Курсовая работа: Спортивный фанатизм в молодёжной среде
Феномен фанатизма один из наименее изученных в социальных областях знания. Многообразие данного феномена определяет сложность его теоретического освоения. Анализ содержания понятия «фанатизм» позволяет выявить основные смыслы, заложенные в него всем ходом исторического развития феномена и его отражения в сознании людей.
Дата добавления на сайт: 02 августа 2024
Скачать работу 'Спортивный фанатизм в молодёжной среде':
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы является спортивный фанатизм в молодёжной среде.
Цель работы - выявление роли и степени спортивного фанатизма в молодёжной среде на примере фанатов спортивного клуба «Водник» г. Архангельска.
Объект исследования - фанатизм как социальное явление.
Предметом исследования является непосредственно спортивный фанатизм.
Согласно цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
актуализация выбранной темы;
формирование методологического аппарата исследования;
выявление теоретико-методологических основ изучения фанатизма;
изучение фанатизма как социального явления, выявление сущности и причин фанатизма;
изучение видов фанатизма;
изучение спортивного фанатизма в молодёжной среде, выявление его причин и последствий;
рассмотрение исследовательского опыта изучения спортивного фанатизма;
характеристика молодёжного фанатизма на примере спортивного клуба «Водник»(г.Архангельск);
изучение истории рассматриваемого спортивного клуба и его влияния на развитие молодёжного фанатизма жителей г.Архагельска;
выявление позиции жителей г.Архангельска: «спортивный фанатизм: «за» или «против»;
формулировка собственных выводов и суждений относительно изученного вопроса.
Актуальность темы данной работы обусловлена характером социальных процессов, происходящих в современном мире.
Глобализация, ведущая к размыванию границ, формированию единого информационного пространства, а, следовательно, интенсивному столкновению полярных идей и идеологий; интеграция, немыслимая без взаимовлияния разных социальных систем и культур, которое часто осуществляется как противостояние, формируют объективные условия для развития спортивного фанатизма. Хотя, как социальный феномен, он возникает на начальном этапе цивилизационного развития общества.
Особенности современного социального функционирования спортивного фанатизма проявляются в том, что интересы власти, могущества, богатства, контроля, приводят к сознательной «ставке на фанатизм».
Еще одним важным фактором, способствующим формированию фанатичного сознания, является духовный вакуум, создающийся в результате крушения стабильных социальных систем, устойчивых принципов, приоритетов и ценностей, моральных ориентиров, которые характерны для традиционных обществ.
Фанатизм как социальный феномен вызывает множество проблем в обществе: с одной стороны, фанаты - это организованная группа активных болельщиков той или иной команды, активно поддерживающих ее на домашних и выездных матчах, а с другой стороны - это массовые драки между членами фанатских группировок, хулиганские действия, разгромленные трибуны стадионов, рост преступности, рост негативного отношения не только со стороны работников правоохранительных органов, но и рядовых членов общества.
В результате подобных действий обычные люди перестают ходить на матчи, а любые массовые драки, в которых участвуют подростки, начинают называть фанатскими разборками. Отсюда следует, что существование данной субкультуры может вести к социальной дезорганизации.
Такие явления, как спортивный фанатизм, необходимо изучать для того, чтобы избежать дезорганизации общества, нарушения общественного порядка, гибели людей, а также для того, чтобы помочь молодежи в выборе жизненных позиций.
При изучении темы спортивного фанатизма в молодёжной среде будут использованы следующие методы:
работа с учебной и научной литературой;
изучение актуальных периодических изданий и других средств массовой информации;
работа с интернет-ресурсами, такими как официальный сайт спортивного клуба «Водник», а также популярных социальных сетей, которые помогут наиболее точно отразить актуальные аспекты изучаемого вопроса;
анкетирование, обработка и анализ полученных данных.
. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАНАТИЗМА
.1 Фанатизм как социальное явление: понятие, сущность, причины
Феномен фанатизма один из наименее изученных в социальных областях знания. Многообразие данного феномена определяет сложность его теоретического освоения. Анализ содержания понятия «фанатизм» позволяет выявить основные смыслы, заложенные в него всем ходом исторического развития феномена и его отражения в сознании людей.
Этимология слова «фанатизм» определяется историко-культурным контекстом, и берет свое начало в Древнем Риме. Практически все авторы словарных статей, посвященных фанатизму ведут его происхождение от латинского слова Fanum (fanaticus), что переводится как «храм», «жертвенник». Авторы монографии посвященной фанатизму: Haynal А., Molnar М. и de Puymege G., также считают слово «фанатик», производным от латинского fanum, которое дошло до нас из римских текстов. До XVII века слово «фанатизм» зачастую употреблялось только в религиозном контексте, о чем свидетельствуют многочисленные истории культов, еретических и сектантских движений, жизнеописания отшельников и святых. Фанатизм как феномен состоит не только из страстной и исступленной преданности, но и поклонения, и сознательного принесения каких-либо «жертв» (аскетизм, умерщвление плоти, обеты молчания и служения и т.п.) во имя торжества духа и бога, что активно используется религиозными объединениями с самого первого момента их возникновения. Понятие «fanaticism» (фанатизм) появилось значительно позже; считается, что первым его использовал Jacques Benigne Bossuet1, после которого это понятие было еще раз забыто в конце семнадцатого века. Мода на слово «фанатизм» появилась в последний период (с конца XIX века). В двадцатом же веке это понятие пережило своеобразный ренессанс.
По мнению А.Н.Фойгеля, исследователя религиозного фанатизма, слово «фанатик» так же происходит от латинского Fanum - храм, жертвенник, фанатик означает «посвященный». В древности фанатиками называли жрецов фригийской богини Кибелы, культ которой был перенесен из Малой Азии в Рим. В дни празднеств этой богини жрецы устраивали шествия по улицам Рима, во время которых приходили в экстаз и били себя плетьми, наносили ножевые раны. Многие римляне с осуждением относились к этому кровавому культу, что и выразилось в эмоциональном и негативном отношении к данному явлению. С этих пор употребление понятия «фанатизм» неразрывно связано с его эмоциональным, оценочным восприятием, использование слов «фанатик» и «фанатизм» всегда предполагает некоторое отношение к человеку или явлению[1].
О культе богини Кибелы писали и A.Haynal, M.Molnar и G.de Puymege в своей монографии «Fanaticism»: «Вдохновленные предсказатели в Риме, интерпретирующие предзнаменования, были названы фанатиками, как называли священников восточного тайного культа богине Ma Bellone, которые в насаждаемом бреду били себя саблями и топориками, что приводило к большим потерям крови. ... Культ Bellone, посвященный в тоже время Cybele (Сибиле или Кибеле), матери богов, был одновременно культом войны и родной земли (fatherland)... Они (жрецы и почитатели культа. - В.К.) получали вдохновение из другого мира с фанатической экспрессивностью, подобно сумасшедшим, в восторженном и иногда сильном исступлении...». Культ родной земли впоследствии изменился и стал выражаться в патриотизме и национализме, которые содержат в себе потенции фанатизма. Культ богини войны, который привел к появлению фанатиков, естественно должен быть связан с пролитием крови и насилием. Поэтому не случайно первоначальное негативное восприятие этого явления. Возможно, именно от культа Кибелы пошла традиция, в первую очередь связывать проявления фанатизма с насилием и военными действиями. К тому же ритуальные избиения себя во время празднеств, состояние исступления, в какое приходили жрецы, фанатичный экстаз, усиливающийся от потери крови, создавали впечатление безумства и даже психического заболевания почитателей данного культа у наблюдателей. Эти действия приносили вред не только физическому здоровью жрецов, но и душевному. Негативное воздействие фанатизма на личность жрецов и последователей культа было явным. Отсюда идет и несколько настороженное отношение к фанатикам и к самому явлению фанатизма[1].
Таким образом, под фанатизмом мы будем понимать твердую и не признающую никаких аргументов безальтернативную приверженность личности определенным представлениям и убеждениям, что в решающей степени определяет практически любую ее активность и оценочное отношение к окружающему миру. Фанатизм - социально-психологический феномен, характеризующий личностную позицию и систему отношений этой личности с референтными группами и группами членства в логике неприятия даже обоснованной, но противоречащей жестким установкам фаната информации, отражающий некритичный подход индивида к любой информации, которая в той или иной степени подкрепляет его позицию, установки, представления и убеждения, готовность к жертвенному поведению во имя последних вне зависимости от того, является подобная активность нравственной или аморальной[2].
Причины фанатизма могут быть следующими[3]:
. Неудовлетворительная личная или социальная ситуация.
.Уход от неприятной реальности, посредством вызывания идеалистического воодушевления, сочетающегося с реализацией стремления к «праведной» цели. Аддиктивное поведение также сопровождается уходом человека от неустраивающей его реальности посредством изменения своего психического состояния. Фанатический уход от реальности отличается от аддиктивного возникновением в сознании и подсознании человека воодушевления и идеалистической восторженности.
. Снятие запретов superego или его замена. Происходящее при этом формирование системы, основанной на алгоритме «приказ-послушание», срабатывает как анормальный импульс к действию.
Также причины фанатизма могут быть: политические (как помощь в управлении государством или народом), психологические (как средство ухода от реального мира или поиск своего «я»), религиозные (как норма некоторых религий или излишняя требовательность к верующим в связи с неправильным пониманием заповедей)[3].
1.2 Виды фанатизма
спортивный фанатизм общественный социальный
В настоящее время существуют различные виды фанатизма, но наиболее распространенными являются такие виды фанатизма как: религиозный, спортивный, музыкальный, политический, идейный, научный фанатизм. Рассмотрим подробно некоторые из них.
Музыкальный фанатизм. Многие поклонники, особенно в юном возрасте, проходят стадию фанатизма по отношению к любимому исполнителю. Обычно целью музыкальных фанатов является физическая близость к своему кумиру: дружба, общение, любовь [4].
Музыкальный фанатизм начинается со стирания границ между творчеством исполнителя и его личностью. Легко отличить поклонников, просто с удовольствием слушающих новую музыку и тех, что расписывает стены дома известного человека, караулит каждый его выход из подъезда.
Музыкальных фанатов можно разделить на четыре категории по углублённости в процесс, эмоциональной окраске и отношению к кумиру[4].
Первый тип - это фанат-романтик. Фанат-романтик в первую очередь ориентирован на сценический образ кумира. Он чаще всего испытывает к кумиру чувство влюблённости и духовно-эмоционального расположения. Для него кумир - это идеал поведения, внешности, музыкальной экспрессии и человека.
Второй тип - сексуально-ориентированный фанат. Для этого типа характерно отношение к кумиру как к носителю мужской (чаще всего) сексуальности. Кумир воспринимается как идеальный сексуальный партнёр, большое внимание фанат такого типа уделяет его внешности, физическим чертам, личной жизни, в меньшей - музыке как таковой.
Третий тип фаната - фанат-рационалист. Такой тип позиционирует себя в первую очередь как любитель музыкального творчества кумира. Он в меньшей степени сосредоточен на сценическом образе и сексуальности кумира, однако чаще всего за расположенностью к музыке скрывается всё тот же фанат-романтик.
Самый крайний тип фаната - это фанат-сталкер. Обычно сталкеры преследуют кумира, ищут с ним встречи, посылают письма с угрозами, просьбами, признаниями в любви. Данный тип фаната чаще всего представлен одинокими, несостоявшимися личностями, для которых кумир становится частью смысла жизни[4].
Явление фанатизма не ограничивается влиянием только лишь на музыкальную сферу. Очень часто фанат одной группы является фанатом другого музыкального коллектива или фанатом киноактёра, спортсмена. Как таковой фанатизм в обыденном понимании этого явления наносит вред только самому фанату, ограничивая его кругозор, сужая рамки сознания, поглощая полезную духовную энергию и настраивая агрессивно по отношению к иной части аудитории.
Религиозный фанатизм - это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из нее культа, поклонением и растворением в группе единомышленников[5].
Религиозный фанатизм обычно основан на святости жертвы во имя Бога. Его психологическая основа - вера. В основу понимания веры теологи обычно кладут слова, приписываемые еще апостолу Павлу: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». То есть, по сути, религиозный фанатизм - групповой фанатизм.
Фанатизм и религия тесно связаны между собой. Справедливо писал Э. Дюркгейм: «Когда более или менее сильное возбуждение разделяется группой людей, оно неизбежно принимает религиозный характер» [5].
Однако Э. Дюркгейм не сводил религию или даже «религиозное возбуждение», экстаз исключительно к вере в Бога. «И современное общество, по Дюркгейму, религиозно, даже если интеллектуальные функции религии отступают на задний план в пользу моральной интеграции, которая находит свое выражение в национальных и политических символах» [5].
Э. Дюркгейм считал совершенно однотипными собрания христиан, ритуально отмечающих главные события из жизни Христа, или иудеев, празднующих исход из Египта, провозглашение десяти заповедей, с собраниями и митингами граждан в память какого-нибудь национального события. Основной функцией религии Э. Дюркгейм считал не столько объяснение мира, сколько возбуждение эмоций и чувств радости и экзальтации, связанного с фанатизмом побуждения к действию. Он считал, что именно религия отвечает устойчивым «коллективным потребностям», имеющимся в каждом обществе[5].
Фанатизм, замешанный на вековой безграмотности и отсталости, подкрепленный средневековым фанатизмом духовенства, оторванного даже от исламских реформаторских идей и течений, приверженного тактике и методам раннего ислама тысячелетней давности, - опасная вещь... Один из лозунгов моджахедов звучит весьма однозначно: «Ни Запад, ни Восток, а канонический ислам!» [5].
Религию надо рассматривать не только как фанатизм, но и как истинную веру.
Политический фанатизм отстаивает исключительность своих политических целей и взглядов, определенной политической системы, режима, власти и требует жертв ради них (например, во имя «Великой Германии» или во имя советской власти, ради «торжества демократии»).
Можно привести многочисленные примеры политического фанатизма и связанного с ним терроризма как в борьбе за власть, так и, напротив, в отстаивании своего права на сохранение власти. Борьба за власть, если она становится ожесточенной, всегда в той или иной степени носит признаки фанатизма. От Цезаря до Брута, от В. И. Ленина до Б. Ельцина фанатическая тяга к власти и приверженность идеям террора и осуществления отдельных террористических актов пронизывает всю историю борьбы за власть. Практически не имело особого значения, какой именно строй намеревались установить те или иные люди или, напротив, с каким строем они боролись, - при наличии определенной степени фанатизма, такая борьба неизбежно включала, в той или иной степени, акты террора [6].
В психологических истоках политического фанатизма всегда скрывается жажда власти, стремление к подчинению людей практически любой ценой. Поэтому наиболее яркие фанатичные политики так или иначе всегда обращались к террористическим методам и, в конце концов, очень часто сами становились жертвами террора [6].
Однако существует и другая точка зрения, что не жажда власти сама по себе как таковая является основой политического фанатизма. А фанатичная борьба за власть, которая, становясь хронической, ведет к своеобразной утрате цели. Как писал А. Леонтьев, происходит «сдвиг мотива на цель».
Итак, основными признаками фанатизма являются[3]:
наличие определенной атрибутики, отражающей приверженность какому-либо клубу, музыкальному направлению или вере: одежды и аксессуаров;
особый сленг (гимны и «кричалки» на стадионе, песнопения в храме и т.д.);
проявление агрессии;
объединение в фан-клубы;
«зацикленность» на одних взглядах и убеждениях, их догматичность, навязывание образцов поведения окружающим;
наличие определенной субкультуры, т.е. особый образ жизни, во имя общей деятельности.
Сравнение фанатизма со страстью не лишено оснований. Страсть рассматривается как крайнее увлечение, пристрастие к чему-нибудь; сильно выраженное чувство, воодушевленность. Фанатик страстен, одержим, при кажущемся внешнем спокойствии фанатик яростно отстаивает истины веры[7].
При этом страсть как психологическая (эмоциональная) устойчивая характеристика (направленная на предмет) также является чертой фанатизма, вне его страсть имеет отношение к межличностным отношениям. Страсть, сопровождающая фанатизм, с одной стороны, фиксирует сознание на определенном предмете, с другой - делает сознание как эмоционально устойчивым, так и неустойчивым[7].
Критерием, отличающим социальное чувство от фанатизма, тогда будет бесстрастность, хладнокровие, позволяющее адекватно мыслить[7].
. СПОРТИВНЫЙ ФАНАТИЗМ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ФАНАТИЗМА
Спортивный фанатизм - явление особое. Некоторые считают фан-движение отдельным видом экстремального спорта со своей уникальной культурой, правилами соревнований и спортивными знаниями! А участников этого движения называют суппортерами, или спортивными хулиганами[9].
Спортивный фанатизм является одним из самых вредных пристрастий, так как он «направлен, прежде всего на неокрепшие души молодёжи и уводит их от злободневных проблем национальной жизни государства» [10]. Чтобы правильно понять сущность спортивного фанатизма надо углубиться в историю и увидеть, откуда взялось это явление и как оно развивалось. Спортивные игры как зрелище зародились ещё в древнем дохристианском мире. Страсти, кипевшие на ристалищах, были настолько сильны, что они оказывали влияние на политическую обстановку тогдашних государств. В дохристианском мире, когда все народы кроме иудеев поклонялись идолам, спортивные игрища были как бы священнодействием ложным богам. Древние эллины считали, что их боги тоже состязаются в физических упражнениях, и они этим всего лишь подражают своим кумирам. В средние века, когда влияние церкви на повседневную жизнь народов было велико, спортивные состязания проводились в виде рыцарских турниров и национальных народных игр. Они носили любительский статус и помогали людям развивать их профессиональные навыки. В нашей стране спортивное движение стало интенсивно развиваться после революции, когда к власти пришло коммунистическое правительство. Поначалу оно...
Похожие материалы:
Реферат: Социально-психологические факторы и условия противодействия экстремизму в молодежной средеРеферат: Девиантное поведение в молодежной среде
Реферат: Стили управления конфликтом в международной среде (на примере Латвии и Америки)
Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Изучение феномена группового лидера в студенческой среде
Реферат: Задержка психического развития как фактор риска в подростковой среде