Курсовая работа: Специфика проявления характера и темперамента

«Темперамент» и «характер» - в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным.

Дата добавления на сайт: 02 августа 2024


Скачать работу 'Специфика проявления характера и темперамента':


Основные данные о работе
Версия шаблона 2.1
Филиал Смоленский СГА
Вид работы Курсовая работа
Название дисциплины Общая психология
Тема Специфика проявления характера и темперамента
Фамилия студента Лисицына
Имя студента Анна
Отчество студента Владимировна
Введение
«Темперамент» и «характер» - в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.
1. Сущность понятия «характера»
Понятие «характер».
В буквальном переводе с греческого, характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.
Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.
Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности.
Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.
Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.
Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость в ситуации общения и т.д. Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят: решительность; настойчивость; самообладание; самостоятельность; активность; организованность.
К эмоциональным чертам характера относят: порывистость и впечатлительность; горячность и инертность; безразличие и отзывчивость.
К интеллектуальным чертам относят: глубокомыслие; сообразительность; находчивость; любознательность.
В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности.
Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и самому себе. Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.
Другой группой чет характера являются те, которые характеризуют отношения человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Главное условие образования характера - наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей.
Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека.
Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты. Более того, люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои, особенные приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности, которая проявляется в ситуации выбора действий или способов поведения.
С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения - его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).
Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера. Например, Л.Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П. Павлов - игрой в городки, Д.И. Менделеев - чтением приключенческих романов.
Другим проявлением характера человека является его отношение к людям. При этом выделяются такие черты характера, как: честность; правдивость; справедливость; общительность; вежливость; чуткость; отзывчивость.
Не менее показательной является группа черт характера, определяющих отношение человека к самому себе. С этой точки зрения чаще всего говорят об эгоизме или альтруизме человека. Эгоист всегда ставит личные интересы выше интересов других людей. Альтруист же ставит интересы других людей выше своих собственных.
Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер может проявляться в выборе цели действия, т.е. как мотивационная черта личности. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. определяет средства достижения поставленной цели.
Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера.
К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом. Например, экстраверсия - интроверсия, спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность, переключаемость - ригидность и др.
Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания.
Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.
Развитие характера в возрастном аспекте.
Характер имеет свою возрастную динамику, которая выражается в своеобразии его становления и проявления на различных возрастных этапах.
Базовые качества личности начинают оформляться в раннем детстве - это фундаментальные черты личности. Предпосылки к их оформлению складываются в тот период жизни ребенка, когда он еще не владеет речью. Основные личностные качества зависят от биологически обусловленных свойств организма (свойства нервной системы, состояние здоровья, физическое развитие), условий ухода за ребенком, удовлетворение потребностей ребенка в питании, движениях, ласке, новых впечатлениях. К числу таких личностных качеств относятся экстраверсия и интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность и уравновешенность и др. Эти качества складываются и закрепляются у ребенка в дошкольном возрасте под воздействием многих факторов: генотипа и среды, сознания и бессознательного, подражания и др. факторов.
В дошкольный период характер формируется в конкретной деятельности: в игре, в трудовой деятельности, в усвоении бытовых правил. Наличие правил в игре воспитывает у ребенка самоконтроль. Ответственность за свои действия, целенаправленность, инициативность, произвольность движений. В трудовой деятельности ребенок учится быть самостоятельным, аккуратным, дисциплинированным, трудолюбивым. Усвоение бытовых правил способствует формированию организованности, чувства долга, добросовестного отношения к своим обязанностям. Ребенок в этом возрасте любознателен, эмоционален, впечатлителен, общителен.
В младшем школьном возрасте ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Следовательно, характер формируется главным образом в учебно-воспитательном процессе. Особенностью ребенка является доверие к взрослым, подчинение и подражание им, послушание и исполнительность. Происходит усвоение сознательного контроля и волевой регуляции деятельности, воспитание сознательной дисциплины, выдержки.
На базе полученного опыта в учебной, игровой деятельности в младшем школьном возрасте складываются предпосылки для мотивации достижения успехов.
Переход к подростковому возрасту характеризуются изменениями в физиологии организма, в отношениях у подростка с взрослыми и сверстниками, в уровне развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. В этот период формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Первостепенное значение имеет проблема самопознания, самовыражения и самоутверждения. У подростка усиливается стремление быть похожим на старших, быть самостоятельным, требует обращения с собой как с взрослым. Повышается сознательность и мотивированность интересов, в которых проявляется характер подростка. Для этого периода свойственны эмоциональность, решительность, активность, недостаток выдержки и самоконтроля в поведении, настойчивость в достижении цели, повышенная возбудимость.
В период ранней юности характер приобретает большую устойчивость, но временами в этом возрасте в поведении может проявляться бурность, противоречивость характера. У юношей и девушек возрастает уверенность в себе, повышается интерес к другим людям.
По сравнению с подростковым возрастом, в период ранней юности снижается острота межличностных конфликтов и негативизм, улучшается физические и эмоциональное самочувствие, повышается контактность и общительность. Происходит стабилизация жизни, сдержанность в поведении. Для данного возраста характерны обидчивость, импульсивность, склонность к категоричным суждениям и недостаточно продуманным поступкам, быстрая и частая смена настроений, встречается обостренное чувство одиночества.
Юношей и девушек волнуют проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и невежества и другие общечеловеческие ценности. Они стараются лучше познать себя, самостоятельно сделать выбор.
Ранний юношеский возраст - начальный период становления социальных, культурных, религиозных, политических, экономических и других позиций человека. Но в ранней юности процесс формирования личности еще не завершается, он активно продолжается и дальше, но уже за пределами школы. Хотя многое из того, что человек приобретает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.
Характер формируется в процессе активной деятельности и общения ребенка с окружающими людьми. Разнообразная деятельность человека, содержание и тип его общения с окружающими формируют черты его характера. Характер ребенка уже в ранние годы определяется типом нервной системы, и на основе этого складываются привычки поведения. В разнообразной деятельности ребенка упражняются и развиваются различные черты характера.
. Подходы к исследованию характера
Типология характера.
Проблема исследования индивидуального характера взрослого человека лежит в сфере интересов различных направлений психологической науки. Сложность, многомерность феномена этой проблемы определяет междисциплинарность её изучения.
Понятие “характер” - одно из самых востребованных и противоречивых в современной психологии. В широкой практике оно используется для описания устойчивых специфических проявлений индивидуальности: жизненного уклада, повторяющихся привычек, пристрастий, побуждений, а также для обозначения конституциональных и других внешне выраженных отличительных признаков индивида, особенностей речи, поведения.
Согласно литературным источникам, в характере отражаются такие свойства субъекта, как тип мышления, этические, эстетические стереотипы, специфические для данного индивидуума.
Характер отражает уникальность и своеобразие индивидуального опыта человека, и в то же время он сам испытывает сильное влияние со стороны его природной организации. Неслучайно поэтому до сих пор остаётся открытым вопрос о функциональных границах, содержании понятия «характер», структурных компонентах характера, его соотношении с другими интраиндивидуальными (внутренними биологическими) психическими образованиями человека.
Основные проблемы в изучении характера, разрабатываемые с позиций различных психологических подходов, связаны с раскрытием его природы, содержания, структуры, определением свойств и функций.
Другой круг вопросов не менее важен - поиск, определение и обоснование измеряемых параметров характера. Несмотря на разнообразие теоретических и методологических подходов, проблема измерения индивидуального характера в норме является острой и современной.
Актуальным также представляется выявление «места» самого характера в структуре индивидуальности, сопряжённости его с другими интраиндивидуальными подструктурами. Задача исследования формально-динамической детерминации характера как более высокого (по отношению к темпераменту) уровня обобщения психических свойств в структуре индивидуальности ставится впервые.
Акцентуация характера по К. Леонгардо
Понятие «акцентуации» было введено в психологию К. Леонгардом. Его концепция «акцентуированных личностей» основывалась на предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности.
По мнению Леонгарда, акцентуации личности, прежде всего, проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы (Приложение А).
Классификация типов характера по Э. Фромму
Приведем еще одну интересную попытку представления типологии характеров, в основе которой отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее вывел Э. Фромм и обозначил как социальную типологию характеров. «Социальный характер, - пишет автор, - содержит ... выборку черт, существенное ядро структуры...

Похожие материалы:

Реферат: Взаимосвязь темперамента и характера личности

Курсовая работа: Специфика проявления девиантного поведения подростков

Курсовая работа: Взаимосвязь характера и темперамента в структуре личности

Курсовая работа: Изучение особенностей проявления агрессии

Курсовая работа: Акцентуация характера в профессиональной деятельности менеджера