Курсовая работа: Способности как фактор успешности профессиональной деятельности
Данная работа посвящена рассмотрению и описанию способностей человека, влияющих на его трудовую деятельность. Современное российское общество нуждается в высококвалифицированных работниках, людях, которые способны успешно реализовывать себя, планировать и устраивать свою карьеру, несмотря на изменяющиеся социально-экономические условия. Они - ценность для любой организации.
Дата добавления на сайт: 02 августа 2024
Скачать работу 'Способности как фактор успешности профессиональной деятельности':
Министерство образования и науки РФ
ФБГОУ ВПО «Пензенский Государственный Университет»
Факультет экономики и управления
Кафедра «Социология и управление персоналом»
Курсовая работа по теме:
«Способности как фактор успешности профессиональной деятельности»
Выполнила:
Студентка группы 12эп1
Рузанова Ксения
Проверила:
Барсукова С.А.
Пенза 2013
Введение.
Данная работа посвящена рассмотрению и описанию способностей человека, влияющих на его трудовую деятельность. Современное российское общество нуждается в высококвалифицированных работниках, людях, которые способны успешно реализовывать себя, планировать и устраивать свою карьеру, несмотря на изменяющиеся социально-экономические условия. Они - ценность для любой организации.
В современной России людям, которые заинтересованы в сохранении своего рабочего места, приходится заниматься развитием и совершенствованием своих способностей.
Способности человека - индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного вида деятельности. Способности проявляются не только в виде имеющихся у индивида знаний, умений и навыков, но и в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Человек не рождается со способностями к какому-либу виду деятельности. Способности формируются и развиваются в правильно организованной деятельности в течение всей жизни человека под воздействием воспитания и обучения.
Основная для человека деятельность - трудовая. Выполнение трудовой деятельности, с одной стороны, предполагает наличие определенных профессиональных способностей, а с другой, является одним из условий их развития. Так как профессиональные способности работников есть достояние организации, то отношение к условиям их развития требует самого пристального внимания.
В российской психологии наибольший вклад изучения музыкальных (специальных) способностей внёс Б. М. Теплов. Изобразительные (художественные) способности рассмотрены А. А. Мелик-Пашаевым и Ю. А. Полуяновым, литературные - Е. М. Торшиловой, З. Н. Новлянской, А. А. Адаскиной и др. Спортивные способности отражены в работах А. В. Родионова, В. М. Волкова, О. А. Сиротина и др. Информация по общим способностям более полно изложена в трудах В. Н. Дружинина, М. А. Холодной, Е. А. Сергиенко. Большой вклад в разработку данной проблемы внесли и зарубежные авторы, такие как Р. Кэттелл, Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Э. П. Торренс и др. Авторы изучали особенности развития способностей и факторы, способствующие этому, рассматривали взаимосвязь между специальными о общими способностями, создавали методы измерения способностей.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и описание способностей человека как факторов успешной трудовой деятельности.
Объектом данной проблемы будут являться способности человека. Предметом исследования будут способности человека, влияющие на эффективность трудовой деятельности человека.
Исходя из указанной выше цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе:
. Рассмотреть понятие способности и его основные виды.
. Изучить влияние способностей на успешность трудовой деятельности.
Метод исследования - в рамках раскрытия темы курсовой работы используется общенаучный метод теоретического анализа научной и периодической литературы, с помощью которого было рассмотрено понятие способностей, рассмотрены виды и уровни способностей, и изучена роль способностей в успешной трудовой деятельности.
1. Понятие и виды способностей
Начнем с определения понятия «способности». Если обратиться к словарям, то можно найти такие определения понятия «Способности».
В словаре русского языка С.И. Ожегова способности определены как «природная одарённость, талантливость» [13.]. Толковый словарь под общей редакцией Т.Ф. Ефремовой, под понятием способности подразумевает:
) Природное дарование, склонность к усвоению чего-либо, к занятиям чем-либо.
) Возможность, умение что-либо делать.
) Состояние, качество, свойство, дающее возможность производить те или иные действия, исполнять ту или иную работу.
) Возможность, умение переживать и действовать в той или иной области психической жизни, свойственная живому существу [2].
В Психологической энциклопедии «способность - это динамическая черта личности, определяющая умение и эффективность в достижении целей».
Вызывает интерес определение «способностей» данное в Философском словаре «любое умение, возможность, сила или талант человека действовать или страдать. Способность может быть врожденной или приобретенной, скрытой или активной. Аристотель говорил о способности как потенциальных возможностях приобретения общих принципов знания» [17].
Таким образом, несмотря на разные определения данные словарями, можно выделить общее, что способность - это природное дарование, склонность к усвоению чего-либо, качество, позволяющее человеку добиваться поставленных целей.
Наиболее полно понятие «способности» рассмотрено в психологии. В отечественной науке подчеркивается, что способность является индивидуально - психологической особенностью личности (Б.М.Теплов) и представляет собой «сложное синтетическое образование» (С.Л.Рубинштейн).
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать их и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:
. Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей.
, Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.
. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение наиболее распространено [16].
Большой вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный ученый Б. М. Теплов. Он-то и предложил третье из перечисленных определений способностей. В понятии «способности», по его мнению, заключены три идеи, «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [16].
Способности, как утверждал Б. М. Теплов, могут существовать только в постоянном процессе развития. Способность, которой человек перестает пользоваться на практике, с течением определенного времени пропадает.
Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с регулярными занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, художественное и техническое творчество, математика, спорт и др., мы поддерживаем и развиваем дальше необходимые нам способности.
Однако формирование и развитие способности должно иметь какое-то “начало”, точку отсчета. Задатки - это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе формирования способностей. Нет способностей, как вне деятельности, так и вне задатков. Задатки врожденны и статичны в отличие от динамических способностей. Задаток сам по себе ни на что конкретно не направлен и не определен, он многозначен. Он получает свою определенность, только тога, когда включен в структуру деятельности, в динамику способностей.
Возможно, из какого-то природного задатка у человека разовьются, например, художественные способности, а возможно - другие. Проблема в том, что из-за расхожих и упрощенных бытовых представлений, в человеческом мозге не существует определенной и точной локализации высших психических функций. Из одного и того же физиологического “материала” могут формироваться различные психологические способности. Это определенно направленностью личности и эффективностью деятельности.
Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют, тем самым, влияя друг на друга.
В психологии есть два основных подхода к пониманию способностей, их происхождению и месту в сфере деятельности.
Первый подход получил название деятельностный, его придерживались многие отечественные исследователи. Второй подход является не менее разработанным, сочетающимся с первым, он называется знаниевым.
Проблемы способностей также рассматривали А. Р. Лурия (1902-1977), П. К. Анохин (1898-1974), В. Д. Небылицин (1930-1972) и др.
Подчеркивая взаимозависимость способностей с успешной деятельностью, необходимо ограничить круг индивидуальных особенностей личности только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большего успеха. Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в навыках, знаниях и умениях индивида, они в то же время не тождественны друг другу. Так, человек может быть хорошо подготовлен технически иметь хорошее образование, но мало способен к какой-либо деятельности. Например, на экзамене в Академию художеств В. И. Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствуют способности к изобразительной деятельности. Инспектор Академии, просмотрев представленные им рисунки, заявил: “За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить”. Ошибка преподавателей Академии заключалась в том, что на экзамене они оценивали вовсе не способности, а лишь наличие определенных навыков и умений рисования. В дальнейшем Суриков делом опроверг эту ошибку, овладев в течение 3 месяцев нужными умениями и навыками, в результате чего те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в Академию. [9] Таким образом, можно сделать вывод, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в процессе их приобретения, в том, как быстро и легко человек осваивает какую-либо деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также то, как эта деятельность выполняется. С.Л. Рубинштейн справедливо утверждал: «Развитие человека, в отличие от накопления “опыта”, овладения знаниями, умениями, навыками, - это и есть развитие его способностей...».
Как отмечает А. В. Петровский, по отношению к навыкам, умениям и знаниям человека способности выступают как некоторая возможность. Здесь можно провести аналогию с брошенным в землю зерном, которое превратится в колос лишь при наличии определенных условий, благоприятствующих его развитию. Способности - лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. [10] Так, например, выявившиеся у ребенка математические способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок станет великим математиком. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможности семьи и т.д.) способности заглохнут, так и не развившись. Неизвестно, сколько гениев так и не было признано обществом. Примером является история жизни Альберта Эйнштейна, который в средней школе не выделялся особым умом.
Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Проявляясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие. Математические способности человека никак не проявятся, если он никогда не изучал математику: их можно выявить лишь в процессе усвоения им чисел, изучения формул, решения задач и т.п. Известны, например, феноменальные счетчики - лица, которые с невероятной скоростью производят в уме сложные вычисления, обладая при этом довольно таки средним уровнем математических способностей.
Рассмотрим второй подход к пониманию способностей человека. Его главное отличие от предыдущего заключается в фактическом приравнивании способностей к уже присутствующему уровню знаний, умений и навыков. Такой позиции придерживался советский психолог В. А. Крутецкий (1917-1989). Знаниевый подход делает акцент на операциональном аспекте способностей, а деятельностный - на динамическом. Но ведь быстрота и легкость развития способностей обеспечивается только соответствующими им операциями и знаниями. Так как формирование способностей начинается не “с нуля”, оно не предопределено врожденными задатками. Соответствующие знания, навыки и умения личности фактически не отделимы от понимания, функционирования и совершенствования способностей. Поэтому многочисленные работы “знаниевого” подхода, посвященные умственным, педагогическим и математическим способностям, как правило, широко известны и перспективны.
Отдельно взятые способности человека еще не дают гарантию успешного выполнения им какой-либо деятельности. Развитое у человека тонкое восприятие формы и цвета еще не делает его художником. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создает музыканта. Для эффективного овладения любой деятельностью необходимо конкретное сочетание отдельных, частных способностей, которые образуют единство, своеобразное целое, синтез, или, как говорят, ансамбль, способностей. Данный ансамбль не является постоянным и неизменным, это постоянно развивающееся и изменяющееся под воздействием деятельности единство.
Например, в основе способностей к математике главную роль играет математическая память (способность запоминать общие схемы рассуждений и доказательств, способы решения типовых задач, общие правила); способность быстро обобщать математический материал(способность видеть общее в различных математических выражениях и действиях); легко переключаться от одной умственной операции к другой. Все частные способности объединяются главной способностью - математической направленностью ума, связанной с потребностью в математической деятельности.
Конструктивно-технические способности включают такие составляющие, как наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющую видеть их достоинства и недостатки; комбинаторную способность (способность составлять из данных узлов, деталей новые комбинации, сопоставлять свойства различных материалов); техническое мышление (способность понимать логику технических устройств).
Музыкальные способности - совокупность таких способностей, как ладовое чувство, проявляющееся в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий, музыкальная память, музыкально-ритмическое чувство - способность чувствовать ритм и воспроизводить его. Важное значение имеет и абсолютный слух - способность точно определять высоту звука без сравнения его с эталоном. Все эти частные способности объединяются вокруг основной способности - музыкальности, под которой понимают способность воспринимать музыку как выражение некоторого содержания (а не просто гармоническое сочетание звуков).
В основе литературных способностей лежат творческая активность и эстетическая позиция, объединяющие частные способности - наблюдательность, впечатлительность (эмоциональное переживание воспринятого), наличие ярких, наглядных образов памяти, творческое воображение, а также эмоциональность и выразительность языка.
К художественно-изобразительным способностям относится способность правильной оценки пропорций, способность чувствовать выразительную функцию цвета, творческое воображение и др.
Ученые выделяют следующие виды способностей, прежде всего по содержанию и характеру деятельности, в которой они проявляются. Различают общие и специальные способности.
Общими называют те способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Такими являются способности к обучению, к труду, общие умственные способности человека.
Они опираются на общие умения, необходимые в каждой сфере деятельности, например такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их выполнение, используя средства, уже имеющиеся в опыте человека, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми методами работы, преодолевать трудности на пути к цели.
Под специальными понимают способности, которые ярко проявляются в отдельных, специальных областях деятельности.
Разделение специальных и общих способностей носит условный характер. Собственно, речь идет об общих и специальных сторонах в способностях человека, которые взаимосвязаны. Общие способности проявляются в специальных: в способностях к какой-то определенной и конкретной деятельности. С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны. Человеку существенно "упрощает жизнь" то обстоятельство, что одни и те же способности могут применяться в разных видах деятельности. Та же наблюдательность может пригодиться не только писателю, но и доброй половине других профессий: врачу, сотруднику правоохранительных органов, водителю, учителю, строителю и многим другим.
Кроме подразделения способностей на общие и специальные, принято выделять теоретические и практические способности. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным практическим действиям. В отличие от общих и специальных способностей, теоретические и практические обычно не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладают или одним, или другим видом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.
Также есть классификация способностей, разделяющая их на учебные и творческие. Их различие заключается в том, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, а вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.
Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности - в наибольшей степени обусловлены социально. Примером способностей первого вида является речь человека как средство общения, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности находить контакт с разными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т. п. Примеры способностей предметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и практической деятельности.
Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для эффективного выполнения...
Похожие материалы:
Статья: Вакцинация как специфический фактор защиты ребенкаКурсовая работа: Эмоциональная компетентность как фактор успеха современного руководителя
Контрольная работа: Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности социальному работнику
Диссертация: Невербальные коммуникации мужчин и женщин в профессиональной деятельности. Сравнительный анализ
Квалификационная работа: Тревожность как фактор дезадаптации детей младшего школьного возраста группы риска