Реферат: Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В современном мире устная и письменная речь играют огромное значение в жизни человека. Характерной чертой общества 21 века является высокий уровень, многообразие и доступность коммуникаций, то есть возможности для общения между людьми. Люди постоянно передают друг другу огромный обьем информации: во время дружеского общения и деловых встреч, учась в школе и вещая с политической трибуны. По этому правильная, хорошо развитая и красивая речь определенно является залогом успеха в большинстве сфер жизнедеятельности человека.
Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024
Скачать работу 'Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития':
Содержание
Введение
Глава I. Развитие речи у дошкольников
1.1 Основы развития речи у дошкольников
1.2 Этапы развития речи у дошкольников
Глава II. Развитие речи дошкольников с ЗПР
.1 Общая характеристика ЗПР
.2 Особенности развития речи у детей с ЗПР
Глава III. Методика развития речи у дошкольников с ЗПР
.1 Воспитание звуковой культуры речи
.2 Развитие словаря
.3 Формирование грамматического строя речи
.4 Развитие связной речи
.5 Развитие образной речи
Заключение
Список литературы
Введение
В современном мире устная и письменная речь играют огромное значение в жизни человека. Характерной чертой общества 21 века является высокий уровень, многообразие и доступность коммуникаций, то есть возможности для общения между людьми. Люди постоянно передают друг другу огромный обьем информации: во время дружеского общения и деловых встреч, учась в школе и вещая с политической трибуны. По этому правильная, хорошо развитая и красивая речь определенно является залогом успеха в большинстве сфер жизнедеятельности человека.
И даже с развитием электронных и высокоскоростных средств коммуникации, таких как мобильная связь, электронная почта, социальные сети, скайп, грамотная речь сохранила свое значение.
Умение говорить и выражать свои мысли словами не дается человеку при рождении - оно приходит к человеку в процессе его развития. С самого рождения человеческий индивид начинает искать средства взаимодействия с окружающими людьми. В свою очередь, окружающие люди (как правило родители и воспитатели) помогают ему освоить навыки общения. И хотя человек не перестает учиться говорить даже будучи взрослым, фундамент его речи закладывается именнно в первые годы жизни. Таким образом, сложно переоценить то значение, которое имеет развитие речи в раннем детском возрасте.
Отдельный раздел современной педагогики посвящен методикам развития речи у детей дошкольного возраста. Научные наблюдения и практика применения педагогических приемов выработали целую систему средств и способов, которые помогают ребенку в раннем возрасте полноценно освоить навыки устной, а затем и письменной речи. Отвечая печальным реалиям современной жизни, педагогика также заботится о детях, чье развитие затруднено различными факторами. В случаях, когда нормальное речевое развитие ребенка становится невозможным по тем или иным причинам, появляется необходимость в специальных методах диагностики и устранения нарушений речи. Таким образом, в обьекте исследования, который составляют методики развития речи, в качестве предмета для настоящей курсовой работы мы выделим и детально рассмотрим те специальные методики, которые применяются при ЗПР у детей дошкольного возраста.
Поставив перед собой цель изучить и дать характеристику методикам развития речи у детей с ЗПР, в качестве задач исследования мы определим следующюю последовательность действий: обзор научной литературы по теме, общее описание развития речи (основные этапы и их особенности), характеристика основных методик развития речи (понятие, виды), формулировка определения ЗПР и его применение к речевому развитию, обзор методик развития речи при ЗПР, а также выделение среди них наиболее прогрессивных и эффективных.
Глава I. Развитие речи дошкольников
.1 Основы развития речи у дошкольников
задержка развитие речь дошкольник
Так как развитие речи протекает с первой минуты появления ребенка на свет, этап развития активной (экспрессивной) речи относится к возрасту от 3 до 7 лет. Таким образом именно дошкольный период является важным и определяющим в развитии речи и личности человека.
И так развитие активной речи обусловленно тремя этапами: своевременное формирование звукопроизношения, развитие грамматического строя речи и усвоения навыков планирования речевого высказывания, в основе которого лежит фразовая речь. И фундаментом для этого является развитие импрессивной речи, то есть понимания обращённой к ребёнку речи.
То, насколько успешным будет обучение ребенка в школе закладывается до 6 лет, когда он уже умеет делиться своим опытом, то есть связно и последовательно рассказывать о том что с ним произошло. Ребенок показывает хороший уровень развития речи тогда, когда может пересказать просмотренный спектакль, увиденный мультфильм, или услышанную сказку. Прaвильноe звyкoпрoизнoшениe является гaрaнтией того, что дoшкoльник будeт yспeшeн в звукo-буквеннoм aнaлизe и, сoответствeнно, yсвоит прaвильное прaвoписание в шкoльном возpасте.
Таким образом, развитие речи в дошкольном возрасте - не простой процесс, который очень важен для всей дальнейшей жизни человека. Хорошеe развитие рeчи дошкoльника вoзможно у здоровoго в невролoгическом плане рeбёнкa, у кoтoрoго всe этaпы рaзвития рeчи, прoтекают гармоничнo и своевременнo.
1.2 Этапы развития речи
Речь развивается в процессе онтогенеза паралельно с умственным и физическим развитием ребенка и служит показателем общего раззвития ребенка. Усвоение родного языка имеет ряд характерных черт и происходит со строгой закономерностью, общей для всех детей. Что бы вовремя заметить патологию в развитии речи нужно четко представлять себе всю последовательность речевого развития детей в норме, знать условия и закономерности этого процесса. Так же четко нужно представлять этапы развития речи, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в процессе развития.
А.Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей:
-й - подготовительный (с момента рождения - до 1 года);
-й - преддошколъный (от 1 года до 3 лет);
-й - дошкольный (от 3 до 7 лет);
-й - школьный (от 7 до 17 лет).
А.А. Леонтьев указывает, что выделенные им временные рамки последо-вательных периодов или «стадий» крайне вариативны (особенно к 3 годам).
И так, рассмотрим первые 3 этапа становления речи детей:
этап - подготовительный, с момента рождения до года. На этом этапе происходит подготовка к овладению речи. Появляются первые голосовые реакции: крик, плачь. Они в свою очередь способствуют развитию трех отделов речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосового.
На второй неделе жизни ребенок начинает реагировать на голос говорящего. Около двух месяцев появляется гуление и к трем месяцам - лепет. С пятого месяца ребенок слышит звуки, пытается подражать артикуляционным движениям губ взрослого. С шести месяцев путем подрожания ребенок произносит отдельные слоги.
На втором полугодии жизни ребенок воспринимает отдельные звукосочетания и связывает их с действиями или предметами. Он реагирует на: ситуацию, интонацию, слова. Это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).
В 7-9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым более разнообразные сочетания звуков.
С 10-11 месяцев появляются реакции на слова независимо от ситуации и интонации говорящего.
В это время, особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым).
К концу 1-го года жизни появляются первые слова.
2 этап - преддошкольный (от 1 г. до 3 лет)
С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.
На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Значения слов становятся все более определенными.
К 2-м годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
3 этап - дошкольный (от 3 до 7 лет)
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроль над собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи, дети овладевают связной речью. После 3 лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. К 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями.
На 5-м году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К 4-м годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.
Глава II. Развитие речи дошкольников с ЗПР
.1 Общая характеристика ЗПР
В науке выделяются два вида ретардации, то есть недоразвития: тотальная ретардация (умственная отсталость), локальная ретардация (или задержка психического развития).
У детей с задержкой психического развития наблюдается локальность, мозаичность и порциальность недоразвития психических функций.
Задержка психического развития (ЗПР) - это слабо выраженное отклонение в развитии, которое проявляется в незрелости всей психики или отдельных ее компонентов. Имеет тенденцию к компенсации и обратному развитию.
Задержки развития могут быть вызваны разными причинами. Нарушение темпа развития чаще всего обусловлено: 1) расстройством питания при рано перенесенной дизентерии, при длительной диспепсии и дистрофиях (тяжелых желудочно-кишечных заболеваниях на ранних этапах жизни); 2) внутриутробной патологией; 3) близнецовостью (многоплодием); 4) природовой патологией (асфиксиями, легкими родовыми травмами); 5) недоношенностью; 6) эндокринными, хромосомными нарушениями. Все эти причины приводят не к грубым органическим изменениям головного мозга (как при олигофрении), а к нарушению его питания, чем и определяется задержка развития. Причиной ЗПР также может стать длительная депривация, в частности пребывание с момента рождения в условиях неблагополучной семьи, дома ребенка педагогическая запущенность детей с сенсорными дефектами. Симптомы задержки развития частично выступают в раннем и дошкольном возрасте и очень резко проявляются в школьном возрасте, когда ребенок осуществляет переход к сложным и опосредствованным формам деятельности.
Типы задержки психического развития по систематике К.С. Лебединской:
. ЗПР конституционного происхождения. Обусловлена задержкой формирования лобных систем, с которыми связаны высшие специфические человеческие формы поведения и деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих детей находится на более ранней ступени развития. Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости. Отсутствует чувство долга и ответственности. Проявляется небрежное отношение к обучению, недостаточная критичность; не сформированы школьные интересы. Дети не понимают школьной ситуации, не умеют фиксироваться на выполнении школьных заданий. Они не умеют удерживать инструкцию, им недостает контроля. Моторный инфантилизм проявляется в двигательной расторможенности, недостаточной координации движений, особенно при осуществлении письма, рисования, ручного труда. Затруднения в обучении связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов. Вялость и непродуктивность проявляются только в учебной деятельности, но не в играх. Эмоционально-волевая незрелость часто сочетается с инфантильным типом телосложения. Происхождение этой формы в основном врожденное.
. ЗПР соматогенного происхождения. Задержка обусловлена длительной соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками соматической сферы, в первую очередь сердца. В данном случае в замедлении темпа психического развития значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей и общий психический тонус.
. ЗПР психогенного происхождения. Этот тип связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные средовые условия, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы (вегетативных функций и эмоционального развития). В результате наблюдается аномальное, патологическое развитие личности. Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, которые не представляют собой патологию, а заключаются в дефиците знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. ЗПР психогенного происхождения имеет три варианта:
а) Аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости. Чаще всего обусловлено явлениями гипоопеки. Ребенок безнадзорен, у него не воспитывается чувство долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется и развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости и сочетается с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для школьного обучения;
б) Аномальное развитие личности по типу кумира семьи обусловлено гиперопекой - ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Характерны малая способность к усилию, черты эгоизма и эгоцентризма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку;
в) Аномальное развитие личности по невротическому типу. В семьях, где существуют грубость, жестокость, деспотичность, агрессия, формируется личность боязливая, недостаточно самостоятельная, нерешительная, с малой активностью и инициативностью (в этом проявляется эмоциональная незрелость). Неблагоприятные условия воспитания приводят к задержке и познавательной деятельности.
. ЗПР церебрально-органического происхождения. Встречается чаще других вышеописанных типов, обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности. Имеется негрубая органическая недостаточность нервной системы, чаще остаточного характера. Наблюдается задержка физического развития, общая гипотрофия. Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом - у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Дети слабо заинтересованы в оценке, у них низкий уровень притязаний. Игровая деятельность характеризуется бедностью воображения и творчества, определенным однообразием, преобладанием двигательной расторможенности. Органический инфантилизм проявляется в одной из двух форм: а) Неустойчивый органический инфантилизм. Характерны психомоторная расторможенность, эйфорический оттенок настроения, импульсивность, малая способность к волевому усилию и систематической деятельности, повышенная внушаемость, отсутствие стойких привязанностей. б) Тормозимый органический инфантилизм. Преобладает пониженный фон настроения, нерешительность, безынициативность, боязливость. Нарушения познавательной деятельности заключаются в неустойчивости внимания, инертности психических процессов, медлительности и пониженной переключаемости, недостаточном развитии фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной сторон речи, недостаточности долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Наблюдаются плохая ориентировка в «правом-левом», явления зеркальности в письме, затруднения в дифференцировке сходных фонем. Удовлетворительно разбираются в конкретно- наглядном материале, но уровень процессов обобщения и отвлечения низкий. Отсутствует интерес к целенаправленной деятельности, дети не любят самостоятельно, без понуждения учителя работать.
2.2 Особенности развития речи у детей с ЗПР
Развитие речи у детей с ЗПР проходит также как и у нормальных детей, но имеет свои особенноти. О них мы поговорим ниже.
Особенности формирования звуковой культуры речи.
У детей с задержкой психического развития звукопроизносительная сторона речи нарушена, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи. Возникают трудности в дифференциации звуков и овладении звукобуквенны анализом. Дети неправильно произносят около 10 звуков или больше, такие как шипящие, свистящие; не могут различать мягкие и твердые звуки, звонкие и глухие, заменять звуки, смешивать их. Причиной является недоразвитие слухового аппарата, фонематического слуха, вялость артикуляционного аппарата.
Особенности развития словарного запаса:
Дети с ЗПР в своей речи в основном используют существительные и глаголы. Как правило, у таких детей словарный запас ограниченный и скудный, ниже возрастной нормы. Пассивный словарь близок к норме, но перевод слов из пассивного словаря в активный происходит крайне медленно. Дети не знают многих слов абстрактного значения и слов часто встречающихся в речи, заменяют эти слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово. Отмечается неточность употребления слов, поиск подходящих слов происходит крайне медленно. Часто происходят семантические замены, т.к. семантическая нагрузка слов меньше нормы (ребенок не знает значения многих слов). Особенно испытывают сложности в подборе слов антонимов и синонимов. (Е.В. Мальцева, 1989)
Особенности формирования грамматического строя речи.
У детей с задержкой психического развития формирование грамматического строя речи проходит сложнее чем формирование словаря, так как грамматика более абстрактна. Темпы усвоения грамматических форм словоизменения, словообразования, типы предложения, как правило, более медленные. В основном дети допускают ошибки которые носят устойчивый характер. Часто допускаются...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Самооценка детей младшего школьного возраста с задержкой психического развитияКурсовая работа: РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ТРУДНОСТЯМИ В ПОВЕДЕНИИ
Курсовая работа: Сравнительный анализ психического развития детей 6-7-летнего возраста в плане их готовности к обучению в школе
Курсовая работа: Страхи у детей с задержкой психического развития
Отчёт по практике: Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста