Курсовая работа: Способы самовыражения подростков как социально-педагогическая проблема

Содержание

Введение
§1. Психологическая и социально-педагогическая характеристика подросткового возраста
§2. Особенности социализации подростков
§3. Понятие, функции, способы самовыражения подростков в современной России
Заключение
Список использованной литературы

Дата добавления на сайт: 02 августа 2024


Скачать работу 'Способы самовыражения подростков как социально-педагогическая проблема':


Содержание
Введение
§1. Психологическая и социально-педагогическая характеристика подросткового возраста
§2. Особенности социализации подростков
§3. Понятие, функции, способы самовыражения подростков в современной России
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Осознание себя как взрослого человека приводит к желанию что-то в своей жизни изменить, сделать шаг к возможному своему будущему, попробовать себя в различных сферах деятельности Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.
Приходит необходимость ощутить свою самостоятельность, которая может выражаться в выборе внешнего вида, творческой или начально-профессиональной деятельности, в выборе круга общения и конкретных увлечений. Именно лично выбранная деятельность, творческая самореализация, внешний вид подростка, его окружение, интересы подростка - всё это служит способами его самовыражения, которое так необходимо в этот период развития человека.
Осознание собственного Я в этом возрасте несколько гиперболизировано. Проявляется повышенный эгоцентризм, ввиду чего подросток ищет всевозможные способы демонстрации собственных способностей, возможностей, собственного неповторимого Я. Способы эти могут быть совершенно различными. Абсолютно разными также являются причины того или иного способа самовыражения и их последствия.
Изучением подросткового возраста занимались многие педагоги и психологи. В частности И.С. Кон, А.В. Мудрик, Л.И. Божович и др.
Самовыражение как способ социализации подростков изучали такие исследователи, как В.И. Шубхин, М.Х. Титма, С.Н. Иконникова.
Объект: социализация подростков.
Предмет: самовыражение подростков.
Цель: изучить влияние самовыражения подростков на процесс их социализации.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:
)охарактеризовать подростковый возраст с психологической и социально-педагогической точек зрения;
)выявить особенности социализации современных подростков;
)изучить понятие, функции и способы самовыражения современных подростков.
Методы: теоретический анализ и синтез литературы по теме исследования, обобщение, классификация.

§1. Психологическая и социально-педагогическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во \"взрослую жизнь\". Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Подросток начинает быстро расти - темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли. [1]
Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.
В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия - это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.[9]
Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего \"Я\" и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.
Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой. Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.
В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда проходит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм, поиск себя и своего места среди других. Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности. [9]
Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой \"подростковой\" общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на \"своих\" и \"чужих\", причем взаимоотношения между этими группами в представлении подростков порой резко антагонистичны.[10]
Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.[2]
Из психологического словаря: \"Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь\". Попробую немного рассказать об особенностях и трудностях подросткового возраста.
Психологические особенности подросткового возраста получили название \"подросткового комплекса\". Что же он представляет собой?
Вот его проявления:
чувствительность к оценке посторонних своей внешности
крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих
внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.
Суть \"подросткового комплекса\" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.[2]
Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.
Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
Для подростков характерна полярность психики:
целеустремленность, настойчивость и импульсивность;
неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать;
повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
потребность в общении сменяется желанием уединиться;
развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.[21]
Стенли Холл назвал подростковый период периодом \"Бури и натиска\". Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что \"в жизни надо испытать все\". А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.
Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было - страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: \"верхи\" не могут, а \"низы\" не хотят мыслить и вести себя по-старому. [4]
Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.[18]
В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.
Подростки-мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - подлостью, любовь к себе - насилием над другими.
Девочки-подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки-подростки считают идеальной работу проститутки, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.[17]
Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще.
Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
формирование нравственных качеств личности
знакомство с примерами положительных идеалов.
Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе: школа - семья - общество - ребенок.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени \"класс\".[3]
У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителями. Ученик, который имеет все пятерки по многим предметам, получает лишь \"2\" и \"3\" по другим. И это порой вовсе не связано с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации. Классный руководитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с классом.[24]
Подростку особенно присуща потребность в достойном положении, социальном признании среди сверстников. По данным В.А. Караковского, для подросткового возраста характерны стремление избежать изоляции в классе, повышенный интерес к вопросу \"кто за кого\" в группе, желание найти друга. В это же самое время резко специфицируются интересы школьников: наблюдается повальный интерес к спорту - у мальчиков и к киноискусству, модельному бизнесу - у девочек.
Для подросткового возраста характерны заметное развитие личной дружбы, потребность в близком дружеском общении. Становятся более глубокими и мотивы подобного общения: если в младшем школьном возрасте дружеские отношения часто строились по принципу близости \"мы сидим рядом\", \"мы близко живем\", то в отрочестве идет активный поиск единомышленников, дружба возникает на основе общих интересов и увлечений, доверия и симпатии. Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова говорят о наличии специальной деятельности по поиску друга, которая носит \"ориентировочно-пробовательный характер\".[21]
Специально исследовал межличностные отношения подростков И.В. Страхов. Он различал три основные формы взаимоотношений в отроческом возрасте: общительность, товарищество и дружбу. Общительность подразумевает совместное выполнение каких-то дел, совместное проведение досуга, готовность к взаимопомощи. Товарищество - более сложное явление. Его основой выступают чувство коллективизма, единство мнений по различным вопросам, атмосфера эмоционально-притягательного сотрудничества. Дружба более избирательна и доверительна, ее наличие предполагает единство потребностей и взглядов. Дружба подростков представляет собой особую форму взаимоотношений, позволяющую личности осознать свои качества, характеристики, увидеть возможности саморазвития, т.е. служащую нравственному развитию подростков.[26]
Теоретически сложившиеся близкие отношения внутри малых групп должны были бы получить свое развитие внутри коллективной жизни больших групп. В свою очередь активная жизнь коллектива способна влиять на отдельных своих членов и соответствующие малые группы. Однако подобная система взаимосвязей, прежде реализовывавшаяся в многочисленных общественных организациях - от комсомольских групп в школе до станции юных техников или сложившихся коллективов кружков и студий в домах пионеров и школьников, - теперь оказалась практически разрушенной из-за проблем экономического и политического характера. Подростки оказались вне организованной общественной деятельности, результат не заставил себя ждать: в последние годы наблюдается кризис самооценки детей подросткового возраста, каждый год увеличивается число подростков, у которых превалирует негативная самооценка (в 70-е годы таких подростков было около 20%, в 90-е их число возросло в 2,5 раза), что влияет на общий жизненный тонус детей. Причина кроется прежде всего в отсутствии возможности удовлетворить обостренную потребность подростка в общественном признании, что задерживает его личностное самоопределение, интенсифицирует его потребности и интересы. В результате подростки включаются в стихийно-групповое общение со сверстниками, так появляются разного рода уличные компании и неформальные группы, где состояния взаимного непонимания подростков во взрослом мире интегрируются, обеспечивая условия для \"замещения\" потребности в установлении отношений с обществом.[20]
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.[23]
Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки - такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.
Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою \"взрослую\" позицию.
Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослым права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах.[2]
Наряду с чувством взрослости Д. Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости: стремление быть, казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих (Кулагина И.Ю. \"Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет)\", учебное пособие, 4-е изд-е, - М.: \"УРАО\", 1998).
К старшему подростковому возрасту взрослый для ребенка начинает играть роль помощника и наставника. В учителях ребята начинают ценить не только личностные качества, но и профессионализм, разумную требовательность.
Стремление к взрослости и самостоятельности подростка часто сталкивается с неготовностью, нежеланием или даже неспособностью взрослых (прежде всего - родителей) понять и принять это. Особенно характерен в этом отношении младший подростковый возраст.[23]
Для этого возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится очень сильным. В отношениях со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.[12]
Стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в семье, оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям, в частности сверстникам. Авторитарный тип семейного воспитания приводит к тому, что подросток, где, как ему кажется, он ненаказуем, жестко общается со сверстниками, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив, или расхлябанно дурашлив и неуважителен. Подросток из семьи с попустительским стилем воспитания в своем поведении со сверстниками зависим от других, от внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения. Демократический тип воспитания наилучшим образом влияет на формирование отношений со сверстниками. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. К старшему подростковому возрасту, расстановка акцентов вновь изменяется. Так, подросток к 13-15 годам уже становится более взрослым, ответственным. Начинает разрушаться внутригрупповое общение со сверстниками, происходит углубление и дифференциация дружеских связей на основе эмоциональной, интеллектуальной близости подростков.[5]
В подростковом возрасте качественным преобразованиям подвергается личность ребенка: развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки, формируется чувство взрослости и др.
Развитие рефлексии характеризуется повышенной склонностью к самонаблюдению. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других. На основе рефлексии развивается самосознание - главная черта психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста.
Одной из форм проявления самосознания является чувство взрослости - стремление быть и считаться взрослым. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростков собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых, что часто приводит к конфликтам в семье. [6]
У подростка также происходит формирование \"Я-концепции\" - системы внутренне согласованных представлений о себе. При этом процесс формирования \"образа-Я\" сопровождается сильным аффективным переживанием. Особого внимания заслуживает эмоциональный компонент самооценки подростка. Развитие самооценки связано с анализом своих переживаний, обусловленных как внешними, так и внутренними стимулами: собственными мыслями, ожиданиями, установками. Впервые подростки, изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они уникальны и неповторимы. Подобные мысли повышают у них обостренное чувство одиночества. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представление о себе стабилизируется и образует целостную систему - \"Я-концепцию\". У части детей \"Я-концепция\" может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае это важнейший этап в развитии самосознания.[21]
В подростковом возрасте происходит развитие интересов. Однако они еще неустойчивы и разноплановы. Для подростков характерно стремление к новизне. Так называемая сенсорная жажда - потребность в получении новых ощущений, с одной стороны, способствует развитию любознательности, с другой - быстрому переключению с одного дела на другое при поверхностном его изучении.
Практика показывает, что лишь у незначительного числа учащихся средних классов интересы перерастают в стойкие увлечения, которые затем развиваются в старших классах в период профессионального самоопределения. Часто виной тому является поведение родителей, которые не способствуют развитию стойких интересов у своих детей: подтрунивают над ними, когда у тех что-то не получается, внушают ребенку, что у него нет способностей к тому делу, которое его интересует.
Просветительская работа школьного психолога среди родителей способна помочь их детям сориентироваться в своих интересах для дальнейшего их развития. Эмоциональная сфера подростков характеризуется повышенной чувствительностью. У младших подростков повышается тревожность в сфере общения со сверстниками, у старших - со взрослыми.
Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: \"Я сам все знаю!\" (Это так напоминает малышовое \"Я сам!\"). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная \"самостоятельность\" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа. [10]
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.[2]
Типичными чертами подростков также являются раздражительность и возбудимость, эмоциональная лабильность. Особенно это характерно для младших подростков, переживающих пубертатный кризис. Эмоции подростков более глубокие и сильные, чем у детей младшего школьного возраста. Особенно сильные эмоции вызывает у подростков их внешность. Повышенный интерес подростков к своей внешности составляет часть психосексуального развития ребенка в этом возрасте.[2]
Итак, если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что подростковый возраст - период активного формирования мировоззрения человека - системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка, по мнению многих психологов, является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность. И из-за непонимания родителями детей возникают конфликты в общении. В связи с этим возникает неудовлетворенность в общении, которая компенсируется в общении со сверстниками, авторитет которых играет очень значимую роль. Возникает потребность в достойном положении в коллективе сверстников, стремление обзавестись верным другом, отвращение к необоснованным запретам. Подросток становится восприимчивым к промахам учителя. Кроме того, у него ярко выражена эмоциональность. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других, насколько он похож на них. [21]
Психологические задачи подростков этого возраста могут быть определены как задачи самоопределения в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей: физиологической потребности, дающей импульс физической и сексуальной активности подростков; потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей. Наконец, потребности в самореализации и развитии собственного Я.[21]
Психологические особенности личности подростков
. Центральное новообразование подростничества - \"чувство взрослости
. Развитие самосознания (формирование \"Я-концепции\" система внутренне согласованных представлений о себе, образов \"Я\".
. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.
. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
. Заметное развитие волевых качеств.
. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.
Социально-педагогические особенности личности подростка
Стремление к самостоятельности
Неуверенность в себе
Необходимость в действии, движении
Частые перемены в интересах и настроении
Дискомфорт из-за быстрых психических и физиологических перемен
Снижение авторитета взрослого
Главная ценность - система отношений
§2. Особенности социализации подростков
Понятие социализации впервые разработано в конце 40-х начале 50-х годов в трудах американских социальных психологов А.Парка, Д.Доллэрда, Д.Кольмана, А.Бандуры, В.Уолтера, Дж.Смелзера.
Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно-противоположные происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную растерянность населения, озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре.
Переход от традиционной патриархальной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространены стали также семьи с одним-двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а отсюда - эгоцентризм детей.[34]
Одна из крупнейших и острейших проблем семьи - проблема разводов. Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей. В целом по стране из-за разводов каждый год свыше 700 тыс. детей остается без одного родителя, 500 тыс. рождается вне брака (эти цифры неуклонно растут). Во многих семьях раздоры порождают цинизм, полную безответственность. Около 60% детей в таких семьях - сироты при обоих родителях. Каждый шестой хронический алкоголик из почти пятимиллионного их состава - женщина, 80% детей, содержащихся в детдомах, - это сироты при живых родителях.[25]
Все это крайне отрицательно сказывается на социализации подростков.
Проблему социальной ориентации и выбора дальнейшего жизненного пути целесообразно рассматривать для подростков в возрасте 15 лет, когда они завершают обучение в основной общеобразовательной школе (9 классов), выясним, что же является факторами, определяющими выбор девятиклассников. Прежде всего, отметим, что у девятиклассников достаточно велика при определении дальнейших образовательных планов роль фактора успеваемости. Если практически все подростки, обучающиеся на \"4\" и \"5\", намереваются продолжить обучение в десятом классе, а среди тех, кто успевает в основном на \"4\" таковых - 3/4 контингента, то среди успевающих на \"3\" и \"4\" или в основном на \"3\" таковых соответственно 48,6 и 23,3%; 68,4% обучающихся в основном на три и 31,4% вообще имеющих тройки, не склонны к дальнейшему обучению в школе.[25]
Понятие \"социализация\", ориентированное на такие фундаментальные категории, как \"общество\" и \"индивид\", непосредственно связано с рядом проблем как практического, так и общетеоретического характера, что обусловливает внимание к нему не только в рамках педагогики, но и других наук, прежде всего в философии и психологии.
Важным для нашего исследования является рассмотрение духовных ценностей личности, проявляющихся при осуществлении различных видов деятельности, в связи с процессом социализации. Согласно этой концепции, духовное освоение предстает как субъектно-объектное отношение, увязывающее человека и мир в единую мировоззренческую систему \"мир - человек\".[27]
Наиболее четкое определение процесс включения человека в общество получил в рамках социологии, где было разработано понятие социализации, а также введены понятия институт социализации, агент социализации, социальное действие и др.
В последнее время все более популярными становятся исследования процессов социализации в русле культурологических концепций, которые анализируют духовную составляющую процессов социализации. Духовное освоение мира понимается в этих концепциях как субъект-субъектные отношения, как \"творческий процесс опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека\", в ходе которого \"происходит преобразование природной предметности в социальную\" (Философский словарь: 1983), самоутверждение человека в мире как активного, деятельного существа (См. работы М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Л. Кольберга, В.Е. Давидовича и др.).
В психологической парадигме особо делается акцент на таких понятиях, как социальная роль, социальное поведение, внутренние и внешние регуляции (социального) поведения, социальная ситуация развития, механизмы социального становления личности (механизмы социализации), этапы социализации и др.
Подвергая анализу процесс приобретения индивидом опыта, психология уделяет особое внимание внутренним процессам психики человека, а также факторам, имеющим влияние на нее.[30]
Внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихических, межличностных процессов (по Л.С.Выготскому). Индивид формирует свой внутренний мир посредством усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризирует свои психические процессы. Для каждого возраста сочетание внутренних процессов развития индивида с внешними условиями имеет свою специфику. Таким образом, \"индивидуальное\" и \"социальное\" оказывается связанными друг с другом (Выготский, 1996). Для обозначения процесса овладения индивидом социальным опытом, формами поведения и деятельности, становящимися содержанием его психической жизни, Л.С. Выготским было введено понятие социальная ситуация развития.[25]
По выделению различных механизмов социализации на междисциплинарном уровне можно выделить следующие концепции социализации:
психоаналитическую,
интеракционистскую,
культурологическую.
В психоаналитической концепции (Бехтерев В.М., Кон И.С. и др.): процесс социализации понимается как усвоение некоторой системы жизненно необходимых социальных ролей.
Такая позиция близка и интеракцианистской концепции (Дж. Г.Мид, У.М.Уэнтворт и др.), которая рассматривает социализацию как усвоение индивидом социальных норм в процессе интеракции (межиндивидных взаимодействий), т.е. как интерсубъектный процесс.[33]
Социальная роль трактуется как совокупность заранее данных (созданных обществом) правил и ожидаемых способов поведения и общения, которые соответствуют определенному месту человека в группе и обществе.
Исходя из того, что социализация представляет собой сложный, состоящий из нескольких последовательно проходящих этапов, процесс, авторы психоанализа выделяют следующие этапы социализации: психогенетический, образно-символический, интеллектуально-концептуальный.[37]
На психогенетическом этапе у ребенка путем проб и ошибок вырабатываются привычные шаблоны удовлетворения потребностей.
На образно-символическом этапе образы, возникающие при блокаде привычного акта, связываются с неким жестом, звуком и т.п. и последние приобретают значение символа.[12]
Ителлектуально-концептуальный этап характеризуется тем, что посредством символов ребенок начинает управлять своим и чужим поведением и приобретать новые значения через комбинации существующих значений.
Содержательная сторона процесса социализации раскрыта в диспозиционной теории регуляции социального поведения В.А.Ядовым, который представил иерархию диспозиций, синтезирующих систему внутренних и внешних регуляций индивида в зависимости от степени его включенности в систему общественных отношений. Процесс социализации с этих позиций можно охарактеризовать как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции (См. Ядов: 1998 ). Самореализация в этой концепции рассматривается в рамках развивающегося взаимодействия индивида, коллектива и общества.[12]
Механизмы социального становления личности обычно делят на группы с учетом того, кто выступает субъектом их использования - сам индивид или его окружение.
К первой группе относятся механизмы социализации, опирающиеся на самого индивида, включенного в деятельность. Сюда можно отнести подражание, идентификацию, симпатию, увлечение, творчество, преобразование и т.п.
Ко второй группе относятся механизмы социализации, используемые окружением индивида с целью оказания влияния на него: убеждение, внушение, различные механизмы социального воздействия (приказ, принуждение) и т.д. (Мудрик: 2000, с.12).
Рассмотрим процесс социализации как педагогический феномен.
В педагогике исследуется такая важная проблема, как соотношение \"воспитания\" и \"социализация\". В этой связи можно выделить две основные точки зрения:
содержание и объем понятия социализации уже, чем содержание и объем понятия воспитания;
содержание и объем понятия социализации шире, чем содержание и объем понятия воспитания.
Согласно первой точке зрения, социализация выступает как одна из значимых целей воспитания, ориентированного на полное вхождение ребенка в мир социальных отношений.[36]
Однако наиболее распространенной, преобладающей в настоящее время в педагогике, исследующей взаимосвязь социализации и воспитания, является вторая, ориентирующаяся на социологические подходы, точка зрения, предполагающая, что понятие социализации является более широким.
Так, Л.П. Буева и др. рассматривают социализацию как самое широкое понятие, отражающее процесс становления личности, поглощающее понятие воспитание, и воспитание выступает у них как агент социализации.
Современные исследователи высказывают суждение о том, что значимыми параметрами взаимосвязи процессов социализации и воспитания (Н.Ф.Голованова, С.Ю. Буренина и др.) являются:
)параметр целеполагания,
) параметр поиска результативных способов присвоения ребенком социального опыта.
В педагогическом отношении раскрытие личностного плана социализации требует определения ее средств. Цель воспитания - специальная организация педагогического процесса.[16]
При этом необходимо учитывать тот факт, что из двух выделяемых видов социализации - первичной (связанной со сферой межличностных отношений) и вторичной (связанной со сферой социальных отношений) - для формирования личности определяющее значение, т.е. стоящее на первом месте по степени значимости имеет первая, т.е. такая, в которой в качестве агентов социализации выступает непосредственное или ближайшее окружение человека (ребенка). Поэтому теоретические исследования, связанные с функционированием именно малой группы, являются наиболее актуальными в плане поиска эффективных средств социализации личности ребенка, тем более на современном этапе развития социума.[16]
В частности, одной из мало исследованных в этом плане форм самореализации малой группы является семейный клуб, поскольку в нем создаются предпосылки для возникновения субъект-субъектных отношений: ребенок вступает в различные виды взаимодействия (интеракции), осваивает разнообразные социальные роли, интериоризируя общественный опыт, включается в деятельность, в том числе творческого характера, активно реализуя и преобразуя себя. Указанные черты СК позволяют рассматривать его как важное средство социализации ребенка.[13]
Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ).
) В традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается \"предварительной социализации\". В современном обществе социальная мобильность носит вероятностный характер - с каждой стартовой позиции человек может попасть на множество других. Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться).
) Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным, - множественность и взаимонезависимость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, действующие в разных агентах социализации, более согласованы. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие \"мозаичного\" характера социализации.[35]
Проблемы социализации в современном российском обществе связаны с тремя обстоятельствами:
) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;
) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов;
) ослаблением системы формального и неформального социального контроля, как фактора социализации.[11]
К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится её длительность по сравнению с предшествующими периодами. Юношество, как период социализации значительно увеличилось по сравнению с предшествующими эпохами. Вообще статус его изменился. Если раньше оно рассматривалось лишь как подготовка к жизни, то в современном обществе к нему относятся как к особому периоду жизнедеятельности, который обладает не меньшей ценностью, чем жизнь взрослого человека. Такое отношение предполагает большее уважение и более высокий статус юношества по сравнению с предшествующими временами. Появляются особые законы, охраняющие права подростков и действующие на межгосударственном уровне. Общество становится более терпимо к нему, поскольку оно определяет будущее.[25]
История знает немало примеров достаточно жестокого обращения с подростками, когда родители спокойно бросали их или отдавали в распоряжение чужим людям на подсобные работы, и это происходило в масштабах всего общества.
Для нормального развития и социализации такие социальные организации, как школа или семья, не только должны, но и вынуждены заботится об этом периоде жизни человека. [15]
Если отметить гуманизацию некоторых общественных процессов в развитых странах, то на одном из первых мест будет отношение к подросткам, характеризующиеся большим вниманием, вложением средств в образовательные процессы, разработку и принятие законов, защищающих их права. Подросток - это не маленький взрослый. Это человек определённой стадии развития и определённой культуры.
Для того чтобы выступить в качестве полноправного члена общества, способного оптимально функционировать среди других людей, человеку требуется всё больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всё жизнь. Общество лишено стабильности и усвоенный социальный опыт устаревает очень быстро. Но меняются не только технологии, другими становятся ценности, нормы, идеалы. Этот процесс изменения ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека получил название ресоциализации. В то же время существуют ценности, которые являются абсолютными и неизменными. Во-первых, они выработаны человечеством и сохранились в веках, оставаясь понятными и принятыми практически всеми нормальными людьми, во-вторых, их нельзя свести к чему-то более высокому, они выступают как абсолютные. Это справедливость, совесть, истина, красота, любовь, простота, совершенство. Такие ценности служат уникальным источником взаимопонимания людей, выросших в совершенно разных культурных, экономических и общественно политических системах. Практически все религии мира, все самые выдающиеся философские учения несут в себе информацию об этих ценностях.[37]
Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Образование является необходимым условием социализации почти во всех страх мира. Поскольку темпы смены новых поколений техники опережают темпы смены новых поколений работников, человеку приходится учиться практически всю жизнь. Успехи современного образования определяются не только тем, чему человек научился и каковы его знания, умения и навыки, но также и способностью добывать новые знания и использовать их в новых условиях. Здесь важно, насколько субъект самостоятелен в информационном пространстве, каковы его ориентировочные способности, как быстро он выбирает то, что ему действительно подходит, и в чём он сможет достигнуть уровня высокого профессионализма. Высокий уровень профессионализма уже не является чем-то исключительным, поскольку сложное производство требует и соответствующих специалистов. Профессиональные ошибки при современных технологиях всё дороже обходятся обществу, что и происходит при технических авариях и катастрофах. [25]
Мы видим, что образование как обязательное условие и особенность современной социализации связано с многообразием, прежде всего социальных проблем. Но не менее значимы и личностные проблемы. Во-первых, всё более количество молодых людей стремится получить высшее образование, связывая с ним надежды на успешную карьеру, обеспечивающую оптимальный уровень качества жизни и социально адаптации. Во-вторых, качественное образование является весьма дорогостоящей процедурой не только для общества, но и для конкретного индивида, и можно заметить явную тенденцию повышения его стоимости. Кроме того, молодые люди испытывают известные трудности при выборе будущей профессии и не всегда могут определиться с направлением своего образования. Чем большее количество возможностей предлагает личности общество, тем большие сложности может она испытывать в профессиональном выборе. Более того, профессиональная работа уже не рассматривается людьми лишь только как средство поддержания определённого жизненного уровня. Современный человек стремиться реализовать себя в профессиональной деятельностью, развивая свои способности и проявляя возможности. Деятельность становится своеобразным источником удовольствия - таким же, как досуг. Эти относительно новые тенденции современной социализации охватывают всё большую часть населения, в то время как в предшествующие эпохи такой взгляд на образование и профессиональную деятельность характеризовал лишь немногих субъектов - представителей культурной элиты общества.[32]
Особенности современной социализации человека определяются также и темы новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые должны быть сформированы для оптимального функционирования в качестве полноправного члена общества. Эти черты сами по себе не слишком сильно отличаются от черт личности, необходимых ранее, однако их сочетание предполагает большую выраженность.[25]
Кроме того, сложность и динамика в процессе социализации требуют максимальной гармонизации черт личности в процессе социального развития, предполагающей единство противоположных начал. Если такая гармонизация невозможна, о необходима, по крайней мере, компенсация слабовыраженных или чрезмерно доминирующих качеств. Современному человеку необходимо знать свои достоинства и недостатки, поскольку они являются важнейшими условиями его продуктивной жизнедеятельности.
Для выявления ведущего фактора социализации современных подростков, и подтверждения или опровержения гипотезы о том, что главенствующим фактором являются средства массовой информации, был составлен опросник. Каждый из 24 вопросов теста выявлял приверженность подростка к тому или иному фактору социализации, были универсальные вопросы, где предлагалось выбрать не однозначное подтверждение факта \"Да и Нет\", а какой-то один из предложенных факторов, который в данном случае влияет больше всего, так же присутствовали варианты, когда можно было выразит нейтральное отношение к ним всем. ( См. приложения ). Исследование проводилось на базе школы № 577 и в нём принимали участие ученики 8-9 классов, в количестве 16-ти человеке. Исследование выявило, что основным фактором социализации большинство подростков называют Группу сверстников, на втором месте, с небольшим отставанием идут СМИ, далее Семья и на последнем месте Школа.[37]
К крупным монографическим исследованиям по проблеме социализации подростков можно отнести работы О.Брима и Н.Уиллера \"Социализация после детства\" (1966), Д.Эронфрида \"Поведение и сознание. Социализация интернационализированного контроля над поведением\" (1968), М.И.Смарты \"Развитие и взаимное отношение подростков\" (1973), и коллективный труд под редакцией Д.Гослинга \"Книга по теории и исследованиям социализации\" (1968) и другие.
Социализация - сложный процесс, условия и особенности которого могут быть различны в зависимости от времени и места. Самовыражение как часть социализации даёт человеку возможность занимать определенное место в общественной жизни.
психологический подросток социализация самовыражение
§3. Понятие, функции, способы самовыражения подростков в современной России
Самовыражение - проявление себя в чём-то индивидуально, не похоже на других (СИС). Идеальное самовыражение для человека заключается в совокупном единении ощущений материи и души. Самовыражение зависит от приобретённых индивидом качеств души, от её композита. Поэтому самовыражение есть ощущение личного композита, который позволяет чувствовать внутреннюю основу своей конструкции и относительно этого реализовать желания собственной души, а не физического тела.
Самовыражение - очень важная духовная потребность человека. Каждый человек уникален и людям часто бывает необходимо проявить свою уникальность самыми различными способами. Это потребность может быть не слишком развитой и человек может чувствовать себя комфортно без особых демонстраций собственного Я, но есть люди, которым надо во всём быть особенными, во всём проявлять сущность своего неповторимого Я.
Способы самовыражения человек начинает искать и пробовать обычно именно в подростковом возрасте и после останавливается на том, что ему по душе, что соответствует его внутреннему миру, его интересам, его возможностям. Это возраст, когда самовыражение приобретает активный характер, так как человек чувствует в этом острую необходимость.[23]
Просыпается интерес ко всему новому и неизвестному, когда хочется всё попробовать. Иногда такое желание носит негативный характер, поскольку пробовать можно не только виды творчества, спорта, имиджа, но и определенные виды развлечений, включающих в себя алкогольные и наркотические вещества, которые тоже являются чем-то неизвестным и пробуждают некоторый интерес. Тем более что эти вредные вещества являются запретными а, как известно, это более всего привлекает человека, тем более, подростка, ведь в подростковом возрасте идёт постоянный протест, в связи с желанием быть свободным и взрослым.
Существует невероятное множество способов самовыражения. Это может быть внешний вид: пирсинг, татуировки, стиль одежды, причёска, макияж. Это могут быть экстремальные и не экстремальные виды спорта: паркур, сноубординг, виндсёрфинг, боевые виды искусства, футбол и т.д.; это могут быть различные виды творчества: кино, музыка, танцы, рисование, вязание и прочее. Также это может быть увлечение животными, определенные профессиональные направленности и многое другое.
Рассмотрим функции и индивидуальные особенности самовыражения личности в общении. Двадцать первый век начался как век коммуникации. Расширение сети Интернета, развитие мобильной телефонной связи привел к коммуникативному буму. Никогда еще человечество не общалось так интенсивно, и так экстенсивно, оно напоминает потревоженный улей, который гудит миллиардами голосов.[24]
Фактически каждый человек представляет собой транслятор информации, небольшую станцию, которая посылает много разнообразной информации. Эти новации ставят перед психологией новые проблемы, связанные с общением. Психология должна помочь каждому человеку не потеряться в этом шуме и адекватно вписаться в процесс межличностной коммуникации.
Проблема самовыражения личности в общении становится темой все большего числа исследований в отечественной психологии. Этому, на наш взгляд, способствуют два фактора. Во-первых, приверженность отечественных психологов гуманистической психологии, главной идеей которой является представление о человеке как субъекте собственного развития и воплощения себя в разных формах жизнедеятельности. Во-вторых, смена парадигмы в социальной психологии с изучения Человека Воспринимающего на изучение Человека Транслирующего, что обусловлено, в свою очередь, возрастанием личной инициативы и активности современного человека.[28]
Под самовыражением личности в общении нами понимается широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, которые человек использует для передачи информации о себе другим лицам и создания определенного образа себя.[23]
В зарубежной психологии проблема самовыражения личности в общении изучается через два феномена: самораскрытия, под которым понимается сообщение информации о себе другим людям, и самопрезентации, состоящей в целенаправленном создании определенного впечатления о себе в глазах окружающих. Большинство работ по данной проблематике посвящено общим закономерностям протекания этих процессов, а также факторам, их детерминирующим.
Человек является сложным объектом восприятия, поскольку он является носителем большого числа свойств, которые можно воспринимать в основном по визуальному и аудиальному каналам. Можно выделить несколько уровней самовыражения личности по критерию осознанности, целенаправленности и соответствия экспрессивного поведения личности и ее внутреннего содержания.
. Непроизвольное невербальное самовыражение.
. Произвольное самовыражение с помощью невербальных средств.
. Произвольное речевое и/или невербальное самовыражение, соответствующее внутреннему состоянию личности;
4. Произвольное речевое и/или невербальное самовыражение, направленное на формирование искаженного представления о своей личности.
По мере перехода от первого уровня к четвертому усиливается осознанность, целенаправленность, а также степень искусственности, совершаемых личностью действий. В конкретном коммуникативном акте могут быть совмещены эти уровни самовыражения. Например, речевое поведение может протекать на четвертом уровне, т.е. нести искаженную информацию о человеке, а невербальное поведение в это же время может разворачиваться на третьем уровне, т.е. выдавать истинные чувства.[6]
Нами предлагается выделять следующие функции самовыражения.
. Экзистенциальная функция состоит в том, что, посылая информацию о своей личности, человек утверждает факт своего существования и претендует на то, чтобы окружающие включали его в социальное взаимодействие.
. Адаптивная функция проявляется в том, что самовыражение, в первую очередь, направлено на включение конкретного человека в сложную социальную систему, поскольку человек действует как исполнитель большого числа социальных ролей, которые ему предоставляет общество.
. Коммуникативная функция является генетически исходной, поскольку вся информация, посылаемая личностью, адресована другим людям, без аудитории она лишена всякого смысла.
. Идентификационная функция состоит в том, что самовыражение личности направлено на отражение ее принадлежности к определенным социальным группам или к психологическим типам. Это позволяет аудитории сразу опознавать личность как представителя некоторой социальной общности.
. Функция регуляции межличностных отношений основана на том, что количество посылаемой информации, ее содержание, периодичность, взаимность, приводит к определенному характеру межличностных отношений. Люди выстраивают свои отношения, пользуясь самовыражением для достижения определенной дистанции, позиции и знака отношений.[23]
. Преобразовательная функция состоит в том, что самовыражение одной личности вызывает определенные изменения в тех людях, которые стали адресатами полученной информации. В них могут произойти изменения с разным знаком (социально желательные или негативные), разные по величине (чужой пример может даже стать толчком к смене стиля жизни), самовыражение может затронуть разное число людей (поклонников или противников такого стиля презентации себя). Все это будет зависеть от масштаба личности и степени новизны ее вклада в разработку традиции самовыражения.
. Функция саморегуляции обусловлена тем, что самовыражение служит средством согласования Я-концепции личности и ее поведения. Самовыражение способствует также сбросу эмоционального напряжения и разрядки.
. Функция самовоплощения связана с тем, что, выражая себя в общении с другими людьми, человек создает в их сознании образ себя, который существует независимо от его земного существования. Пользуясь опосредованными формами самовыражения (письменные тексты, портреты, фотографии, аудио и видеоматериалы) человек увековечивает себя, как представителя определенной эпохи и географической среды.[23]
Люди существенно различаются по тем средствам, которые они используют для самовыражения в общении, и по тем задачам, которые они перед собой ставят в этой связи. Анализ литературы позволяет выделить семь основных характеристик, которые важны для описания индивидуальной стратегии самовыражения личности в общении.
1.Степень осознанности и целенаправленности посылаемой информации о себе. Люди очень существенно различаются по способности к управлению процессом формирования впечатления о себе у окружающих. В западной психологии процесс контроля над собственным производимым впечатлением получил название самомониторинга. М.Снайдер выявил, что люди, склонные к самомониторингу, больше следуют социальным нормам, лучше контролируют свое самовыражение, больше подражают окружающим, более демонстративны и конформны.
2. Естественность или искусственность создаваемого образа. Это один из ключевых моментов в проблеме самовыражения личности в общении. Часто он решается упрощенно путем отнесения естественности и искренности к феномену самораскрытия, а искусственности и искажений образа к феномену самопрезентации. На самом деле, самораскрытие имеет очень много видов, и далеко не во всех из них человек остается полностью искренним. Кроме того, самораскрытие никогда не бывает абсолютно полным и фактологичным. Всякий рассказ о себе содержит \"литературную\" составляющую, в которую входит интерпретация случившегося, жанровые моменты, ориентация на ожидания аудитории и многое другое, что уводит рассказчика от истинного события. Самопрезентация также имеет очень много форм, начиная от презентации черт, действительно присущих субъекту, до предъявления абсолютно неверной информации о себе. Каждый человек пользуется всей палитрой возможностей самораскрытия в зависимости от требований ситуации и собственных мотивов, однако, соотношение правдивой и искаженной информации, а также границы допустимой лжи у каждой личности свои.[20]
. Активность самовыражения личности в общении. Применительно к самораскрытию она может быть определена через такие характеристики как его объем, длительность и частота. Как правило, активность самовыражения более характерна для лиц, стремящихся к лидерству, общественному признанию, развитию своей профессиональной карьеры.
. Широта самовыражения личности. Она может быть определена по количеству сфер общения, на которые распространяется трансляция личностью своих характеристик. Прежде всего, это семейно-родственная, деловая и дружеская сферы общения. Через сферы контактного общения человек выходит на более широкие социальные общности, в которых он также может себя презентировать. К ним относятся профессиональные, национальные, религиозные, партийные, клубные и прочие социальные группы. Следующий уровень презентации связан с государственным уровнем, а еще более высокий уровень - с международным влиянием. Широта самовыражения связана с масштабом личности, с ее возможностью оказывать влияние на события разного социального уровня.[20]
. Вариативность презентируемых образов. Эта характеристика проявляется в способности менять образы в разных ситуациях межличностного взаимодействия. Необходимость выглядеть и действовать по-разному связана, во-первых, с большим количеством ролей, которые исполняет человек, во-вторых, с изменчивостью ситуаций, в которых протекает его общение. В соответствии с этими двумя факторами можно условно выделить партнерскую вариативность самопрезентации, которая означает, что человек меняет стратегию своего поведения в зависимости от партнера, с которым он общается, и кросс-ситуативную вариативность, которая связана с изменением поведения в зависимости от требований ситуации. Психологи по-разному оценивают склонность личности к вариативности своего поведения. М.Снайдер расценивает ее как свидетельство стремления управлять впечатлением, производимым на окружающих, другие рассматривают ее как проявление социальной компетентности. Существуют большие различия между людьми в способности менять свой имидж и манеру поведения.[20]
. Нормативность или культурность самовыражения личности. Выше уже говорилось о том, что человек в своем самовыражении должен находиться в определенной ролевой позиции. Каждая социальная роль содержит предписания относительно ее исполнения, которые существуют в виде традиции в культуре, к которой сам человек себя относит. В прошлом эти предписания были очень жесткими, и человек, отходивший от традиционного поведения в рамках социальной роли, жестоко наказывался, вплоть до изгнания из общества. Современный мир предоставляет человеку широкие возможности для выбора, как самих ролей, так и вариантов их исполнения. Большое влияние на выбор способа презентации себя в общении с окружающими людьми оказывают механизмы идентификации личности, поскольку человек стремится к тому, чтобы его воспринимали не только как частное лицо, но и как представителя определенной социальной общности.
. Креативность самовыражения личности. Каждый человек имеет возможность взять готовый образ для исполнения социальной роли или привнести в ее исполнение новые аспекты, основанные на личном опыте. Креативные люди создают новые возможности выражения себя через одежду, речь, используемые стратегии самопрезентации, которые затем становятся достоянием масс.[20]
Выделенные индивидуальные особенности самовыражения личности имеют устойчивый характер и могут служить основанием для прогноза поведения личности в конкретном акте общения.
Самовыражение является, необходимы условием социализации и уже не рассматривается современной педагогикой как нечто редкостное и необычное. Современные подходы в педагогике и психологии обучения предполагают, что каждый человек - творческая личность. Дидактика включает опыт творческой деятельности учащегося в процессе обучения как важнейший компонент содержания образования наряду с усвоением знаний, умений и навыков.[35]
Особую значимость самовыражение имеет для подросткового возраста.
Роль потребности в самовыражении у детей слишком часто недооценивается, так же как недооценивается и могучая энергия, которая заключена в этом стремлении. Слишком часто воспитатели сводят потребность детей в самовыражении к соревнованию - к стремлению человека быть первым (одним из лучших) в учении, в каких-то делах, в спорте. Тут кроется серьёзная психологическая ошибка: для самовыражения в действительности не так уж важны количественные показатели. Гораздо важнее качественное своеобразие, неповторимость. А взрослые очень часто навязывают детям цели (отметки, послушание, аккуратность), которые связаны со стереотипными требованиями и противоречат стремлению ребёнка показать свою уникальность.[29]
Особенно острый характер приобретает это столкновение у подростков. Если какой-то воспитатель пожимает плечами и разводит руками, заслышав разговоры о некоторых уродливых формах, которые принимает потребность в самовыражении у современных подростков, то наверняка можно предсказать, что он никогда не поймёт их и не сможет им помочь. Воспитатель должен суметь увидеть в нелепых, гротесковых, а порой резких и асоциальных выходках подростков поиск способа самовыражения, поиск, состоящий подчас из проб и ошибок, часто безрезультатный и, следовательно, граничащий с разрушительным протестом против регламентированных стереотипных занятий, развлечений и забот, которые присущи миру взрослых. Мы просто обязаны помочь этому внешне неприступному и дерзкому, но фактически очень ранимому существу найти такое дело, которое было бы приемлемым (и для него, и для общества) способом активного, полного, созидательного самовыражения. И лишь тогда перед растущим человеком раскроется то многообразие стилей и способов действий, которое предоставляет труд, но не предоставляет потребление.
Часто наиболее изобретательными, одарёнными и преданными своему делу людьми оказываются именно \"неподдающиеся\" ребята.[22]
Увы, слишком часто подростки не уверены в себе, импульсивны, обидчивы, легкоранимы. Они в большинстве своем демонстративны и любят выставлять напоказ свои увлечения и пристрастия - с этим ничего не поделать.
Проблемами самовыражения и самопознания отражены в трудах Байлука В.В. \"Основы самопознания и самореализации личности\"
Самовыражение - это путь к самореализации личности, а также компонент её социализации. Из этого следует, что самовыражение является необходимой частью жизни и развития на протяжении всей жизни человека.

Заключение
Решая первую задачу, мы выявили психологические и социально-педагогические особенности подросткового возраста, что в дальнейшем помогло понять причины возможных проблем самовыражения, в том числе как компонента социализации.
В процессе решения второй задачи мы выявили особенности социализации подростков. Это важная часть данной работы, так как самовыражение является неотъемлемой частью социализации. Можно сказать, что социализация является причиной самовыражения. Стремление занять определённую ячейку в обществе помогает найти свой собственный путь к самовыражению. Таким образом, выявление особенностей социализации помогает в решении следующей задачи и в общем исследовании данной темы.
Решение третьей задачи позволило закрепить результаты решений предыдущих задач, были установлены понятие, функции и способы самовыражения подростков, что является главной составляющей темы данной работы.
Решение всех трёх задач помогло нам в достижении цели курсовой работы: установлен факт влияния социализации на самовыражение подростков. Также выявлены особенности, понятия и функции данных процессов, их взаимосвязь.
В ходе исследования было установлено, что проблема формирования у подростков культуры эмоционального самовыражения является одной из актуальных в педагогической теории и практике.
Эта проблема изучена недостаточно хорошо и нуждается в дальнейших исследованиях

Список использованной литературы
1.Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева; Аспект Пресс, 1996. - 375 с.
.Андреева, Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте / Г.М. Андреева; Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1997. - 352 с.
.Андреева, И.В. Психология и педагогика / И. В. Андреева, О.Б. Бетина; Москва, Эксмо, 2008 г. - 224 с.
.Андриенко, В.К. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы / В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский; 1990. - 233 с.
.Андреенкова, Н.В. Проблемы социализации личности / 5.Н.В. Андреенкова; Социальные исследования, 1970. - 171 с.
.Бобнева, М.И. Психологические проблемы социального развития личности / Социальная психология личности / Под редакцией М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой; Наука, 1978. - 312 с.
.Божович, Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. / Е.Д. Божович; Знание, 1979. - 213 с.
.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Редакция Д.И. Фельдштейн; Воронеж: Издательство института практической психологии: Модэк, 1997. - 464 с.
.Брилинг, Е.Е. ПОДРОСТОК - особый возраст / Е.Е. Брилинг; 2004. - 256 с.
.Бурменская, Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А.. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова; Издательский Центр \"Академия\", 2002. - 399 с.
.Гилинский, Я.И. Стадии социализации индивида. Человек и общество / Я.И. Гилинский, 1971. - 240 с.
.Гладилина, В.И. Культурно-досуговая деятельность как средство самоутверждения и самовыражения личности подростка / В.И. Гладилина; Санкт-Петербург, 2008. - 204 с.
.Головей, Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко; Речь, 2006. - 688 с.
.Жукова, М.Н. Социализация личности школьника как необходимое условие предупреждения девиантного поведения и профилактики правонарушений среди детей и подростков./ М.Н. Жукова; Информационно-консультативный сайт дополнительного образования, 2011. - 378 с.
.Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя; Феникс, 1997. - 189 с.
.Зюзина, Е.В. Психологические особенности социализации современных подростков / Е.В. Зюзина; Волгоградский Государственный Педагогический университет, Волгоград, 2002. - 292 с.
.Андреева Е.Н. Психология современного подростка / А.А. Азбель, Е.В. Алексеева, Е.Н. Андреева; СПб: Речь, 2001 - 400 с.
.Кон, И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей / И.С. Кон; Просвещение, 1980. - 192 с.
.Кобазева, Ю.А. Исследование процесса социализации современных подростков в отечественной психологии / Ю.А. Кобазева / Психология обучения. - 2007. - 274 с.
.Краковский, А.П. О подростках / А.П. Краковский.; Педагогика, 1970. - 157 с.
.Мадорский, Л.Р. Глазами подростков: книга для учителя / Л.Р Мадорский, А.З. Зак.; Просвещение. 1991. - 95 с.
.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина; \"Академия\", 1997. - 456 с.
.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова; Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
.Омельченко, E.A. Становление культуры самовыражения подростков в условиях индивидуализации обучения / E.A. Омельченко; Научная электронная библиотека \"Веда\", 2004. - 384 с.
.Позина, М.Б. Психология и педагогика: Учебное пособие / Научный редактор И.Ф. Неволин / М.Б. Позина; Университет Натальи Нестеровой, 2001. - 97 с.
.Психологические проблемы самореализации личности / Под редакцией А.А. Крылова, Л.А. Коростылёвой, 1997 - 88 с.
.Подросток на перекрёстке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков / Редактор С.В. Кривцова; Генезис, 1997. - 287 с.
.Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский; Политиздат, 1982. - 192 с.
.Реана, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реана; СПб.: \"Прайм-ЕВРОЗНАК\", 2002. - 656 с.
.Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / X. Ремшмидт; Перевод с немецкого: Мир, 1994. - 320 с.
.Рождественская, Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 / Н.А. Рождественская; \"Психология\". 2-е издание М.: Российское психологическое общество, 1998. - 384 с.
.Социальная психология / Под редакцией А.В. Петровского - М.: Просвещение, 1987. - 280 с.
.Реан А.А., Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум; СПб.: Питер, 2002, - 432 с.
.Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко; Москва, Гардарики, 2007. - 349 с.
.Шацкий, С.Т. Избранные педагогические произведения / С.Т. Шацкий; Педагогика, 1980. - 288 с.

Похожие материалы:

Курсовая работа: Эмоциональное выгорание как социально-психологическая проблема

Реферат: Самообразование школьников как педагогическая проблема

Дипломная работа: Психологическое консультирование как специальная проблема психологии

Реферат: АЛКОГОЛИЗМ И МЕТАЛКОГОЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ КАК МЕДИЦИНСКАЯ ПРОБЛЕМА

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Гармония личности как общечеловеческая проблема

Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.