать затруднений в данных сферах жизни.
. Адаптация к новым для ребенка условиям познавательной деятельности зависит от качества образовательного познания ребенка (знаний, навыков, умений), которые он получил в дошкольном учреждении.
Задача школы при обучении первоклашек - создание благоприятных условий для адаптации детей с учетом особенностей ее протекания. Особенно внимание стоит уделять к первому полугодию обучения.
Наиболее приемлемый период адаптации составляет один - полтора месяца. В связи различными факторами, уровень адаптации бывает разный: высокий, нормальный и низкий. Психологи доказали, что наиболее сложно для ребенка протекают первые четыре недели его обучения в школе. Именно этот период называется «острой» адаптацией. На этом периоде не рекомендуется резко повышать темпы, и нагрузку обучения. После того, как ребенок проходит острый процесс адаптации, у него начинается активный период. На протяжении первого полугодия ребенок испытывает напряжение всех систем организма. У ребенка могут наблюдаться двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита.
По результатам наблюдений Б.И. Кочубей и Е.В. Новиковой, уже к концу первой четверти масса тела снижается у 60% детей. Одновременно с этим ухудшаются показатели работоспособности, появляются жалобы на усталость, сонливость, головные боли. Утомление приводит также к значительному снижению артериального давления у первоклассников, а переутомление может обернуться повышением давления, появлением шумов в сердце, нарушениями нервно-психического здоровья.
А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению:
. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.
. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Если у ребенка низкий уровень адаптации, то это может вызвать риск того, что ребенок окажется в группе отстающих. Мы ранее говорили о том, что самый сложный отрезок начала обучения является первое полугодие. Но это совсем не значит, что после него работа по адаптации прекращается. Во втором полугодие на ведущую роль в этом вопросе выходит работа непосредственно педагога, либо педагога психолога. Эта работа заключается в выявлении среди детей тех, кто испытывает какие либо затруднения в обучении, детей, у которых снизились показатели здоровья, появились пробелы в регуляции поведения. Иначе говоря, задачи педагога и педагога-психолога на в течении второго полугодия:
. Определить уровень школьной адаптации у первоклассников.
. Создать психолого-педагогических условия для решения проблем обучения, поведения и психологического самочувствия школьников, испытывающих трудности в процессе школьной адаптации.
Для того, чтобы реализовать эти задачи, необходимо:
.Продиагносцировать уровень и содержании адаптации школьника
.Провести консилиум по итогам диагностики и выработать стратегии и тактики по сопровождению детей, имеющих трудности в адаптации.
. Необходимо провести работу непосредственно с родителями, если у ребенка большие затруднения в обучении.
. Организовать педагогическую помощь
Данные действия во втором полугодии позволят не запустить процесс дезадаптации.
Раз мы подошли и коснулись такого понятия как дезадаптация, то рассмотрим его, так как адаптация и дезаптация понятия, которые связаны друг с другом.
Дезадаптация школьная - невозможность школьного обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует [8].
Как правило, о дезадаптации говорят тогда, когда ребенок неуспешен в обучении, нарушает школьную дисциплину, конфликтует с учителями и одноклассниками. Но иногда бывает так, что школьная дезадаптация является скрытой, и она не находит внешнего проявления, а остается скрытой от окружающих, а находит проявление в переживаниях ученика.
Ряд авторов (М.М. Безруких, И.Н. Агафонова, Л.М. Ковалева, В.Е. Каган) выделяют следующие симптомы, как критерии дезадаптации: агрессия по отношению к людям, чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность, частые эмоциональные расстройства, лживость, заметная уединенность, чрезмерная угрюмость и недовольство, завышенная самооценка, сосание пальцев, обгрызание ногтей, дрожание пальцев рук, говорение с самим собой и многое другое.[9]
Выделяются следующие факты риска в развитии дезадаптации, которые могут привести к неуспеваемости в обучении:
Недостаточное развитие речевых навыков;
Плохое знание языка
Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность;
Соматическая ослабленность ребенка;
Нарушения формирования школьных навыков;
Двигательные нарушения и пр.
Ю.А. Александровский определяет дезадаптацию как «поломки» в механизмах психического приспособления при остром или хроническом эмоциональном стрессе, которые активизируют систему компенсаторных защитных реакций.[10]
По мнению С.Б. Семичева, в понятии «дезадаптация», следует различать два значения. В широком смысле под дезадаптацией можно подразумевать расстройства адаптации, в узком смысле дезадаптация предполагает лишь предболезнь, то есть процессы, выходящие за пределы психической нормы, но не достигающие степени болезни. Состояние дезадаптации В.В. Ковалев характеризует как повышенную готовность организма к возникновению того или иного заболевания, формирующегося под влиянием различных неблагоприятных факторов.
А.В. Петровский определяет процесс адаптации как вид взаимодействия личности с окружающей средой, в ходе которого согласовываются и ожидания его участников. При этом автор подчеркивает, что важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее в себя как реальный уровень, так и потенциальные возможности развития среды и субъекта, выделение индивидуальности личности в процессе его индивидуализации и интеграции в данной конкретной социальной среде через обретение социального статуса и способности индивида приспособиться к данной среде [11].
Рассматривая дезадаптацию личности на социально-психологическом уровне, авторы выделяют три основные разновидности дезадаптированности личности (М.М. Безруких, В.Е. Каган):
а) устойчивая ситуативная дезадаптированность, которая имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях (например, в составе тех или иных малых групп), хотя предпринимает такие попытки - это состояние можно соотнести с состоянием неэффективной адаптации;
б) временная дезадаптированность, которая устраняется с помощью адекватных адаптивных мероприятий, социальных и внутрипсихических действий, что соответствует неустойчивой адаптации.
в) общая устойчивая дезадаптированность, являющаяся состоянием фрустрированности, наличие которого активизирует становление патологических защитных механизмов.
Из всего вышесказанного мы может сделать выводы, что процесс адаптации ребенка к школе, несомненно, имеет огромное значение. От того, как пройдет данный процесс, во многом и будет зависеть все дальнейшее обучение ребенка в школе. На данном этапе ребенок испытывает колоссальные нагрузки, ему необходимо адаптироваться к новым для условиям, новому режиму, новым видам деятельности. Если такого не произойдет, то может запуститься процесс дезадаптация. И задача взрослых, а главным образом педагога - не допускать этого.
.2 Дети с неродным русским языком
Рассмотрев что такое адаптация и дезадаптация, мы можем перейти к следующей части нашей работы. Для этого нам необходимо узнать, кто такие дети с неродным русским языком.
В настоящее время в России находится огромное количество детей, у которых русский не является родным языком. К таким можно отнести детей рабочих, которые приехали и вынуждены находиться и работать в России, беженцы, которые по различным, в некоторых случаях трагичным причинам вынуждены покидать места жительства и искать укрытие в соседних странах. Но прежде всего большой процент из количества детей, у которых русский является не родным, прежде всего, являются дети мигрантов. Именно это мы и рассмотрим подробнее.
Одним из результатов развития современного общества являются миграционные процессы, способствующие появлению на территории коренных народов различных диаспор, вследствие чего возникает проблема «освоения» этническими группами...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Диагностика психологической готовности детей к школе

Курсовая работа: РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

Квалификационная работа: РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Реферат: ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ И АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ

Курсовая работа: Сравнительный анализ психического развития детей 6-7-летнего возраста в плане их готовности к обучению в школе