Реферат: Специфика работы психологической службы в интернатных учреждениях

Содержание

Введение 3
1. Перечень нормативных документов по организации деятельности педагога психолога учреждения образования Республики Беларусь 5
2. Характеристика интернатных учреждений и учреждений закрытого типа 7
3. Направления профессиональной деятельности психолога интернатных учреждений и учреждений закрытого типа 10
4. Рекомендации психологу, работающему в учреждении интернатного типа 11
Заключение 14
Литература 15

Дата добавления на сайт: 02 августа 2024


Скачать работу 'Специфика работы психологической службы в интернатных учреждениях':


Содержание
Введение3
1. Перечень нормативных документов по организации деятельности педагога психолога учреждения образования Республики Беларусь5
2. Характеристика интернатных учреждений и учреждений закрытого типа7
3. Направления профессиональной деятельности психолога интернатных учреждений и учреждений закрытого типа10
4. Рекомендации психологу, работающему в учреждении интернатного типа11
Заключение14
Литература15

Введение
Основные направления, принципы и методы работы психолога в учреждениях интернатного типа в основном совпадают с таковыми в обычной школе. Здесь также необходима и диагностическая, и коррекционная, и развивающая, и профилактическая деятельность. Вместе с тем в работе практического психолога в детском учреждении интернатного типа есть своя специфика, продиктованная, с одной стороны, условиями обучения и воспитания детей в таких учреждениях, а с другой стороны, особенностями их психического развития, личности и поведения.
Известно, что дети, с раннего возраста находящиеся в детских учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психологических характеристик отличаются от детей, воспитывающихся в семье: по одним параметрам учащиеся школы-интерната находятся на уровне своих сверстников из обычных школ или даже несколько опережают их, по другим же резко отстают не только от своих однолеток, но и от более младших детей. К сожалению, подобная специфика оказывается стабильной на протяжении всего школьного детства. Это объясняется тем, что определенные зоны отставания возникают достаточно рано, еще в дошкольном детстве, и в силу отсутствия постоянной работы по их преодолению как в дошкольном, так и в школьном детстве не только, как правило, не исчезают, но и усугубляются.
Другой немаловажной проблемой работы психологической службы интернатов выступает процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как правило такие дети не получают того социального опыта, который имеют их сверстники, воспитывающиеся в семьях. Поэтому покидая интернаты, им гораздо сложнее адаптироваться в совершенно новых для них условиях социального мира.
Для раскрытия специфики работы психологической службы в интернатных учреждениях рассмотрим более детально те проблемные области с которыми сталкиваются в них несовершеннолетние.

. Перечень нормативных документов по организации деятельности педагога психолога учреждения образования Республики Беларусь
Нормативная правовая документация включает документы, определяющие стандарты и нормативы профессиональной деятельности педагога-психолога в системе образования. В перечень нормативной правовой документации входят [1-5]:
Кодекс РБ об образовании
Закон РБ от 01.07.2010г. «Об оказании психологической помощи» (вступил в силу с 06.01.2011г);
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г № 116 Об утверждении положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и признании утратившими силу некоторых постановлений министерства образования Республики Беларусь;
Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
Декрет Президента РБ от 24.11.2006г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
Декрет Президента РБ от 05.05.2009г № 5 «О некоторых дополнениях и изменениях…(к Декрету № 18)».
Квалификационная характеристика педагога психолога учреждения образования. (Постановление министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 105).
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 февраля 2009 г. №6 "Об утверждении Положения о Совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
приказ Министерства образования от 17.05.2010 г. № 317 "О комплексных мерах по контролю за положением детей и учащейся молодежи, охране их жизни и здоровья, предупреждению попадания в социально опасное положение" и др.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.10.2001 г. № 1533 «Об утверждении Положения о порядке привлечения педагога (психолога) для участия в уголовном процессе». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.11.2001, № 102; а также журнал «Сацыяльна-педагагічная работа», 2003г., №2; Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь этот документ не печатал).
Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 08.05.2007 г. № 270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении и нуждающимися в государственной защите». (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, 2007г., №13).
Данная документация является основой нормативной правовой базы по организации профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования - Должностная инструкция педагогу психологу учреждения образования.
К методической документации относятся методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, методические разработки, письма из вышестоящих организаций, которые носят методический характер, перечень психологических методик, используемых в работе, иные. На современном этапе актуальным является использование следующих документов:
методические рекомендации по основным направлениям деятельности педагога-психолога интернатного учреждения (сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 10, 2009 г.)
методические рекомендации по организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися, посещающими факультативные занятия правовой направленности (сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 16, 2009 г.)
методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы и деятельности Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 22, 2009 г.);
письмо Министерства образования Республики Беларусь от 9 сентября 2009 г. № 12-02-12/4114/дс "О мерах по профилактике суицидов среди детей и подростков" и др.
Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Актуальные аспекты организации воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году». (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, 2009г., №18).
. Характеристика интернатных учреждений и учреждений закрытого типа
Интернат - это закрытое образовательное учреждение, выделяющееся из ряда других образовательных учреждений своей спецификой. В него принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей и отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством). Учащиеся в интернате называются воспитанниками. Воспитанники круглосуточно пребывают в интернате.
Специальные учебно-воспитательные учреждения - особый вид образовательных учреждений для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся) поведением, призванных обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Учреждения может быть открытого или закрытого типа [3].
Учреждение открытого типа выполняет функции профилактического учреждения и создается для детей и подростков: с устойчивым противоправным поведением; подвергшихся любым формам психологического насилия; отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями.
В учреждениях открытого типа создается система, обеспечивающая развитие личности воспитанника, нуждающегося в особой заботе и защите. Учреждение может быть государственным, муниципальным или негосударственным.
Учреждения закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших преступления, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. В учреждениях закрытого типа создается режимная (вспомогательная) служба, обеспечивающая специальные условия содержания воспитанников. Оно может быть только государственным.
К специальным учебно-воспитательным учреждениям относятся специальные школы закрытого типа и специальные профессионально-технические училища закрытого типа.
К специальным лечебно-воспитательным учреждениям относятся специальные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, имеющих недостатки физического или психического развития либо заболевания, вызывающие необходимость их содержания, лечения, воспитания и обучения в этих учреждениях.
В специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и содержания, в случаях, если они:
совершили общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, но не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний;
осуждены с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения их в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения.
Основаниями для содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждениях являются:
решение суда - в отношении несовершеннолетних, указанных в абзаце втором части третьей настоящей статьи;
приговор суда - в отношении несовершеннолетних, указанных в абзаце третьем части третьей настоящей статьи.
Несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения до достижения ими возраста восемнадцати лет, но не более чем на два года. Срок их содержания в указанных учреждениях не может превышать максимального срока наказания, предусмотренного Уголовным кодексом Республики Беларусь за совершенные ими преступления.
В специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в этих учреждениях. Перечень таких заболеваний утверждается Правительством Республики Беларусь.
. Направления профессиональной деятельности психолога интернатных учреждений и учреждений закрытого типа
Информационно-аналитическая деятельность - изучение и анализ положения детей в учреждении образования, сбор информации о несовершеннолетних и их семьях, формирование банков данных всех категорий, анализ полученных данных; сбор данных о социальной инфраструктуре микрорайона школы, анализ полученных данных, составление социально-педагогической характеристики микрорайона учреждения образования и пр. [5].
Профилактико-просветительская деятельность - мероприятия по повышению психолого-педагогической и правовой культуры учащихся, педагогов и родителей; профилактике торговли людьми и насилия в отношении несовершеннолетних, противоправного поведения обучающихся; по вопросам развития и социализации личности; тематические недели; выступления на родительских собраниях, педагогических советах; взаимодействие с субъектами профилактики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Диагностическая деятельность - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности несовершеннолетних, взаимодействия со сверстниками и социальной ситуации развития, в целях организации индивидуального подхода в воспитательном процессе, определения стиля педагогического взаимодействия с детьми; изучение социально-психологического климата коллектива; изучение состояния детско-родительских отношений, внутрисемейной обстановки; выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Коррекционно-реабилитационная деятельность - адаптационные мероприятия, коррекция эмоционально-поведенческих нарушений, мероприятия, направленные на преодоление последствий кризисных ситуаций, на развитие личности, ее самосовершенствование и социализацию.
Консультационная деятельность - организация консультационной работы с несовершеннолетними, родителями, педагогами.
Охранно-защитная деятельность - изучение положения детей в семье, выявление и устранение причин и факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни с использованием критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетних, защита прав и законных интересов детей в различных правоохранительных и правозащитных органах и организациях; взаимодействие с органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждениями и организациями, занимающимися вопросами защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социальными институтами, занимающимися вопросами социализации.
Методическая деятельность - участие в работе педагогических советов, разработка или подборка методических рекомендаций, памяток, материалов для тематических выступлений, оформления стендов для различных категорий и пр.
Работа по повышению профессионального уровня - работа по самообразованию; повышение квалификации; аттестация; обобщение лучшего психолого-педагогического опыта [5].
. Рекомендации психологу, работающему в учреждении интернатного типа
. Следует помнить, что на начальных этапах психокоррекционных занятий к традиционной задаче повышения мотивации на работу добавляется проблема бедности, односторонности всей мотивационной сферы детей-сирот. Это может быть не сразу обнаружено, поскольку у ребенка, воспитывающегося вне семьи, существует положительная мотивация в отношении взрослого, которая базируется на дефиците общения со взрослым. Ребенок всегда хочет понравиться взрослому, выполняет любые его задания. Гипермотивация общения со взрослым скрывает от наблюдателя дефекты в развитии произвольности у воспитанников учреждений интернатного типа.
. По мере углубления конструктивных отношений необходимо постепенно осуществлять переход к применению техник, требующих большей самостоятельности от детей, вплоть до создания ими собственных программ планирования, организации деятельности и контроля [8].
. Необходимо знать, что сверхценность общения со взрослым приводит к практически полной зависимости эмоциональногоблагополучия ребенка от отношения к нему взрослого. Поэтому в своей работе психолог не только не должен пользоваться привязанностью к нему ребенка, но должен стремиться ослабить влияние такой зависимости, развивать автономию ребенка от взрослого.
. Большинство отклонений в умственном развитии детей-сирот в значительной мере определяется скудостью, ограниченностью их конкретно-чувственного опыта. Поэтому даже в развитии мышления необходимо уделять внимание именно творческой его стороне, образному, конкретному познанию мира, обогащая и расширяя конкретно-чувственный опыт детей.
. Развитие самосознания, отношения к себе, самооценки у воспитанников детских домов не просто отстает, а имеет качественно иную форму, развивается по-другому. Например, у них складывается устойчивая заниженная самооценка, для таких детей характерно критическое, оценивающее отношение к себе. Поэтому коррекционная работа должна быть направлена на повышение принятия себя и своего тела, имени, лица, пола, на повышение самооценки и уверенности в себе ребенка-сироты. Общение в контексте психокоррекционной работы должно всегда носить поддерживающий характер.
. Для воспитанников детских домов и интернатов характерны защитные формы поведения, не дающие возможности овладеть ситуацией и найти конструктивное решение. Задача психолога вданном случае - помочь ребенку научиться эмоционально отвлекаться от фрустрирующей ситуации, брать на себя ответственность, самостоятельно разрешать конфликты. В качестве психокоррекционных методов здесь могут быть использованы ролевые игры, создание конфликтных ситуаций, методики, где еобходимым условием работы является выход за пределы сложившихся стереотипов поведения [8].
. В виду недоразвития интимно-личностной сферы общения, работа психолога должна быть направлена на развитие эмпатии, способности детей-сирот к сопереживанию, на формирование потребности разделять свои переживания с другим человеком, обмениваться впечатлениями.
. Прежде чем начать формировать у ребенка какое-либо качество (например, заботиться о близких людях), нужно, чтобы у ребенка возникла потребность в этом качестве (возбудить любовь и привязанность к близким).
. Необходимо помнить, что многие качества личности ребенка могут являться приспособительными для жизни в школе-интернате и носить отрицательный характер. Чтобы избавиться от них, необходимо чем-то компенсировать их отсутствие, дать ребенку другой ''инструмент'', выполняющий те же психологические функции. Например, ребенок не перестанет врать «просто так», так как ложь выполняет для него приспособительную, защитную функцию, избавляя ребенка от наказаний или других трудностей.
.У воспитанников детских домов может быть негативное отношение к групповым занятиям, что объясняется перегрузкой общения со сверстниками и депривацией потребности в одиночестве. Знание особенностей детей-сирот и применение его на практике, при создании психокоррекционных программ, позволит повысить эффективность деятельности психолога в учреждениях интернатного типа.

Заключение
Таким образом, изложенный выше материал позволяет сформулировать следующие основные выводы.
Во-первых, деятельность психологической службы интернатного учреждения связана со спецификой функционирования самого учреждения, теми правилами регламентациями, которые в нем существуют. Ввиду этого психологу необходимо строить свою деятельность так, что бы нивелировать негативное воздействие некоторых из них на психику воспитанников учреждения. педагог психолог интернат
Во-вторых, контингент воспитанников учреждения имеет определенные особенности когнитивного, эмоционального, социального развития, учет которых является обязательным при выборе методов и средств проводимой коррекционной работы с ними.
В-третьих, особое значении приобретает подготовка выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни в обществе. Поэтому...

Похожие материалы:

Отчёт по практике: Особенности психологической работы по коррекции эмоционального развития старших дошкольников с недостатками речевого развития в условиях детского сада