Реферат: Стратегии совладающего поведения иностранных студентов с трудностями вхождения в новую образовательную среду

Современный мир характеризуется динамичными изменениями во всех сферах жизни. Из-за этого возникает проблема функционирования и приспособления человека к постоянно изменяющимся условиям. Одним из факторов, помогающих справляться с подобной ситуацией, является совладающее поведение или копинг.

Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024


Скачать работу 'Стратегии совладающего поведения иностранных студентов с трудностями вхождения в новую образовательную среду':


Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретический анализ понятия совладающего поведения
.1 Особенности психологической адаптации иностранных студентов
.2 Особенности социокультурной адаптации иностранных студентов
.3 Особенности педагогического аспекта адаптации иностранных студентов
Глава 2. Эмпирическое исследование копинг-стратегий, используемых иностранными студентами в новой образовательной среде
.1 Проблема исследования, цель, задачи, гипотезы
.2 Программа эмпирического исследования
.3 Описание результатов
.4 Обсуждение результатов
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Современный мир характеризуется динамичными изменениями во всех сферах жизни. Из-за этого возникает проблема функционирования и приспособления человека к постоянно изменяющимся условиям. Одним из факторов, помогающих справляться с подобной ситуацией, является совладающее поведение или копинг.
Понятие “coping” происходит от английского “to cope” (преодолевать), соответственно копинг-стратегии подразумевают под собой осознанное использование человеком приемов совладания с субъективно трудными ситуациями [9].
Понятие копинга непосредственно связано с психологической адаптацией, однако тема приспособления человека к изменяющимся условиям также обязывает рассматривать и социокультурную адаптацию. Под социокультурной адаптацией мы будем понимать процесс приспособления человека к условиям новой социокультурной среды, а именно: к новым ценностям, ежедневным трудностям, моральным нормам, поведению, традициям, принятым в новом обществе и т.д.
Настоящее исследование предполагает рассмотрение особенностей копинг-стратегий у иностранных студентов, прибывших в Москву для получения образования. Россия является относительно новым направлением для обучения студентов, прибывших из-за рубежа. Этим фактом объясняется недостаток исследований, описывающих совладающее поведение студентов, которые сталкиваются с абсолютно новой, уникальной и специфической средой. Практически для каждого студента, и в том числе для иностранного, характерны периодические усиления тревоги, стресса и уровня нервно-психического напряжения в процессе обучения. Данные феномены связаны с опасением студента не справиться с предлагаемыми учебным заведением заданиями, повышением ответственности за свои результаты, интенсификацией процесса обучения и т.д.
Под термином « иностранный студент» мы понимаем лицо, выезжающее за границу, а именно в Россию, для получения образования различного уровня и различной специализации.
Проблема совладающего поведения разрабатывалась примерно с 60-х годов XX века. Среди зарубежных авторов, занимающихся темой копинга, можно отметить Р. Лазаруса (R.Lazarus), Дж. Амирхана (J.Amirkhan), Э. Хайма (Е.Heim), М. Шейера (M.Scheier), Ч. Карвера (K.Carver) и др. В отечественной психологии данную тему разрабатывали Т.Л. Крюкова, Г.А. Виленская, Н.Е. Водопьянова, Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева и др.
Характерные особенности копинг-стратегий у иностранных студентов в условиях вхождения в новую образовательную среду, факторы выбора совладающего поведения, связанные с изменением образовательной системы, трудности, ухудшающие процесс аккультурации - одни из высоко актуальных тем исследований копинга, которые могут быть рассмотрены применительно к студентам университета НИУ «Высшая школа экономики».
В настоящее время наблюдается активный интерес, проявляемый зарубежными авторами к теме совладающего поведения личности в образовательной среде. В свою очередь, задачей для отечественных исследований является поддержание научного диалога, который требует раскрытие значения данной проблематики и для российских реалий.
Адаптация к новому образовательному процессу обеспечивает адекватное взаимодействие студента с социальной и интеллектуальной средой учебного заведения. Кроме этого у студентов отмечается возможное формирование новых качеств и установок личности, идентификации с профессией, принятия новых социальных ролей и статуса и т.д.
Под адаптацией иностранных студентов к новой образовательной среде российского вуза мы понимаем сложный процесс вхождения, приспособления и становления личности иностранного студента в образовательном поле учебного заведения [3].
Также важно отметить, что в процессе социокультурной адаптации иностранные студенты вынуждены преодолевать различного рода психологические, социальные, моральные, и, возможно, религиозные барьеры. Им приходиться осваивать новые виды деятельности, формы поведения и ценностные ориентиры. Успешная адаптация студента во многом влияет на эффективность процесса обучения в новой стране. Кроме этого, успешное вхождение в новую образовательную среду коррелирует с применением адаптивных копинг-стратегий.
Несмотря на то, что замечается выраженный интерес ученых к сфере совладающего поведения, можно отметить некоторые противоречия между подходами к данной проблематике копинга.
Р. Мус (R. Moos) и А. Биллингс (А. Billings) определяют совладающее поведение как « относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события жизни определенным образом». По их мнению, стиль совладающего поведения формируется в детстве и в дальнейшем практически не подвержен изменению. Человек привыкает реагировать на различные трудности определенным репертуаром поведения, который прослеживается на протяжении всей его жизни [13].
С этой точкой зрения согласны М. Вей, Т. Ку, Д. Расселл и А. Олах [24, 33].
С другой стороны Р.Лазарус и С.Фолкман понимают копинг как динамический процесс, который изменяется в условия смены ситуации, зависит от стадии конфликта и его субъективной оценки индивидом [21].
С ними соглашаются многие авторы, в их числе Л.И. Корсакова, которая считает, что совладающий репертуар зависит, по меньшей мере, от личностных и ситуационных характеристик. Это говорит о том, что на одного и того же человека в различные периоды жизни одно и тоже событие может оказывать разное травматическое воздействие. В зависимости от оказанных травматических воздействий человек выбирает подходящие на данный момент копинг-стратегии, что свидетельствует об их изменчивости с течением жизни [4].
Т.Л. Крюкова также отмечает, что копинг-поведение трансформируется в процессе изменения трудной ситуации. Совладающее поведение обладает собственной динамикой и может изменяться в соответствии с требованиями ситуации к человеку, либо в соответствии с собственными изменениями индивида в ситуации [5].
Замечается неоднозначное отношение ученых по отношению к такому фундаментальному вопросу в проблематике копингов как их развитие или постоянство в течение жизни человека.
Таким образом, можно заметить противоречие между имеющимися в науке данными, подтверждающими различные точки зрения относительно процесса изменения копинг-поведения в течение жизни индивида.
Однако мы можем отметить еще один вопрос, который требует более тщательного рассмотрения: является ли смена образовательной среды студента достаточным фактором, обеспечивающим изменение его совладающего поведения в ситуации обучения, либо подобное событие не привносит в совладающий репертуар студента никаких изменений.
Экстраполируя приведенное выше противоречие в подходах на ситуацию выбора копинг-стратегий иностранными студентами в процессе обучения в России, мы формулируем проблему нашего исследования: происходит ли смена репертуара совладающего поведения у иностранных студентов, обучающихся в НИУ ВШЭ по сравнению с их предыдущим копинг-поведением.
Научная значимость исследования заключается в необходимости поиска ответов на вопрос, происходит ли изменение копинг-стратегий у иностранных студентов непосредственно во время обучения в российских вузах по сравнению с применимыми ранее стратегиями совладания.
Практическая значимость заключается в том, что результаты, полученные в процессе исследования, могут быть использованы при планировании тренинговых и коррекционных программ для адаптации и поддержки иностранных студентов, обучающихся в российских ВУЗах.
Цель исследования: изучить стратегии совладающего поведения иностранных студентов с трудностями вхождения в новую образовательную среду
Задачи: совладающий поведение копинг студент
) Изучить российскую и иностранную литературу по теме копинг-стратегий иностранных студентов.
) С помощью опроса выявить возможные трудности и проблемы, связанные с обучением иностранных студентов в Москве.
) Раскрыть специфику совладающего поведения при помощи глубинного интервью с иностранными студентами.
Объект - копинг-стратегии иностранных студентов.
Предмет - изменение применения копинг-стратегий иностранными студентами, связанных с трудностями вхождения в новую образовательную среду.
Проведенный теоретический обзор позволяет нам сформулировать гипотезу исследования: при смене образовательной среды иностранный студент изменяет свои прежние копинг-стратегии, используемые в процессе обучения, а именно: менее адаптивные стратегии совладающего поведения будут изменяться на более адаптивные.
Постановка целей и проверка гипотезы проводилась с помощью следующих методов:
) Пилотажное исследование, направленное на апробацию выбранных методов исследования и исправление возможных недочетов.
2) Опрос иностранных студентов, включающий 3 опросника: Sociocultural Adaptation Scale (SCAS), COPE Inventory, The Brief COPE.
3) Структурированное интервью с иностранными студентами.
Выборка исследования составила 35 иностранных студентов, обучающихся в НИУ ВШЭ на различных факультетах. Возраст студентов варьировался от 22 до 35 лет. Обязательными условиями участия в исследовании являлись:
) Иностранные студенты не должны обучаться на первом курсе бакалавриата НИУ ВШЭ. Такие студенты не были отобраны для участия в исследовании по причине того, что их совладающее поведение может быть связано не со сменой стиля преподавания, а с фактом смены этапа образования и учебного заведения в целом.
) Иностранные студенты ранее не проходили обучения в российских вузах. В данном случае уже имеющийся опыт социокультурной и психологической адаптации в стране мог бы повлиять на результаты исследования.
Структура работы: ВКР состоит из двух основных глав.
Первая глава является теоретической. Данная глава состоит из двух частей: анализ имеющейся литературы в сфере копинг-стратегий с выделением специфики совладающего поведения у иностранных студентов; анализ феноменов психологической и социокультурной адаптации у иностранных студентов.
Вторая эмпирическая глава посвящена методологии с подробным описанием используемых методик и процедурой исследования. Общее количество страниц текста ВКР равняется 60. 8 источников на русском языке, 26 на английском. 1 приложение с используемым в исследовании опросником и 1 приложение с результатами обработки опросников в SPSS.
Глава 1 Теоретический анализ понятия совладающего поведения
.1 Особенности психологической адаптации иностранных студентов
Иностранные студенты охотно посещают такие страны, как Америка, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия и т.д. Одним из новых направлений, открытых для обучения студентов, является Россия. Вследствие чего имеется потребность в изучении аспектов адаптации иностранных студентов к российской среде обучения.
Известно, что иностранные студенты испытывают ряд трудностей, связанных с приспособлением. Такие трудности, в свою очередь, могут оказать влияние на обучение студента и на его общее восприятие жизни в новой стране. Не смотря на то, что университеты зачастую предоставляют центры поддержки для иностранных студентов, не стоит забывать, что и личные истории самих студентов, раскрывающие трудности и способы их преодоления также могут быть полезны для остальных иностранцев.
Иностранные студенты могут испытывать ряд стрессоров, а именно: новая образовательная и социальная среда, отличные от прежних академические требования, кроме этого, возникают проблемы, связанные с психологической автономией, экономической независимостью и формированием идентичности. Кроме вышеперечисленных стрессоров, студенты зачастую сталкиваются с дополнительными стрессорами, которые были выявлены в проведенных исследованиях. К подобным стрессорам относятся: культурный шок, дискриминация, приспособление к неизвестным культурным нормам, ценности и обычаи, языковой барьер, различные системы образования, финансовые трудности, плохие условия проживание, изоляция и одиночество, тоска по дому, потеря прежнего круга общения и его поддержки [22].
Данные стрессоры влияют на приспособление студентов, прибывших из других стран, а также на их процесс обучения и благополучия.
Академические, социальные и эмоциональные стрессоры, влияющие на иностранных студентов, были выявлены посредством количественных методов.
Чувство невключенности, неприятия или непонимания местными студентами и принимающим обществом в целом могут нарушить процесс аккультурации и привести к эмоциональным проблемам у иностранных студентов [28].
Ряд социокультурных и языковых барьеров связан с нехваткой взаимодействия иностранных студентов с местными студентами и профессорами. Впоследствии это влияет и на их академическую успеваемость [25].
Несмотря на то, что не было найдено разницы в уровне психологического стресса у местных и иностранных студентов, стрессоры, специфичные для приспособления международных студентов обостряют стресс, испытываемый ими и в других сферах жизни [19].
То, как студенты справляются с адаптационными стрессорами, влияет на их благополучие. Были выявлены различия в доминирующих копинг стилях среди представителей различных культур. Так, представители азиатской культуры склонны в меньшей степени обращаться за помощью к специалистам, а также в большей степени используют малоадаптивные копинг стратегии, а именно: подавление, избегание и другие пассивные копинг-стратегии [20].
Подобные стратегии оказывают плохое влияние на уровень здоровья человека [12]. Негативные мысли, и убеждения, а также пассивные копинг-стратегии могут приводить к увеличению уровня общего стресса организма, вследствие чего иностранные студенты отмечают у себя и психологические проблемы, такие как: депрессия, взволнованность, стресс, а также соматические или физические проблемы: расстройства, связанные с аппетитом, усталость и бессонница [23].
Для изучения специфики психологической адаптации используются как качественные, так и количественные методы. Выбор подхода к исследованию напрямую зависит от поставленной цели ученого.
Благодаря количественным методам можно быстро собрать большой массив данных, описывающий общие для большинства людей характеристики совладающего поведения. Так, например, количественные опросы показали, что позитивные копинг-стратегии и приспособительное поведение играют значительную роль в самопознании, лучшем понимании других, расширении мировоззрения, поиске поведения, ориентированного на помощь.
Социальное взаимодействие, включая построение социальных контактов и романтических отношений с местными студентами, и установления отношений с педагогами и наставниками имеют значение для хорошего приспособления к среде у иностранных студентов. Кроме этого, не стоит забывать, что и личностные характеристики также оказывают влияние на межличностные навыки, а гибкость и уступчивость зачастую ассоциируются с лучшей приспособляемостью [31].
Важно подчеркнуть, что количественные методы, несмотря на преимущества, имеют и ряд ограничений. Измерения, используемые в данных методиках, могут быть написаны и разработаны для определенных культур и когорт, а также могут не подходить для иностранных студентов, общество которых включает в себя некоторое количество гетерогенных подгрупп. Кроме этого, количественные процедуры, благодаря априорным предположениям, имеют совокупность предопределенных и прекодированных ответов, что может помешать полностью охватить все разнообразие человеческого опыта, и в особенности комплексную природу трудностей и копинг-стратегий.
Альтернативным методом для познания копинг-стратегий является качественный метод. Он не обладает подобными ограничениями, а напротив, является наименее ограниченным условиями проведения и поощряющим личностные откровения участников относительно их реального опыта.
Савир, Маргинсон, Дюмерт, Нюланд, и Рамиа в 2008 году проинтервьюировали 200 австралийсих иностранных студентов. Они обнаружили, что 2/3 участников испытывают одиночество в самом начале их обучения [29].
В другом исследовании сообщалось о дискриминации, которая проявлялась за пределами университета. Несоответствие ожиданиям приводило к стрессу и чувству неадекватности и отстраненности [26].
Ян и Берлдинер обнаружили академические стрессоры. Интервью с иностранными студентами дало понять, что уровень владения языком, стиль преподавания и критическое мышление являются факторами, которые могут затруднять обучение.
.2 Особенности социокультурной адаптации иностранных студентов
Под термином «социокультурная адаптации» Дж. Вилсон понимает активное взаимодействие мигранта и той среды, в которой он проживает, приобретение важных для жизни умений и знаний, а также усвоение приезжим основных норм, моделей, ценностных ориентаций новой окружающей действительности.
Процесс социокультурной адаптации важно рассматривать в контексте изучаемого объекта. Для нашей работы таким объектом служит иностранный студент.
Успешная социокультурная адаптация иностранных студентов способствует более эффективному обучению будущих специалистов, ускорению включения студента в процесс обучения, а также повышает качество подготовки молодых людей в российских вузах. Нужно учитывать тот факт, что иностранные студенты сталкиваются с трудностями, отличными от трудностей российских студентов. Приведем самые распространенные примеры трудностей, связанных с вхождением в новую образовательную среду.
В первую очередь это низкое владение русским языком. С данной проблемой сталкиваются большинство иностранных студентов на первых порах пребывания в России. Во-вторых, иностранные студенты часто отмечают, что им тяжело справляться с бюрократией в России. В-третьих, отмечаются сложности при построении взаимоотношении с местными жителями. В-четвертых, наблюдаются сложности при интерпретации эмоций у российского населения. Кроме этого, наблюдаются значительные трудности, связанные с приспособлением к общественному транспорту и длительности поездок, например, из дома на учебу.
Неудивительно, что, попадая в новую для себя обстановку, человек непременно будет испытывать определенный дискомфорт до тех пор, пока не "освоится" на незнакомом месте. Вхождение в незнакомую социокультурную среду зачастую сопровождается различного рода переживаниями и быть может различаться по длительности. Для более наглядного представления самого процесса приспособления к новым социокультурным условиям нередко используют понятие «культурного шока»....

Похожие материалы:

Курсовая работа: ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Курсовая работа: Исследование эмпатии студентов факультета педагогики и психологии и факультета иностранных языков

Курсовая работа: ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Курсовая работа: Стратегии конфликтного поведения и коммуникативные особенности подростков девиантов

Курсовая работа: АДАТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБЫ