Курсовая работа: Сравнение образа мира людей, практикующих и не практикующих осознанные сновидения

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБРАЗ МИРА И ОБРАЗ ЖИЗНИ
§ 1. ПОНЯТИЕ "ОБРАЗ МИРА"
§ 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА МИРА С ОБРАЗОМ ЖИЗНИ
ГЛАВА II. ФЕНОМЕН ОСОЗНАННОГО СНОВИДЕНИЯ
§ 1. ФЕНОМЕН ОСОЗНАННОГО СНА
§ 1.1 НАУЧНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ФЕНОМЕНА ОС
§ 1.2 ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ОСОЗНАННЫХ СНОВИДЕНИЙ
§ 2. ПРАКТИКА ОСОЗНАННОГО СНОВИДЕНИЯ
§ 2.1 СТРУКТУРА ОСОЗНАННОГО СНОВИДЕНИЯ И ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ОБЫЧНОГО СНА
ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
§ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
§ 2. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
§ 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
§ 4. ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дата добавления на сайт: 02 августа 2024


Скачать работу 'Сравнение образа мира людей, практикующих и не практикующих осознанные сновидения':


Оглавление
Введение
Глава I. Образ мира и образ жизни
§ 1. Понятие "образ мира"
§ 2. Взаимосвязь образа мира с образом жизни
Глава II. Феномен осознанного сновидения
§ 1. Феномен осознанного сна
§ 1.1 Научное подтверждение феномена ОС
§ 1.2 Исследование свойств осознанных сновидений
§ 2. Практика осознанного сновидения
§ 2.1 Структура осознанного сновидения и его отличие от обычного сна
Глава III. Практическая часть
§ 1. Методологический раздел
§ 2. Описание результатов
§ 3. Обсуждение результатов
§ 4. Выводы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Данная курсовая работа посвящена теме, долгое время относившейся научным сообществом к разделу псевдонаучности и мистики. Благодаря экспериментам и исследованиям Стивена Лаберже и Кейта Хирна, феномен осознанных сновидений теперь рассматривается наукой как реально существующий. Осознанное сновидение - это изменённое состояние сознания, переживаемое во время сна, характеризующееся тем, что сновидец отдаёт себе отчёт в том, что его сознание переживает сон, а физическое тело недвижимо. Иначе говоря, во время осознанного сна человеку предоставлена возможность использовать своё воображение на совершенно новом уровне, мысли становятся реальностью в этом мире. Тема сновидений представляла интерес для человечества во все времена, насчёт снов построены различные теории, и стоит сделать здесь ремарку о том, что в данной работе сновидения будут рассматриваться с позиций теории Лаберже, с принятием за отправную точку утверждения о том, что сны и воображение имеют схожую структуру и не выходят за границы сознания и тела человека. Убеждения оккультных мастеров о "внетелесных путешествиях" не имеют отношения к будущей работе; я уважительно отношусь к научным исследованиям в этой области, но всё же это отдельная тема, требующая иного подхода и большего объёма работы для раскрытия.
Структурная часть работы
Проведя анализ литературы, автор установил, что данные, описывающие специфику образа мира практикующих осознанное сновидение носят гипотетический характер, а валидных эмпирических исследований, подтверждающих догадки авторов, доподлинно проведено не было. Таким образом, налицо отсутствие валидных эмпирических данных в области исследовании феномена ОС как социального явления, что предстаёт серьёзной научной проблемой, решить которую можно лишь проведением большого количества эмпирических исследований и экспериментов.
Цель: Провести сравнительный анализ образа мира и жизни людей, практикующих и не практикующих осознанное сновидение.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1)Теоретические задачи:)проанализировать литературные источники на предмет эмпирических исследований в области осознанного сновидения, а также на предмет исследования образа жизни практикующих осознанное сновидение;
b)Раскрыть основные понятия в области образа жизни, образа мира, феномена осознанного сновидения и его практики;)Обратить внимание на недостаток эмпирических данных в исследовании осознанного сновидения как на значимую научную проблему;
2)Методологические задачи:)Найти, отобрать или разработать ряд методик, позволяющих провести сравнительный анализ по каждому из слоёв образа мира;
b)Разработать план эмпирического исследования;
3)Эмпирические задачи:)С помощью подобранных методик провести сравнительный анализ слоёв образа мира экспериментальной и контрольной группы испытуемых;
b)Описать значимые различия в образе мира и образе жизни у практикующих и не практикующих осознанное сновидение. Сделать выводы на основе эмпирического исследования.
Эмпирическим объектом исследования являются люди, практикующие осознанное сновидение.
Объект исследования: образ мира.
Предметом исследования являются различия в образе мира и жизни людей, практикующих и не практикующих ОС.
осознанное сновидение образ мир
Исходя из вышеуказанного, автор выдвигает ряд гипотез о существовании различия в образе мира и жизни людей, практикующих и не практикующих ОС, в частности:
)в ценностно-мотивационной сфере (ядре) образа мира, проявляющихся в преобладании разных ценностно-мотивационных качеств у представителей экспериментальной и контрольной групп;
2)в семантическом слое образа мира, выраженном в различиях смысловых универсалий групп;
)в перцептивном мире, выраженном в доминировании конкретной модальности у экспериментальной группы по сравнению с контрольной.
Данное эмпирическое исследование представляет собой попытку рассмотрения феномена осознанного сновидения как части образа мира и образа жизни человека. По своей сути оно представляет собой выявление определённых сходств паттернов ценностных, смысловых или перцептивных слоёв образа мира у практикующих осознанное сновидение, что в своём логическом продолжении вытекает в гипотезу о наличии у онейронавтов своего собственного видения и понимания мира, свойственного им как группе.
Методики: Для исследования был использован опросник, объединяющий ряд методик (перечислены в порядке предъявления респонденту):
Методика ценностных ориентаций М. Рокича;
Методика 45-шкального специализированного семантического дифференциала (СД)"Образ Жизни" В.П. Серкина;
Специально разработанная автором анкета (15 вопросов).
Для описания образа мира и жизни людей использована трёхслойная модель образа мира В.П. Серкина, состоящая из ядра, семантического и перцептивного слоёв и на её основе предполагается поиск значимых различий по каждому из трёх уровней.
Автор считает, что исследование данного феномена имеет серьёзную ценность для психологии, так как мы имеем дело со снами, теоретически сильно связанными с бессознательным, что позволит по-иному взглянуть на человеческую психику и нарушения в ней, кроме того, область сновидений по-прежнему остаётся малоисследованной областью, что вселяет надежду о скорых открытиях и прорывах в её изучении.
Глава I. Образ мира и образ жизни
1. Понятие "образ мира"
Образ мира - "целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности". Данный термин введён А.Н. Леонтьевым в 1979 году.
В работе В.П. Серкина (2005) проводится анализ данного термина с последующим приведением следующих определений:
)Образ мира - интегральная система значений человека, основанная на выделении значимого для системы реализуемых субъектом деятельностей (структура);
2)Образ мира - интегральный идеальный продукт сознания, полученный путём постоянной трансформации чувственной ткани сознания в значения;
)Образ мира - индивидуализированная культурно-историческая основа восприятия;
)Образ мира - индивидуальная прогностическая модель мира;
)Образ мира - интегрированный образ всех образов.
Подобное разнообразие толкований обосновывается тем, что образ мира - весьма и весьма всеобъемлющее понятие, фигурирует во многих (если не во всех) аспектах человеческой деятельности.
Обобщая приведённые выше определения, можно выделить ряд свойств образа мира. Образ мира:
Многоуровневая система
Всеобъемлющая (целостная) система
Ценностная (значимая) система
Динамичен
Индивидуален
Прогностичен
Рефлексивен
Прогностичность образа мира является его особенной функцией, определяющей мотивацию деятельности человека на основе содержащегося прогноза на будущее.
А.Н. Леонтьев отмечает, что образ мира обладает также свойством амодальности, то есть, находится за пределами зрительной, слуховой, тактильной и любой другой конкретной модальности. Следовательно, отмечает автор, образ мира не является картинкой (!).
Отдельно выделяется свойство значения, которое человек придаёт объектам, оно выносится Леонтьевым в "пятое квазиизмерение” (помимо им рассматриваемых трёхмерного пространства и времени), то есть, в смысловое поле, поле значений.
Подробный анализ свойств образа мира предоставлен в работе С. Смирнова (1995). Автор подробно разбирает выделенные им свойства образа мира, раскрывает и организует в целостную систему. Образ мира в работе Смирнова выполняет общую регулирующую роль, затрагивающую когнитивные, деятельностные и коммуникативные процессы. В работе также подчёркивается мысль о том, что образ мира является предметом учебной деятельности, в которой он уточняется, обогащается и корректируется в ходе познавательных действий.
На основе модели, рассматриваемой Леонтьевым (двухслойная модель образа мира, состоявшая из амодального ядра внутри и поверхностных структур снаружи) Серкиным, Артемьевой, Стрелковым (1983) была создана трёхслойная модель, представленная ниже:

Рисунок 1. Трехслойная модель образа мира Серкина, Артемьевой, Стрелкова.
Состав модели дополнил третий, семантический, слой, пролегающий между перцептивным миром и ядром с целемотивационным комплексом. Притом, В.А. Склейнис называет промежуточный слой "картиной мира”, то есть, по сути, неполным образом мира, или же композицией информации, полученной через модальности органов чувств и осмысленные семантически.
Структурное устройство данной модели предполагает большую подвижность и изменчивость внешнего слоя и сравнительную ригидность ядра.
Данная модель использовалась в исследованиях профессиональных сфер деятельности (Серкин, Артемьева, Шунькова) и проявила себя как хорошая основа для описания субъективных особенностей "мира профессии" (Артемьева, 1999).
Реферируя работу Е. Климова (1995) В. Серкин приводит тезис автора о том, что профессиональная деятельность может определять тип индивидуального образа мира. В доказательство данного тезиса приводятся следующие аргументы (выдержка из работы В. Серкина):
.Образы окрестного мира у представителей разнотипных профессий существенно отличаются.
2.Общество квантуется на различные объекты по-разному в описаниях профессий разных типов.
.Существуют специфические различия в картине предметной отнесенности гнозиса разнотипных профессионалов.
4.Разные профессионалы живут в разных субъективных мирах (выделено В. П.)
Проводя промежуточный итог, автор подчёркивает глобальность термина "образ мира". Особенно интересным является тот факт, что данный термин является субъективным видением - без малого - целостного мира человека. С использованием разработанной модели структуры образа мира было доказано существование значительных различий в образе мира различных профессиональных групп, объединённых одним видом деятельности, что подводит нас к предположению о прямой связи образа мира с образом жизни субъекта, что и будет рассмотрено в следующем параграфе.
2. Взаимосвязь образа мира с образом жизни
В статье "Взаимосвязь образа мира и образа жизни" В.П. Серкина объясняется необходимость разработки психологического понятия "образ жизни" как более практического атрибута человеческой индивидуальности. Серкин пишет, что "образ мира” - не может формировать и раскрывать сам себя, в силу своей идеальности, следовательно, для его раскрытия необходимо введение равноценного по интегральности понятия, коим и является понятие "образ жизни”, выделяющее индивидуальное и субъективное в личности.
В своей статье "Взаимосвязь образа мира и образа жизни " (2009) В. П, Серкин доказывает, что индивидуальные образы мира детерминируются не просто условиями жизни и деятельности, но структурой индивидуальной активности, то есть совокупностью реализуемых деятельностей в этих условиях, иначе говоря, образами жизни.
Понятие "образ мира” в работе Серкина тесно переплетается с понятием "образ жизни”. Автор даёт следующее определение:
Образ жизни - система деятельностей, которые человек актуально реализует как субъект индивидуальной деятельности или в которые "включён" (субъектом которых являются общество, группа) в течение определённого жизненного периода, этапа или цикла (до изменения иерархии мотивов) .
Также подчёркивается то, что образ мира обуславливает структуру образа жизни (пример с юртами), и, в то же время, образ жизни задаёт новый виток развития образа мира. Иерархия мотивов, с чем принято ассоциировать термин образа мира, влияет на образ жизни, и изменения в ней провоцируют изменения в образе жизни.
В.П. отмечает, что отношения взаимодетерминации образа мира и образа жизни в общетеоретическом плане представляют конструкт "структура - структура", ещё недостаточно развитый в мировой психологии, что не лишний раз мотивирует исследователей заняться разработкой поставленной ранее задачи по разработке и внедрении термина "образ жизни" в психологическую науку.
Взаимосвязь образа мира и образа жизни также описана в работе Е.А. Климова "образ мира в разнотипных профессиях", в которой приводится эмпирическое доказательство неслучайности различий в оценке образа мира и профессионального самосознания людей разных типов профессий, выделенных по её предметному содержанию (таких как человек-живая природа, человек-человек, человек-художественный образ и др.) .
В разделе "основные идеи" главы "образ мира у разнотипных профессионалов" Е. Климов утверждает, что Представители разнотипных профессий выделяют в окружающем мире не одни и те же ценности, в результате он предстаёт им существенно различным образом.
Автор данной работы разделяет точку зрения В. Серкина о необходимости разработки термина "образ жизни", в силу следующего довода В. П.: "понимание природы интегральных психических образований требует изучения их отношений не с одной отдельно взятой деятельностью, а со всей системой реализуемых субъектом деятельностей".
Действительно, понятие "образ жизни" подходит на роль термина, характеризующего всю систему деятельностей, актуально реализуемых субъектом, поэтому его разработка и внедрение в науку представляется актуальной исследовательской задачей.
Следует сделать некоторые выводы. Образ мира, в силу своей идеальности не способен раскрывать и описывать сам себя, однако эта возможность проявляется с внедрением термина "образ жизни". В результате, получается следующая дуальная модель: человек в процессе познавательной деятельности и обучения (образа жизни) выстраивает субъективный образ мира и, опираясь на него, выстраивает свой дальнейший образ жизни. Таким образом эти два понятия являются самодостаточной самоопределяющейся системой. Однако, к сожалению, термин "образа жизни" проигрывает в разработанности и популярности, что необходимо исправить для продолжения исследовательской деятельности в данной области.
Глава II. Феномен осознанного сновидения
§ 1. Феномен осознанного сна
Определение. Осознанное сновидение - состояние сознания человека, при котором он понимает, что спит и видит сон. Это сновидение, которое осознаётся субъектом. Это сон, в котором возможны намеренные действия, перемещения, поступки и управление как отдельными событиями, так и сюжетом сна в целом. Это дневное, повседневное человеческое сознание, проникающее в ночную психическую деятельность.
Для краткости в дальнейшем будет использоваться аббревиатура ОС.
Перед основной частью данного раздела следует обратить внимание на некоторую "дурную славу" феномена ОС. Не является секретом то, что сам описываемый феномен, (как и многие другие) относится к категории эзотерического знания. Научный мир часто относится к оккультным практикам с подозрением и даже некоторой неприязнью. Конечно, эту позицию можно понять с точки зрения человека, но разделять подобную установку учёный человек себе позволить не может, так как истина может находиться в самом неожиданном месте. Автор хочет выразить благодарность всем исследователям, занимающимся исследованием эзотерики, оккультизма и др. руководствующихся научными методами.
Считается, что термин "Осознанное сновидение” ("Lucid dream”) был введён голландским учёным - психиатром Фредериком Ван Эденом (1913). В то время феномен не был официально принят научным сообществом, само понятие "осознание сна" считалось противоречащим самому себе, так как по смыслу на то время сон обозначал состояние организма, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.
§ 1.1 Научное подтверждение феномена ОС
Доказательство научности феномена осознанного сновидения произошло в 1975 в Британии и 1980 годах в США. Двое учёных - Кейт Хирн (Keith Hearne) (Британия) и Стивен Лаберж (Steven Laberge) (США) независимо друг от друга в ходе проведения экспериментов доказали существование феномена ОС.
Эксперимент Стивена Лабержа более известен и заключался в следующем:
Испытуемому давалась условная серия движений глаз, которую он должен был в точности повторить, проснувшись внутри своего сна.
При этом, у испытуемого регистрировались показатели ЭЭГ, мышечный тонус и электроокулограмма (ЭОГ), а комбинация была оговорена перед опытом.
В сентябре 1978 года, Стивен Лаберж смог повторить условную комбинацию, доказав тем самым, что управляет своим телом (глазами) из БДГ-фазы сна, что было зарегистрировано приборами (с.36 Лаберже, ОС). Впоследствии опыт был повторен и с другими испытуемыми.
Однако, за несколько лет до Лабержа, в Лондоне, Кеит Хирн взял пальму первенства, получив схожие результаты в лаборатории университета Халла.
Эксперимент проходил очень похожим образом на последующую работу Лабержа, были записаны данные ЭОГ, свидетельствующие о комбинации движений глаз, совершённых произвольно, а также данные ЭЭГ и график мышечного тонуса, свидетельствующие о том, что условный сигнал был подан из БДГ-фазы сна.
Таким образом были добыты первые научные данные о феномене осознанного сновидения.
§ 1.2 Исследование свойств осознанных сновидений
Впоследствии С. Лаберж и К. Хирн занимались дальнейшим исследованием феномена осознанного сновидения.
Были открыты следующие свойства ОС:
Ощущение времени внутри осознанного сна примерно идентично реальному его протеканию (1985, Stephen LaBerge);
Осознанный сон является полноценным сном, происходящем на стадии БДГ-сна, а не наваждение, возникшее в воображении сновидца в момент пробуждения, хотя есть и исключения;
ОС длится несколько минут и обычно происходит в конце общего периода сна (в среднем по прошествии 24 минут после начала БДГ-фазы) ;
ОС всегда предшествует вспышка быстрых движений глаз, длящаяся примерно 22 секунды;
Качество сна (отдых организма) не меняется в зависимости от наличия в нём осознанных снов;
Изнутри осознанного сна возможно произвольное управление глазными яблоками и частотой дыхания.
Стивеном Лаберже был также поставлен ряд интересных экспериментов, расширяющих познания о феномене, например, изучение активности полушарий мозга во время осознанного сновидения в эксперименте с пением и счётом внутри осознанного сновидения.
§ 2. Практика осознанного сновидения
В работах, посвящённых осознанному сновидению, содержится довольно обширный багаж техник для индуцирования ОС с разной степенью успешности и популярности. Цель таких техник - позволить...