Курсовая работа: Стратегии конфликтного поведения и коммуникативные особенности подростков девиантов

Актуальность исследования. В современном обществе наблюдается усиление напряженности, агрессивности, конфликтности в поведении подростков. Подростки часто попадают в неформальные группы, переживают разрушение прежних стереотипов поведения, изменение ценностных ориентаций, приводящих к конфликту.

Дата добавления на сайт: 02 августа 2024


Скачать работу 'Стратегии конфликтного поведения и коммуникативные особенности подростков девиантов':


Введение
Актуальность исследования. В современном обществе наблюдается усиление напряженности, агрессивности, конфликтности в поведении подростков. Подростки часто попадают в неформальные группы, переживают разрушение прежних стереотипов поведения, изменение ценностных ориентаций, приводящих к конфликту. Проблема нарушения поведения у учащихся широко представлена в отечественных и зарубежных исследованиях (Личко А.Е, 1979; Ковалев В.В., Сосюкало О.Д., 1984; Кондратенко В.Т, 1988; Агеева И.А., 1997; Степанов В.Г., 1998; Змановская Е.В., 2003; Реан A.A., 2004; Собкин B.C., Адамчук Д.В., 2006; Korenblum M.; Smith S.K., Meyes R.G., 1998; Гюггенбюль А., 2000 и др.).
Полученные на сегодняшний день эмпирические данные свидетельствуют о том, что на выбор стратегий поведения в конфликте влияет множество факторов, среди которых можно выделить такие личностные качества как темперамент и акцентуации характера. Знание особенностей личности, лежащих в основе формирования выбора нерациональных стратегий поведения в конфликте, помогло бы строить более целенаправленные программы по профилактике нарушений поведения и выработке продуктивных копинг-стратегий в подростковом возрасте.
Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде и наличие девиаций. За последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы конфликтного поведения подростков девиантов.
Центральным вопросом в исследовании конфликтов является вопрос о причинах и факторах, обуславливающих возникновение конфликтных ситуаций.
Цель исследования - выявить взаимосвязь личностных качеств, коммуникативных особенностей и стратегий поведения в конфликте подростков девиантов.
Объект исследования - стратегии конфликтного поведения и коммуникативные особенности подростков девиантов.
Предмет исследования - взаимосвязь личностных качеств, коммуникативных особенностей и стратегий поведения в конфликте подростков девиантов.
Гипотеза исследования - конфликтность подростков девиантов является интегральным свойством индивидуальности. Стратегии поведения в конфликтной ситуации в подростковом возрасте взаимосвязаны со структурой темперамента и акцентуациями характера личности подростка.
Частные гипотезы:
. Компоненты субъективно-ориентированной и предметно-ориентированной активности являются наиболее значимыми детерминантами, определяющими выбор стратегий поведения в конфликте.
. Стратегия поведения в конфликтной ситуации будет взаимосвязана со степенью выраженности отдельных черт характера личности.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
провести теоретический анализ основных подходов к определению природы конфликта и конфликтного поведения в отечественной и зарубежной психологии;
проанализировать современное состояние проблемы определения детерминант конфликтного поведения подростков;
разработать и обосновать эмпирическую программу исследования;
выявить индивидуально-психологические детерминанты конфликтного поведения подростков девиантов;
проанализировать и интерпретировать полученные результаты эмпирического исследования личностных качеств как детерминант конфликтного поведения подростков девиантов.
Теоретической базой работы являются труды Личко А.Е, 1979; Ковалев В.В., Сосюкало О.Д., 1984; Кондратенко В.Т, 1988; Агеева И.А., 1997; Степанов В.Г., 1998; Змановская Е.В., 2003; Реан A.A., 2004; Собкин B.C., Адамчук Д.В., 2006; Korenblum M.; Smith S.K., Meyes R.G., 1998; Гюггенбюль А., 2000 и др.
Эмпирической база исслеования: В исследовании приняли участие девиантные подростки МОУ СОШ № 15, г. Кузнецка, Пензенской области , 13-15 летнего возраста в количестве 32 человек.
Основные методы исследования включали:
) общенаучные: системный анализ, теоретический анализ;
) комплекс методик:
. опросник структуры темперамента В. М. Русалова;
. опросник К. Томаса;
. опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека;
) статистические методы обработки данных (корреляционный анализ и др.). Обработка данных проводилась на основе Office Excel.
Глава I. Концептуальный анализ проблемы исследования детерминант конфликтного поведения подростков
.1 Основные подходы к определению природы конфликта и конфликтного поведения в отечественной и зарубежной психологии
Человек всегда находится в обществе, его повсюду окружают другие люди - знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, на работе, в магазине и т.д. Во всех этих случаях человек взаимодействует с группой и членами этой группы, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности: темпераментальные характеристики коммуникативные особенности, склонность к агрессивному поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды. При общении происходит столкновение этих взглядов, мыслей. Возникают споры и конфликты. Как при общении у кого-то поведение устойчиво и агрессивно, кто-то прямолинеен, гибок, впечатлителен, так и в конфликтной ситуации, то есть, у каждого человека существует так называемый репертуар поведения в конфликтной ситуации.
Определение психологического понятия «конфликт» Е.Ф. Василюк считает сложной задачей: «Если задаться целью найти дефиницию, которая не противоречила бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, она звучала бы психологически абсолютно бессодержательно: конфликт - это столкновение чего-то с чем-то. Два основных вопроса теории конфликта - что именно сталкивается в нем и каков характер этого столкновения». [9, с. 42]
В отечественной психологии приняты определения, основывающиеся на понятии «противоречия». Например, конфликт понимается как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями, как сложное многоуровневое явление, общим для которого является противоречие. [16, с. 40] [24, с. 8-20] Наиболее яркую психолого-педагогическую интерпретацию понятие «конфликт» получило в работах таких исследователей, как Петровская Л.А., Бойко В.В., Ковалев А.Г., Бородкин Ф.М., Коряк Н.М., Ершов А.А. и др. [6] [7] [16].
Согласно данным проведенных исследований (Полозова T.A., Ковалев А.Г., Игумнова Г.В.), совместимость является двухполюсным фактором, степень ее меняется от полюса совместимости людей до полюса их несовместимости. Позитивный полюс обнаруживается в согласии, во взаимной удовлетворенности, негативный полюс чаще проявляется как конфликт.
Ученые Бойко В.В., Ковалев А.П. рассматривают межличностные отношения в конфликте как деструктивные отношения на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. Это своего рода форма коммуникации человека с человеком. Межличностный конфликт наиболее ярко проявляется в нарушении нормального общения или в полном его прекращении. Так, в работах Бодалева А.А., Кондратьева С.В., Егидеса А.Л., Жолобова Ю.В., Емельянова Ю.Н., Кунициной В.Н. выявлено, что конфликт - экстремальная форма диалога. В нем взаимное восприятие искажено предубеждением и недоверием, отрицательными эмоциями. Эмоции направляются на возникающие препятствия: объективные или субъективные. Отсюда столкновение интересов, взглядов на нормы поведения [5, с. 98].
Данные, полученные С.Л. Братченко, дают основание интерпретировать конфликт как «форму межличностного общения, если межличностный конфликт понимать как противоречие в непосредственном взаимодействии между людьми». [8, с. 53].
Из этого следует, что при рассмотрении межличностного конфликта можно использовать общие закономерности межличностного общения.
В работе Ф.Е. Василюка проведен достаточно полный анализ исследований конфликта. Он считает, что существуют два основных вопроса теории конфликта: что именно сталкивается в нем, и каков характер этого столкновения. [9, с. 28].
Решение первого из этих вопросов тесно связано с общей методологической ориентацией исследователя. Приверженцы психодинамических концептуальных схем определяют конфликт как одновременную актуализацию двух или более мотивов (побуждений). Бихевиористски ориентированные исследователи утверждают, что о конфликте можно говорить только тогда, когда имеются альтернативные возможности реагирования. Наконец, с точки зрения когнитивной психологии в конфликте сталкиваются идеи, желания, цели, ценности - словом, феномены сознания. Эти три парадигмы рассмотрения конфликта сливаются у отдельных авторов в компромиссные «синтагматические» конструкции, и если конкретные воплощения таких сочетаний чаще всего оказываются эклектическими, то сама идея подобного синтеза выглядит очень перспективной: в самом деле, ведь за тремя названными парадигмами легко угадываются три фундаментальные для развития современной психологии категории - мотив, действие и образ, которые в идеале должны органически сочетаться в каждой конкретной теоретической конструкции.
К. Хорни проблематизировала это представление, высказав интересную идею, что только невротический конфликт (т.е. такой, который, по ее определению, отличается несовместимостью конфликтующих сторон, навязчивым и бессознательным характером побуждений) может рассматриваться как результат столкновения противоположно направленных сил. «Угол» между направлениями побуждений в нормальном, не невротическом конфликте менее 180°, и потому при известных условиях может быть найдено поведение в большей или меньшей мере удовлетворяющее обоим побуждениям.[28, с. 112].
В.А. Сосниным проведен достаточно полный анализ исследований социального конфликта в США, а также предпринята попытка провести классификацию социального конфликта. Под конфликтом в данном исследовании понимается социальное явление, которое отражает противоречивость отношений и действий между людьми.
Одной из первых работ по теоретическому анализу внутригрупповых конфликтов у нас были работы Н.В. Гришиной. Ею замечено, что важнейшим компонентом выбора стратегий поведения в конфликтной ситуации является осмысление конфликта, которое основано на восприятии конфликтной ситуации и партнера.[10, с. 46].
В работе С.Л. Братченко предлагается использовать структуры межличностного общения для анализа возможных источников межличностного конфликта. К традиционно включаемым в структуру межличностного общения познавательным, эмоциональным и поведенческим структурам добавляется личностный компонент.[8, с. 87].
Такого же принципа диалогичности общения придерживаются Игумнова Г.В. и Диксон И. [18, с. 53].
Любой конфликт может быть как позитивным, так и негативным. Это зависит от способа его разрешения и от хода развития конфликта.
Неконструктивный межличностный конфликт возникает тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих.
Конструктивным межличностный конфликт может быть лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения.
Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, и приспособление. Продуктивный конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служит источником самоусовершенствования и саморазвития личности. [20, с. 28-29].
Конфликт как самостоятельное явление в социологии изучается с 1924 г., а в военных науках - с 1988 г. Кроме того, существенные отличия в понятиях вызваны спецификой того предмета, который представители различных наук выбирают в общем объекте исследования - конфликте. [2]
Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта.
В отечественной литературе большинство определений конфликта носит социологический характер. Приведем для примера некоторые из определений конфликта:
Л.Г. Здравомыслов: Итак, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. [11, с. 12].
Ю.Г. Запрудский: Социальный конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.[27, с. 39].
А.В. Дмитриев: Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.[13, с. 9].
.2 Современное состояние проблемы определения детерминант конфликтного поведения подростков
Сложившиеся традиционные подходы в отечественной и зарубежной общей психологии, психологии развития, социальной психологии, определив концептуальные позиции в стратегии и тактике вопросов изучения конфликтных ситуаций и способов их преодоления, предполагают выход на анализ их содержания и механизмов с точки зрения современных реалий.
Подростковый возраст определяет специфические особенности конфликтных ситуаций и формирование стратегий и способов их преодоления. Особенности подросткового периода проявляются в том, что реальные жизненные ситуации приобретают субъективно конфликтное содержание и специфические для подросткового возраста стратегии их преодоления.
Данные, полученные в результате проведения современных психологических исследований, позволяют установить, что у подростков девиантов доминирует ситуативное поведение в конфликтных ситуациях, в меньшей степени представлено защитное, и в отдельных случаях - конструктивное. Учитывая выявленные возрастные различия в преобладающих поведенческих типах, можно сделать вывод о снижении с возрастом поведенческих реакций защитного типа и увеличении конструктивного. [5, с. 2].
Результаты, полученные в ходе психодиагностического исследования конфликтных ситуаций с участием подростков девиантов и их преодоления, можно оценивать с точки зрения выявления наиболее общих закономерностей, причин формирования способов совладания, а также оценки основных возможных направлений последующего коррекционного воздействия.
Таким образом, следует указать, что современное состояние проблемы определения детерминант конфликтного поведения подростков выражается в следующем:
. Наиболее выраженные конфликтные ситуации в период подросткового кризиса в большей степени определяются силой внутренних переживаний подростка в конфликте. Содержание выделенных ситуаций отражает основные жизненные сферы подростка: отношения с родителями, со сверстниками, в школе, отношение к самому себе. Наиболее значимыми, частыми и конфликтными в период подросткового возраста становятся реальные жизненные ситуации, не несущие объективного конфликтного содержания.
. Для подростков характерен различный уровень осознавания, рефлексии конфликтной ситуации по возрастному (чем старше, тем выше) и тендерному признакам - девочки более склонны к вербализации конфликтных переживаний, поиску причин и путей выхода.
. В период подросткового кризиса наиболее выражены следующие конфликтные ситуации: унижение со стороны сверстников, переход из начальной в среднюю школу, отстаивание собственного мнения с родителями, вмешательство родителей в личную жизнь, разные ситуации общения со взрослыми, ситуации, связанные с отношением к себе. Будучи детерминированы взаимодействием процессов обособления и идентификации, указанные ситуации несут в себе рассмотренные выше проявления подросткового кризиса.
. В основе структуры используемых подростками копинг-стратегий лежат такие механизмы, как: психологическая защита, эмоциональное отреагирование, физическое восстановление, рефлексия, агрессивное отреагирование.
.Особенностями фрустрационных реакций подростков является защитный и необходимо-упорствующий характер, а также экстрапунитивная направленность. Для школьников характерна склонность разрешать конфликтные ситуации в форме обвинений, агрессии и требований.
. Для стратегий преодоления конфликтных ситуаций в подростковом возрасте характерна следующая типология поведения: защитное, характеризующееся пассивностью и неосознанностью поведения; ситуативное, включающее восстанавливающее (направлено на снижение психического напряжения, возникающего при столкновении подростка с конфликтной ситуацией) и нормативное поведение (характеризуется ориентацией на нормы и правила, принятые в социуме, социально одобряемое), реакции пассивного осознаваемого типа; творческое, предполагающее осознанный выбор стратегии, активное поведение подростка в овладении ситуацией, творческий характер используемых стратегий.
. Типология поведения в конфликтных ситуаций соотносима со способами преодоления противоречий в конфликтных ситуациях и значимо связана с формами фрустрационных реакций: защитное поведение значимо связано с экстрапунитивными эгозащитными реакциями, конструктивное - с импунитивными реакциями с фиксацией на препятствие.
.3 Индивидуально-психологические детерминанты конфликтного поведения подростков девиантов
Определение психологических факторов, которые обусловливают возникновение, динамику и конечный результат развития межличностного конфликта, важно для понимания психологических механизмов регуляции поведения личности. Кроме этого, данная проблема является существенной для разработки методологических основ психодиагностики, прогнозирования и коррекции межличностных конфликтов в более широком контексте.
С.А. Беличева подчеркивает, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных (организованных) и стихийных (неорганизованных) воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. Поскольку разработка практических мер по предупреждению отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних также требует учета психобиологических, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих различные отклонения, необходим системный подход в изучении отклоняющегося поведения детей и подростков, который выявляет иерархию и взаимосвязь разнообразных неблагоприятных факторов.
Сутью подросткового возраста Л.С. Выготский считал несовпадение трех точек созревания: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования». Он указал типичные черты подростка: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, конфликты с...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности агрессивного поведения подростков с задержкой психического развития

Курсовая работа: Особенности агрессивного поведения подростков

Курсовая работа: Гендерные особенности конфликтного поведения в молодой семье

Курсовая работа: Исследование взаимосвязи уровня эмпатических способностей и стратегии поведения в конфликтной ситуации

Курсовая работа: Самооценка и особенности общения подростков в группе сверстников