Реферат: Способы повышения эмоциональной устойчивости педагога

Среди актуальных проблем современной психологии проблема стрессогенных состояний человека в сложных условиях занимает одно из ведущих мест. Она рождена самой жизнью, предъявляющей все возрастающие требования к деятельности человека, его психической устойчивости, способностям и умениям. Наше время характеризуется обилием напряженных ситуаций. Мир стал более неопределённым и непредсказуемым и вызвал такую динамику человеческой жизни, когда события стали всё больше и больше определять поведение человека.

Дата добавления на сайт: 02 августа 2024


Скачать работу 'Способы повышения эмоциональной устойчивости педагога':


ВВЕДЕНИЕ
стресс педагогический эмоциональный
Среди актуальных проблем современной психологии проблема стрессогенных состояний человека в сложных условиях занимает одно из ведущих мест. Она рождена самой жизнью, предъявляющей все возрастающие требования к деятельности человека, его психической устойчивости, способностям и умениям. Наше время характеризуется обилием напряженных ситуаций. Мир стал более неопределённым и непредсказуемым и вызвал такую динамику человеческой жизни, когда события стали всё больше и больше определять поведение человека.
Профессия педагога, учителя относится к разряду стрессогенных и эмоционально наиболее напряженных. По степени напряжённости, как свидетельствуют данные современных исследований [13,29], нагрузка педагога в среднем больше, чем у директоров и главных инженеров промышленных предприятий, заведующих лабораториями, профсоюзных работников, но никто не учит педагогов выдержке и самообладанию, умению сохранять профессиональную форму, отсюда и столь многочисленные проблемы в их физическом и психическом состояния.
Низкий уровень психологической культуры, недостаток коммуникативных способностей и навыков психической саморегуляции/
Делают педагога в стрессовых ситуациях и палачом, и жертвой одновременно. Страдают, конечно, дети, ибо попадают в невротизирующую среду обитания. Но страдает и сам педагог, расплачивающийся за всё соматическими и нервно-психическими заболеваниями. Как профессиональная группа учительство отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья [15].
И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы. Для проработавших в школе 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание», низкий уровень социальной адаптации.
Частые отрицательно окрашенные состояния педагога, вызванные напряжёнными ситуациями, снижают эффективность обучения и воспитания, повышают конфликтность во взаимоотношениях с классом и коллегами, способствуют восстановлению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт. Поэтому умения управлять собственными состояниями, а также овладение приёмами и способами регуляции являются важными компонентами процесса самосовершенствования педагога. Крик на уроке, стук по столу, жалобы родителям на детей, дисциплинарные двойки и т. д. - это проявление беспомощности, психологической невооруженности учителя, неумения владеть собой и незнания приёмов саморегуляции. Особенно этим страдают молодые учителя. Сложность состоит ещё и в том, что учитель в любой ситуации на уроке должен одновременно регулировать психические состояния и учащихся, и собственные.
Данная проблема становится особенно актуальной в настоящее время, ибо экономические, политические и социальные процессы, происходящие в нашей республике, являются мощным психотравмирующим фактором, приведшим к резкому ухудшению уровня жизни большинства педагогов, смене привычных стереотипов поведения, утрате жизненных ценностей.
У каждого человека свои причины, приведшие к истощению запасов выдержки, оптимизма, здоровья. И далеко не каждый способен понять возможные психологические истоки стрессов, отыскать пути их предупреждения и решения, овладеть некоторыми приёмами эмоциональной разрядки, способами психической саморегуляции. В этих случаях незаменимой является помощь социальных работников, психологов.
Целью работы является - изучение возможностей преодоления стрессовых состояний и выявление наиболее эффективных путей выхода из стресса в деятельности педагога.
Задачи:
Осуществить оценку состояния разработки проблемы стрессоустойчивости на основе анализа использованной литературы.
Провести анализ напряжённых ситуаций в деятельности педагога.
3. Выявить влияние напряженных ситуаций на деятельность педагога.
4.Провести экспериментальное исследование формирования стрессоустойчивости.
5.Разработать рекомендации педагогам по преодолению стрессовых ситуаций.
Объект исследования - стрессовые состояния у педагога.
Предмет исследования - формирование способов преодоления стресса.
Гипотеза заключается в предположении, что наиболее эффективными способами преодоления стресса являются методы специально направленной тренировки.
Методы: анализ научной литературы, опрос, наблюдение, эксперимент, тестирование, математически обработка.
Практическая ценность заключается в разработке практических рекомендаций для наиболее эффективного преодоления стрессовых состояний в деятельности педагога.
1. АНАЛИЗ НАПРЯЖЕННЫХ СИТУАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
стресс педагогический эмоциональный
1.1 Профессиональный стресс, как социально-педагогическая и психологическая проблема
Впервые научное описание психического расстройства, вызванного тяжёлой психической травмой, было сделано английским врачом Э. Эриксоном в 1867 году. Он проанализировал состояние больных, которые попали в аварию на железной дороге, и выделил ряд общих симптомов психического расстройства: бессонницу, ослабление памяти, внимания, ощущение душевного дискомфорта. Проблему стресса с различных сторон исследовали немецкий невролог Г. Опенгейм, швейцарский учёный Е. Стейрлин и другие. Исследованиями травматического невроза занимался австрийский врач-психиатр и психолог З. Фрейд, который считал, что основными причинами психических заболеваний являются неожиданность и страх. В первой половине XX столетия проблемами стрессовых нарушений активно занимаются американские учёные Э. Линдеман, В. Нидерланд, Р. Лифтан, С. Леапольд, Н. Дилан [46]. Исследованием психофункционального состояния участников американо-вьетнамской войны занимался Б. Колодин. В 1980 году посттравматическое стрессовое расстройство по предложению Американской психиатрической ассоциации было включено в диагностическую номенклатуру (BSM-Ш), а с 1990-го года - в Международную классификацию болезней (МКХ № 10) [46].
В наш век количество исследований, посвящённых катастрофам, военным конфликтам, стихийным бедствиям, неудачам, тревогам, защитным реакциям возрастает. Выяснилось, что стресс является настоящим бедствием общества. По данным американских ученых, 2/3 посещений поликлиник вызваны симптомами, в основе которых находится стресс. Некоторые американские специалисты даже считают, что уже сегодня стресс обходится США в 150 млрд. долларов в год [46].
Проблемой стресса занимались к отечественные учёные: А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурие, Н.Д. Левитов, Б.М. Теплов, В.С. Мерлин, А.В. Петровский, Л.И. Божович и другие.
В 80-90-е годы в нашей республике проблемой стресса начинают заниматься такие учёные как Р.А. Макаревич, А.А. Пергаменщик, М.А. Кремень, Н.В. Тарабарнна, А.А. Лизебная, А.Б. Воеводский, и другие.
В современной науке существует много теорий, где учёные пытаются объяснить возникновение стресса. М.А. Кремень, например, к факторам, которые вызывают стресс (стрессорам), относит мощные физические и психические травмы, потерю крови, резкие смены температуры, ряд формокологических воздействий [20]. Л.А. Пергаменщик считает, что в развитии посттравматических стрессовых расстройств важную роль играют следующие факторы: внезапность и неожиданность (взрывы, катастрофы, стихийные бедствия); жестокость действий (война, терроризм); психологическая или физическая слабость жертвы; недостаточная социальная поддержка [21]. Я.Л. Коломинский отмечает чернобыльскую катастрофу как фактор мощного травмирующего влияния на психику человека [17]. АР. Макаревич занимается изучением особенностей напряженности труда педагога и разработкой рекомендаций по формированию стрессоустойчивости [29,30].
Однако, как известно, теория стресса была создана выдающимся канадским физиологом Г. Селье. В 1963 году в номере от 4 июля журнала «Nature» в разделе «Письма к редактору» была напечатана краткая, состоящая всего лишь из 74 строк заметка молодого исследователя Г. Селье под заголовком: «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Отсюда и датируется начало концепции «стресса». Согласно классическому определению самого Г.Селье, стресс-неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование [45]. Этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.
Г. Селье выделяет три фазы стресса: 1. Реакция тревоги, отражающая мобилизацию всех ресурсов организма; 2. Фаза сопротивления (резистентности), когда благодаря предшествующей мобилизации удаётся успешно справиться с вызвавшими стресс воздействиями без какого-либо видимого ущерба для здоровья; 3. Фаза истощения, когда слишком длительная или слишком интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных способностей организма, в результате возникают предпосылки для развития самых разнообразных заболеваний. Последняя фаза может закончиться гибелью организма [45].
В последние годы общетеоретические представления о стрессе значительно расширились. Отмечено, что при стрессе нарушаются различные физиологические функции организма: желудочно-кишечного тракта, щитовидной железы, половые, кровообращения сердца, иммунитета, психические. Можно выделить физические признаки проявления стресса: отсутствие аппетита; постоянное переедание (как результат чрезмерного напряжения); частые расстройства пищеварения и изжога; запор и понос; бессонница; постоянное чувство усталости; повышенная потливость; нервный тик; постоянное покусывание ногтей; головные боли; мышечные судороги; тошнота; затруднения с дыханием; обмороки; слезливость без видимой причины; импотентность или фригидность, что часто умалчивается; неспособность долго оставаться на одном месте, привычка ерзать на стуле; высокое кровяное давление. Симптомы стресса, проявляющиеся на уровне психики: постоянная раздражительность при общении с людьми; чувство, что вы не вполне справляетесь с повседневными заботами и т.д., с чем до этого вы справлялись успешно; потеря интереса к жизни; постоянное ожидание неудачи; чувство, что я - плохой, или даже ненависть к самому себе; трудность с принятием решений, чувство, что моя внешность непривлекательна; потеря интереса к другим людям; постоянное чувство едва сдерживаемого гнева или ярости; чувство, что вы являетесь объектом враждебности со стороны других людей; утрата чувства юмора и способности смеяться; безразличие; страх перед собственной несостоятельностью; чувство, что никому нельзя доверять; пониженная способность к концентрации; неспособность завершить одно дело, не бросив его и не начав другое; сильный страх открытого или замкнутого пространства или страх перед уединением. Чтобы бороться со стрессом, необходимо иметь представление об его физиологии. Можно выделить три физиологических механизма стресса:
1.В коре головного мозга формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. (Для успокоения надо разрядить эту доминанту, или же создать новую конкурирующую, переключиться на занятие любимым делом).
2.Вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция- возбуждается одна из глубинных структур мозга - гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу - гипофиз - выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые
вызывают многосторонний эффект: учащается сердцебиение, повышается кровяное давление и т.д. (Во время этой фазы подготавливаются условия для усиленной мышечной нагрузки, что и поможет нейтрализовать гормоны стресса физкультура). 3. Из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт не разрешён) в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно надо разрешить конфликт, либо логически переоценить его значимость [22].
Природа стрессора (эмоционального раздражителя), как правило, и определяет терминологическую характеристику стресса. Выделяют три группы стрессовых состояний: эмоциональный, физический и смешанный. Наряду с понятием стресса в науке сложилось представление об эмоциональном стрессе как о первичной психоэмоциональной реакции субъекта на действие стрессоров, которая характеризуется также комплексом неспецифических вегетативных и гормональных проявлений. Основы представлений об эмоциональном стрессе заложены В. Кеноном и развиты Л. Леви [25].
Главным и наиболее существенным для эмоционального стресса является наличие эмоции в стрессовой реакции, эмоциональный настрой личности по отношению к стрессу.
Физический стресс (физиологический) - класс реакций, которые выражаются резкими сдвигами физиологических функций, вызванными действием на организм стрессоров, не связанных с какими-либо переживаниями.
Следует заметить, что Селье склонен был полагать, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс... Полная свобода от стресса означает смерть» [45,с.86].
Комплексные стрессоры, или стрессорные ситуации, являются причиной смешанного стресса, который обусловлен одновременным действием на организм эмоциональных и физических стрессоров. Так, травма, связанная с потерей крови, вызывая сдвиги в физиологическом гомеостазе, может быть причиной серьёзных эмоциональных переживаний, придающих стрессовой реакции смешанный характер.
Существует две формы реакции на стресс, внешне очень различные, но сходные по отношению к конечному результату. Первая из них - тормозная реакция - характеризуется заторможенностью двигательной активности, трудностью восприятия и запоминания новой информации, невозможностью переключить внимание даже при подсказке со стороны, неспособность выполнить простые действия. Основными эмоциями являются страх, беспомощность на фоне вялости и апатии, безразличие к возможным последствиям. Человек как бы замирает, пассивно пережидая неприятность, а исправить ситуацию должен кто-то другой, со стороны.
Другая, внешне противоположная реакция, получила название импульсивной. Внешне - человек проявляет максимум активности, находится в постоянном движении, суетлив, многословен, хватается за выполнение одновременно различных дел, но ни одно из них не доводит до конца. Мысли скачут, часто застревая на несущественных мелочах. Настроение крайне неустойчивое, возбуждение сменяется агрессией.
Для разных людей характерны различные типы поведения в трудных ситуациях - у одних преобладает тормозная, у других импульсивная форма реагирования.
Некоторые исследователи (Л. Леви и др.) эмоционально-стрессовые состояния, связанные с отрицательными переживаниями, обозначают как «дистресс», а с положительными - как «эустресе» [25]. Понятие «дистресс» впервые ввёл Г. Селъе как состояние вредное для здоровья.
Дистресс в переводе с английского - горе, бедствие, истощение [45]. Отечественные учёные В. Ротенберг и В. Аршавский на основании результатов своих исследований пришли к выводу, что стресс переходит в дистресс в тех случаях, когда живое существо отказывается от поиска выхода из нестерпимой ситуации, прекращает борьбу. А также когда человек временно теряет смысл дальнейшего существования.
У человека, в отличие от других живых существ, первое место занимает эмоциональный стресс. Это связано со способностью предвидеть и планировать будущее. Стрессорами становятся не только уже свершившиеся события, но и те, которые ещё не произошли и, возможно, не произойдут вообще. Угроза стресса особенно велика для людей, которые ставят перед собой недостижимые цели; пытаются контролировать события, не находящиеся в их власти; не готовы корректировать свое поведение в соответствии с меняющейся ситуацией.
Современный человек особенно часто подвергается эмоциональному стрессу, т.е. психотравмам, возникшим из-за межличностных столкновений. Селье, будучи не только великим учёным, но и человеком большой души, гуманистом, не мог пройти мимо этого факта и в книге «Стресс без дистресса» предлагает руководствоваться в межличностных отношениях принципом «альтруистического эгоизма». Он считает, что «эгоизм - существенная черта всего живого, и если мы будем честны перед собою, то должны согласиться, что ни один из нас не любит так своих собратьев, как самого себя. Когда интересы сталкиваются, я не в праве ожидать от других, что они примут свои интересы так же близко к сердцу, как свои собственные» [45,с.57]. Поэтому он указывает, что известный из библии альтруистический завет «Возлюби ближнего как самого себя» нереален, поскольку несовместим с биологическими законами. С точки зрения Селье гораздо более разумен и важен иной призыв: «Заслужи любовь ближнего». Это самый лучший и простейший способ удовлетворить естественные эгоистические желания. Если человек будет стремиться быть как можно полезнее другим, тогда ответное расположение и доброжелательность окружающих создадут ему максимум безопасности и возможностей для достижения целей. Подобный альтруистический эгоизм - ключ к успеху, тогда как эгоизм в чистом виде приводит к конфликтам и неустойчивым взаимоотношениям.
Исходя из принципа альтруистического эгоизма, Селье сформулировал следующие рекомендации относительно повседневного общения, сохранения эмоционального равновесия и предупреждения стрессовых ситуаций.
Постоянно стремясь завоевать любовь, всё же не заводите дружбы с«бешеной собакой».
Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина, стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.
Цените радость подлинной красоты жизненного уклада. Избегая всего нарочитого, показного и вычурно-усложнённого, вы заслужите расположение и любовь; напыщенная искусственность вызывает неприязнь.
С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте сначала, стоит ли сражаться.
Постоянно сосредоточивайте внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше положение. Старайтесь забывать о безнадёжно отвратительном и тягостном.
Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о былых успехах. Даже в самой скромной карьере есть что-то, о чём можно с гордостью вспомнить.
Если вам предстоит удручающе неприятное дело, но оно необходимо для достижения цели, не откладывайте его. Вскройте нарыв, чтобы устранить боль, вместо осторожного поглаживания, которое лишь продлит болезненный период.
Не забывайте, что нет готового рецепта для всех. Мы все разные и наши проблемы тоже.
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:
Стресс - это проблема XX века, которой занимались известные зарубежные и отечественные учёные.
Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряжённой обстановкой, это действие в условиях риска, необходимость самостоятельно принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведение в условиях неожиданно меняющейся...

Похожие материалы:

Реферат: Работоспособность и способы ее повышения

Реферат: Способы выявления и противодействия манипуляциям

Реферат: Пути и способы реализации нац. проекта " Здоровье" на региональном уровне (на примере Краснодарского края)

Курсовая работа: КОНФЛИКТЫ В ГРУППЕ, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ

Реферат: Природа и сущность конфликта. Классификация, причины и способы решения конфликта. Управление конфликтами